Логотип журнала "Провизор"








ИГРЫ С ВАКЦИНОЙ: НИКТО НЕ ХОЧЕТ УМИРАТЬ

ИГРЫ С ВАКЦИНОЙ: НИКТО НЕ ХОЧЕТ УМИРАТЬ

По мере спада осенней волны гриппа А / H1N1 (он же свиной, калифорнийский, высокопатогенный, пандемический и т. д.) новостные ленты Интернета все чаще затрагивают тему профилактической вакцинации от новых волн пандемии, которыми нас стращают чиновники ВОЗ и украинские политики

С октября — ноября десятки государств уже вовсю прививают своих граждан против свиного гриппа (СГ). Правительства ряда стран еще в мае–июле заключили соглашения о поставке вакцины с ее производителями. Внеся предоплату (около 10 % стоимости), они получили возможность осенью, когда спрос на вакцину резко повысился, закупать ее миллионами доз. Но серьезное отношение населения к профилактике и промахи логистики приводят кое-где (например, в США или Канаде) к местным дефицитам прививочного материала, очередям и другим, знакомым нам явлениям.

Подчеркнем, эти вакцины от СГ были разрешены к использованию, вопреки общепринятому порядку, до завершения всего цикла клинических испытаний (последние продолжаются параллельно с массовыми прививками). Поэтому некоторые страны откладывают вакцинацию групп населения, для которых испытания еще не проведены, на более поздние сроки. А министр здравоохранения Польши Эва Копач заявила: производители вакцин спешат побыстрее заработать продажей своих продуктов, не беря на себя ответственность за их безопасность, но правительство, несмотря на прессинг (судебные иски), не закупит вакцину, пока не будут проведены ее полные клинические исследования, ведь не исключено, что концерны скрывают побочные эффекты вакцин для детей и беременных женщин. Опыт показывает, что опасения поляков не беспочвенны: даже по официальным данным ВОЗ после вакцинации против СГ умерли уже более 40 человек; в некоторых странах количество смертей после вакцинации превышает количество умерших от собственно СГ (например, в Швеции — 4 и 2 человека соответственно). А умирать никому не хочется.

На этом фоне правительства государств «третьего мира» и отдельных стран Европы все еще думают, где раздобыть ставшую дефицитом вакцину от СГ, а сроки прививок отодвигают — на зиму и даже весну 2010 года. Увы, среди аутсайдеров оказалась и Украина: страна, некогда имевшая мощную иммунобиологическую промышленность, лихорадочно ищет за рубежом согласных поделиться остатками вакцины.

Распоряжением Кабмина Украины от 18 ноября 2009 года № 1387-р Минздраву предписано до 15 декабря обеспечить регистрацию в установленном порядке вакцин против гриппа А / H1N1, а МИДу — завершить до 1 декабря переговоры с ВОЗ и ведущими производителями «о приобретении вакцины против пандемического гриппа и получении ее как гуманитарной помощи». Наконец, к 25 ноября 2009 года должен быть составлен проект комплексной государственной программы «Украинская вакцина».

Ход реализации амбициозных планов и ближайшие перспективы весьма противоречиво отражаются в сообщениях Интернета; обещания одних тут же дезавуируются уточнениями других.

«Наши врачи не перестают работать над созданием собственной вакцины против гриппа A / H1N1, — оптимистически заявила Премьер-министр. — И Украина действительно имеет серьезные возможности для ее изготовления». Но директор Центра иммунобиологических препаратов Анна Моисеева уточнила: в стране есть всего лишь «определенные научные разработки», и «возможность их дальнейшего внедрения изучается». Изготовление же потребует неподъемных для Украины затрат; в стране осталось всего 3 предприятия, еще способных делать вакцины; все они частные, что «усложняет их инвестирование со стороны государства». А шеф Минздрава Василий Князевич окончательно прояснил истинное положение дел — само изучение возможности только проектируется, даже путь еще не выбрали: «Я предложил Кабмину проект распоряжения о создании рабочей группы, которая должна будет решать, каким путем в Украине будет налажено производство собственной вакцины».


Вероятно, глава правительства имела в виду под «собственным производством вакцины» повторение расфасовки индийской субстанции в отечественный озельтамивир — известно, что киевские чиновники ведут переговоры в Москве, «проявляя большой интерес к возможности размещения производства российских вакцин против гриппа A/H1N1 на украинских предприятиях». И здравый смысл в этом есть.

По словам А. Моисеевой, пока только российская компания «Петровакс» представила (еще в начале ноября 2009 года) для регистрации в Украине образцы своей вакцины против СГ «Моногриппол Нео»; процедура успешно реализуется и может быть завершена в декабре. Россия, не рвавшаяся «в Европу», сохранила часть советского научнопроизводственного наследия; там создали и официально зарегистрировали 4 отечественные вакцины против вируса гриппа A / H1N1: инактивированные «Моногриппол» и «Моногриппол Нео», поставляемые подольским заводом группы компаний «Петровакс» и санктпетербургским НИИ вакцин и сывороток, а также живую вакцину «Инфлювир» и инактивированную «Пандефлю» производства московского НПО «Микроген».

Именно препарат «Моногриппол Нео», проходящий регистрацию в Украине, — наиболее современный из перечисленных выше. Эта субъединичная адъювантная вакцина создана на основе клеточной технологии наработки антигенов, что дает возможность назначать ее людям с аллергией на куриный белок. «Моногриппол Нео» производится в соответствии со стандартами GMP без консервантов в индивидуальной шприц-дозе, стоимость которой составляет, по разным данным, от 15 до 50 грн. До конца года будет выпущено 11 млн доз, они уйдут по госзаказу на профилактику СГ в России. В «Петроваксе» подтверждают: «Украина обращалась к нам с просьбой о покупке, но мы не готовы поставлять вакцину Киеву в ближайшее время. Вся продукция «Микрогена» также уже закуплена государством на месяцы вперед».

Впрочем, зная о болезненном отношении наших политиков к любому позитиву на российском векторе, украинские чиновники от медицины об этом помалкивают. Зато они не раз намекали, будто в Киеве испытываются также образцы вакцины «Арепанрикс» (стоимость, по разным данным, — от 5 до 15 долларов США) канадского подразделения фирмы GlaxoSmithKline, и будто именно ее ВОЗ обещает нам в качестве гуманитарной помощи. Любопытно, что эти намеки опровергла А. Моисеева: канадские образцы, в отличие от российских, пока не поступили в Центр иммунобиологических препаратов для испытаний, как и любые другие западные вакцины, милые сердцу политиков (американские или французские, о которых СМИ иногда сообщали).

В разгар неразберихи на сцену выступила ВОЗ, которой Кабмин поведал о своей нужде в 12–15 млн доз бесплатной вакцины; наше правительство запросило партию из резервного фонда этой организации в 100 млн доз для отсталых наций, не способных ни сделать собственную вакцину, ни даже купить ее у других. Но по канонам западной благотворительности получающий милостыню обязан, спрятав гордость подальше, покаяться во грехах, пообещать быть послушным и не заикаться о качестве секонд хенда, которым его щедро одаривают. Так вышло и с вакциной от СГ.

«Ультиматум Керзона» озвучила нашим Президенту и Премьер-министру чиновница ВОЗ с грузинской фамилией: мы согласны бесплатно дать вам, начиная с декабря, 5 млн доз, но Украина должна выполнить ряд предварительных условий — ведь у вас плохой имидж. Н. Менабде мстительно напомнила, что в 2008 году наша страна осмелилась официально признать ВОЗовскую вакцину от кори-краснухи причиной детской смертности, чем «очень сильно дискредитировала производителей». И теперь, прежде чем приступать к процессу иммунизации населения от СГ, Украине необходимо «закрыть эту историю, избавиться от старых долгов». В общем, публично раскайтесь, и вас, может быть, простят.

Важно знать, что сама ВОЗ принципиально приписывает смерть после вакцинации другим причинам и никогда не дает 100 % гарантии безопасности, считая незначительные людские потери допустимой платой за счастье остального человечества. Теперь эта организация потребовала от властей Украины заранее отказаться от претензий к производителям вакцины, взять на себя всю ответственность за неизбежные негативные последствия, а еще — пересмотреть нормативные акты, «создающие барьер для проведения вакцинации»: отменить ради экономии времени проверку поставляемых препаратов. Мол, это не ваша забота — мы их уже сами протестировали, как надо. Соглашайтесь на то, что подают, да поживее, если хотите попасть в график распределения милостыни!

Представьте себе, какой «визг» о посягательстве на независимость Украины поднимут политики, если Россия вздумает вот так же беспардонно и с элементами шантажа__диктовать нам, каким должно быть наше законодательство! Но глава правительства, не поморщившись, браво отрапортовала ВОЗ: завтра же Кабмин отправит в женевскую штаб-квартиру письмо с согласием на все условия, а послезавтра продавит через экстренно созванную Верховную Раду «изменения в законодательстве для более эффективной вакцинации в Украине».

После этого почти на сутки наступило тягостное молчание. Неужели наши власти ради даровой подачки безропотно капитулируют перед нахальным Керзоном от фармацевтики с его «десятью пунктами»?

То ли чиновники Минздрава вспомнили о национальном достоинстве Украины, столь бесцеремонно попираемом ультиматумом; то ли кто-то не захотел стать следующим козлом отпущения после неизбежного скандала по «упрощенной процедуре»; то ли Юлия Тимошенко, как это часто бывает, просто пообещала ВОЗ не то, что собиралась сделать, а то, что той было приятно услышать, но на следующий день в правительстве заговорили совсем по-иному — с мужественной твердостью в голосе.

Министр Кабмина Петр Крупко сообщил, что подписание письма капитуляции «отложено» и предстоят «дополнительные переговоры с ВОЗ по согласованию условий, в частности вызывающего у нас тревогу условия о гарантиях правительства по отсутствию претензий в случае нежелательных последствий вакцинации».

Главсанврач Александр Биловол выразился яснее: если ВОЗ дает вакцину от СГ, мы отказываться не станем. Но, во-первых, у нас есть свои условия: чтобы вакцина была одной марки, была зарегистрирована в той стране, где произведена и прошла все необходимые клинические испытания. На данный момент ВОЗ не представила такой информации. Во-вторых, правительство не будет отказываться от претензий к производителям, жестко отстаивая свою гражданскую позицию, безопасность своих граждан. Вакцина, если будет получена, пройдет в Украине всю необходимую процедуру регистрации, хоть и сокращенную.

Министр здравоохранения Василий Князевич подтвердил: Кабмин принял распоряжение об упрощенной процедуре. Но никто персонально не захотел «умирать», а потому подан и соответствующий законопроект в Верховную Раду, чтобы заранее переложить ответственность за заведомо «расстрельное» решение на коллективный и уголовнонеприкосновенный орган. Министр не отрицал, что прививки от СГ могут повлечь негативные побочные эффекты, в том числе смертность, но утешил: риск умереть от гриппа все же выше, а потому «каждый должен будет делать свой выбор».

— Вот и делайте его сами, — резонно ответили оппоненты правительства в Раде. — Ведь по действующему Закону о ЛС Минздрав имеет право разрешить ввоз в страну незарегистрированных ЛС.

Хотя Минздрав продолжает утверждать, что не знает, на вакцину какого производителя рассчитывает Украина, озвученное А. Биловолом контрусловие об «одной марке» наводит на мысль: наши чиновники имеют в виду продукцию GlaxoSmithKline — либо так часто упоминавшийся ими «Арепанрикс», производимый в Канаде, либо его полный аналог «Пандемрикс», выпускаемый в Европе. И вот почему: GlaxoSmithKline, готовясь к пандемии СГ, сумела, обойдя конкурентов, заключить с правительствами контракты на поставку в текущем году 440 млн доз вакцины на сумму более 4 млрд долларов — больше, чем любая другая корпорация. Так что ее противогриппозные вакцины сегодня — самый распространенный на рынке товар.

Вместе с тем, похоже, что часть именно этого товара останется не востребованной заказчиками. Если верить новостным лентам, в Европе ширится скептицизм в отношении безопасности «Пандемрикса», эксклюзивно оккупировавшего целые страны. Общественность и независимые эксперты находят в нем ряд серьезных недостатков: «яичная» технология наработки антигенов дает риск аллергической реакции на куриный белок; не всем полезен адъювант AS03; не так уж безобиден консервант тимеросал — органическое соединение ртути. Имеется в вакцине даже формальдегид — пусть и мало. Масла в огонь подлили журналистские разоблачения — правительства некоторых стран (например, Германии) заказали «Пандемрикс» для «простонародья», тогда как важных персон предпочли прививать вакциной «Целвапан» фирмы Baxter, лишенной, как и «Моногриппол Нео», перечисленных выше недостатков детища GlaxoSmithKline, повышающих риск побочных эффектов. Нарастает волна требований поменять «простонародную» вакцину на другую, а то и отказов от вакцинации — никто не хочет умирать; правительствам приходится ограничивать применение «Пандемрикса».

Идет на попятную даже сам производитель: корпорация GlaxoSmithKline попросила канадское правительство приостановить вакцинацию от СГ препаратом «Арепанрикс» (партия включала более 170 тыс. доз), мотивируя решение впятеро более высокой, чем ожидалось, частотой тяжелых аллергических реакций (в частности, анафилаксии у каждого из 20 тыс. пациентов).

Если так пойдет и дальше, то вероятность того, что в ВОЗовской корзине для рождественских раздач бедным окажется по гуманитарному принципу: «на тобі Боже, що мені не гоже» много отозванного с канадского рынка «Арепанрикса» и / или оказавшегося без применения в Европе «Пандемрикса», представляется интернет-аналитику значительной.

На это же, надо думать, рассчитывает и наш Кабмин, решившись на конфронтацию с ВОЗ. 

Подготовил Н. П. Аржанов

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика