Логотип журнала "Провизор"








ВОТ И ЛЕТО ПРОШЛО
Другие статьи из раздела: Фармация сегодня
Статья
№ 19'2010 На передовой: Украинские аптеки против ВИЧ/СПИД
№ 17'2010 Против течения: проблемы УКРАИНСКОЙ ФАРМАЦИИ — 2010
№ 10'2010 ШТРИХ-КОДУВАННЯ як засіб захисту лікарських препаратів і виробів медичного призначення від фальсифікації
№ 09'2010 О МЕЖБОЛЬНИЧНОЙ АПТЕКЕ замолвите слово...
№ 06'2010 РЕЗУЛЬТАТИ ПЕРЕВІРОК ДІЯЛЬНОСТІ СУБ'ЄКТІВ ФАРМРИНКУ УКРАЇНИ
№ 06'2010 Підсумки діяльності фармацевтичної галузі України за 2009 рік
№ 05'2010 СТОКГОЛЬМ и КИЕВ: игры в монополию
№ 03'2010 Вакцинация в России
№ 03'2010 ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНЧЕНА - ЖДЕМ РЕГИСТРАЦИИ
№ 02'2010 Фармация Украины: итоги 2009 года

ВОТ И ЛЕТО ПРОШЛО

Н. П. АРЖАНОВ

Весь минувший жаркий сезон — обычно самый недоходный для аптек квартал годового цикла — большинство аналитиков и экспертов старались поддерживать у пользователей Сети обнадеживающий имидж фармацевтического рынка Украины. Мол, отрасль успешно переживает кризис — она просто ненадолго приостановилась в своем росте, когда многие другие снизили обороты вдвое; уже к концу года (самое позднее — к середине следующего) стоит ожидать возобновления этого роста; фармфирмы не увольняют ценных специалистов, но продолжают поиск специалистов; зарплата во многих фирмах за последние 7 месяцев значительно выросла (www.rabota.ua). А сотрудники сайта JOB. ukr. net, проанализировав 120 тыс. вакансий, уточнили, что выросла на 49 % (правда, эта статистика странным образом объединяет медрэпов, заведующих аптеками и провизоров с медиками, косметологами и даже ветеринарами), и авторитетно заключили: «второй волны кризиса, о которой так много говорили, не случилось».

Но даже на столь оптимистическом фоне результаты августа 2009 г. оказались подлинным украинским прорывом — по данным системы исследования рынка «Фармстандарт», общий объем аптечных продаж в национальной валюте увеличился на 31 % по сравнению с августом прошлого года, а лекарственных средств — на рекордные 36 % (при том, что несколько предыдущих месяцев гривневый прирост вяло покачивался между 12 и 18 %)!

Мощным броском наша фармация, наконец, хоть в чем-то превзошла северного соседа: по данным DSM Group, общий объем рынка ЛС в России в январе–июле 2009 г. увеличился на 29 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., в натуральном же выражении он «просел» на 7 %. А вот аптеки Украины в августе 2009 г. продали упаковок ЛС фактически столько же, сколько год назад (снижение всего на 0,4 %)!

Итак, если верить статистике, у нас появился долгожданный повод для законной гордости и глубокого удовлетворения: к началу осени фармрынок вернулся к докризисному уровню по «натуре», а по гривне превзошел его аж на треть. Признаки оздоровления экономики, о которых так любит говорить Кабмин, налицо — значит, кризис в Украине пошел на спад!

Основываясь на этих признаках, в конце августа украинские эксперты не скупились на позитивные оценки и бодрые прогнозы. Одни уверенно обещали:

  • «В 2010 г. фармацевтические предприятия станут одними из наиболее активных работодателей. Они будут искать новых сотрудников не ради замены персонала, а ради развития бизнеса. Спрос на медицинских представителей тоже увеличится. Еще больше фармкомпании нуждаются в услугах грамотных продакт-менеджеров» (Контракты).

Другие напоминали фармацевтам, что «главная тенденция последнего времени — подорожание аптечного персонала. Со стороны персонала повысились ожидания по поводу роста зарплат — своеобразный отголосок подорожания препаратов» (Аптека).

Теперь сравним эти греющие душу персонала строки с летним контентом российского Интернета, касающимся состояния тамошнего фармрынка. Во-первых, при столь же оптимистическом общем настрое высказываний тамошние эксперты обязательно завершали свои прогнозы осторожной оговоркой: «… если осенью не придет вторая волна кризиса». Во-вторых, россияне рады и тому, что «зарплаты сотрудников фармкомпаний, работающих в сфере продвижения ЛС, сейчас находятся на докризисном уровне (сентябрь 2008 г.)», а «по состоянию на август 2009 г. уровень зарплатных предложений в фармрознице ниже докризисного на 4–5 %» (SuperJob. ru).

Зато российский Интернет (не в пример нашему, обычно предпочитающему эпитеты цифрам) очень конкретен в отношении этого самого уровня. Вот, например, каков август в Санкт-Петербурге:

  • «Даже кризис не утолил кадровый голод на фармацевтов. Объявления о вакансиях размещены не только в газетах и на сайтах, но и на дверях аптек — нехватка кадров весьма ощутима, специалисты требуются во многих компаниях.
    Ситуация способствует борьбе работодателей за привлечение кадров. Провизорам предлагается достойная по нынешним временам зарплата: в аптеках — от 15 до 20 тыс руб. в месяц, а с учетом премиальных за успешные продажи — и до 30 тыс руб. Предлагаются вакансии не только первостольников, но и заведующих аптеками и их заместителей. У последних зарплаты — от 23 тыс руб.
    »

— А ведь неплохо живут, — скажет читатель из числа рядовых и лейтенантов украинского аптечного фронта, поделив эти цифры на 4 (пока еще). — И чего прибедняются-то?

Наверняка позавидуют нерастущим зарплатам коллег по ремеслу и многие украинские медрепы, особенно работающие на отечественных производителей:

  • «Портал SuperJob.ru представил данные совместного с газетой «Фармацевтический вестник» исследования. Предложение по зарплате для медицинского представителя в Москве составляет в среднем 30–40 тыс руб., в Санкт-Петербурге — 28–35 тыс руб. К столичному уровню вознаграждений приближается Екатеринбург, где средняя зарплата медпредставителя — 25–35 тыс руб. В Новосибирске медпредставителям предлагают 20–28 тыс руб., в Нижнем Новгороде — 18–25 тыс руб.»

У северных соседей фармация опережает в рейтингах кадровиков почти все прочие сферы деятельности: «По данным кадрового агентства «Империя кадров», в III квартале 2009 г. самый высокий спрос на персонал обеспечивают предприятия в области фармации и IT»; «компания HeadHunter, проанализировав свою базу данных по Москве (около 887900 вакансий и 795200 резюме), утверждает, что ситуацию на рынке труда можно охарактеризовать как стабильно растущую, причем в фармации она лучше, чем в среднем по рынку».

Заметим, кстати, что хуже всего ситуация складывается с трудоустройством и зарплатой вовсе не в банковской сфере, строительстве и сбыте автомобилей, как ожидалось, а для сотрудников прогоревших СМИ. 

Главная же разница между фармрынками двух стран состоит в том, что наш стоит на пороге серьезных потрясений — следствия нового скачка доллара/евро, который украинские политики подарили фармацевтам в канун профессионального праздника. В России же такого «признака выздоровления экономики» пока что не наблюдается, равно как и предпосылки к нему — ожесточенной, не стесняющейся в средствах борьбы за власть между ветвями последней.

Приходится с сожалением констатировать: пресловутая вторая волна, не ожидаемая и не замечавшаяся украинскими сетевыми экспертами, прикатилась сначала к нам. Вероятные последствия для фармрынка очередной девальвации гривны понятны всем, кому памятны аналогичные события менее чем годичной давности. И здесь будет уместно напомнить то, что как-то заслонилось мажорными отчетами о достижениях и радужными прогнозами: по данным «Фармстандарта», даже в прорывном августе 2009 г. долларовый объем аптечных продаж в Украине все еще был на 18 % ниже, чем год назад; предыдущие 4 месяца он колебался между — 24 % и — 29 %.

Теперь же, если все пойдет, как уже не раз ходило, пора, похоже, готовиться к валютным — 50 % по отношению к докризису. И к новому антирекорду украинского фармацевтического рынка (см. Провизор, № 13–14). К тому, что зарплаты вроде бы «подорожавшего» в гривне аптечного персонала на деле обесценятся еще сильнее. И т. д., и т. п.

Вот и лето прошло — словно и не бывало. Подкатилась глухая пора листопада, когда тепла нет ни на грош.

Кто там следующий на опадание?

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика