Логотип журнала "Провизор"








ДОСТУП К НЕДОРОГИМ ОСНОВНЫМ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВАМ
Другие статьи из раздела: Мировая фармация
Статья
№ 22'2010 "Прощай ,Meridia-прощай стройная фигура!"
№ 20’2005 Новые препараты для лечения психических заболеваний
№ 17’2003 Мировой фармацевтический рынок — 2002
№ 13’1999 Анализ состояния внедрения новых лекарственных средств в развитых странах за 1998 год

ДОСТУП К НЕДОРОГИМ ОСНОВНЫМ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВАМ

Реалии сегодняшнего мира отражают необходимость в повышении доступности недорогих лекарственных средств для беднейших слоев населения. Некоторые страны уже добились заметного прогресса в деле расширения доступа к основным лекарственным средствам и методам лечения, применяемым для борьбы с ВИЧ / СПИДом, малярией и туберкулезом, однако степень доступности основных лекарственных средств в развивающихся странах не соответствует существующим потребностям. В странах, по которым имеются данные, доступность лекарственных средств в государственном секторе составляет лишь одну треть, а в частном секторе — примерно две трети от необходимого показателя, в то время как цены на самые дешевые непатентованные лекарственные средства превышают мировые базовые цены (МБЦ) в этих двух секторах соответственно в 2,5–6,5 раза

Успехи, достигнутые в последние годы в ряде стран, свидетельствуют, что доступность основных лекарственных средств можно повысить путем формирования более прочных партнерских отношений между правительствами, фармацевтическими компаниями и гражданским обществом, включая потребителей, которые будут сообща прилагать усилия для обеспечения всеобщего доступа к основным лекарственным средствам. Ведущую роль в этих усилиях играют фармацевтические компании, начиная с многонациональных компаний и производителей непатентованных лекарственных средств и заканчивая национальными дистрибьюторами.

В настоящее время степень выполнения задачи оценивается на основе доли населения, имеющего постоянный доступ к недорогим основным лекарственным средствам.

Доступность определяется как постоянное наличие недорогих лекарственных средств в государственных и частных медицинских учреждениях или аптеках, находящихся в пределах часа ходьбы от мест проживания населения. Учитывая сложность данного вопроса, общее представление о степени доступности основных лекарственных средств можно составить только на основе группы показателей доступности лекарственных средств Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), позволяющих получить данные о наличии лекарственных средств и ценах на них в государственном и частном секторах в сочетании с ключевыми стратегическими показателями.

Информация о странах, которые недавно обновили национальный перечень основных лекарственных средств

Основные лекарственные средства — это препараты, удовлетворяющие первоочередные потребности населения в области здравоохранения. Предполагается их постоянное наличие в рамках действующих систем здравоохранения в надлежащих количествах, лекарственных дозировках и формах при обеспечении гарантии качества, реализации препаратов по ценам, которые делают их доступными для каждого человека и общества в целом. Национальный перечень основных лекарственных средств (ПОЛС) представляет собой утверждаемый правительством список отобранных лекарственных средств, используемый в качестве руководства в процессе закупки и поставки лекарственных средств в государственном секторе, при составлении схем возмещения расходов на лекарственные средства, бесплатном предоставлении лекарственных средств и их производстве на местном уровне. Он является экономически целесообразным инструментом, обеспечивающим безопасное и эффективное лечение большинства инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Практически все развивающиеся страны (95 %) опубликовали национальные ПОЛС. Из них 86 % были обновлены в последние пять лет. Учитывая важность обновления списков отобранных лекарственных средств в связи с появлением новых терапевтических возможностей и изменением потребностей в лечении, все страны должны регулярно обновлять свои ПОЛС. Это означает, что 19 % развивающихся стран необходимо разработать ПОЛС или обновить имеющиеся.

Наличие основных лекарственных средств

Показатели наличия лекарственных средств в государственном секторе находятся на низком уровне во всех регионах развивающихся стран и постоянно оказываются ниже соответствующих показателей для частного сектора (рис. 1). В 27 развивающихся странах, по которым имеются данные, средний показатель наличия лекарственных средств в государственном секторе составляет лишь 34,9 %. В тех случаях, когда лекарственные средства отсутствуют в государственном секторе, пациентам приходится покупать их в частном секторе по более высокой цене или вообще отказываться от лечения. Поскольку медицинские учреждения государственного сектора обычно предоставляют лекарственные средства по низким ценам или выдают их бесплатно, они играют особенно важную роль в обеспечении доступа к лекарственным средствам для малоимущих слоев населения. В рамках отдельных исследований показатель наличия лекарственных средств определяется как процентная доля аптек, в которых то или иное средство имелось в наличии в день сбора данных. Медианный показатель наличия определяется для конкретного перечня лекарственных средств в каждом исследовании без учета альтернативных лекарственных форм этих препаратов или альтернативных методов лечения. Данные по государственному сектору могут носить ограниченный характер, поскольку список лекарственных средств, являющихся предметом исследования, может не соответствовать национальным ПОЛС (там, где таковые имеются), а также поскольку от некоторых государственных медицинских учреждений нельзя ожидать, что они будут хранить у себя все лекарственные средства, являющиеся предметом исследования. Наличие лекарственных средств в частных медицинских учреждениях также не гарантируется. В среднем около трети (36,8 %) частных учреждений, отпускающих лекарственные средства в развивающихся странах, не имеют в наличии основных лекарственных средств. При этом для выборки из 6 стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии этот показатель составляет более половины (55,4 %) частных учреждений.

* Источник: Исследования цен на лекарственные средства и их наличия с использованием стандартной методики ВОЗ / HAI (www.haiweb.org/medicineprices).
1. В случае проведения нескольких параллельных исследований на уровне штатов или провинций (Китай, Индия, Судан) результаты отдельных исследований усреднялись без взвешивания.
2. Количество стран в выборке — 27 стран в государственном секторе и 30 стран в частном секторе.

Рис. 1. Наличие отдельных лекарственных средств в государственных и частных медицинских учреждениях в период с 2001 по 2007 год (в процентах)*


Расходы государственного сектора на фармацевтические препараты

Низкие показатели наличия лекарственных средств в государственном секторе могут быть обусловлены действием нескольких факторов. Отсутствие надлежащего финансирования или достаточных бюджетных ассигнований может послужить причиной отсутствия необходимых средств для удовлетворения национальных потребностей. Как показано на рис. 2, в развивающихся странах национальные расходы на лекарственные средства в рамках государственного сектора в расчете на душу населения варьируют в широких пределах: от 0,04 до 187,30 дол. США. Эти расхождения имеют место даже в группах стран со сходным экономическим положением: расходы колеблются в интервале от 26,67 до 505,46 дол. США в развитых странах и от 0,04 до 16,30 дол. США в наименее развитых странах. К числу других факторов, обусловливающих низкие показатели наличия лекарственных средств в государственном секторе, относятся закупка дорогостоящих препаратов, таких как оригинальные патентованные лекарственные средства, и недостатки системы поставок и распределения.

Рис. 2. Государственные расходы на лекарственные средства в расчете на душу населения, 2007 год (в дол. США)*


Образование цен на основные лекарственные средства

Ввиду частой нехватки лекарственных средств в учреждениях государственного сектора пациентам нередко приходится покупать их в частном секторе по более высоким ценам. В 33 развивающихся странах, по которым имеются данные, цены на самые дешевые непатентованные лекарственные средства в частном секторе более чем в 6 раз превышают МБЦ (рис.3). Цены на оригинальные лекарственные средства, как правило, гораздо выше. В государственном секторе, где пациенты платят за лекарства, цена самых дешевых непатентованных лекарственных средств примерно в 2,5 раза превышает МБЦ. Несмотря на то, что цены, по которым национальные правительства закупают лекарственные средства, обычно приближены к мировым ценам или ниже мировых цен, пациенты платят гораздо больше из-за наценок в цепочке поставок и закупок по высоким ценам, которые приходится делать на местном уровне для решения проблемы дефицита лекарственных средств.

Рис.3. Соотношение потребительских цен и мировых базовых цен (коэффициент потребительских цен) на отдельные непатентованные лекарственные средства в государственных и частных медицинских учреждениях*


Отмечаемый в настоящее время недостаток данных о ценах на лекарственные средства в развивающихся странах состоит в том, что они не позволяют определить, насколько справедливыми являются условия получения доступа к таким лекарственным средствам.

Данные о надбавках к стоимости производства лекарственных средств по мере их продвижения по цепочкам поставок и распределения практически отсутствуют. В ограниченном числе стран, по которым имеются данные такого рода, полученные результаты свидетельствуют, что величина подобных надбавок как в государственном, так и частном секторе может быть весьма существенной (таблица). Хотя доступные цены являются одним из ключевых факторов повышения уровня доступности лекарственных средств, необходимо также обеспечить их надлежащее, устойчивое и справедливое финансирование. Примерами недавно созданных инновационных механизмов финансирования являются ЮНИТЭЙД и Срочные рыночные обязательства в отношении вакцин (СРО). ЮНИТЭЙД использует поступления от налога солидарности на авиабилеты для закупки лекарственных средств и диагностики ВИЧ/СПИДа, малярии и туберкулеза, в то время как инициатива СРО осуществляется с опорой на обязательства доноров создавать стимулы для производителей вакцин для развивающихся стран.


Таблица.Разница между ценами производителей и потребительскими ценами в государственном и частном секторах (в процентах)
Страна Наценка в государственном секторе Наценка в частном секторе

Китай

24–35

11–33

Сальвадор

 

165–6894

Эфиопия

79–83

76–148

Индия

 

29–694

Малайзия

19–46

65–149

Мали

77–84

87–118

Монголия

32

68–98

Марокко

 

53–93

Уганда

30–66

100–358

Объединенная Республика Танзания

17

56

Пакистан

 

28–35


Благодаря Глобальному фонду по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, Чрезвычайному плану президента Соединенных Штатов по оказанию помощи больным СПИДом (ПЕПФАР) и ЮНИТЭЙД удалось собрать значительные средства для лечения ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и малярии. Необходимо обеспечить дополнительные средства для борьбы с такими хроническими неинфекционными болезнями, как сердечно-сосудистые заболевания, рак, диабет и хронические респираторные заболевания. Во всем мире от хронических заболеваний ежегодно умирают около 35 млн человек (т. е. 60 % от общего количества случаев смерти), 80 % из которых приходится на долю стран с низким и средним уровнем доходов.

* Источник: WHO, Ques-tionnaire on structures and processes of country pharma-ceutical situations, 2007.Примечание: Количество стран в выборке: 105 стран мира, 77 из которых являются развивающимися странами. Регионы представлены следующим образом: Северная Африка — 4 страны; регион Африки к югу от Сахары — 26 стран; Латинская Америка и Карибский бассейн — 16 стран; Восточная Азия — 3 страны; Южная Азия — 3 страны; Юго-Восточная Азия — 6 стран;Западная Азия — 6 стран; Океания — 11 стран.

Стратегии замены патентованных лекарственных средств непатентованными аналогами

В большинстве случаев лекарственные средства, являющиеся аналогами патентованных препаратов, стоят гораздо меньше, чем оригинальные лекарственные средства. Таким образом, более широкое использование качественных непатентованных заменителей является одной из ключевых стратегий повышения доступности лекарственных средств. В целях содействия использованию непатентованных лекарственных средств может быть принят ряд стратегических мер, включая выдачу фармацевтам разрешения отпускать препараты-аналоги вместо патентованных лекарственных средств, указанных в рецепте. Подобная процедура замены лекарственных средств фармацевтом разрешена во многих странах и иногда предусматривает требование информировать пациента о производимой замене. В 86 % развитых стран и 100 % стран с переходной экономикой действуют юридические положения, разрешающие/стимулирующие замену патентованных лекарственных средств их непатентованными аналогами в частном секторе. Доля развивающихся стран, в которых действуют подобные положения, меньше — 72 % (рис.4). Стратегии замены патентованных лекарственных средств их аналогами действуют менее чем в половине стран Южной и Западной Азии (40 %) и Океании (38 %).

Рис.4. Доля стран, в которых действуют юридические положения, разрешающие/стимулирующие замену патентованных лекарственных средств их аналогами в частном секторе, 2007 год (в процентах)


* Источник: Исследования цен на лекарственные средства и их наличия с использованием стандартной методики ВОЗ/HAI. 
1. В ходе каждого исследования медианный коэффициент потребительских цен рассчитывается для корзины лекарственных средств, в отношении которых проводится исследование и которые продаются по меньшей мере в четырех точках. Поскольку корзины лекарственных средств в разных странах различны, результаты по странам нельзя считать строго сопоставимыми.
2. Данные отражают результаты последнего исследования, имеющиеся для стран в регионе за период 2001–2006 годов.

Укрепление глобального партнерства для улучшения доступа к недорогим основным лекарственным средствам

Факторами, обусловливающими наличие гарантированного доступа к основным лекарственным средствам, являются приверженность делу со стороны правительства, тщательный отбор, надлежащее финансирование государственного сектора, эффективные системы распределения и контроль над налогами, пошлинами и другими наценками. Обеспечение рационального использования этих лекарственных средств имеет ключевое значение для предотвращения формирования резистентности и чрезмерного потребления. Для проведения указанного комплекса мероприятий необходимо сотрудничество между государственным и частным секторами, между теми, кто выписывает рецепты, и теми, кто отпускает лекарственные средства, а также между различными правительственными учреждениями.

ВОЗ ранее отмечала, что треть мирового населения не имеет доступа к основным лекарственным средствам. Благодаря получению более точных оценок в результате применения методики исследований, предложенной ВОЗ/HAI, мы теперь знаем, что примерно в 40 развивающихся странах показатель доступности лекарственных средств в государственном секторе составляет лишь одну треть, а в частном секторе — примерно две трети от необходимого уровня. Цены на самые дешевые непатентованные лекарственные средства, превышают МБЦ в государственном и частном секторах в 2,5–6,5 раза соответственно. Совершенно очевидно, что всем развивающимся странам следует оценивать доступность лекарственных средств на основе данной методики исследований, по меньшей мере, один раз в два года. Тот факт, что в некоторых развивающихся странах отмечаются по сравнению с другими более высокие показатели наличия лекарственных средств и установлены более низкие цены на них, свидетельствует, что степень доступности основных лекарственных средств можно повысить.

Нет никаких сомнений, что предусмотренная в ЦРТ задача в сотрудничестве с фармацевтическими компаниями обеспечивать доступность недорогих основных лекарственных средств в развивающихся странах способствует мобилизации ресурсов и улучшению координации деятельности для расширения доступа к основным лекарственным средствам и методам лечения, необходимым для борьбы с ВИЧ/СПИДом, малярией и туберкулезом во многих странах. Тем не менее, ситуация с обеспечением доступа к основным лекарственным средствам в развивающихся странах пока не соответствует выдвигаемым требованиям. Отчасти трудности с оценкой достигнутого прогресса в деле выполнения указанного обязательства обусловлены отсутствием количественного целевого показателя. Недавние усилия по разработке надежных показателей для оценки степени доступности (относящиеся к наличию и ценам) будут способствовать совершенствованию подотчетности в рамках мероприятий глобального характера, направленных на расширение устойчивого доступа к основным лекарственным средствам. Имеющаяся в ряде стран информация позволяет говорить о существовании значительных разрывов в том, что касается наличия лекарственных средств в государственном и частном секторах, а также о серьезных колебаниях цен, которые намного превышают МБЦ, в связи с чем основные лекарственные средства оказываются недоступными для малоимущих слоев населения. У стран, компаний и потребителей имеется множество стратегий и программ повышения доступности основных лекарственных средств в развивающихся странах.

Заключение

Ускорение прогресса требует четкого определения национальных и глобальных целей в ряде областей.

На национальном уровне:

  • отменить налоги и пошлины на основные лекарственные средства;
  • обновить национальную стратегию в области обеспечения лекарственными средствами;
  • обновить национальный перечень основных лекарственных средств;
  • проводить политику замены патентованных основных лекарственных средств их непатентованными аналогами;
  • искать пути сокращения торговой и сбытовой наценок на основные лекарственные средства;
  • обеспечить надлежащее снабжение основными лекарственными средствами учреждений общественного здравоохранения;
  • повысить показатели наличия лекарственных средств в государственном секторе;
  • осуществлять регулярный мониторинг цен на лекарственные средства и их наличия.

На международном уровне:

  • побуждать фармацевтические компании к применению дифференцированного ценообразования в целях снижения цен на основные лекарственные средства в развивающихся странах в случае отсутствия их непатентованных аналогов;
  • расширить содействие производству непатентованных лекарственных средств и ликвидировать барьеры для их потребления;
  • увеличить объем финансирования научно-исследовательских работ в области фармации с учетом потребностей развивающихся стран, включая детские лекарственные формы и препараты для лечения заболеваний, которым не уделяется должного внимания.

Источник: http://www.who.int

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика