Логотип журнала "Провизор"








Аптечный рынок Украины: итоги 2008 г.
Другие статьи из раздела: Фармацевтический рынок
Статья
№ 20'2010 КАК УВЕЛИЧИТЬ ПРОДАЖИ В ВАШЕЙ АПТЕКЕ
№ 15'2010 Генерики будут доминировать на фармацевтическом рынке Центральной и Восточной Европы до 2011 года
№ 09'2010 Фармацевтический рынок Украины. ИТОГИ 2009 года
№ 06'2010 ВИВЧЕННЯ АСОРТИМЕНТНОЇ ТА ЦІНОВОЇ ПОЛІТИКИ ЩОДО ЗУБНИХ ПАСТ
№ 23'2009 Фармацевтический рынок Украины Итоги трех кварталов 2009 года
№ 20'2009 Качество обслуживания в аптеках. Что изменилось за год?
№ 18'2009 ФАРМирующееся будущее
№ 18'2009 ФАРМирующееся будущее
№ 17'2009 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК УКРАИНЫ. ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2009 г.
№ 17'2009 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК УКРАИНЫ. ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2009 г.

Аптечный рынок Украины: итоги 2008 г.

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в Украине, по итогам 2008 г. объем розничного рынка лекарственных препаратов страны по сравнению с 2007 г. вырос на 44 % в национальной валюте и составил 2,3 млрд. долл. в оптовых ценах и 2,9 млрд. долл. — в розничных. Объем реализации ГЛС в натуральном выражении увеличился на 11 % и достиг 1,3 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки в 2008 г. достигла 2,21 долл., тогда как в 2007 г. она была равна 1,77 долл. Средняя аптечная наценка немного увеличилась и составила 25 % против 23 % в прошлом году. Каждый житель Украины в 2008 г. потратил в аптеке в среднем 62,5 долл., тогда как годом ранее эта сумма составляла 47,6 долл.

Доля иностранных производителей лекарственных препаратов на украинском рынке в 2008 г. несколько увеличилась в сравнении с таковой в 2007 г. и составила 79,2 %. Среди них на ГЛС российского производства приходится 3,6 %, что немного меньше, чем годом раньше (4 %).

Рейтинг десяти ведущих производителей по объему аптечных продаж в Украине по итогам 2008 г. претерпел ряд изменений (табл. 1). В Топ-10 вошла новая компания — Biologische Heilmittel Heel GmbH, продемонстрировавшая один из наиболее высоких приростов продаж (+55 %) и поднявшаяся с 11 на 10 место. Среди остальных представителей рейтинга лишь две компании не изменили свои позиции. Это возглавляющая Топ-10 Berlin-Chemie / Menarini Pharma, которая благодаря наибольшей среди лидеров динамике продаж (+63 %) расширила свою долю и укрепила позиции, а также занимающая 9 место украинская компания «Фармак» (+43 %). Второй местный производитель — «Дарница» (+32 %) — несколько сократил долевое присутствие и опустился с 5 на 7 место. Кроме него еще три компании понизили свой рейтинг, при этом все на один пункт: корпорация Sanofi-Aventis опустилась со 2 на 3 место, Bayer Healthcare — с 4 на 5, а GlaxoSmithKline — с 7 на 8. В то же время четыре производителя (кроме новичка) улучшили свои позиции, наиболее заметно компания KRKA (+58 %), занявшая 6 место вместо 10.


Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2008 г. 2007 г. 2008 г. 2007 г.

1

1

Berlin-Chemie / Menarini Pharma GmbH

4,5

4,0

2

3

Novartis (вкл. Sandoz-Lek)

4,0

3,8

3

2

Sanofi-Aventis

3,7

3,8

4

5

Servier / Egis

3,1

2,9

5

4

Bayer Healthcare (вкл. Bayer Schering Pharma AG)

3,1

3,2

6

10

KRKA D. D.

2,6

2,4

7

6

Дарница

2,6

2,8

8

7

GlaxoSmithKline

2,5

2,6

9

9

Фармак

2,4

2,4

10

11

Biologische Heilmittel Heel GmbH

2,3

2,2

Итого 30,9 30,1


В рейтинге торговых наименований ни одному препарату не удалось сохранить занятые в 2007 г. позиции (табл. 2). В состав десяти лидеров, благодаря трехкратному увеличению продаж, вошел новый участник — кодеинсодержащий противокашлевый Кодтерпин IC, занявший 7 место вместо 36. Виагра, несмотря на достаточно высокую динамику (+30 %), покинула Топ-10, заняв по итогам года лишь 13 место. Возглавил рейтинг Актовегин (+79 %), потеснивший менее динамичный Эссенциале Н (+38 %) на второе место. Еще четыре торговых наименования улучшили свое положение в рейтинге: это Милдронат (+54 %), Натрия хлорид (+59 %), Предуктал МВ (+77 %) и Мезим форте (+85 %), занявшие с 4 по 6 места. Одновременно с этим Лазолван, Цефтриаксон и Но-шпа опустились в нижнюю часть рейтинга с 6, 3 и 7 мест соответственно. Итоговая доля «десятки» немного увеличилась и составила 6,2 %.


Таблица 2. Десять ведущих торговых наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2008 г. 2007 г. 2008 г. 2007 г.

1

2

Актовегин

1,0

0,8

2

1

Эссенциале Н

0,9

0,9

3

4

Милдронат

0,6

0,6

4

5

Натрия хлорид

0,6

0,6

5

8

Предуктал МВ

0,6

0,5

6

10

Мезим форте

0,5

0,4

7

36

Кодтерпин IC

0,5

0,2

8

6

Лазолван

0,5

0,5

9

3

Цефтриаксон

0,5

0,6

10

7

Но-шпа

0,5

0,5

Итого 6,2 5,6


Среди десяти ведущих МНН и группировочных наименований по итогам года не появилось «новичков», однако произошли некоторые перестановки (табл. 3). Четыре представителя рейтинга, благодаря опережающей динамике продаж, поднялись на более высокие позиции. Это Диклофенак, занявший 2 строчку вместо 3, Панкреатин, поднявшийся с 5 места на 3, Фосфолипиды — с 5 на 6 и Поливитамины+прочие препараты — с 10 на 9. В то же время три МНН, продемонстрировавшие темпы роста ниже рыночных, снизили свои рейтинговые позиции. Это Цефтриаксон (+36 %), Силденафил (+31 %) и Флуконазол (+33 %), которые опустились на 4, 6 и 10 места соответственно. Лидером Топ-10 при сохранившейся доле по-прежнему остается комбинация Поливитамин+Мультиминерал (+45 %). Не изменилась и суммарная доля «десятки», равная 9,5 %.


Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге МНН / Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2008 г. 2007 г. 2008 г. 2007 г.

1

1

Поливитамин+Мультиминерал

1,3

1,3

2

3

Диклофенак

1,1

1,0

3

5

Панкреатин

1,1

1,0

4

2

Цефтриаксон

1,0

1,1

5

6

Фосфолипиды

1,0

1,0

6

4

Силденафил

0,9

1,0

7

7

Амброксол

0,8

0,9

8

8

Триметазидин

0,8

0,7

9

10

Поливитамины+прочие препараты

0,7

0,7

10

9

Флуконазол

0,7

0,7

Итого 9,5 9,5


Лидерами по продажам среди АТС групп, как и ранее, остаются J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+26 %) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+56 %) (табл. 4). Однако отметим, что темпы роста первой из групп заметно отставали от среднерыночных показателей и оказались самыми низкими среди представителей Топ-10. Это привело к сокращению на 1 % доли группы, хотя она и осталась достаточно большой 7,3 %. На третью позицию с четвертой, благодаря самой высокой динамике продаж среди лидеров, поднялись M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+60 %). Столь же высокие темпы роста позволили группе C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин (+60 %), подняться с 11 места на 10 и войти в состав Топ-10. Близкими темпами развивались также рынки групп A05 Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей (+56 %) и N06 Психоаналептики (+51 %),благодаря чему они повысили свои рейтинговые позиции: первая поднялась с 8 на 6 место, вторая — с 10 на 9.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2008 г. 2007 г. 2008 г. 2007 г.

1

2

J01

Антибактериальные препараты для системного использования

7,3

8,3

2

2

R05

Препараты для устранения симптомов простуды и кашля

4,9

4,6

3

4

M01

Противовоспалительные и противоревматические препараты

4,8

4,3

4

3

N02

Анальгетики

4,2

4,4

5

5

A11

Витамины

3,9

4,0

6

8

A05

Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей

3,4

3,1

7

6

C01

Препараты для лечения заболеваний сердца

3,3

3,3

8

7

G04

Препараты для лечения урологических заболеваний

3,3

3,2

9

10

N06

Психоаналептики

3,2

3,0

10

11

C09

Препараты, влияющие на систему
ренин-ангиотензин

3,0

2,7

Итого 41,3 40,9


Заключение

По итогам 2008 г. розничный аптечный рынок Украины увеличился на 40 % и достиг 2,9 млрд. долл. При этом в стоимостном выражении наблюдалось увеличение темпов роста рынка по сравнению с 2007 г. (+31 %), а в натуральном — отрицательная динамика прошлого года (–12 %) сменилась на положительную (+11 %). Значительно увеличились затраты населения на приобретение лекарственных препаратов на душу населения: 62,5 долл. вместо 47,6 долл. в 2007 г. В то же время анализ основных рейтингов свидетельствует о стабильности структуры аптечного рынка Украины.

Источник: AIPM-Remedium Market Bulletin, март 2009

http://www.provisor.com.ua/






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика