Логотип журнала "Провизор"








Социологическое исследование этических аспектов консультационной деятельности фармацевтического работника
Другие статьи из раздела: Менеджмент
Статья
№ 09'2010 ЗАВЕДУЮЩИЙ АПТЕКОЙ: СОВРЕМЕННЫЙ ПОРТРЕТ
№ 19'2009 ПРАЦЕВЛАШТУВАННЯ МЕДИКІВ В УКРАЇНІ ТА ЗА КОРДОНОМ
№ 19'2009 Российские аптеки глазами медрепов
№ 18'2009 МЕДРЕПЫ - ОБ УКРАИНСКИХ АПТЕКАХ
№ 13-14'2009 Рынок фармацевтики здоров
№ 03’2009 ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: КВАЛИФИКАЦИЯ ИЛИ КОМПЕТЕНЦИИ?
№ 01-02’2009 Мерчандайзинг в условиях кризиса: акценты, акценты, акценты
№ 23-24’2008 Рецепторы аденозина: альтернативный подход к лечению астмы?
№ 23-24’2008 Новогодний мерчандайзинг: создайте праздник для покупателей
№ 17’2008 Анализ актуальности интегрированных систем менеджмента в фармации

Социологическое исследование этических аспектов консультационной деятельности фармацевтического работника

М. С. Назарова, асс. кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ФПДО, Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова, г. Рязань, Россия.

В настоящее время аптечные организации стали играть важную роль не только на фармацевтическом рынке, но и в лечебно-диагностическом процессе. Зачастую посетители аптек приобретают лекарственные средства по рекомендации фармацевтического работника, минуя посещение лечебно — профилактического учреждения. В этом аспекте большое значение приобретает процесс формирования у работника первого стола представлений о профессиональной этике при осуществлении консультативной деятельности.

Целью данного исследования, проведенного в начале 2008 года, явилась оценка степени соблюдения аптечными работниками этических норм при реализации товаров аптечного ассортимента.

Объектами исследования стали данные социологического опроса студентов фармацевтического факультета, аптечных работников и посетителей аптек.

При решении вопроса о применяемых методах исследования, выбор был сделан в пользу анкетирования. Анализ литературных данных показал, что этот метод является наиболее распространенным при исследовании мнений в сфере медицины и фармации. Существуют различные виды анкетирования, наиболее эффективными инструментами считаются анкетирование в аптеке и телефонные опросы, которые и были использованы при проведении данного исследования.

Одним из важных этапов данной работы явилась разработка анкет. При составлении анкет были использованы закрытые вопросы, подразумевающие ограниченное число вариантов ответов, и открыто-закрытые вопросы, в которых помимо предложенных ответов респондент мог сформулировать свой вариант. Предпочтение было отдано первым.

Все вопросы были систематизированы в две группы: общие для трех категорий респондентов и дополнительные для каждой из категорий (рис. 1).

Рис. 1. Основные и дополнительные блоки вопросов для разных групп респондентов


Структура анкет для каждой из трех групп респондентов включала 2 блока вопросов:

  • 1 блок — информационные вопросы, позволяющие составить предоставление о социально — демографическом портрете опрашиваемых;
  • 2 блок — основные вопросы, позволяющие получить представление непосредственно по теме исследования.

Каждое анкетирование начиналось с приветственной фразы, краткого сообщения о цели проводимого исследования, указания, что опрос абсолютно анонимен и занимает не более 10 минут. При этом на каждого опрошенного заполнялась (или он сам заполнял) отдельная форма. Заканчивалось интервью выражением благодарности интервьюируемому.

Обработка анкет проводилась путем приведения их к общему посредством ввода их в файл Excel, с которым впоследствии проводилась аналитическая работа, результаты которой представлены ниже.

Профессия провизора социально значимая, и те, кто ее выбирает, как правило, среди прочих мотиваций имеют основную цель — служить людям (в нашем опросе это второй по популярности вариант ответа — 19,6 %). Наибольшее число студентов (42,3 %) предпочли профессию провизора, вследствие ее постоянной востребованности. Остальные варианты ответов распределились следующим образом: работа с лекарственными средствами (ЛС) — 16,5 %, чистая работа — 5,2 %, работа с людьми — 2,1 %, иная причина — 14,3 % (рис. 2). В качестве иной причины встречались следующие варианты: семейные традиции, рекомендации родителей, предпочтение химии и биологии среди других предметов и прочее.

Рис.2. Мотивации при выборе профессии провизора


Следующей категорией респондентов были практические фармацевтические работники. Соотношение принявших участие в исследовании сотрудников аптек с высшим и средним образованием, представлено следующим образом: — 55,4 % — провизоры, 44,6% — фармацевты. Что касается стажа работы, то выборка представлена следующим образом: менее 5 лет — 29,2 %, 6-10 лет — 23,1 %, 11-20 лет — 20 %, и стаж работы более 20 лет имеют 27,2 % опрошенных фармацевтических работников — примерно одинаковое соотношение количества опрошенных в каждой группе.

Подавляющее большинство опрошенных в категории «Население» составили женщины (62 %). Структура выборки по возрасту представлена на рисунке 3. Наибольшее число опрошенных пришлось на возрастную категорию 20-35 лет (40 %). 28 % респондентов находятся в возрасте 46-60 лет. На возрастную категорию 36-45 лет пришлось 23 %, на категории < 20 лет и > 60 — менее 5 % опрошенных. Значительное количество молодых людей среди опрошенных, по-видимому, объясняется усилившейся в последнее время пропагандой здорового образа жизни.

В социальном разрезе 42 % опрошенных имеют рабочие специальности. На втором месте — служащие (32 %), на учащихся приходится 18 %, пенсионеры составили 7 %, безработные — 1 % (рис. 4).

Рис. 3. Структура выборки опрашиваемых по возрасту

Рис. 4. Структура выборки опрашиваемых в социальном разрезе


Половина опрошенных часто приобретает лекарственные препараты без предварительного обращения к врачу. Вариант «редко» выбрали 32 % респондентов, всегда так поступают 16 % опрошенных. Предварительно советуются с врачом перед приобретением лекарственного препарата только 2 человека из 100.

Приобретая ЛС без назначения врача, население руководствуется рекомендациями фармацевтического работника (45,3 %). 35 % опрошенных при выборе препарата советуются со знакомыми, родственниками. Специальной справочной литературой пользуются 12 % респондентов. Рекламе доверяет менее 1 % опрошенных. 6,8 % респондентов используют для получения информации о ЛС иные источники (Internet, компьютерные базы данных о ЛС, журналы).

Мы выяснили общественное мнение населения об аптечной деятельности. Подавляющее большинство опрошенных сочли профессиональный уровень работников аптечных учреждений удовлетворительным (54 %), 46 % — хорошим. Вариант «неудовлетворительный» и «отличный» не выбрал ни один респондент.

Культурный уровень фармацевтических работников был оценен как средний (86 %), высоким его назвали 12 % опрошенных, низким — 2 %.

Проанализировав мнения трех категорий респондентов, мы составили портрет идеального провизора (рис. 5, 6, 7). В пятерку самых популярных ответов у всех категорий населения вошли: ответственность (1 место у студентов, 2 — у фармацевтических работников, 4 — у населения), умение дать консультацию (2 место у студентов, 3 — у фармацевтических работников, 1 — у населения), вежливость (4 место у студентов, 5 — у фармацевтических работников и населения), компетентность (5 место у студентов, 1 — у фармацевтических работников, 3 — у населения).

Рис. 5. Идеальный провизор с точки зрения студентов


Рис. 6. Идеальный провизор с точки зрения практических фармацевтических работников


Рис. 7. Идеальный провизор с точки зрения посетителей аптек


Представление о миссии аптеки у студентов, фармацевтических работников, населения показано на рисунке 8.

Рис. 8. Представление о миссиях аптеки у студентов, фармацевтических работников, населения


Подавляющее большинство респондентов среди студентов и населения считают, что главная миссия аптеки — это оказание фармацевтической помощи (76,4 % — у студентов, 88 % — у населения). Среди практикующих фармацевтических работников доля этого варианта ответа составила всего 9,2 %. По мнению указанной категории, цель аптеки состоит и в получении прибыли, и оказании фармацевтической помощи (60 %).

Вариант «получение прибыли» выбрали: 12 % опрошенных в категории «Население», 19,4 % опрошенных в категории «Студенты», 30,8 % опрошенных в категории «Фармацевтические работники».

Мы также изучали уровень представлений об этическом кодексе среди студентов и практических работников (рис. 9.). Среди фармацевтических работников процент тех, кто знаком с этическим кодексом выше, чем у студентов (73,9 и 29,2 % соответственно). Доля респондентов, не имеющих представления об этическом кодексе также выше среди студентов — 22,2 % (среди фарм. работников всего 9,2 %). Вариант «что-то слышал об этом, но не читал» выбрали 48,6 % студентов и 16,9 % фармацевтических работников.

Рис. 9. Уровень представлений об этическом кодексе


В этическом плане интерес представляет изучение мотивационной направленности работников первого стола при консультировании посетителей аптеки, а также представления населения о том, чем руководствуется фармацевтический персонал, консультируя посетителей (рис. 10).

Рис. 10. Представления о мотивационной направленность при консультировании посетителей аптеки


38,5 % фармацевтических работников приходилось давать советы посетителям аптеки, руководствуясь в первую очередь не стремлением оказания фармацевтической помощи, а желанием продать дорогостоящий препарат.

44 % опрошенных в категории «Население» оказывались в ситуации, когда чувствовали, что рекомендации работника первого стола обусловлены, прежде всего, не желанием оказать фармацевтическую помощь, а стремлением продать дорогостоящий препарат.

Проведенные исследования показали, что население рассматривает работу аптек не только как деятельность по реализации ЛС, но и как важный элемент фармацевтической культуры, позволяющий пациенту чувствовать себя комфортно и уверенно.

98 % опрошенных приобретают ЛС (часто, редко или всегда) без предварительного обращения к врачу, поэтому на фармацевтическом работнике лежит огромный груз ответственности при осуществлении консультативной работы.

Большое значение при детальном рассмотрении этого аспекта деятельности приобретает вопрос о морально-этической направленности действий фармацевта: руководствуется ли он желанием наиболее качественно и полно оказать посетителю фармацевтическую помощь или желанием продать дорогостоящий препарат.

Беспокойство вызывает то обстоятельство, что значительное число работников первого стола (30,8 %), считают более важным получение прибыли, а не оказание фармацевтической помощи. Этот факт можно объяснить современными реалиями фармацевтического рынка, когда подавляющее большинство аптечных организаций находится в частной собственности.

Очевидным является вывод о том, что успешная реализация программы формирования профессиональной этики фармацевтического работника возможна только при координации усилий органов управления фармацевтической службой, руководителей фармацевтических организаций, профессиональных общественных и учебных организаций, в том числе и на международном уровне.

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика