Логотип журнала "Провизор"








Государственное регулирование цен на лекарственные средства: вчера, сегодня, завтра
Другие статьи из раздела: События
Статья
№ 15'2011 Охота за инвестором
№ 15'2011 ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ PHARMCOMPLEX–2011
№ 14'2011 Искусство торговой войны
№ 13'2011 Аптека VS Производитель без секундантов
№ 13'2011 Инновации в окопах
№ 12'2011 Ее Величество Фармация
№ 11'2011 Участники Второго всеукраинского конкурса рисунка среди детей с сахарным диабетом отпраздновали победу на площади Независимости
№ 11'2011 УКРАИНСКАЯ ШКОЛА ЭНДОКРИНОЛОГИИ: ПАЦИЕНТ - ВНИМАНИЯ
№ 11'2011 ВОЗ против фальши
№ 10'2011 Международный форум фармацевтической индустрии

Государственное регулирование цен на лекарственные средства: вчера, сегодня, завтра

Конец прошлого года для представителей фармацевтической общественности был насыщен различными перипетиями, связанными с государственным регулированием цен на лекарственные препараты. Постановления КМУ, жесткие проверки субъектов хозяйственной деятельности представителями контролирующих органов, жаркие дебаты и нестабильная ситуация на фармацевтическом рынке — все это в итоге привело к противостоянию между операторами фармрынка и государственными структурами. «Спасательным кругом» для фармации оказался указ Президента от 3.12.2008 г. № 1139 / 2008, приостановивший действия постановлений и распоряжений КМУ. На сегодняшний день, к сожалению, вопрос о дальнейшем регулировании цен на ЛС по-прежнему остается открытым. То, что цены будут регулироваться, ни у кого не вызывает сомнения, но вот каким образом — пока еще остается загадкой. О проблемах украинского ценообразования и особенностях регуляторной политики государства шла речь на семинаре «Ценообразование в фармацевтической отрасли: вчера, сегодня, завтра. Актуальные вопросы», состоявшемся 24 декабря 2008 г. в г. Киеве. Семинар провела Аптечная профессиональная ассоциация при участии представителей Министерства экономики Украины, специалистов-практиков в области бухгалтерского учета и операторов фармацевтического рынка.

Александр Савицкий, директор Департамента ценовой политики Министерства экономики Украины начал свое выступление с общих вопросов, касающихся как ценовой политики государства, так и контроля цен на ЛС.

Согласно Конституции Украины, ценовая политика, за проведение которой отвечает КМУ, выделена в отдельную политику наряду с финансовой, инновационной, налоговой. КМУ редко принимает прямые регуляторные акты (исключение — постановление от 17.10.2008 г. № 955). В основном он делегирует свои полномочия центральным или местным органам исполнительной власти. Соответственно, на сегодняшний день вся политика строится на базовом законе «О ценах и ценообразовании», согласно которому в нашей стране существуют свободные, государственные фиксированные и регулируемые цены. Ст. 4 этого закона гласит о том, что КМУ отвечает за ценовую политику, определяет перечень товаров, продуктов и услуг, к которым может быть применено государственное регулирование, а также определяет полномочия органов, осуществляющих регулирование цен. Согласно ст. 8, КМУ может устанавливать фиксированные и регулируемые цены. Кроме этого могут осуществляться и другие методы регулирования, которые определены постановлением КМУот 25.12.1996 г. № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов местных советов относительно регулирования цен (тарифов)». Именно это постановление давало право местным органам власти устанавливать граничные торговые наценки на ЛС, входящие в перечень, утвержденный совместным приказом МЗ и Минэкономики от 3.12.2001 г. № 480 / 294 «Об утверждении Перечня отечественных и импортных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию».

Кроме этого закон Украины «О ценах и ценообразовании» содержит такой раздел как «контроль по соблюдению государственной дисциплины цен и ответственность лиц, виновных в их нарушении». В случае нарушения субъектами хозяйственной деятельности действующих механизмов ценового регулирования, на них накладывается экономическая санкция в виде изъятия суммы незаконно полученной выручки и наложение штрафа в двойном размере от суммы этой выручки. Также на должностное лицо, совершившее нарушение, накладывается административная санкция (ст. 165–2 Кодекса про административные правонарушения) — штраф от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 85 до 170 грн); если на протяжении года подобное нарушение было совершено повторно, то санкция будет составлять от 10 до 15 необлагаемых минимумов.

Александр Савицкий

Протоколы про административные нарушения могут составляться должностными лицами Государственной инспекции по контролю за ценами, а ее руководство в центральном аппарате или на местах имеет право выносить постановления о наложении административного штрафа. Вслучае невыполнения предписания контролируемого органа соответственно со ст. 188–3 Кодекса про административные правонарушения, на должностных лиц налагается штраф от 9 до 18 необлагаемых минимумов доходов граждан.

До принятия постановления КМУ от 17.10.2008 г. № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» торговая наценка (35 % оптовой цены производителя (таможенной стоимости)) распространялась на Перечень ЛС, утвержденный совместным приказом МЗ и Минэкономики от 3.12.2001 г. № 480 / 294. По словам Александра Савицкого, перечень имел как достоинства, так и недостатки. Главный недостаток заключался в том, что ЛС в нем были представлены по международным непатентованным названиям, а при проверке аптечных учреждений выяснялось, что лекарства реализуются по торговым названиям.

Возвращаясь к вопросу регулирования, докладчик подчеркнул, что действия регулирующего органа всегда должны быть экономически обоснованными, поскольку именно он несет ответственность перед субъектом хозяйственной деятельности за то, чтобы его деятельность не привела к убыткам участников рынка. Согласно постановлению № 955 регулирование распространялось практически на 80 % ассортимента аптек, что в результате привело к убыточности аптечных учреждений. Метод регулирования путем установления торговой наценки приводит к позитивным результатам лишь при стабильной финансовой ситуации. А учитывая тот факт, что ситуация в Украине нестабильна, а 70 % аптечного ассортимента — импортные ЛС, полностью зависящие от курса валют, жесткое регулирование со стороны правительства привело к негативным последствиям, в первую очередь — к увеличению цен на ЛС и их дефициту.

Министерством экономики Украины готовились изменения к данному постановлению, рассматривался ряд предложений. Одно из них — замена понятия «таможенная стоимость» понятием «стоимость импортного товара», которая бы рассчитывалась по формуле: таможенная стоимость, умноженная на коэффициент отношения курса гривны Национального банка Украины на день реализации к курсу на день таможенного оформления продукции. Но такая формула могла привести и к негативным последствиям, учитывая специфику работы отрасли (при условии отгрузки продукции с отсрочкой платежа и закупке валюты на день платежа, это может привести к отрицательным результатам в случае обратного колебания валют).

Рассматривалась также идея о том, чтобы регулирование распространялось только на ЛС, которые выписываются по рецепту. Но, к сожалению, на сегодняшний день ее реализация невозможна.

Остается открытым вопрос и о самом размере торговой наценки. Как показала практика, жесткое регулирование не дало позитивных результатов. Поэтому представители Минэкономики считают, что регулирование должно быть минимальным, не более 15 % объема продукции. Соответственно рассмотрения требует и приказ № 480 / 294.

Говоря о представительствах иностранных фирм-производителей, которые ведут активную промоционную деятельность на территории Украины, докладчик отметил, что их затраты не вкладываются в обычный размер торговой наценки. Поэтому в новой редакции соответствующего постановления будет другое название базы для регулирования цен. Скорее всего, это будет оптово-отпускная цена, которая будет включать цену отечественного производителя, таможенную стоимость или стоимость импортного товара с учетом колебания курса, а также отпускную цену предприятия, основанного иностранным производителем.

Также возникает вопрос относительно разграничения торговой наценки для оптовых и розничных субъектов хозяйственной деятельности. Потому как при отсутствии такого разграничения у розничных предприятий может возникнуть вопрос о достоверности той цены, на которую они будут делать свою наценку. Для решения этого вопроса законодательством предусмотрена процедура декларирования цен (приказ Минэкономики от 13.08.2008 г. № 341 «О декларации цен производителя и инструкцию при их применении»), когда оптовик при поставке товара в аптечную сеть будет вместе с другими сопроводительными документами предоставлять декларацию, в которой записана оптово-отпускная цена и наценка, которую сделал дистрибьютор.

На сегодняшний день ведутся многочисленные переговоры и дискуссии по поводу принятия нового постановления, касающегося регулирования цен на ЛС или внесения изменений в постановление № 955. Александр Савицкий подчеркнул, что в первую очередь будет четкое распределение постановления на две части: первая будет касаться цен, вторая — контроля качества препаратов и реорганизации службы контроля за качеством. Данные пакеты документов уже разработаны, но применять их на практике в Министерстве экономики пока не спешат. Возможно, в данной кризисной ситуации стоит некоторое время не вводить жестких мер, а наоборот восстановить дисбаланс, учитывая платежеспособность населения.

Подробно докладчик рассказал и о контроле по соблюдению цен. На сегодняшний день общий контроль за всем ценообразованием, вне зависимости от того, кто осуществляет регулирование, производит Государственная инспекция по контролю за ценами. Всвоей деятельности она руководствуется законом «Об основных положениях государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Согласно этому закону каждый контролирующий орган должен определить критерии влияния небезопасности в сфере контроля и по этому принципу построить периодичность контрольных мероприятий. Для аптечных учреждений такая периодичность составляет 1 раз в год при условии действующего регулирования цен на препараты. Если же нет регулирования, то в аптеках может проводиться только мониторинг.

Что касается применения экономических санкций, то согласно ст. 250 Хозяйственного кодекса экономическая санкция должна накладываться только за год. Если в аптеке были обнаружены нарушения за три года, то их определяют как простые нарушения, экономическая санкция применяется со дня подписания акта в срок один год. Контролируемому органу дается полгода для ее осуществления.

Отдельного документа о порядке осуществления контроля не существует (в своей деятельности должностные лица руководствуются положением о Государственной инспекции и вышеупомянутым законом). Хотя есть Инструкция о порядке применения экономических санкций, согласно которой при составлении акта инспектор должен выполнять следующие условия:

  • определить, нормы какого документа были нарушены;
  • в акте должен быть определен механизм нарушения государственной дисциплины цен;
  • определить сумму незаконно полученной выручки на основе первичных бухгалтерских документов (в данном случае такими документами являются чеки и кассовые ленты).

Сумма определяется на основании выручки, т. е. изымается оплаченная сумма.

Если хотя бы одно из условий будет не выполнено, акт можно обжаловать в суде, вследствие чего он не будет иметь юридической силы.

В завершение выступления Александр Савицкий, директор Департамента ценовой политики Министерства экономики Украины ответил на вопросы участников семинара. В связи с многочисленными изменениями в законодательстве относительно регулирования цен на ЛС, присутствующих интересовал вопрос: есть ли на сегодняшний день какие-либо ограничения на наценки на ЛС. Последовал ответ докладчика о том, что никаких ограничений не существует.

Насущным оказался вопрос и об осуществлении проверок и мониторинга наценок. Александр Савицкий рассказал, о том, что Государственная инспекция по контролю за ценами осуществляет мониторинг в соответствии с постановлением КМУ от 13.06.2002 г. № 803 «О мерах относительно проведения мониторинга цен и тарифов на потребительском рынке». Согласно ему был утвержден перечень социально значимых товаров и услуг, по которым проводится постоянный мониторинг цен и тарифов на продовольственном рынке. Вышеуказанный перечень не входят ЛС и изделия медицинского назначения. Соответственно мониторинг в аптечной сети может проводить только Гослекинспекция.

Говоря об осуществлении проверок, докладчик подчеркнул, что контролер, который приходит на внеплановую проверку, кроме своего удостоверения должен еще предъявить и направление на проверку, указывающее, на каком основании проводится проверка. В случае внеплановой проверки ценовой дисциплины в связи с обращением физического или юридического лица, направление должно быть подписано должностным лицом уровнем не ниже, чем заместитель министра экономики. Если в обращении не указана причина, нет названия препарата и его серии, можно смело направлять жалобу в региональное отделение Госкомпредпринимательства по поводу обоснованности такой проверки.

Завершая свое выступление, Александр Савицкий уверил участников конференции, что спешки при принятии нового законодательства в сфере регуляторной политики (в отличие от постановления № 955) не будет. Проект нового постановления относительно регулирования цен на ЛС обязательно будет вынесен на публичное обсуждение. При этом представители Министерства экономики Украины постараются учесть мнения всех операторов фармацевтического рынка.

В ходе семинара его участникам представилась прекрасная возможность получить новую информацию о насущных проблемах из уст специалистов. На семинаре был рассмотрен довольно большой круг актуальных вопросов, начиная от ценообразования и заканчивая контролем по ценам. Важным оказался и блок вопросов, посвященный проверкам. Ведь очень часто отсутствие должных знаний в итоге приводит к довольно-таки плачевным результатам. Поэтому подобные мероприятия следует проводить как можно чаще.

Марина Колесник

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика