|
И. В. Головнева, канд. психол. наук, бизнес-тренер, организационный консультант Не секрет, что в аптечных сетях работают преимущественно женщины. Да и среди тех, кто руководит персоналом в аптеках, практически не найдешь мужчин (редкий случай в нашем отечественном бизнесе!). Т.е., женщины руководят женщинами — в общественном сознании эта ситуация часто рассматривается как забавная или ужасная. Но это все стереотипы — реальность значительно интереснее и сложнее. Неудобно обсуждать вопрос о том, может ли женщина быть эффективным руководителем — конечно же, может! Многочисленные исследования психологов и социологов и практический опыт показывают, что в роли руководителя женщина по параметрам профессионализма, эффективности ничем не отличается от руководителя-мужчины. Особенности, конечно же, есть, но они больше касаются стиля руководства, характера взаимодействия с подчиненными, чем качества конечного результата работы, а ведь именно результативность — «визитка» руководителя. Однако женщине в руководящем кресле приходится бороться не только с чужими стереотипами, но иногда и с собственной неуверенностью. «Справлюсь ли я с этим? Смогу ли стать хорошим руководителем? Не пострадают ли от моей занятости мои близкие?» — вот вопросы, которые часто мучают женщин и крайне редко возникают в голове у мужчин при назначении на руководящую должность. Итак… Видим цель, не видим препятствий, верим в себя. И тогда любые, даже самые толстые стены можно пробить легким движением руки! Выбор профессии, работа мечты, новое дело - карьерный консультант, коуч Демидова Анна Цель ясна — стать эффективным руководителем и создать свою команду; а вот как этого добиться, мы сейчас разберемся. Начнем с главного — приобретение уверенности в том, что занимаемое нами руководящее кресло по праву наше. Для правильной оценки должны быть ее объективные критерии. Такими критериями являются компетенции, которыми должен обладать современный управленец. Термин «компетенции» определяет, что должен уметь делать человек, чтобы справиться со своими должностными обязанностями. Познакомьтесь с основными компетенциями современного руководителя:
Это, конечно, программа-минимум. Современный руководитель должен быть еще и лидером. Посмотрите, как лидерские компетенции дополняют компетенции менеджерские:
Парадокс: если посмотреть на лидерские компетенции, то именно для руководителей-женщин они должны стать сильной стороной. Ведь кто, как не женщина, вдохновляет, рисует эмоционально-насыщенные картинки светлого будущего, стремится объединить людей. Но именно женщины часто стесняются своей лидерской роли, не видят себя на этой позиции, хотя, на самом деле, соответствуют всем компетенциям руководителя-лидера. В модели лидерства всемирно известного специалиста по менеджменту Пола Тортона описано, как действует лидер. Попробуем «примерить» это описание к себе.
Наставничество — это традиционно сильная черта женщин-руководителей и обязательный компонент лидерства, т. к. не обучая и не развивая своих подчиненных, просто невозможно достигнуть высоких показателей в работе в нашем быстром меняющемся мире. «Проблемной зоной» в перечне качеств руководителя-лидера является наделение людей полномочиями. Делегировать полномочия наши руководители иногда бояться, а часто не умеют. У женщин же добавляется стремление опекать и защищать своих сотрудников, что часто выражается в мысли — «лучше я сама все сделаю». Но делегировать полномочия сотрудникам — это не право, а обязанность руководителя, т. к. именно так можно подготовить кадровый резерв, мотивировать сильных сотрудников. Невозможно создать эффективно работающую команду без распределения задач разного уровня сложности между ее членами. Делегируя полномочия сотрудникам, руководитель помогает им в полной мере осознать цели своей работы, дает им истинное ощущение сопричастности к делу и, следовательно, ответственность за его успех. Ниже мы расскажем, как правильно организовать процесс делегирования полномочий. Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3
Шаг 4
Как видите, в процессе делегирования проявляются все ключевые компетенции менеджера — планирование деятельности сотрудников, управление ими и осуществление контроля, а также такая важная лидерская компетенция как мотивация. На умении руководителя мотивировать сотрудников к эффективной работе хочу остановиться подробнее. Женщины являются прирожденными мотиваторами! Они могут не просто заставить, а убедить ребенка сьесть что-то очень полезное, но, признаемся честно, не очень вкусное. А умение ласково и ненавязчиво убедить мужа, что это было его собственное желание быстренько сделать небольшой ремонтик? Если же говорить серьезно, то наиболее эффективно люди работают не из-под палки, и не тогда, когда в голове только одна мысль: «Жить-то как-то надо…». Эффективный сотрудник — это мотивированнный к работе сотрудник. Но многим работникам нужно помочь стать мотивированными. Хороший руководитель видит, что важно для каждого из подчиненных и всегда может найти нужные слова, чтобы направить их деятельность в нужное русло. Как показывают многочисленные исследования и опросы, есть ряд важных моментов, которые необходимо учитывать руководителю в своей повседневной работе с сотрудниками, если он хочет иметь мотивированную к работе команду. Прежде всего:
Как мы видим, здесь очень многое зависит от руководителя. А ведь болезнь демотивации (как, впрочем, и другие болезни) легче предупредить, чем лечить. Чтобы усилить свои природные умения убеждать, влиять, воздейст-вовать, побуждать к деятельности, можно посоветовать воспользоваться «законами» управленческого общения. Главные из них следующие:
Кстати, эти же законы управленческого общения не менее эффективно действуют и в частной жизни, в общении с близкими людьми. Запомните и применяйте в практической деятельности достаточно простые и логичные правила общения с подчиненными. Правило 1. Определитесь с целью общения и следуйте этой цели. Правило 2. Выясните, что важно для другого человека и вовлеките подчиненного в процесс принятия решения. Правило 3. Не только требуйте информацию от других, но и предоставляйте ее сами. Правило 4. Продумывайте то, что и как вы собираетесь сказать:
Правило 5. Слушайте! Задача слушающего: воспринять — понять — зафиксировать. Правило 6. Подведите итоги и наметьте планы на будущее. Подведем итог и мы: женщина в роли руководителя может эффективно использовать свои традиционно сильные стороны: умение вдохновлять, мотивировать, поддерживать и обучать. А если эти сильные стороны развивать и совершенствовать, результатом станет выработка своего уникального стиля руководства — ориентированного на человека. Какой стиль руководства у вас сейчас, вы можете проверить, воспользовавшись тестом. Каждый руководитель коллектива располагает двумя видами психических ресурсов: Д- и В-ресурсами.
Д-ресурсы (от слова «действовать») тратятся руководителями на то, чтобы влиять на окружающих, высказать им свои желания, видение проблемы. В-ресурсы (от слова «воспринимать») служат для того, чтобы уяснить чувства и стремления своих сотрудников. Прочтите приведенные ниже пары утверждений и оцените их справедливость для вас лично. Чем ближе вам одно из утверждений каждой пары, тем более высокую оценку вы должны поставить, но при этом сумма оценок по каждой паре должна быть равна 10 (например, Д-утверждение — 7 очков, В-утверждние — 3 очка). Преобладание Д-очков свидетельствует о вашей склонности к доминированию, если же у вас больше В-очков, вы более расположены к демократическому стилю руководства. Истина, как всегда, лежит посередине и оптимальный результат — это примерно равные суммы по Д- и В-утверждениям.
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||
|