Логотип журнала "Провизор"








Регулирование цен: государство, похоже, решило убить фармацевтическую отрасль Украины
Другие статьи из раздела: Фармацевтический рынок
Статья
№ 20'2010 КАК УВЕЛИЧИТЬ ПРОДАЖИ В ВАШЕЙ АПТЕКЕ
№ 15'2010 Генерики будут доминировать на фармацевтическом рынке Центральной и Восточной Европы до 2011 года
№ 09'2010 Фармацевтический рынок Украины. ИТОГИ 2009 года
№ 06'2010 ВИВЧЕННЯ АСОРТИМЕНТНОЇ ТА ЦІНОВОЇ ПОЛІТИКИ ЩОДО ЗУБНИХ ПАСТ
№ 23'2009 Фармацевтический рынок Украины Итоги трех кварталов 2009 года
№ 20'2009 Качество обслуживания в аптеках. Что изменилось за год?
№ 18'2009 ФАРМирующееся будущее
№ 18'2009 ФАРМирующееся будущее
№ 17'2009 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК УКРАИНЫ. ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2009 г.
№ 17'2009 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК УКРАИНЫ. ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2009 г.

Регулирование цен: государство, похоже, решило убить фармацевтическую отрасль Украины

Г. В. ХОМЯКОВ

Михаил Делягин считает, что из-за проблем в сфере государственного управления мировой финансовый кризис сильно потреплет нашего соседа: «Вслед за начавшимся финансовым кризисом Россию ожидает кризис экономический, который затем перерастет в социально-экономический, а затем наша страна придет к болезненному системному кризису. Это предопределяется нынешним низким качеством системного управления государства» [1].

Но мучения россиян — это цветочки по сравнению с тем, что приготовили наши чиновники украинцам. Власть решила, что в кризисной ситуации населению лекарства не нужны. А если и нужны, то надо сделать так, чтобы их негде было купить. Больные уйдут со сцены. Народу станет меньше. Здоровым лекарства ни к чему. Меньше людей и нет больных — хороший способ экономии бюджетных средств. Как говорится, нет человека, нет проблем…

Я наверняка не прав в оценке мотивов действия властей. Вводя ограничение оптовых и розничных наценок, правительство заботилось исключительно об экономии средств простых граждан. Но, как говорится, «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Итак, под лозунгом заботы о рядовых гражданах правительство ограничило торговые наценки на лекарственные средства (ЛС) [2]. Насколько оправдано это решение? Остановит ли оно рост цен? К каким последствиям это решение приведет?

Причины роста цен на ЛС

В росте цен на ЛС проще всего обвинить торговлю. Но, чтобы принимать правильные решения, надо разобраться в настоящих причинах роста цен на ЛС. Для этого, прежде всего, выясним, как росли цены на ЛС и другие товары в Украине в 2008 г. Будем использовать официальную информацию — данные Госкомстата [4].

Официальные данные показывают, что в январе-октябре 2008 г. рост цен на ЛС был меньше среднего темпа роста цен на товары и услуги. В кризисном октябре качественных изменений не произошло — цены на ЛС росли медленнее (рис. 1).

Рис. 1. Индексы потребительских цен (ИПЦ) на товары и услуги в 2008 г. к декабрю прошлого года [4].


Темп прироста цен на продукты (основная статья расходов населения) в 1,9 раз превысил темп прироста цен на ЛС, а квартплата росла почти в 3 раза быстрее.

Понятно, что в неразберихе первых дней кризиса цены на ЛС выросли. Но ведь выросли цены на все и в гораздо большей степени, чем на ЛС. А 24–29.10.08 г. банки продавали доллар на 18–31% дороже официального курса НБУ — утвержденной государством цены на валюту.

Может быть, Госкомстат неправильно посчитал, ошибся, и во второй половине октября цены на ЛС сильно выросли. Давайте сравним оптовые цены ведущих дистрибьюторов на 24.10.2008 г. с их ценами в июне 2007 г. Предварительно отметим, что в этот день курс доллара был на 20% выше среднего курса НБУ июня 2007 г., а потребительские цены на товары и услуги в октябре 2008 г. выросли по сравнению с июнем 2007 г. на 32%.

Сравнение цен на ЛС будем производить для препаратов 20 ведущих производителей лекарственных средств (8 отечественных и 12 зарубежных компаний). Препараты этих компаний хорошо известны на рынке и широко используются в медицинской практике. Всего проанализируем изменение цен на 569 зарубежных и 667 отечественных наименований ЛС. Ошибка измерения при 95% уровне вероятности составляет около 2,5%

В пределах ошибки измерения наши результаты не отличаются от данных Госкомстата — темп приро-ста цен на ЛС почти в два раза ниже среднего прироста цен на товары и услуги (рис. 2). Более того, в Украине доля ЛС зарубежного производства составляет порядка 75% и расчеты за них с производителями импортеры осуществляют в валюте. Это означает, что в сопоставимых ценах стоимость ЛС для конечного потребителя практически не увеличилась в 2008 г. и в октябре месяце, в частности. Рынок ЛС является в настоящее время конкурентным и «незримая рука» рынка не позволяет операторам спекулировать на кризисе.

Рис. 2. Прирост цен на товары и услуги в октябре 2008 г. по сравнению с июнем 2007 г. (ИПЦ и продукты по данным Госкомстата).


Аптеки и оптовые фармацевтические компании не наживались в октябре 2008 г. на общей беде. А то, что для всех операторов фармрынка в Украине курс доллара растет одинаково, так это не заговор — это предусмотрено украинским законом. Девальвировала гривна, вслед за ней поднялись цены на импортные ЛС. Нет никакого сговора дистрибьюторов. Пусть Антимонопольный комитет Украины сходит в НБУ и выяснит, почему на территории Украины стоимость валюты поднимается одновременно для всех небанковских предприятий. Если АМКУ, налоговая и МВД против такого положения вещей — надо менять законодательство, а не «кошмарить» аптеки и дистрибьюторов.

Итак, с ценами на ЛС в октябре не случилось ничего необычного по данным Госкомстата и полученным нами результатам. К чему тогда приведет решение Кабмина?

Фармацевтическая отрасль Украины умрет, если заработает постановление Кабмина об ограничении оптовых и розничных наценок от 17 октября 2008 г. № 955

Участники совещания 22 октября 2008 г. обращали внимание на то, что при наценке в 25% ни одна из аптек, а тем более в сельском регионе, не проживет. Правда, го сударство в лице главы Инспекции качества лекарственных средств Геннадия Падалко считает, что «если государство сочтет нужным из 23 тыс. субъектов хозяйственной деятельности оставить всего 7 тыс., то это будет правильное решение» [3].

Обе стороны совершенно не правы, так как невнимательно прочитали постановление Кабмина Украины от 17 октября 2008 г. № 955. В нем черным по белому описаны следующие ограничения наценок в «мягком» варианте:

  • предельная оптовая наценка не более 15% от оптовой цены производителя (таможенной цены) с учетом скидок;
  • предельная розничная наценка не выше 35% от оптовой цены производителя (таможенной цены) с учетом скидок.

В переводе на обычный язык получаем следующее. Оптовик может заработать 15% от цены, по которой купил ЛС у производителя. В рознице наценка должна быть не более 35% от цены, по которой оптовик купил ЛС у производителя. Если розничную цену аптеки (135%) разделить на закупочную цену аптеки (115%), то по постановлению № 955 получится, что: максимальная тор говая наценка аптек не должна превышать 17%.

При такой наценке ни одна аптека не выживет. Затем умрут дистрибьюторы. Потом дойдет очередь и до национальных производителей. Придется Геннадию Падалко закрывать всю отрасль.

Может это и есть правильное решение. Но, думаю, когда разъяренные бабушки и дедушки обнаружат замки на аптеках, социального взрыва не избежать. Вот тогда Юлия Владимировна быстро разберется с теми, кто ее так подставил. Только никому от этого не будет легче. Реанимация отрасли потребует колоссальных усилий и финансовых расходов. Цены и наценки будут существенно выше, чем сегодня.

Выводы

Данные Госкомстата Украины и изложенные выше результаты исследования показывают, что рынок лекарственных средств в Украине является конкурентным и «незримая рука» рынка, без всяких запретов чиновников, не позволяет операторам рынка спекулировать на кризисе. Стоимость медикаментов для конечного потребителя в сопоставимых ценах практически не увеличилась за истекший год и не выросла в кризисный период октября 2008 г. Рост цен обусловлен девальвацией гривны.

Поспешность государства в принятии решений и непрофессионализм тех, кто готовил постановление КМУ о граничных оптовых и розничных наценках на лекарственные средства поставили фармацевтическую отрасль Украины на грань гибели. Если в ближайшее время государство не внесет изменения в политику регулирования цен на медикаменты, экономические и социальные потери из-за ошибок чиновников будут колоссальными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Делягин М. Россию ждет болезненный системный кризис. — http://www.k2kapital. com/news/fin/495023.html.

2. Кабінет Міністрів України. Постанова від 17 жовтня 2008 р. № 955.

3. Колесник М. Хроника «жаркого» октября. — Провизор, Спецвыпуск «Жаркий» октябрь 2008-го» — с. 5–7.

4. http://www.ukrstat.gov.ua

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика