Логотип журнала "Провизор"








Внедрение дистанционного обучения в систему последипломного образования специалистов фармации
Другие статьи из раздела: Фармацевтическое образование
Статья
№ 15'2011 ЖАРА В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ
№ 14'2011 ТРАМАДОЛ и серотониновый синдром
№ 13'2011 Осторожно: энтеровирусы!
№ 12'2011 Бронхиальная астма и беременность
№ 12'2011 Эх, березка — мне б твои почки...
№ 11'2011 ДЕТСКИЙ ВОПРОС
№ 09'2011 ВЕСЕННИЙ ГИПОВИТАМИНОЗ У ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
№ 05'2011 ОКЮВАЙТ(r)Лютеїн форте
№ 04'2011 Know-how нашего здоровья и витамины
№ 03'2011 ДИСЦИПЛІНИ ОРГАНІЗАЦІЙНОЕКОНОМІЧНОГО СПРЯМУВАННЯ В СИСТЕМІ НЕПЕРЕРВНОЇ ФАРМАЦЕВТИЧНОЇ ОСВІТИ

Внедрение дистанционного обучения в систему последипломного образования специалистов фармации

А. Ф. Пиминов, директор ИПКСФ Национального фармацевтического университета

В условиях информационного общества, когда обновление совокупно накопленных научных знаний происходит быстрее, чем меняются поколения людей, традиционные системы обучения и технологии уже не могут полностью соответствовать современным требованиям к подготовке специалистов различных отраслей экономики, и, прежде всего, фармации, как одной из самых наукоемких и социально значимых. В связи с этим возникает объективная потребность в развитии принципиально новых образовательных технологий, важное место среди которых занимают технологии дистанционные.

Сегодня дистанционное обучение распространено во многих странах мира и с каждым годом его популярность растет. Так, к концу 1997 года в 107 странах функционировало около тысячи высших учебных заведений с дистанционной формой обучения. Количество лиц, получивших высшее образование с применением дистанционной технологии, составило приблизительно 50 млн человек. В 2006 году эта цифра достигла уже 96,5 млн, а к 2023, по прогнозам специалистов, количество дистанционных студентов будет равно 120 млн [12].

Кто же является основным потребителем дистанционных образовательных услуг и почему эта технология столь популярна?

В первую очередь, дистанционное обучение интересует людей, имеющих острую потребность в получении новых знаний и навыков, но не имеющих возможности отвлекаться от основного вида деятельности. С другой стороны, этот контингент отличает высокая сознательность, наличие достаточной внутренней мотивации, а также способность к самоорганизации.

Таким образом, именно слушатели Института повышения квалификации специалистов фармации являются идеальными дистанционными студентами.

Среди плюсов дистанционного обучения — возможность заниматься в любом месте, где есть компьютер и интернет; в любое удобное время. При этом учебный материал на протяжении всего обучения сохраняется у студента.

Анализ публикаций о применении дистанционных технологий в образовании [1, 3, 5, 6, 9–11] свидетельствует о том, что сегодня не существует единого определения термина «дистанционное обучение». Наравне с этим термином употребляются понятия «заочное обучение», «домашнее обучение», «открытое обучение», «независимое обучение», «обучение на расстоянии» и др.

По нашему мнению, наиболее правильно в определении дистанционного обучения отразить следующие характерные признаки:

  • разделение преподавателя и студента во времени и пространстве;
  • использование значительного количества технических средств (печатных, аудио и видео записей, компьютеров);
  • использование специальных программ и материалов; (сейчас в сети интернет существует достаточное количество сервисов, предлагающих бесплатные аудио-визуальные образовательные уроки. Например, сайт www.fs.to - конкурент ex.ua )
  • двухсторонняя коммуникация (синхронная или асинхронная);
  • разделение труда при организации учебного процесса, предполагающее выполнение разных заданий разными сотрудниками, которые вместе составляют команду дистанционного курса.

Таким образом, дистанционное обучение основано на современных информационных и коммуникационных технологиях. Его можно рассматривать как эволюцию традиционного обучения: от школьной доски с мелом — к электронной доске с компьютерными обучающими программами; от книжной библиотеки – к библиотеке электронной, от обычной студенческой аудитории – к аудитории виртуальных студентов.

Мировая практика свидетельствует о том, что осуществление дистанционного обучения предусматривает использование нескольких типов технологий:

  1. кейс-технологии – обучение на основе бумажных и аудионосителей (научно-методических пособий, учебников, аудиоCD). При этом со студентами работает преподаватель, который проверяет задания, пересылаемые почтой, и отвечает на их вопросы (по телефону, электронной почте или во время консультаций в учебном центре);
  2. телевизионно-спутниковой технологии – предполагает трансляцию лекций или семинаров одновременно в нескольких аудиториях – это самая дорогая из технологий, и, в этой связи, наименее используемая;
  3. сетевой технологии – обучение с использованием Интернетконференций, во время которых обсуждаются основные концепции курса, а также любые вопросы, возникающие у студентов во время обучения.

Как правило, в процессе дистанционного обучения используются все перечисленные технологии в разных пропорциях [2, 5].

Дистанционное обучение в Украине

Необходимо отметить, что развитие дистанционного образования в Украине началось значительно позднее, чем в большинстве европейских стран и сопровождается низким уровнем информатизации украинского общества, недостаточным оснащением компьютерной техникой образовательных учреждений, а также отсутствием специализированных методик дистанционного обучения. К сожалению, количество высших учебных заведений Украины, которые активно разрабатывают и внедряют дистанционные технологии, все еще незначительно.

Первые шаги в развитии дистанционного образования были сделаны нашей страной в конце 90-х годов. Так, 20 июня 1997 года Постановлением Президиума НАН Украины и Коллегии Министерства Образования Украины [12] была создана Ассоциация пользователей телекоммуникационной сетью учреждений образования и науки, которая впоследствии получила официальное название Украинская научнообразовательная сеть «УРАН».

В 1998 году Верховная Рада приняла Закон Украины «Про національну програму інформатизації» [4], в котором сформулированы задачи по информатизации образования и определены направления их реализации.

Позднее, в 2004 году, Министерство образования и науки Украины издало Приказ «Про затвердження Положення про дистанційне навчання» [8], определяющий структуру, функции, организационные принципы и стандарты, а также особенности системы дистанционного обучения, обеспечивающие расширение круга потребителей образовательных услуг и реализацию принципа непрерывного обучения «на протяжении всей жизни».

Кроме этого, на базе Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт» создан Украинский центр дистанционного образования, осуществляющий подготовку преподавателей — разработчиков дистанционных курсов [7].

Организационная структура системы дистанционного образования Украины сегодня включает:

  • совет по вопросам развития дистанционного образования при КМУ;
  • координационный совет МОН Украины по вопросам дистанционного образования;
  • Украинский центр дистанционного образования;
  • региональные центры дистанционного образования в городах Харьков, Львов, Одесса, Донецк, Днепропетровск, Хмельницкий;
  • локальные центры дистанционного образования;
  • базовые центры дистанционного образования;
  • научнометодические комиссии по отдельным направлениям деятельности.

Зарубежный опыт дистанционного обучения

Изучение международного опыта применения дистанционных образовательных технологий, в частности признанного лидера дистанционного обучения – Открытого Университета Великобритании (Open University), свидетельствует об эффективности их применения для повышения квалификации специалистов разных отраслей.

В основу дистанционного обучения в Открытом Университете Великобритании положена интерактивная работа студентов со специально разработанными учебными материалами. Ключевую роль играет также преподаватель-консультант, который прикрепляется к группе студентов. Все остальные методические приемы ориентированы на то, чтобы сделать обучение максимально удобным для студента.

Основными элементами открытого дистанционного обучения являются:

  • сближение обучения с практической деятельностью студента — обучение на базе рабочей ситуации, вовлечение в учебный процесс практического опыта студентов и др.;
  • использование наиболее активных методов обучения, позволяющих экономно расходовать время студента, таких, как групповые дискуссии, деловые игры, тренинги, «мозговые штурмы», работа с интерактивными учебными материалами и т. д.;
  • андрагогический подход — системное использование особенностей обучения взрослых людей, которые уже обладают организационным опытом, сами выбирают, что им учить, и могут обеспечить самоконтроль процесса обучения;
  • развитие творческих способностей студентов, умения принимать решения в неординарных условиях путем использования проблемных методов обучения (case study и рабочие ситуации);

Большое значение при этом имеет также маркетинговый подход к обучению студентов, предполагающий:

  • максимальное удобство обучения и его доступность;
  • системный подход к обеспечению студентов всем необходимым для обучения;
  • оптимизацию финансовых и временных затрат студентов, отнесенных к эффективности обучения;
  • модульное построение программ обучения. Возможность выбора студентом курсов и темпа обучения в соответствии с потребностями;
  • сочетание индивидуальности обучения с экономией от масштаба за счет использования сетевых методов обслуживания.

Учебные дистанционные программы Открытого университета Великобритании одинаково привлекательны как для средних и малых фирм, так и для крупных, не ограничивающих свою деятельность пределами одного государства. При этом для разных стран предлагаются одни и те же учебные курсы одинаково высокого качества, что позволяет фирмам не только проводить единую политику развития персонала, но и формировать единую управленческую культуру.

Учитывая актуальность рассмотренного вопроса, перспективными задачами для Института повышения квалификации специалистов фармации НФаУ являются:

  • формирование позитивного мнения профессиональной фармацевтической общественности о целесообразности, необходимости и возможности внедрения дистанционных технологий в систему последипломного образования специалистов фармации;
  • подготовка педагогических кадров для дистанционного обучения специалистов фармации;
  • создание центра дистанционного образования при ИПКСФ;
  • разработка учебно-методических комплексов дистанционного обучения специалистов фармации и их сертификация;
  • создание локальной телекоммуникационной сети с выходом в Интернет и формирование Web-сайта дистанционного обучения ИПКСФ;
  • формирование экспериментальных учебных групп и их дистанционное обучение.

Результатом этой работы, безусловно, станет повышение качества и доступности образовательных услуг для специалистов фармации, а также создание условий для их непрерывного обучения на протяжении всей жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бажал А. Викладач у «асьці», або коли вуз приходить до студента // Дзеркало тижня. — 2004. — № 16 (491). www.dt.ua

2. Вільям Дж. Хассон, Елен К. Вотєрмен. Критерії якості дистанційної освіти // Вища школа. — 2004. — № 1. — С. 92–99.

3. Дистанционные методы обучения. Состояние, проблемы, перспективы // Дайджест педагогічних ідей та технологій «Школа — парк». — 2001. — № 3–4. — С. 81–103.

4. Закон України від 4.02.1998 р. № 74/98-ВР «Про Національну програму інформатизації» / www.zakon.rada.gov.ua

5. Кухаренко В. М., Рибалко О. В., Сиротенко Н. Г. Дистанційне навчання: Умови застосування. Дистанційний курс: Навчальний посібник. 3-є вид./За ред. В. М. Кухаренка — Харків: НТУ «ХПІ», «Торсінг», 2002. — 320 с.

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика