|
Современный провизор: хамелеон или узкий специалист?Ольга Зорина, Медицинская Копирайтинговая Студия «МедКорр», специально для журнала «Провизор» (Украина) Проблема профессионального выбора сейчас не настолько очевидна, как несколько десятилетий назад. Современное общество может «гордиться» количеством людей с высшим образованием, работающих не в соответствии с полученным дипломом. С каждым годом растет общее число получающих второе высшее образование людей. Это касается и медицинских специалистов, которые, как правило, на базе первого образования пытаются заполучить диплом экономиста, юриста или специалиста в области маркетинга. Конечно же, такие изменения в собственной профессиональной жизни диктует современный фармацевтический рынок и состояние системы здравоохранения вообще. Кроме того, многие фармацевтические специальности сейчас нельзя назвать полностью соответствующими этому направлению деятельности, но в этом нужно видеть только хорошее — несомненно, подобный факт является стартом для профессионального роста и развития.
Между тем, каждое направление деятельности несет в себе массу подводных камней, далеко не каждый может работать медицинским представителем, равно как и деятельность первостольника не всякому под силу. По утверждению профессуры, пропускающей ежегодно сотни студентов, фармацевтический факультет собирает под своим крылом людей с совершенно определенным складом характера — практичных и деловых, разносторонне интересующихся и нацеленных на достаточно быстрый результат от обучения. Кроме того, обилие научной информации, которое получает студент в процессе обучения, позволяет ему быть очень разноплановым специалистом. Работник видимого фронтаОсновное место работы провизора — это аптека. Кто такой первостольник? Это специалист, который день за днем берет на себя ответственность общения с клиентами аптеки. Он обладает широчайшим профессиональным кругозором, ведь ассортимент нынешней аптеки без преувеличения огромен. Крупный супермаркет, например, может содержать порядка 8000 позиций лекарственного ассортимента, не стоит забывать также о парафармацевтической продукции и изделиях медицинского назначения, потребители которых также часто обращаются за профессиональной консультацией к провизору. Стоит понимать всю колоссальную ответственность аптечного работника — особенно важным становится этот вопрос при тотальной распространенности самолечения, плавно вытекающей, кстати, из широты ассортимента безрецептурных препаратов в аптеке. Словом, провизор-первостольник — профессия, несомненно, сложная и ответственная. Компонентами этой профессии, помимо непосредственных обязанностей провизора — полноценных знаний о лекарствах — являются и навыки психолога, консультанта, экономиста, менеджера. Уже слышу высказывания, мол, зачем все это нужно, можно работать и не имея всех этих навыков, но речь сейчас идет о высокопрофессиональном специалисте, которому не все равно, где и как работать. К сожалению, даже такой многогранный труд оплачивается порой далеко не в желаемом объеме, и это еще одна причина невысокой популярности работы первостольника. Конечно, в силу однообразности ежедневной деятельности в аптеке, многие провизоры, проработав несколько лет первостольником, испытывают так называемое чувство «тупика» и решают изменить направленность деятельности. Тогда их дорога лежит в медицинские представители, либо по пути многочисленных офисных должностей — менеджеров по закупкам, маркетологов и проч. Некоторые специалисты, чувствуя значительное отдаление от фармации как таковой при смене рода деятельности («Нет прямого контакта с потребителем лекарственных средств, теряется ощущение, что ты провизор!») возвращаются в аптеку. Провизор должен оставаться… провизоромА вот такие специальности как провизор-технолог и провизораналитик требуют огромных знаний в области технологии лекарственных форм, химии: аналитической, фармацевтической; фармакогнозии. Они сейчас не очень востребованы, поскольку эта область деятельности является очень специфической и нередко сопряжена с фармацевтическим производством, а таких рабочих мест несравненно меньше, чем мест в аптеке. Кроме того, современная фармация идет в ногу с научно-техническим прогрессом, от специалиста требуется больше знаний в области инструментальных методов исследований и современных компьютерных технологий.
В странах Европейского сообщества действует, например, Копенгагенская конвенция, разработанная Европейским содружеством фармацевтических организаций совместно с ВОЗ, которая считает непреложными следующие понятия:
Для того, чтобы аптека не была плохой калькой с европейской или американской аптеки, необходимо не следовать слепо всем нововведениям (а такие факты были на момент прихода в современную аптеку новых веяний), а вдумчиво осознать, нужно ли это на самом деле? Никто не будет спорить, что обучение технологии продаж или навыкам коммуникативного общения вовсе не лишние для провизора, ведь это такой же рабочий инструмент, как скальпель у хирурга. Но вот унификация аптек на манер американского drugstore — фарммаркета — не всегда к месту, хотя руководители аптечных сетей стремятся именно к этому, поскольку экономическая выгода аптеки открытой выкладки несомненна. Стремление к вершинеИтак, медицинский представитель. Типичный портрет: деловой стиль одежды, рабочий автомобиль, отличные коммуникативные навыки, глубокое знание вверенной области фармацевтического рынка и определенной группы лекарственных препаратов, уверенность в себе, воспитываемая с помощью различных психологических тренингов. Подавляющее большинство выпускников фармацевтических факультетов стремятся именно к этому. Остается за кадром практически ненормированный рабочий день медпредставителя, колоссальная эмоциональная нагрузка, командировки и… «однобокое» отношение к фармацевтическому бизнесу. В названии должности — медицинский представитель — и выражается вся суть этой работы. Провизор в данном случае является носителем определенной структурированной информации, как правило, узкой направленности — это сведения об одном средстве или линейке препаратов конкретной фирмы. По сути медпредставитель — это предпоследнее звено в цепи продвижения товара — лекарственного средства. Окончательная составляющая — это деятельность провизора-первостольника, который, обладая объективной многоаспектной информацией о лекарственных средствах, доносит ее до потребителя. Так вот, в повседневной работе медицинского представителя ведущее значение имеют коммуникативные навыки, врожденные и приобретенные, поскольку без умения общаться с абсолютно разными в психологическом отношении людьми специальность эта не имеет смысла. Новые возможности профессионалаНе секрет, что при многоступенчатых собеседованиях, которые проходят кандидаты на должности медицинского представителя, руководителя отдела или целого фармацевтического предприятия, используется масса тестов психологического толка. В последнее время одним из самых распространенных стал тест для определения так называемой эмоциональной компетентности (ЭК). ЭК — это относительно новое понятие в психологии, но проблема человеческих эмоций существовала всегда, поскольку это понятие трактуется как способность человека воспринимать эмоции собственные и чужие, а также управлять ими. Уровень ЭК очень важен для людей, чья профессиональная деятельность связана с постоянным общением с людьми. Почему именно для медицинского представителя столь необходимым является умение рационально использовать свои эмоции и даже интуицию для блага дела, объяснять, думаю, не нужно. Конечно же, существует природный уровень ЭК, который складывается из черт характера человека и его воспитания, но психологи утверждают, что уровень этот можно значительно повысить. Что собственно и делают в процессе специальных тренингов. Наиболее популярен тест по методике Н. Холла, который проводится, как правило, после личного общения с претендентом и конкретно выявляет способности к самоуправлению, самомотивации и способности распознавать и управлять эмоциями других людей. При детальном исследовании результатов такого тестирования психологи дают развернутую картину ЭК для человека и составляют индивидуально план развития того или иного направления управления эмоциями. В результате такого исследования можно с точностью определить, как будет работать человек на данной должности, варианты развития его карьеры и величину успеха. Именно эти цели и преследуются. Казалось бы, практически все фармацевтические специальности предполагают ежедневное общение с людьми: пациентами, врачами. Но далеко не каждый провизор-первостольник может стать медицинским представителем, обратная комбинация тоже не всегда осуществима. Кроме того, в каждой стране есть свои особенности работы, связанные с личностными, узкоспециальными и даже национальными чертами профессии. В старину аптекарь ассоциировался со спокойствием и непререкаемым авторитетом, современный медицинский представитель — это сгусток энергии и уверенности в собственном знании. Довольно большой разброс понятий, не правда ли? Именно поэтому провизору стоит строго оценивать будущее место работы, а работодателю — будущего специалиста.
В тесте необходимо оценить эмоциональную сферу человека по 5 шкалам: 1. Эмоциональная осведомленность — способность различать и правильно интерпретировать собственные эмоции и, что немаловажно, их влияние на других людей. 2. Управление эмоциями — способность к самоконтролю. 3. Самомотивация — изначальный уровень внутреннего желания к осуществлению каких-либо идей. 4. Эмпатия — способность к распознаванию чужих эмоций и действие сообразно этому. 5. Социальные навыки — умение находить общий язык и поддерживать отношения с людьми вне зависимости от их предрасположенности. В процессе прохождения теста необходимо отметить вариант высказывания, который подходит конкретному человеку. Варианты высказываний следующие: Полностью не согласен (-3 балла). В основном не согласен (-2 балла). Отчасти не согласен (-1 балл). Отчасти согласен (+1 балл). В основном согласен (+2 балла). Полностью согласен (+3 балла). Собственно, за шкалу «Эмоциональная осведомленность» отвечают пункты: 1, 2, 4, 17, 19, 25. Шкала «Управление своими эмоциями» — пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30. Шкала «Самомотивация» — пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22. Шкала «Эмпатия» — пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28. Шкала «Распознавание эмоций других людей» — пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29. Необходимо подсчитать количество баллов по шкалам. Чем больше будет это значение, тем более развито направление эмоционального интеллекта (другое название ЭК).
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|