Логотип журнала "Провизор"








Современный провизор: хамелеон или узкий специалист?
Другие статьи из раздела: Менеджмент
Статья
№ 09'2010 ЗАВЕДУЮЩИЙ АПТЕКОЙ: СОВРЕМЕННЫЙ ПОРТРЕТ
№ 19'2009 ПРАЦЕВЛАШТУВАННЯ МЕДИКІВ В УКРАЇНІ ТА ЗА КОРДОНОМ
№ 19'2009 Российские аптеки глазами медрепов
№ 18'2009 МЕДРЕПЫ - ОБ УКРАИНСКИХ АПТЕКАХ
№ 13-14'2009 Рынок фармацевтики здоров
№ 03’2009 Социологическое исследование этических аспектов консультационной деятельности фармацевтического работника
№ 03’2009 ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: КВАЛИФИКАЦИЯ ИЛИ КОМПЕТЕНЦИИ?
№ 01-02’2009 Мерчандайзинг в условиях кризиса: акценты, акценты, акценты
№ 23-24’2008 Рецепторы аденозина: альтернативный подход к лечению астмы?
№ 23-24’2008 Новогодний мерчандайзинг: создайте праздник для покупателей

Современный провизор: хамелеон или узкий специалист?

Ольга Зорина, Медицинская Копирайтинговая Студия «МедКорр», специально для журнала «Провизор» (Украина)

Проблема профессионального выбора сейчас не настолько очевидна, как несколько десятилетий назад. Современное общество может «гордиться» количеством людей с высшим образованием, работающих не в соответствии с полученным дипломом. С каждым годом растет общее число получающих второе высшее образование людей. Это касается и медицинских специалистов, которые, как правило, на базе первого образования пытаются заполучить диплом экономиста, юриста или специалиста в области маркетинга.

Конечно же, такие изменения в собственной профессиональной жизни диктует современный фармацевтический рынок и состояние системы здравоохранения вообще. Кроме того, многие фармацевтические специальности сейчас нельзя назвать полностью соответствующими этому направлению деятельности, но в этом нужно видеть только хорошее — несомненно, подобный факт является стартом для профессионального роста и развития.

В бытность свою ассистентом кафедры управления и экономики фармации, мне часто приходилось слышать от студентов недоуменные вопросы: «А кем же еще может работать провизор, кроме как первостольником или медицинским представителем?», на которые так и хотелось ответить вопросом: «Зачем же учиться, если не знать, кем будешь работать?». Если разобраться, не все так однозначно, ведь современные студенты видят перед собой пример успешных представителей фармацевтических компаний и считают его чуть ли не идеальным воплощением работы.

Между тем, каждое направление деятельности несет в себе массу подводных камней, далеко не каждый может работать медицинским представителем, равно как и деятельность первостольника не всякому под силу.

По утверждению профессуры, пропускающей ежегодно сотни студентов, фармацевтический факультет собирает под своим крылом людей с совершенно определенным складом характера — практичных и деловых, разносторонне интересующихся и нацеленных на достаточно быстрый результат от обучения. Кроме того, обилие научной информации, которое получает студент в процессе обучения, позволяет ему быть очень разноплановым специалистом.

Работник видимого фронта

Основное место работы провизора — это аптека. Кто такой первостольник? Это специалист, который день за днем берет на себя ответственность общения с клиентами аптеки. Он обладает широчайшим профессиональным кругозором, ведь ассортимент нынешней аптеки без преувеличения огромен. Крупный супермаркет, например, может содержать порядка 8000 позиций лекарственного ассортимента, не стоит забывать также о парафармацевтической продукции и изделиях медицинского назначения, потребители которых также часто обращаются за профессиональной консультацией к провизору. Стоит понимать всю колоссальную ответственность аптечного работника — особенно важным становится этот вопрос при тотальной распространенности самолечения, плавно вытекающей, кстати, из широты ассортимента безрецептурных препаратов в аптеке.

Словом, провизор-первостольник — профессия, несомненно, сложная и ответственная. Компонентами этой профессии, помимо непосредственных обязанностей провизора — полноценных знаний о лекарствах — являются и навыки психолога, консультанта, экономиста, менеджера. Уже слышу высказывания, мол, зачем все это нужно, можно работать и не имея всех этих навыков, но речь сейчас идет о высокопрофессиональном специалисте, которому не все равно, где и как работать. К сожалению, даже такой многогранный труд оплачивается порой далеко не в желаемом объеме, и это еще одна причина невысокой популярности работы первостольника.

Конечно, в силу однообразности ежедневной деятельности в аптеке, многие провизоры, проработав несколько лет первостольником, испытывают так называемое чувство «тупика» и решают изменить направленность деятельности. Тогда их дорога лежит в медицинские представители, либо по пути многочисленных офисных должностей — менеджеров по закупкам, маркетологов и проч. Некоторые специалисты, чувствуя значительное отдаление от фармации как таковой при смене рода деятельности («Нет прямого контакта с потребителем лекарственных средств, теряется ощущение, что ты провизор!») возвращаются в аптеку.

Провизор должен оставаться… провизором

А вот такие специальности как провизор-технолог и провизораналитик требуют огромных знаний в области технологии лекарственных форм, химии: аналитической, фармацевтической; фармакогнозии. Они сейчас не очень востребованы, поскольку эта область деятельности является очень специфической и нередко сопряжена с фармацевтическим производством, а таких рабочих мест несравненно меньше, чем мест в аптеке. Кроме того, современная фармация идет в ногу с научно-техническим прогрессом, от специалиста требуется больше знаний в области инструментальных методов исследований и современных компьютерных технологий.

Но, в общем, в современном обществе сложилась сегодня такая тенденция — фармацевтическое образование считается не слишком приближенным к медицине, напротив, произошел перекос в сторону экономики, маркетинга, значительно изменилась программа обучения на фармацевтическом факультете за несколько последних десятилетий. И без того небогатая на клинические дисциплины, она и вовсе оказывается урезанной, увеличивая разрыв между провизором и врачом. Фармация, прежде всего, воспринимается как выгодный бизнес, порой у руля таких предприятий стоят люди, далекие от фармации, в то время как во всем цивилизованном мире аптека ассоциируется с профессионализмом фармацевтов-руководителей.

В странах Европейского сообщества действует, например, Копенгагенская конвенция, разработанная Европейским содружеством фармацевтических организаций совместно с ВОЗ, которая считает непреложными следующие понятия:

  • Лекарственные средства и препараты нельзя рассматривать исключительно в качестве товара. В целях защиты здоровья населения и правильного применения лекарственных средств и препаратов на всех стадиях их распределения необходимо осуществлять контроль со стороны профессионалов.
  • Адекватная защита здоровья населения возможна только тогда, когда законодательно закреплена обязанность фармацевта, руководствующегося строгими этическими правилами и нормами профессионального поведения, осуществлять личный контроль за распределением лекарств среди населения. При этом фармацевт должен быть свободен от экономического влияния на осуществление своей деятельности со стороны нефармацевтов.
  • Законодательство, регулирующее вопросы снабжения населения лекарствами, должно содержать четкое и ясное определение слова «аптека», и ограничить его использование только теми учреждениями, которые соответствуют данному определению. Это определение должно также содержать в себе требование, согласно которому только лицо, имеющее необходимое фармацевтическое образование, имеет право управлять аптекой.
  • Специальное фармацевтическое образование дает фармацевту исключительное право лично отвечать за реализацию продукции фармацевтического производства на рынке; соответствующее специальное образование дает фармацевту возможность гарантировать, в интересах сохранения здоровья и безопасности населения, адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и вопросами снабжения населения лекарствами на уровне оптового их распределения. В связи с этим важно, чтобы четкое и ясное определение того, что является «оптовым распределением», также содержалось в законе.

Конвенция как нельзя лучше перекликается с Этическим кодексом провизора, на который всегда делался упор при обучении молодого поколения. Сейчас он уже не применим, утверждают некоторые специалисты. Но, к счастью, те люди, которые считают себя провизорами по призванию, этические нормы никак не отвергают, как бы это ни было сложно в современной аптеке.

Для того, чтобы аптека не была плохой калькой с европейской или американской аптеки, необходимо не следовать слепо всем нововведениям (а такие факты были на момент прихода в современную аптеку новых веяний), а вдумчиво осознать, нужно ли это на самом деле? Никто не будет спорить, что обучение технологии продаж или навыкам коммуникативного общения вовсе не лишние для провизора, ведь это такой же рабочий инструмент, как скальпель у хирурга. Но вот унификация аптек на манер американского drugstore — фарммаркета — не всегда к месту, хотя руководители аптечных сетей стремятся именно к этому, поскольку экономическая выгода аптеки открытой выкладки несомненна.

Стремление к вершине

Итак, медицинский представитель. Типичный портрет: деловой стиль одежды, рабочий автомобиль, отличные коммуникативные навыки, глубокое знание вверенной области фармацевтического рынка и определенной группы лекарственных препаратов, уверенность в себе, воспитываемая с помощью различных психологических тренингов. Подавляющее большинство выпускников фармацевтических факультетов стремятся именно к этому. Остается за кадром практически ненормированный рабочий день медпредставителя, колоссальная эмоциональная нагрузка, командировки и… «однобокое» отношение к фармацевтическому бизнесу. В названии должности — медицинский представитель — и выражается вся суть этой работы. Провизор в данном случае является носителем определенной структурированной информации, как правило, узкой направленности — это сведения об одном средстве или линейке препаратов конкретной фирмы. По сути медпредставитель — это предпоследнее звено в цепи продвижения товара — лекарственного средства. Окончательная составляющая — это деятельность провизора-первостольника, который, обладая объективной многоаспектной информацией о лекарственных средствах, доносит ее до потребителя.

Так вот, в повседневной работе медицинского представителя ведущее значение имеют коммуникативные навыки, врожденные и приобретенные, поскольку без умения общаться с абсолютно разными в психологическом отношении людьми специальность эта не имеет смысла.

Новые возможности профессионала

Не секрет, что при многоступенчатых собеседованиях, которые проходят кандидаты на должности медицинского представителя, руководителя отдела или целого фармацевтического предприятия, используется масса тестов психологического толка. В последнее время одним из самых распространенных стал тест для определения так называемой эмоциональной компетентности (ЭК).

ЭК — это относительно новое понятие в психологии, но проблема человеческих эмоций существовала всегда, поскольку это понятие трактуется как способность человека воспринимать эмоции собственные и чужие, а также управлять ими.

Уровень ЭК очень важен для людей, чья профессиональная деятельность связана с постоянным общением с людьми. Почему именно для медицинского представителя столь необходимым является умение рационально использовать свои эмоции и даже интуицию для блага дела, объяснять, думаю, не нужно. Конечно же, существует природный уровень ЭК, который складывается из черт характера человека и его воспитания, но психологи утверждают, что уровень этот можно значительно повысить. Что собственно и делают в процессе специальных тренингов.

Наиболее популярен тест по методике Н. Холла, который проводится, как правило, после личного общения с претендентом и конкретно выявляет способности к самоуправлению, самомотивации и способности распознавать и управлять эмоциями других людей.

При детальном исследовании результатов такого тестирования психологи дают развернутую картину ЭК для человека и составляют индивидуально план развития того или иного направления управления эмоциями. В результате такого исследования можно с точностью определить, как будет работать человек на данной должности, варианты развития его карьеры и величину успеха. Именно эти цели и преследуются.

Казалось бы, практически все фармацевтические специальности предполагают ежедневное общение с людьми: пациентами, врачами. Но далеко не каждый провизор-первостольник может стать медицинским представителем, обратная комбинация тоже не всегда осуществима. Кроме того, в каждой стране есть свои особенности работы, связанные с личностными, узкоспециальными и даже национальными чертами профессии. В старину аптекарь ассоциировался со спокойствием и непререкаемым авторитетом, современный медицинский представитель — это сгусток энергии и уверенности в собственном знании. Довольно большой разброс понятий, не правда ли? Именно поэтому провизору стоит строго оценивать будущее место работы, а работодателю — будущего специалиста.



Определение уровня эмоциональной компетентности по методике Н. Холла
Высказывание Баллы
-3 -2 -1 +1 +2 +3

1

Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни

 

 

 

 

 

 

2

Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни

 

 

 

 

 

 

3

Я спокоен, когда испытываю давление со стороны

 

 

 

 

 

 

4

Я способен наблюдать изменение своих чувств

 

 

 

 

 

 

5

Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни

 

 

 

 

 

 

6

Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких как веселье, радость, внутренний подъем и юмор

 

 

 

 

 

 

7

Я слежу за тем, как я себя чувствую

 

 

 

 

 

 

8

После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами

 

 

 

 

 

 

9

Я способен выслушивать проблемы других людей

 

 

 

 

 

 

10

Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях

 

 

 

 

 

 

11

Я чувствителен к эмоциональным потребностям других

 

 

 

 

 

 

12

Я могу действовать успокаивающе на других людей

 

 

 

 

 

 

13

Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия

 

 

 

 

 

 

14

Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам

 

 

 

 

 

 

15

Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей

 

 

 

 

 

 

16

Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности

 

 

 

 

 

 

17

Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема

 

 

 

 

 

 

18

Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения

 

 

 

 

 

 

19

Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы»

 

 

 

 

 

 

20

Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто

 

 

 

 

 

 

21

Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица

 

 

 

 

 

 

22

Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать

 

 

 

 

 

 

23

Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются

 

 

 

 

 

 

24

Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей

 

 

 

 

 

 

25

Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью

 

 

 

 

 

 

26

Я способен улучшить настроение других людей

 

 

 

 

 

 

27

Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми

 

 

 

 

 

 

28

Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей

 

 

 

 

 

 

29

Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей

 

 

 

 

 

 

30

Я могу легко отключиться от переживания неприятностей

 

 

 

 

 

 


В тесте необходимо оценить эмоциональную сферу человека по 5 шкалам:

1. Эмоциональная осведомленность — способность различать и правильно интерпретировать собственные эмоции и, что немаловажно, их влияние на других людей.

2. Управление эмоциями — способность к самоконтролю.

3. Самомотивация — изначальный уровень внутреннего желания к осуществлению каких-либо идей.

4. Эмпатия — способность к распознаванию чужих эмоций и действие сообразно этому.

5. Социальные навыки — умение находить общий язык и поддерживать отношения с людьми вне зависимости от их предрасположенности.

В процессе прохождения теста необходимо отметить вариант высказывания, который подходит конкретному человеку. Варианты высказываний следующие:

Полностью не согласен (-3 балла).

В основном не согласен (-2 балла).

Отчасти не согласен (-1 балл).

Отчасти согласен (+1 балл).

В основном согласен (+2 балла).

Полностью согласен (+3 балла).

Собственно, за шкалу «Эмоциональная осведомленность» отвечают пункты: 1, 2, 4, 17, 19, 25. Шкала «Управление своими эмоциями» — пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30. Шкала «Самомотивация» — пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22. Шкала «Эмпатия» — пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28. Шкала «Распознавание эмоций других людей» — пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Необходимо подсчитать количество баллов по шкалам. Чем больше будет это значение, тем более развито направление эмоционального интеллекта (другое название ЭК).

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика