Логотип журнала "Провизор"








Роль речевого режима в восстановлении речевых нарушений
Другие статьи из раздела: Фармацевтическое образование
Статья
№ 15'2011 ЖАРА В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ
№ 14'2011 ТРАМАДОЛ и серотониновый синдром
№ 13'2011 Осторожно: энтеровирусы!
№ 12'2011 Бронхиальная астма и беременность
№ 12'2011 Эх, березка — мне б твои почки...
№ 11'2011 ДЕТСКИЙ ВОПРОС
№ 09'2011 ВЕСЕННИЙ ГИПОВИТАМИНОЗ У ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
№ 05'2011 ОКЮВАЙТ(r)Лютеїн форте
№ 04'2011 Know-how нашего здоровья и витамины
№ 03'2011 ДИСЦИПЛІНИ ОРГАНІЗАЦІЙНОЕКОНОМІЧНОГО СПРЯМУВАННЯ В СИСТЕМІ НЕПЕРЕРВНОЇ ФАРМАЦЕВТИЧНОЇ ОСВІТИ

Роль речевого режима в восстановлении речевых нарушений

Л. В. Деримедв едь, А. А. Зав городний, Национальный фармацевтический университет, Харьковская медицинская академия последипломного образования

Одной из важнейших составляющих нашей повседневной жизни является способность общаться. Еще в 1874 г. открытие Вернике установило связь понимания речи с сохранностью определенного участка мозга. С этого времени стала ясна связь речевых расстройств с изменениями определенных отделов коры головного мозга, которые возникают вследствие различных неблагоприятных воздействий (инфекции, травмы, интоксикации) на центральную нервную систему.


Выделяют внутриутробную (перинатальную) патологию, повреждение при родах (натальная патология) и воздействие вредных факторов после рождения (постнатальная патология). Внутриутробные нарушения обусловлены заболеваниями матери во время беременности, резус- или иммунологическим конфликтом, приемом наркотиков, лекарственных препаратов, алкоголя, курением, действием ионизирующей радиации, а также рядом производственных факторов (вибрация, СВЧ и др.). Натальная патология возникает при затяжных или стремительных родах, тугом обвитии пуповиной, кесаревом сечении, неправильном положении плода.

Установлено различие в развитии правого и левого (речевого) полушария головного мозга. Левое полушарие осуществляет в основном речевую функцию, а правое — зрительно-пространственную. У мальчиков быстрее развивается правое полушарие, а у девочек, наоборот, левое (речевое), в связи с чем у девочек отмечаются более ранние сроки речевого развития, а речевые нарушения чаще возникают у мальчиков.

Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах, соматической патологии, важную роль играет и наследственная отягощенность (например, 17,5 % заикающихся страдают наследственной патологией).

Нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта. К нарушениям устной речи относятся:

  • дисфония — отсутствие (афония) или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата: нарушение голоса, вокальные нарушения;
  • брадилакия — патологически замедленный темп речи (брадифразия), речь тягуче растянутая, монотонная;
  • тахилакия — патологически ускоренный темп речи, заикание (нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата);
  • дислакия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата: косноязычие, дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты. Проявляется в неправильном звуковом оформлении речи — искаженном произнесении звуков, заменах звуков или их смешении;
  • ринолакия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата; голос при этом имеет выраженный носовой оттенок;
  • дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата и являющееся последствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам;
  • алакия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития;
  • афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга.

К нарушениям письменной речи относятся дислексия (нарушения чтения) и дисграфия (нарушения письменной речи).

Восстановительная терапия речевых функциональных систем основана на эффективности проведения правил психогигиены речевого режима в «способе сенсорно-моторной психотерапевтической коррекции речевых нарушений». Созданный врачами правильный лечебно-активирующий речевой режим позволяет формировать речь и укреплять необходимый психогигиенический стиль взаимоотношений между больным, его семьей и врачом, что дает возможность больным быстрее мысленно переключаться и освобождаться от болезни, качественно меняется их логическая и эмоционально-волевая сфера.

В восстановлении речевых функций важным условием лечебного процесса является величина речевых нагрузок, их число, необходимость соблюдения больным медленного, четкого произношения буквы, слога, слова, фразы под медицинским контролем, т. е. необходима дозированная нагрузка перехода последовательности обучения и произношения от буквы к слогу, от слога к слову, от слова к фразе и в многократном замедленном темпе повторение одних и тех же речевых упражнений. Это дает возможность больным осуществлять принцип постепенности в дозировке, т. е. перейти к четкому темпу, числу, ритму и амплитуде модификации речевых упражнений, благодаря простоте и точности выполнения, правильной организации речедвигательного навыка, сообразно характеру заболевания.

Мы рекомендуем регулировать интенсивность выполнения речевых упражнений в зависимости от состояния и самочувствия больного, так как при несоблюдении речевого режима у больных нарушается речь и они могут декомпенсироваться, предъявлять жалобы на усталость, эмоциональную неустойчивость, боль в области сердца, нарушение ритма дыхания, повышение артериального давления, головную боль, головокружение и другие, в связи с чем возникает необходимость проведения самоконтроля основных правил произношения речи при выполнении лечебно-восстановительных упражнений.

Когда физические и функциональные возможности больного снижены, в исходном положении, необходимо упростить степень выполнения больным простых и легких речевых упражнений. Это позволяет сохранять хорошее эмоционально-волевое состояние как больного, так и членов его семьи, родственников, знакомых, которые посещают больного. Происходит воспитание у больных активного противодействия болезни. Медленный темп произношения речевых комплексов имеет особое значение для последующей нагрузки, соответственно состоянию больного, освоению им плавного, постепенного, ритмичного перехода к среднему и быстрому темпу речи. При этом активизируется и контролируется сознательная самостоятельная работа в методологии лечебного процесса по модификации речевых упражнений как больного, так и членов его семьи.

Больные должны быть обучены основным правилам проведения самоконтроля и ведения специального дневника. Врачу следует проверять дневники самоконтроля и вносить соответствующие изменения по улучшению методики индивидуализации занятий и правильному формированию навыков письменной и устной речи.

Корригирующий метод целенаправленных речевых упражнений можно применять в любом периоде заболевания как у постели больного, так и в палате, в больничной и поликлинической обстановке, дома в кругу семьи, при этом синтезируя нормальную речь больного согласно поставленной цели. Больной должен осознанно использовать свои физиологические механизмы по регуляции речедвигательного анализатора и восстановлению речи.

У больных исчезает растерянность и появляется твердая уверенность в своем выздоровлении, совершенствуется их речь и корригируется эмоционально-волевая регуляция речевых процессов в условиях лечебно-охранительного режима и общения с людьми. Таким образом, формируется этика правильного внутреннего и внешнего поведения у больных, что создает необходимый морально-психологический климат, дает возможность больным регулировать свое душевное состояние, устранять напряжение.

Происходит живое общение и обмен опытом между выздоравливающими и начинающими свое лечение с утверждением понимания, что их речь улучшается. При этом ликвидируется психогенный фактор страха перед неудачей и сложные психосоциальные влияния. Исчезает психическая депривация (эмоциональная, сенсорная, социальная), обусловленная переживанием чувства неполноценности речи.

Больные при активном, осознанном контроле правильно произносят слова, чувствуют при этом прилив бодрости, ощущают новую душевную энергию, у них появляется вера в восстановление своих сил и возможностей по активизации речи. Пациенты убеждаются, что могут быть счастливыми, говорить медленной, плавной, четкой речью. Основные правила произношения речи: всегда при разговоре смотреть в глаза собеседнику или в ту сторону, где он находится; прежде чем сказать, необходимо сделать вдох, глубина которого должна соответствовать длине фразы, что достигается опытом и практикой; при разговоре выдыхаемый воздух должен расходоваться на громкое произношение ударных гласных звуков; говорить медленно, плавно, красиво и обязательно смотреть собеседнику в глаза для снятия эмоционально-волевого напряжения; сначала свободно произносить отраженную речь с последующей выработкой собственных навыков произношения автоматизированной речи.

Психогигиена речевого режима и психотерапевтическая коррекция речевых нарушений способствуют правильному произношению автоматизированной речи и восстановлению утраченных речевых функций.

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика