Логотип журнала "Провизор"








Медицинское страхование: европейская практика - украинский опыт
Другие статьи из раздела: События
Статья
№ 15'2011 Охота за инвестором
№ 15'2011 ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ PHARMCOMPLEX–2011
№ 14'2011 Искусство торговой войны
№ 13'2011 Аптека VS Производитель без секундантов
№ 13'2011 Инновации в окопах
№ 12'2011 Ее Величество Фармация
№ 11'2011 Участники Второго всеукраинского конкурса рисунка среди детей с сахарным диабетом отпраздновали победу на площади Независимости
№ 11'2011 УКРАИНСКАЯ ШКОЛА ЭНДОКРИНОЛОГИИ: ПАЦИЕНТ - ВНИМАНИЯ
№ 11'2011 ВОЗ против фальши
№ 10'2011 Международный форум фармацевтической индустрии

Медицинское страхование: европейская практика – украинский опыт

Введение медицинского страхования в Украине – серьезный шаг в реформировании всей системы здравоохранения. Поэтому для успешной реализации данного проекта помимо разработки и внедрения правильной стратегии, необходимо учесть и опыт европейских стран. Для украинских коллег такая возможность представилась как нельзя кстати: 15 апреля 2008 г. в г. Киеве прошла первая международная конференция «Медицинское страхование и реформирование системы здравоохранения в Украине», организованная Комитетом по здравоохранению Европейской Бизнес Ассоциации (ЕВА)

Мероприятие вызвало огромный интерес как со стороны медицинской общественности, так и со стороны чиновников, представителей страховых компаний и СМИ. Участники делились опытом внедрения и функционирования медицинского страхования в своих странах, активно обсуждали возникшие вопросы, а также пытались найти компромиссный вариант для Украины.

Открыл конференцию Виктор Пушкарев, глава Комитета по вопросам здравоохранения ЕВА. В своем выступлении он отметил, что Украина занимает одно из первых мест по количеству медицинских специалистов. Но, к сожалению, эффективность этого огромного потенциала остается довольно низкой. И та система здравоохранения, которая сложилась на сегодняшний день, нуждается в совершенствовании. Альтернативой этому может стать переход к системе медицинского страхования.

Комитет ЕВА инициировал проект по развитию системы страхования, в рамках которого был проведен мониторинг существующих в Украине законопроектов по страхованию, проведены консультации с экспертами и страховыми компаниями, определены основные понятия, проанализированы системы медицинского страхования трех референтных стран и т. д.

Как результат — организованная конференция,с участием представителей Польши, Молдавии и Финляндии.

Татьяна Бахтеева, глава Комитета по вопросам здравоохранения Верховной Рады Украины (ВРУ), рассказала о проблемах украинской медицины. Это хроническое недофинансирование отрасли на протяжении многих лет, нерациональное использование имеющихся средств и ресурсов, социальная незащищенность медицинских работников, дефицит менеджеров и организаторов здравоохранения, невозможность гарантировать конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь, устаревшее медицинское оборудование и т. д.

Понятно, что отрасль нуждается в реформировании и поддержке, а также в принятии закона об обязательном медицинском страховании. Татьяна Дмитриевна отметила, что на сегодняшний день во ВРУ зарегистрированы три законопроекта об обязательном государственном социальном медицинском страховании. Но, учитывая опыт европейских стран, можно с полной уверенностью сказать, что эти проекты законов абсолютно не приемлемы для нашей страны, потому как они вовсе не направлены на решение реальных проблем медицинской отрасли.

Виктор Рыбчук

Виктор Рыбчук, заместитель министра здравохранения Украины
, подчеркнул, что на сегодняшний день система здравоохранения демонстрирует неравность в доступе по оказанию медицинской помощи, а население не в состоянии самостоятельно обеспечить себя лекарственными препаратами. Первым шагом на пути реформирования здравоохранения, по словам заместителя министра, является введение реимбурсации, т. е. системы компенсаций за лекарства. Работа в этом направлении уже ведется. Создана рабочая группа, и уже с 1 января 2009 г. в Украине будет запущен пилотный проект.

Дальнейшая работа конференции продолжилась с презентации докладов зарубежных гостей.


Георге Руссу, Василе Паскал, Эеро Линнако

Георге Руссу, генеральный директор Национальной медицинской страховой компании Республики Молдова
, представил модель системы обязательного медицинского страхования, внедренной в республике Молдова. Эта система успешно работает уже на протяжении пяти лет, хотя изначально она полностью противоречила экономическим условиям, которые сложились в республике. В основу модели были положены главные цели политики здравоохранения: улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжи тельности жизни, обеспечение доступных услуг, повышение качества медицинских услуг и изменение статуса их поставщиков.

Медицинское страхование является обязательным для всех категорий граждан, за отказ от которого предполагается система санкций. Порядок выплаты индивидуальных взносов определяется в зависимости от платежеспособности, а не от индивидуальных рисков, связанных с возрастом, полом и т. д.

Георге Руссу подчеркнул, что для внедрения медицинского страхования требуется не только серьезная нормативная и правовая база, но и политический консенсус. Если не будет понимания и поддержки со стороны государства, то ни о каком страховании не может идти и речь. Правительство Молдовы пошло навстречу страховщикам.

Была создана Национальная страховая компания, финансирующаяся за счет бюджетных средств. Она начала работать раньше, чем была введена система страхования. Компания находится под жестким контролем государства, парламента, различных ассоциаций-партнеров и др. Все предложения рассматриваются административным советом, деньги собирает налоговая инспекция. Ежегодно принимается закон о фондах обязательного медицинского страхования. В нем на следующий год прописываются все расходы (процентные остатки, получаемые от работодателя и работника; бюджетное финансирование, которое идет из госбюджета за людей, которые не могут сами застраховаться; депозитные деньги).

Как отметил докладчик, Национальная страховая компания не является прибыльной организацией. Она работает исключительно в интересах граждан Республики Молдова.

О польской модели системы финансирования здравоохранения рассказал Анатоль Голаб, заместитель директора Департамента медицинского страхования Министерства здравоохранения Республики Польша. Главным плательщиком страховки является Национальный фонд здравоохранения (НФЗ) — государственная организация с правами юридического лица. Финансирование происходит за счет государственного бюджета, местных муниципальных бюджетов и частного финансирования (личные средства граждан, благотворительные некоммерческие организации, частное страхование, страховка от работодателя). При этом превалирует главенство системы социального медицинского страхования.

Ежегодно основные затраты на здравоохранение Польши определяются президентом НФЗ. Как правило, это госпитальные или больничные услуги, возмещение стоимости лекарственных препаратов, основные затраты на здравоохранение и специальный амбулаторный уход.

НФЗ заключает контракты со всеми поставщиками услуг здравоохранения (с поставщиками, отвечающими особым условиям, и с поставщиками на тендерных условиях), а также возмещает аптекам часть стоимости лекарственных средств, приобретенных застрахованным лицом.

Сумма выплат страховки зависит от дохода плательщика, уровня страховки и размера минимального ежемесячного взноса.

НФЗ ежегодно составляет финансовый план (финансовые планы региональных представительств и штаб-квартир), сбалансированный относительно планируемых затрат и доходов. При этом доходы распределяются по региональным представительствам согласно специальному алгоритму.

Как отметил Анатоль Голаб, такая система медицинского страхования эффективна, и на сегодняшний день в Польше застраховано уже 36,7 % граждан.

Эеро Линнако, эксперт по финансовым вопросам и госпитальному планированию ЕС, поделился опытом функционирования финской системы медицинского страхования. В Финляндии Национальная система финансирования здравоохранения (НСЗФ) действует с 1964 г., распорядителем средств является Институт социального страхования Финляндии. Возмещению подлежат затраты на оплату услуг врача (возмещается частично — 60 %), обследования и лечения (если стоимость обследования превышает тарифы, возмещается только 75 % от суммы превышения), а также оплата стоматологических услуг (услуги частного стоматолога возмещаются на 60 %). Помимо этого НСЗФвозмещает часть стоимости лекарств, назначенных по рецепту, хотя для этого требуется подтверждение цены Советом по контролю стоимости лекарственных препаратов.

Существует три типа возмещения: базовое (42 % от стоимости), частичное специальное (72 %) и полное специальное (100 %). Дополнительно при покупке ЛП на единицу продукции налагается налог в размере 3 евро.

Базовое возмещение некоторых ЛП осуществляется только при контроле Совета. Траты на специальные добавки, в том числе особое детское питание, возмещаются на 43–72 % от стоимости. Дополнительные затра ты пациента строго отслеживаются и контролируются Страховым советом Финляндии. При превышении отведенного лимита пациент уведомляется о необходимости заполнения заявки на возмещение сверхрасходов.

В своем докладе Эеро Линнако коснулся и такого аспекта страхования как компенсация затрат на прибытие к месту лечения или обследования. В этом случае затраты возмещаются частично. НСФЗ оплачивает только стоимость поездки, затраты на которую рассчитываются по минимальному тарифу. Если же пациент приехал на скорой, такси Москва или собственной машине, то вначале определяется необходимость поездки, и только в случае признания необходимости, назначается соответствующее возмещение.

Пособие по болезни оплачивается гражданам в возрасте 16–64 лет и зависит от размера их облагаемого налогом дохода. При наличии заявки на пособие, которое назначается лицам, проработавшим по специальности не менее 3 месяцев, проводится независимая экспертиза состояния пациента. Срок действия пособия — до 9 недель, максимальная длительность — 300 дней в году. Если больной превысил этот срок, то получить следующее пособие он сможет только проработав как минимум год.

Вторая часть конференции была посвящена краткому обзору и анализу ситуации относительно медицинского социального страхования в Украине.

Дмитрий Карамышев, эксперт Комитета по здравоохранению ЕВА, представил участникам конференции доклад «Формирование публичной инвестиционной модели функционирования системы здравоохранения». Публичная модель является бюджетной страховой моделью, поскольку бюджетные средства и средства общеобязательного медицинского социального страхования — публичные. Поэтому необходимо перераспределить расходы на здравоохранение между государством и обществом. Как свидетельствует европейский опыт, средства медицинского страхования могут выступать не только дополнительным источником средств, но и источником для улучшения качественных показателей функционирования системы здравоохранения. Также большое внимание следует уделить контролю за доступностью и качеством оказания медицинской помощи.

Что касается требований к инвестиционной модели функционирования системы здравоохранения, то необходимо определить пути увеличения и разграничения источников финансирования здравоохранения. Именно социальное медицинское страхование должно определять правовые, экономические и организационные аспекты, внедренные этой моделью. Кроме всего прочего, следует обеспечить адресность и целенаправленность средств. Также большое внимание необходимо уделить улучшению условий труда медицинских работников, повышению их профессиональной ответственности.

В своем выступлении Дмитрий Карамышев коснулся и законодательных аспектов, а также предпосылок внедрения общеобязательного социального медицинского страхования.

Олег Виноградов

О законодательных инициативах Верховной Рады Украины рассказал Олег Виноградов, член Комитета по вопросам здравоохранения Верховной Рады Украины. На сегодняшний день в Украине существуют три концепции относительно медицинского страхования, которые основываются на трех различных вариантах создания страховой организации. Первая — концепция общеобязательного государственного социального страхования. Вторая — концепция обязательного медицинского страхования, которая подразумевает под собой создание государственной страховой организации. И третья, которая не выходила на парламентский уровень, — передача обязательного медицинского страхования в Украине коммерческим страховым компаниям, и создание страхового медицинского бюро. Но, как констатировал Олег Виноградов, все три проекта основаны не на решении проблем, а на вопросе о том, кто будет руководить деньгами. За последние десять лет было проведено множество конференций, круглых столов, но ни одно мероприятие не закончилось выработкой четкой стратегии относительно введения в Украине медицинского страхования. Одна из главных причин — несовершенство законодательной базы. По сути, парламентарии запутались в терминах. Докладчик подчеркнул, что любое обязательное страхование является социальным, оно не может быть несоциальным. В украинском же медицинском страховании появились социальные и несоциальные законы. Согласно ст. 46 Конституции Украины появился закон «Основы законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании». В результате развития этих основ возникли еще 4 закона, каждый из которых говорил о своей системе страхования. Медицина отразила свою конституционную норму в ст. 49. Финансирование здравоохранения нача ло происходить за счет налогов из бюджета, а системы общеобязательного государственного социального страхования (ОГСС) — за счет взносов от работодателей и работников. Возникает вопрос: кто будет платить за медицинское страхование? Если создать фонд в системе ОГСС, то ляжет дополнительная нагрузка на работодателя, что в свою очередь приведет к тенизации доходов. С другой стороны, этого сделать нельзя, потому как эта структура самоуправляема и не является бюджетной организацией. Заставить платить людей? исключено, поскольку это будет противоречить Конституции Украины. Полноценно застраховать население тоже не получится: к примеру, если взять средства работодателей, то можно застраховать не более 12 млн граждан; если деньги из Пенсионного фонда, то застрахуется 26 млн граждан. А этого сделать нельзя. Вот и получается, что пока медицинское страхование для нашей страны — тупиковая ветвь.

В своем выступлении Алла Степаненко, руководитель проекта «Поддержка развития системы медицинских стандартов в Украине», акцентировала внимание участников конференции на том, что система обязательного медицинского страхования не сможет работать без создания и введения медицинских стандартов — медико-технологических документов и нормативов, отвечающих европейским требованиям. Поскольку целью создания качественной и эффективной системы стандартизации является повышение и эффективность медицинской помощи, необходимо создать прочный фундамент для медицинского страхования.

В Украине медицинские стандарты начали разрабатываться еще в советские времена. Это были своеобразные перечни медицинских услуг. Но на сегодняшний день уровень и качество этих документов не дают возможности работать в данном направлении. В настоящее время клинические протоколы создаются без строгой доказательной базы, а это означает, что риск включения неэффективных ЛС и медицинских технологий достаточно высок. Медицинское страхование — это оптимальное качество медицинской помощи. Поэтому современные медико-технологические документы, которые бы разрабатывались на принципах доказательной медицины, крайне важны.

Но, как отметила Алла Степаненко, к сожалению, в Украине стандарты с мощной доказательной базой не создаются. Их разрабатывают крупные европейские центры, например, NAIS.

В Украине первый опыт создания медстандартов был осуществлен в рамках проекта ЕС «Поддержка развития системы медицинских стандартов в Украине на 2004–2006 гг.»

Немаловажным является и введение формулярной системы в здравоохранении. Формуляр должен нести в себе экономические аспекты, которые включают ценовые характеристики ЛС.

В завершение конференции Виктор Пушкарев отметил, что процесс внедрения в Украине страховой медицины не пройдет быстро. Но уже сейчас необходимо решить важные вопросы. Частные и государственные ЛПУ должны иметь одинаковые права, в том числе и в части выдачи листов нетрудоспособности, назначении сильнодействующих препаратов определенных групп. Должны быть одобрены стандарты лечения и оптимизирована система налогообложения. Лечебные учреждения не должны финансироваться из бюджета.

Что касается практического осуществления намеченных планов, то первым шагом должно стать введение реимбурсации. Кроме этого, должна быть разработана система компенсации амбулаторного потребления жизненно важных препаратов.

Глава Комитета по здравоохранению подчеркнул, что только общими усилиями можно создать надежную систему здравоохранения, которая бы отвечала всем вызовам общества.

Конференция вызвала широкий резонанс среди общественности. В зале разгорелась дискуссия относительно того, какую модель медицинского страхования выбрать для Украины. Большинство участников все же склонились к опыту Республики Молдова. Хотя многие представители страховых компаний были не в восторге от украинских перспектив, ведь с организацией государственного фонда денежные средства будут проходить мимо них.

Пока же в Украине о медицинском страховании только говорят. А проблемы остаются. На сегодняшний день по-прежнему остро стоит вопрос о том, кто будет распоряжаться средствами застрахованных лиц. Остается масса нерешенных трудностей, связанных с законодательной базой. И пока не произойдет существенных изменений, ни о каком обязательном медицинском страховании не может идти речь.

Марина Колесник

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика