Логотип журнала "Провизор"








Продвижение лекарственных средств: украинские реалии и перспективы
Другие статьи из раздела: Актуальное интервью
Статья
№ 13'2011 Здоровое питание: мнение эксперта
№ 03'2011 ГНЦЛС: ледниковый период
№ 02'2011 В стремлении быть успешной
№ 01'2011 «СТИРОЛБИОФАРМ»: ФАКТОРЫ УСПЕХА
№ 22'2010 В разрезе производства : Взгляд на фармацевтическую отрасль глазами корпораци «Артериум »
№ 19'2010 Санофи -Авентис Украина - увереное лидерство на благо пациентов и общества
№ 09'2010 ЕСЛИ "ЗВЕЗДЫ" УДАЛЯЮТ - значит - это кому-нибудь нужно
№ 06'2010 Поэзия компрессионного текстиля
№ 05'2010 Аптечный остров на просторах супермаркета: "МЫ СЕМЬЯ И ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ"
№ 04'2010 В объективе НФаУ: "В сердце фармацевтической столицы кризиса нет, и не будет..."

Продвижение лекарственных средств: украинские реалии и перспективы

Разговоры о необходимости принять Этический кодекс фармацевта, который бы регулировал взаимоотношения врачей, провизоров и производителей лекарственных препаратов, в медицинских и фармацевтических кругах ведутся уже не первый год. На страницах СМИ время от времени появляются различные проекты данного документа. И хотя до окончательного варианта еще далеко, первый шаг — принятие Правил надлежащей промоции лекарственных средств — уже сделан.

В любой профессиональной деятельности важную роль играют этические нормы и правила. Сфера здравоохранения остро нуждается в таких нормах, особенно в Украине. Практически во всех развитых странах мира большое внимание уделяется правилам поведения, нормам и принципам маркетинговой деятельности фармацевтических компаний, которая регулируется международными этическими кодексами: Кодексом фармацевтической маркетинговой практики Международной федерации производителей фармацевтической продукции и их ассоциаций (Кодекс IFPMA); Кодексом по осуществлению промоции лекарственных средств Европейской федерации ассоциаций фармацевтических производителей (Кодекс EFPIA); Кодексом деятельности фармацевтической отрасли Ассоциации фармацевтической отрасли Великобритании (Кодекс ABPI) и др.

Украина, к сожалению, похвастаться подобными документами пока не может. Да и фармацевтические компании, представленные на украинском рынке, не особо придерживаются этических норм, считая, что в борьбе все методы хороши. А методы, как известно, бывают разные. К стимулированию врачей (выплата комиссионных за выписанные рецепты, заключение договоров и т. д.), некорректной рекламе (отсутствие побочных действий у лекарства), а также к организации конференций и семинаров (проезд, проживание, питание, экскурсии за рубеж за счет организаторов) прибегают как мелкие, так и крупные производители. Стремясь к увеличению объемов своих продаж и придумывая новые виды промоции, они порой забывают не только о какой-то там этике, но и о самих потребителях — пациентах.

Сегодня в условиях жесткой конкуренции на первое место выходит получение максимальной прибыли за короткое время. При этом грубые нарушения этических норм при продвижении лекарственных средств не только не учитываются, но и замалчиваются. Говорить, например, о том, что за назначение определенного препарата врач получает бонусы от фармкомпании не принято. А то, что медицинские представители пытаются стимулировать работников здравоохранения посредством денежных вознаграждений, подарков, путевок и т. п. является «большим секретом». Подобная практика широко распространена. И как бы руководители компаний ни отрицали свою причастность к этому роду деятельности, проблема неэтичности при промоции лекарственных средств на украинском рынке существует. И это — факт, признанный на уровне Министерства здравоохранения Украины. Так почему же фармацевтические фирмы до сих пор пытаются так упорно это скрыть, доказывая, что свои препараты они продвигают исключительно на принципах честности и законности?

Вопрос соблюдения профессиональной этики фармацевтическими работниками и создание этических правил, которыми бы они руководствовались в своей работе, неоднократно поднимался на министерских коллегиях и съездах фармацевтов. В прошлом году лед наконец-то тронулся: на обозрение фармацевтической общественности были вынесены Кодекс этики фармацевтического работника, разработанный учеными НФаУ и Кодекс надлежащей промоции лекарственных средств, предложенный комитетом Европейской Бизнес Ассоциации. И уже в январе 2008 г. были продемонстрированы первые результаты — рабочая группа, созданная по инициативе общественных организаций при Государственной службе лекарственных средств и изделий медицинского назначения презентовала Правила надлежащей промоции фармацевтическими компаниями лекарственных средств профессионалам здравоохранения.

К. Л. Косяченко

Константин Леонидович Косяченко — к. фарм. н., заслуженный работник фармации Украины, заместитель главы Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения:

— Тема этического продвижения лекарственных средств давно обсуждалась в фармацевтическом сообществе. Поскольку в Европе такие правила уже существовали, то ряд общественных организаций, в основном европейские компании, вышли с инициативой создания подобного документа и в Украине. В 2005 г. Министерство здравоохранения обратилось к ним с просьбой разработать правила надлежащей промоции, и нашло отклик со стороны Европейской бизнес-ассоциации (ЕВА). Приказом Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения от 28.03.2007 г. № 153 был утвержден план мероприятий по разработке нормативных актов по вопросам этики в сфере обращения лекарственных средств, а также создана рабочая группа, в которую вошли представители Госслужбы, ЕВА, Ассоциации производителей инновационных лекарств (АРRAD), Ассоциации фармацевтических производителей Украины (АФПУ), Всеукраинской аптечной ассоциации и др. За основу были взяты европейские правила, адаптированные к украинским реалиям. Работа над ними продолжалась в течение всего года. За это время было проведено 8 заседаний рабочей группы, разработан проект, который был вынесен на всеобщее обсуждение.

Принятие правил надлежащей промоции являлось одним из требований европейских компаний относительно улучшения инвестиционного климата Украины, которое касается не только фармацевтической отрасли, но и общей инвестиционной привлекательности всего государства.

В марте-апреле этого года планируется подписание меморандума. Следующий этап — создание Общественного совета, который будет рассматривать вопросы, связанные с нарушением этих правил. В него войдут представители всех заинтересованных сторон. Все нарушения будут предаваться широкой огласке при помощи СМИ и общественных организаций. А информация о неэтичной деятельности компаний будет направляться в их головные офисы.

К сожалению, данный документ пока декларативный и не влечет за собой каких-то определенных административных последствий или штрафов. Но, на мой взгляд, общественное порицание и информация о том, что определенная компания скрывает или дает неточные сведения о побочных эффектах лекарственных средств, будет негативно влиять на продвижение тех или иных препаратов.

Хотелось бы отметить, что Правила надлежащей промоции лекарственных средств стали первым шагом к Кодексу этики фармацевтического работника, работа над которым до сих пор продолжается. На протяжении этого года мы сможем увидеть реальные результаты, выработать определенную стратегию и попытаться устранить возникшие ошибки. С помощью правил мы хотим посмотреть, в каком направлении нам двигаться дальше, и будет ли действовать в Украине Этический кодекс. Но думаю, что при той заинтересованности, которая уже проявляется со стороны всех участников рынка, он все-таки будет работать.

Е. Э. Заика

Евгений Эдуардович Заика — к. мед. н., председатель маркетингового подкомитета Комитета по здравоохранению ЕВА, глава представительства «Никомед» в Украине и Молдове:

— В определенный момент наступила необходимость установить хоть какие-то правила игры для европейских компаний. Поэтому еще в 2002 г. подкомитетом по маркетингу был разработан Кодекс надлежащей промоционной практики, к которому присоединились компании, входящие в ЕВА. Этот кодекс, действовавший в течение ряда лет, устанавливал минимальные правила: что можно, а что не рекомендовано делать фармацевтическим компаниям на рынке Украины. Подкомитет по маркетингу разбирал жалобы фармкомпаний, если у них возникали претензии друг к другу. Практически все конфликтные ситуации заканчивались взаимными договоренностями между участниками фармацевтического рынка. Например, компания добровольно снимала определенную промоционную листовку, поскольку она была не совсем этична: неправильно представляла результаты исследований конкурентов, не указывались побочные действия препаратов и т. д. За все время было лишь два случая, когда письма направлялись в штаб-квартиру. Но, тем не менее, получалось, что на рынке присутствовало 40 компаний, которые по идее не должны ничего нарушать, и остальные 690, которые постоянно нарушали эти правила. Поэтому создание этических норм было крайне необходимо. Тем более, что Минздрав инициировал создание этического кодекса. Инициативная группа ЕВА подготовила проект, основанный на польском, венгерском и канадском этических кодексах. Мы взяли из них лучшие, наиболее выполнимые в наших условиях части. Далее этот проект был доработан рабочей группой во главе с К. Л. Косяченко, были внесены дополнительные положения, учтены все замечания и пожелания. Он неоднократно выносился на всеобщее обсуждение. Кроме этого, изначально был разработан механизм реагирования на нарушителей этого кодекса, но еще многое предстоит сделать. Впереди — создание такого третейского органа как Этический комитет, который будет рассматривать случаи грубого нарушения свода правил. Никто не запрещает Минздраву предавать огласке эти случаи и направлять письма в штаб-квартиры. А это, наверное, самая серьезная санкция, которая может быть применена для фармацевтической компании.

Но, к сожалению, мы немного опоздали с этим кодексом, потому что его нужно было вводить хотя бы пятьшесть лет назад, и вводить достаточно жестко. За это время мы открыли доступ на наш рынок компаниям, особенно из стран азиатско-тихоокеанского региона, которые славятся низким качеством продукции. Хотя сами с 1 января 2009 г. хотим ввести обязательные GMPстандарты для локальных производителей. Поэтому случилось то, что должно было случиться: на рынке порядка 730 компаний, конкуренция очень жестокая. Естественно, компании прибегают к различным методам борьбы, в том числе и к тем, которые запрещены. В Украине это приобрело тотальный характер. Если раньше врач даже не мог подумать о том, что он будет иметь какую-то материальную выгоду от назначения данного препарата, то сейчас это чуть ли не первый вопрос, особенно если речь идет о дорогостоящих лекарствах. И виноваты в этом, прежде всего, фармацевтические производители, «искушающие» врачей дорогими подарками и наличными деньгами. А учитывая крайне низкую оплату труда врачей, им просто некуда деваться — нужно кормить семью… К сожалению, это факт.

Я не могу сказать, что все компании сразу же будут придерживаться правил надлежащей промоции. Но до тех пор, пока не произойдет нескольких «показательных процессов» и компании не убедятся в том, что этот механизм есть и он действует, ничего не изменится.

Правила надлежащей промоции начнут действовать с момента подписания Меморандума фармацевтическими компаниями. И говорить о каких-то серьезных результатах, пожалуй, рано. Вот только остается один вопрос: а действительно ли производители медицинских препаратов при продвижении лекарственных средств будут руководствоваться этическими нормами? Неужели им будет выгодно поменять годами выработанную систему, благодаря работе которой фармкомпании, врачи и провизоры получают свой доход? Возможно, поэтому они не спешат комментировать нововведения…

Чиновники утверждают, что любому действующему игроку на рынке выгодно, когда работают прозрачные нормальные правила. Ведь за противозаконную деятельность (например, за реализацию на рабочем месте лекарственных средств) может последовать и административная ответственность. И если кто-то попытается действовать не по правилам, это всегда можно будет легко обнаружить.

Представители фармацевтических фирм настроены менее оптимистично. Они уверены, что стимулирование врачей будет происходить и дальше. Только методы мотивации станут более изощренными. А вот насколько — это зависит от креативности отдела маркетинга.

Но прежде чем говорить о том, что этические нормы на украинском фармацевтическом рынке не только прижились, но и прочно утвердились, необходимо провести реформирование всей системы здравоохранения в целом. Слишком уж много в нашей отрасли накопилось вопросов и проблем за времена смены правительств.

Остается надеяться, что разработка и введение в действие Правил надлежащей промоции лекарственных средств, которые отображают добровольное поддержание этических норм поведения на фармацевтическом рынке всеми участниками при продвижении ЛС, станет серьезным началом для нового этапа в развитии фармацевтической отрасли.

Марина Колесник

www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика