Логотип журнала "Провизор"








НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ

НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ



Ю. В. Шабанов, независимый аудитор

В связи с принятием Закона Украины от 28.12.2007 г. № 107–VI «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее — Закон о бюджете на 2008 год) с 01.01.2008 года вступили в силу некоторые изменения в законодательных актах, регулирующие вопросы начисления и уплаты налога на землю и арендной платы за земли, относящиеся к государственной и коммунальной собственности.

Остановимся на некоторых изменениях более подробно.

В соответствии с нормами части первой статьи 64 Закона о бюджете на 2008 год установлено, что в 2008 году по населенным пунктам, денежная оценка земель которых не проведена, применяются ставки земельного налога, установленные частью второй статьи 7 Закона Украины от 03.07.1992 г. № 2535 «О плате за землю», увеличенные в 3,1 раза.

При этом часть вторая статьи 7 Закона № 2535 изложена в новой редакции и устанавливает на 2008 год следующие размеры ставки налога на землю:

Кроме того, частью второй статьи 64 Закона № 107 установлено, что по сельскохозяйственным угодиям и землям населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточена по состоянию на 1 января 2008 года, применяются ставки земельного налога, установленные статьей 6 и частью первой статьи 7 Закона Украины «О плате за землю».

Что касается земель населенных пунктов, то в соответствии с частью первой статьи 7 Закона № 2535 ставка земельного налога (за некоторыми исключениями) устанавливается в размере одного процента от денежной оценки таких земельных участков.

Следует обратить внимание на то, что применение данной нормы обусловлено необходимостью уточнения денежной оценки земель на коэффициент индексации. Такое требование вытекает, в частности, из положений части второй статьи 23 Закона № 2535:

«Денежная оценка земельного участка ежегодно по состоянию на 1 января уточняется на коэффициент индексации, порядок проведения которой утверждается Кабинетом Министров Украины»

Такой порядок утвержден Постановлением КМУ от 12.05.2000 г. № 783 «О проведении индексации денежной оценки земель».

Во исполнение п. 3 Постановления КМУ № 783 Государственное агентство земельных ресурсов Украины письмом от 10.01.2008 г. № 14–22–6 / 55 довело до сведения субъектов земельных правоотношений, что нормативную денежную оценку земель по состоянию на 01.01.2008 г. необходимо индексировать на коэффициент индексации 1,028.

Еще одно существенное изменение касается вопроса определения базы для расчета суммы земельного налога в случае, когда земельный участок был приобретен в собственность на основании гражданскоправового соглашения (купли-продажи, обмена и т. п.). Это вытекает из дополнений, внесенных в статьи 7 и 8 Закона № 2535, которые соответственно дополнены абзацем следующего содержания:

«… В случае приобретения земельного участка на основании гра жданско-правового соглашения, размер налога рассчитывается от суммы, равной денежной оценке земли, однако в любом случае сумма, от которой рассчитывается размер налога, не может быть меньшей цены земельного участка, указанной в соглашении».



Таблица. Ставки налога на землю
Группы населенных пунктов
с численностью населения (тыс. чел.)
Ставка налога (гривен
на 1кв. метр)
Коэффициент, применяемый в городах Киеве,
Симферополе, Севастополе и городах областного
значения

До 0,2

0,075

-

От 0,2 до 1

0,105

-

От 1 до 3

0,135

-

От 3 до 10

0,15

-

От 10 до 20

0,24

-

От 20 до 50

0,375

1,2

От 50 до 100

0,45

1,4

От 100 до 250

0,525

1,6

От 250 до 500

0,6

2

От 500 до 1000

0,75

2,5

От 1000 и более

1,05

3


На практике применение данной нормы означает, что если цена земельного участка, указанная в соглашении, на основании которого земельный участок был приобретен в собственность, превышает его нормативную денежную оценку, то для целей определения размера налога на землю будет приниматься денежная оценка, определенная соответствующим соглашением (договором).

Законом о бюджете на 2008 год также внесены некоторые существенные изменения в Закон Украины от 06.10.1998 г. № 161 «Об аренде земли», напрямую затрагивающие интересы лиц, которые арендуют земельные участки, относящиеся к государственной или коммунальной собственности.

В частности, часть четвертая статьи 21 Закона № 161 изложена в новой редакции, которая выглядит следующим образом:

«… Годовая арендная плата за земельные участки, которые находятся в государственной или коммунальной собственности, поступает в соответствующие бюджеты, распределяется и используется согласно закону и не может быть меньше:

  • для земель сельскохозяйственного значения — размера земельного налога, установленного Законом Украины «О плате за землю»;
  • для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога, установленного Законом Украины «О плате за землю».

Годовая арендная плата за земельные участки, которые находятся в государственной или коммунальной собственности, не может превышать 12 процентов их нормативной денежной оценки. При этом в случае определения арендатора на конкурентных началах может быть установлен больший размер арендной платы, нежели указанный в настоящей части».

Следует иметь в виду, что для переданных в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, денежная оценка которых проведена, размер земельного налога (как «отправная точка» для расчета предельных значений годового размера арендной платы) определяется с учетом индексации денежной оценки соответствующих земель.

Таким образом, в случае, когда размер годовой арендной платы в соответствии с условиями ранее заключенных договоров аренды земельных участков оказывается меньшим по сравнению с трехкратным размером земельного налога, определенным в соответствии с Законом № 2535 на 2008 год, либо большим, чем «верхняя граница» (12 процентов нормативной денежной оценки таких земельных участков), возникает необходимость в пересмотре размеров арендной платы и внесении соответствующих изменений в условия договора аренды.

Такое требование, в частности, обусловлено нормами части третьей статьи 290 Хозяйственного кодекса Украины, согласно которым размер платы за пользование земельным участком, являющимся государственной или коммунальной собственностью, не может быть ниже установленного в соответствии с законом.

Также необходимо отметить, что в соответствии с нормами статьи 15 Закона № 161 к числу существенных условий договора аренды земли отнесена арендная плата с указанием ее размера, индексации, форм платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственность за ее неуплату.

В заключение хотелось бы отметить, что в таком пересмотре условий договора (если размер арендной платы в соответствии с изменениями, внесенными в Закон Украины «Об аренде земли», подлежит пересмотру) заинтересован прежде всего арендатор, поэтому имеются все основания самостоятельно инициировать внесение изменений в договор, если по каким-либо причинам арендодатель не предпринимает таких действий.

http://www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика