Логотип журнала "Провизор"








"Америка, Америка - чудесная страна!"*
Другие статьи из раздела: Фармация за рубежом
Статья
№ 9`2014 Уникальность белорусской системы здравоохранения
№ 04'2011 АСПЕКТИ ФАРМАЦІЇ В ІТАЛІЇ
№ 19'2010 ВНЕАПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ ЛЕКАРСТВ: спорный вопрос в Польше и в России
№ 18'2010 Внесет ли 2010 год изменения в продажи фармацевтических товаров в Центральной Европе?
№ 13'2010 Фармацевтические рынки европейских соседей Украины: такие близкие и такие разные
№ 10'2010 БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОДВИЖЕНИЕ ЛЕКАРСТВ
№ 10'2010 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: учимся у соседей
№ 06'2010 Будущее официальной фитотерапии и фитофармакологии в России
№ 03'2010 Фармацевтический рынок России подвел итоги 2009 года
№ 03'2010 Организация работы медицинских представителей в США

«Америка, Америка — чудесная страна!»*

а Н. П. Аржан ов, г. Харьков

Современная система высшего фармацевтического образования в США поражает прежде всего своей непохожестью на привычный нам советский образец и даже на «болонский» идеал, которому столь подобострастно поклоняются украинские министры образования последних лет. Америка, как и прежде, продолжает идти своим путем, не копируя уставы чужих монастырей и не выращивая, как мы, уродливые трехэтажные гибриды [1]:

«В США с 2006 г. учебные заведения готовят только специалистов высокого уровня: последний фармацевт со степенью бакалавра закончил обучение в 2004–2005 академическом году. Теперь в США есть один-единственный образовательный уровень (степень) фармацевта — доктор фармации (PharmD).

Значительное отличие отечественной системы образования от американской фармацевтической высшей школы — существование трех образовательно-квалификационных уровней — бакалавр, специалист и магистр. Именно эти аспекты: единственная степень профессиональной подготовки фармацевта в США — доктор фармации (PharmD) и этапность его подготовки — вызывали больше всего непонимания и вопросов со стороны отечественных специалистов во время встреч с американскими коллегами в Харькове и в Киеве».

Столь же непонятно отечественным специалистам, как это решения такого уровня важности принимают в США не Минздрав и / или Минобразования, а общественные организации самих фармацевтов, и почему решения последних выполняются — без соответствующих федеральных законов, поправок к конституции и указов гаранта последней. И вовсе непостижимо, что никто не обвиняет американскую профессиональную ассоциацию, принявшую то или иное решение, в лоббировании чьих-то корыстных поползновений в ущерб стране и фармации в целом, как это неизбежно получается у нас!

Регулирующие фармацевтическую деятельность законы в Америке все-таки существуют, но в каждом штате свои, учитывающие региональную специфику. В Украине таковая наличествует в не меньшей степени (к примеру, не во всех регионах население, читая инструкции к купленным лекарствам, понимает державную медицинскую терминологию), но упаси Бог заикнуться на сей счет — вмиг отправят на цугундер как сепаратиста и «федераста» за попытку «ниспровержения существующего образа правления».

Что же до докторов фармации, то, если считать их аналогами наших кандидатов фармацевтических наук, то таковых в Украине защищается за год 30–40 человек. Америка же намерена производить PharmD десятками тысяч; на этом фоне иммигранты с украинским, пусть и «болонским» дипломом лишатся даже формальных шансов на признание своей равноценности.

В общем, Великая американская фармация потому и великая, что жила и живет не заемным — своим умом, никогда не стремилась интегрироваться в чьи-то «болонки», а поступала, как считала нужным и выгодным, не оглядываясь на то, что скажет Европа.

Так было здесь с самого завоевания независимости: новое общество в Америке строилось на протестантском отрицании ценностей монархической, сословной и католической Европы, на презрении и ненависти иммигрантов к ее мироустройству, ориентированному на государственность и бюрократию, и на культе свободы — личности, предпринимательства, земель и т. д. С другой стороны, США возникли и росли как содружество самостоятельных государств-штатов, нередко ставивших свои законы выше общефедеральных. Как следствие, «при высоком уровне децентрализации управления многими сферами жизнедеятельности, в том числе и фармацией, формирование и законодательного поля, и других норм, регулирующих профессиональную деятельность, шло зачастую снизу, от штатов на федеральный уровень» (Российские аптеки, 2004, № 7–8).

Фармацевтическое образование начиналось в США очень скромно. Расцвета и массовости оно достигло, лишь став прибыльным бизнесом для организаторов колледжей и школ [2]:

«В 1821 г. в Филадельфии была создана первая американская фармацевтическая организация под названием «Филадельфийский колледж аптекарей», переименованная затем в «Филадельфийский колледж фармации». При ней была открыта школа, в которой читались лекции для аптекарских учеников. В 1839 г. число выпускников школы составило 3, в 1840 г. — 4, в 1841 г. — 2, и лишь в 1868 г. достигло 51 человека.

Вскоре организации, подобные Филадельфийскому колледжу, были созданы аптекарями Бостона и Нью-Йорка.

В 1852 г. была создана Американская фармацевтическая ассоциация (АФА), которая являлась единственной общенациональной фармацевтической организацией. Она занималась вопросами не только качества лекарственных средств, но и образования и этики фармацевтов. АФА способствовала созданию фармацевтических ассоциаций в штатах, обеспечивала их типовым проектом фармацевтического закона.

После окончания гражданской войны (1861–1865) был открыт ряд фармацевтических школ с различным сроком обучения. В 1880- х гг. коммерческий дух распространился на все области американской жизни, в том числе и на фармацевтическую практику и образование. Этому способствовало отсутствие контроля за деятельностью школ и возросшая потребность в специалистах и учебных заведениях. Создавались всевозможные «дипломные мельницы» (ускоренные курсы), в результате чего уровень подготовки фармацевтов снизился».

Советская история, естественно, оценивала проявления законов рынка и недостаточность государственного контроля как негативные для образования факторы. Но именно они способствовали бурному росту американских фармацевтических колледжей:

«В Соединенных Штатах Северной Америки в настоящее время имеется 81 высшее фармацевтическое учебное заведение; кроме того, имеется еще несколько низших фармацевтических школ. До 1870 г. фармацевтических школ было лишь 12, в 1890 г. их стало уже 34, в 1900 г. — 60, да в последние годы возник еще 21 college of pharmacy.

Из 81 высшего фармацевтического учебного заведения 21 совершенно независимо, 32 – находятся при университетах, 16 – соединены с высшими медицинскими учебными заведениями и 12 находятся при других учебных заведениях — например, сельскохозяйственных институтах» (Фармацевт, 1904, № 22).

Аналогичный процесс мы имели возможность наблюдать и в независимой Украине, где число фармацевтических факультетов и отделений увеличивалось за 16 лет еще лавинообразнее — вот в чем мы догнали и перегнали Америку! Однако американские «дипломные мельницы» избегали избыточных, чисто статусных издержек: они не издавали массу толстых учебников, не забивали головы «общим развитием», гуманитарными и патриотическими дисциплинами — здесь просто готовили к сдаче лицензионного экзамена, открывавшего дорогу к аптечной практике, и делали это хорошо. Столь прямолинейный подход был мучительно непонятен выходцам из Российской империи, привыкшим к тому, что фармацевтическое образование есть нечто замысловатое, «торжественное и важное, озаряемое наукой» [3]:

«В Нью-Йорке существует школа, готовящая фармацевтов к экзамену. Посещать ее нужно два раза в неделю, и эта школа готовит к экзамену в 3–4 месяца. Она предназначена для тех, у кого нет возможности посещать college of pharmacy, который отнимает у студента 2 года и $90–100 в год. В Нью-Йорке два таких колледжа, и замечательно, что ученики школы почти всегда успешнее выдерживают экзамен, чем студенты колледжей.

Весь секрет заключается в методике преподавания. Основатель школы д-р Робинсон преподает по своим же учебникам, где есть решительно все, что необходимо усвоить каждому фармацевту, чтобы выдержать любой экзамен. Товарищи подумают, что это, наверно, 5–6 книг в 300–400 страниц каждая. На деле же это три тетрадки по 30–35 страниц, и они исчерпывают решительно весь курс по всем предметам фармации!

Приходится удивляться практичности американца, сумевшего придумать такой метод преподавания, чтобы в минимум времени дать ученикам пройти более или менее значительный курс по химии, токсикологии, фармации и т. д.

Мы уже довольно побыли в Америке, чтобы не поражаться такими явлениями, которые в глазах настоящего янки являются прямым следствием простой логики вещей. Тем не менее, по временам приходится краснеть за свою незрелость, являющуюся плодом нашего искания в самых обыденных вещах какой-нибудь замысловатости, секрета, не всем доступного к открытию».

Профессора-фармацевты из России, осуждая «почти полную свободу, существующую в СевероАмериканских Соединенных Штатах (САСШ) в отношении аптечного промысла и фармацевтического образования», искали в местной системе подготовки аптечных работников аналоги системы российской (скопированной из Пруссии), чтобы, найдя привычную точку опоры, доказать — без государственного контроля фармация существовать не может [4]:

«САСШ — страна самой широкой свободы, отсутствия какойлибо регламентации и привилегий. Прежде всего это — союз отдельных республик (штатов) с самой широкой автономией во внутреннем управлении. Вот почему, говоря о каком-либо вопросе, надо помнить, что мы будем наталкиваться на его различное положение в различных штатах.

Фармацевтический вопрос вполне подходит под это положение. Однообразия нет ни в образовании, ни в правах, ни в обязанностях. Правительство только контролирует знания и выдает дипломы. Где приобретены специальные знания — это экзаменаторов не касается, и правительство либо городские самоуправления не обслуживают стремления граждан к специальным познаниям.

Специальное образование — это дело частных предпринимателей. По этой причине в САСШ нет ни одного университета в руках правительства. Университеты здесь, как и медицинские школы, политехникумы, а также и публичные библиотеки, музеи и проч. — достояния общества, созданные на частные пожертвования отдельных лиц или групп лиц, и управляющиеся обычно вполне автономно. В них приобретаются знания, а в экзаменационной комиссии каждого штата держатся желающими экзамены, дающие права.

Довольно характерно, что выдержавшие экзамен в одном штате не пользуются никакими правами в другом; для получения прав в другом штате нужно снова выдержать экзамен в экзаменационной комиссии этого штата, и т. д.

В смысле уровня экзаменационных требований фармацевтическое образование поставлено в разных штатах неодинаково. В штате Нью-Йорк и в некоторых ближайших к нему штатах фармацевтическое дело поставлено несколько лучше, чем в южных и западных штатах. Объясняется это тем, что в северо-восточной части САСШ аптечное дело развивалось под влиянием выходцев преимущественно из Германии и России; в иных же штатах сказалось в большей степени английское влияние.

Фармацевтическое образование здесь проходят в следующей форме. Поступить в аптеку на службу может всякий, и называется он apprentice (вроде нашего аптекарского ученика). После трех лет службы apprentice может держать при фармацевтическом управлении экзамен на звание druggist (вроде нашего аптекарского помощника). В местечках с населением ниже 1000 человек это звание дает право управлять аптекой.

Если же ученик прослужит в аптеке 4 года и представит свидетельство о выдержании соответствующего экзамена, равного курсам 1- го года в high school (не ниже 5- го класса наших средних учебных заведений), то он принимается в фармацевтическую школу (college of pharmacy). Таких школ в штате Нью-Йорк 4, и все они частные (в Нью-Йорке, Бруклине, Олбани и Буффало). В школе студент должен пробыть не менее 2 лет, работая ежегодно по 1200 часов; после этого он подвергается экзамену в школе же и получает звание graduate of pharmacy. Звание это не дает никаких прав, кроме права приступить к штатному экзамену при фармацевтическом управлении, каковой экзамен совершается в штате Нью-Йорк 5 раз в году и в трех городах штата. Выдержавший экзамен называется registered (или licensed) pharmacist и пользуется всеми правами. Если фармацевт желает получить ученую степень, не дающую ему, впрочем, никаких прав, то после экзамена в фармацевтической школе на звание graduate of pharmacy он должен пробыть еще год в школе и держать экзамен в школе же на степень doctor of pharmacy.

Вот и все фармацевтическое образование, которое дается из частных рук без всякого контроля, кроме самоуправляющихся и самодовлеющих школьных коллегий.

Как видим, Америка не может дать нам ничего поучительного в вопросе о реорганизации фармацевтического образования у нас».

Советская фармация унаследовала от царской очень многое в части ограничений свободы; рудименты этого сознания, к сожалению, продолжают жить и в головах части украинских чиновников, не могущих забыть о «прусской шинели», из которой когда-то вышли наши аптеки. Между тем непонятная им американская система, сложившаяся силой вещей, идеально подходила для США, а потому в последующие десятилетия менялась лишь в мелочах [5]:

«В США не существует федерального закона, касающегося фармацевтического образования и квалификации фармацевта. Не имеется и единого общефедерального органа, ведающего системой фармацевтического образования. В каждом штате имеются свои требования.

В 1973 г. в США насчитывалось 72 высших фармацевтических учебных заведения, из которых большинство представляли собой факультеты университетов. Все высшие учебные фармацевтические заведения входят в Американскую ассоциацию фармацевтических колледжей. В результате достигнута однородность в учебных программах. Американский совет фармацевтического образования обязывает колледжи вводить в учебные программы профилирующие дисциплины. Однако в учебных заведениях страны курс обучения несколько отличается.

Курс подготовки фармацевтов США рассчитан на 5 лет. В зависимости от учебного заведения изучению профильных дисциплин отводится от 3 до 5 лет. Фармацевтические колледжи по окончании 5- годичного курса присуждают выпускникам степень бакалавра фармации. Два высших учебных заведения в Калифорнии имеют 6- годичный курс обучения, по окончании которого выпускникам присваивается степень доктора фармации.

Прежде, чем получить лицензию на практическую деятельность, студент должен сдать экзамены при фармацевтических управлениях штатов и пройти производственную практику. Национальная ассоциация фармацевтических управлений штатов предусматривает 9 месяцев производственной практики, из которых три необходимо пройти после окончания колледжа».

Наиболее существенная (помимо недавней ликвидации бакалаврата) перемена — это то, что теперь «в американских аптеках имеется должность техника — сотрудника, выполняющего простые операции под контролем фармацевта (лицензированного. — Н. А.). Существует также специальность сертифицированного техника — сотрудника, сдавшего после самоподготовки несложные квалификационные экзамены по основам фармации и имеющего опыт работы в аптеке 1–2 года» [6].

Как мы помним, «вопрос об использовании в аптеках вспомогательного персонала», которому «необходимо передать часть обязанностей, не требующих принятия самостоятельных решений», поднимали в США еще в начале 1970-х гг. [5]. Но этот вопрос был решен американскими фармацевтами положительно лишь после того, как за океан стали массами прибывать экс-граждане СССР с дипломами провизоров: так родилось звание Pharmacy Technician, ставшее пределом мечтаний огромного большинства наших бывших соотечественников.

О последнем свидетельствует сегодня содержание русскоязычных иммигрантских интернет-форумов, где претенденты на звание фармацевтического техника делятся друг с другом полезной информацией. Думается, что с их диалогами будет полезно познакомиться и читателям, знающим о «профессиональном образовании без границ» по украинской периодике.

* — продолжение; начало см. в № 24, 2007 и № 1, 2008

(Окончание следует)

ЛИТЕРАТУРА

1. Полякова Д. Украина — США. Профессиональное образование без границ / / Аптека.— 2007.— № 5. 2. Янхонен Э. Н., Королева М. Г. 

Из истории развития аптечного дела в США / / Фармация.— 1972.— № 1.

3. Пурье А. Экзамены фармацевтов в Америке / / Фармацевтический вестник. — 1904. — № № 9–10.

www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика