Логотип журнала "Провизор"








Мо т и в а ц и о н н ы е ф е н о м е н ы л и ч н о с т и
Другие статьи из раздела: Психология для провизора
Статья
№ 13-14'2009 "Навыки" общения с трудными "типами"
№ 18’2008 Эффективные коммуникации на уровне "провизор - потребитель"
№ 15’2008 Система внутренних коммуникаций в организации
№ 11’2008 МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВИЗОРА
№ 07’2008 Трудные клиенты: как с ними работать? Советы психолога
№ 23’2007 Личностные расстройства (типы характеров)
№ 21’2007 Психосоматические аспекты пожилых людей
№ 19’2007 Механизмы психологической защиты и индивидуально-личностные особенности
№ 17’2007 Психологические аспекты работы провизора*
№ 16’2007 Психологические аспекты работы провизора

Мотивационные феномены личности

а Е. Г. Дмитриева, руководитель службы биоэтики, канд. биол. наук, психолог, г. Иваново, Россия

Согласно теории дифференциальных эмоций, шесть систем личности создают четыре основных вида мотивации: побуждения, эмоции, аффективно-когнитивное взаимодействие и аффективно-когнитивные структуры. Побуждения являются результатом циклических изменений в тканях.

Эмоции рассматриваются как переживательно-мотивационные феномены, имеющие адаптивные функции. Аффективно-когнитивное взаимодействие — это мотивационное состояние, возникающее из-за взаимодействия между аффектом или комплексом аффектов и когнитивными процессами. Такие взаимодействия многочисленны и меняются в зависимости от конкретных отношений субъекта с окружающей средой. Сложная аффективно-когнитивная структура может образовывать аффективно-когнитивную ориентацию, более глобальную личностную черту, комплекс черт или диспозицию, например, интроверсию. Любой из этих четырех основных типов мотивации может являться в течение некоторого времени основной детерминантой поведения.

Понятие аффективно-когнитивной структуры содержит аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты, причем аффективный компонент интерпретируется как «центральный аспект установки», так как он наиболее близок к оценке объекта.

В теории дифференциальных эмоций, а также в эмпирических исследованиях, проводимых с позиций этой теории, считается необходимым концептуально разграничить эмоции, побуждения и феномены, описываемые как аффективно-когнитивные структуры. Эти аффективно-когнитивные структуры состоят из динамических и относительно стабильных отношений между аффектом (эмоцией, побуждением — с одной стороны, и определенными когнитивными процессами — с другой).

Фундаментальные эмоции — интерес-побуждение, удовольствие-радость, удивление, горестрадание, гнев-ярость, отвращениеомерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыдзастенчивость, вина-раскаяние. Побуждения — самосохранение, голод, жажда, усталость-сонливость, боль, секс. Аффективно-когнитивные структуры — интроверсия-экстраверсия, скептицизм, эгоизм (самомнение), решительность, невозмутимость.

Ваша задача, провизоры, вызвать у пациента интерес-удовольствие-экстраверсию (заинтересовать так, чтобы пациент не ушел, чтобы ему было приятно общаться с вами и возникла открытость (экстраверсия — открытие человека окружающему миру, вам).

Примеры эмоционально-когнитивных взаимодействий:

  • Интерес-интроверсиямышление (дать подумать пациенту тоже нужно, он подумает и придет к вам позже).
  • Интерес-удовольствие-экстраверсия (будет с вами общаться); воображение — будет оздоравливаться его психика, любая аптека должна давать здоровье.
  • Гнев-отвращение-презрениеинтроверсия — «недружелюбные мысли» (вы не должны это культивировать).

Любое взаимодействие может быть либо гармоничным, либо конфликтным. Зная основы психологии человека, любой провизор может конфликт остановить и пустить ход общения в гармоничное русло.

А теперь еще немного об основных компонентах личности:

  1. физиологические предрасположения, возникающие из наследственных и эмбриональных предрасположений;
  2. канализация как процесс, благодаря которому мотив или концентрация энергии находит путь к разряду в поведении;
  3. условно-рефлекторные ответы, которые представляют собой связи между внутренними условиями тканей и специфическими формами поведения;
  4. познавательные или перспективные навыки как продукты второго и третьего компонентов. В конечном счете, элементами личностной структуры оказываются потребности (needs) или напряжения (tensions). В процессах детерминации органические черты превращаются в символические (мысленные) черты. Напряжения — суть концентрации энергии в ткани или ряде тканей. Из элементов складываются сложные структурные элементы личности, например, «роль» как фиксированная культурой форма поведения, «сам» (self) как восприятие себя и понятие о себе в целом, «я» как система привычных активностей, обеспечивающих поведение. Такие же понятия, как привычка, оценка, склонность, восприятие, концепция, образ, характер, — объявляются структурными компонентами личности. Таким образом, все сложное сводится к элементарно биологическому. Не отрицая роли приобретенных мотивов, все приобретенное рассматривается как результат органических побуждений. В чем же проявляется социальная сторона личности? В том, что процесс ее развития объявляется процессом социализации, в котором общество воздействует на индивидов четырьмя путями:
  • системой сигналов «обусловливает» поведение;
  • содействует формированию личности предписаниями и запретами;
  • качественно изменяет импульсы индивида путем награды и наказания;
  • организует процессы восприятия и познания в соответствии с нормами данного общества.

«Социализированное существо» представляется играющим ряд ролей, определяющих поведение в разных условиях и ситуациях. Люди ведут себя согласно требованиям ситуации; с изменением ситуации меняется «роль» и меняется личность. Задача провизора — менять ситуацию в лучшую сторону.

В рамки биосоциальной трактовки личности укладывается и подчеркивающее значение конституционально-биологической стороны, выводящего характер, в значительной мере, из конституции. С гипертрофией конституционального момента связаны такие реакционнейшие концепции расизма, как, например, «конституциональная типология», агрессия, реакции аффекта, что имеет место и в аптечной сети.

Сознание, чувство и воля представляют то процессуальное триединство, которое выражается потенциально в отношении к каждому объекту и проявляется в различных отношениях, в интересах, в той или иной эмоциональной (положительной или отрицательной) оценке, в той или иной степени действенной активности — влечения, желания, стремления или потребности.

Отношение — сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности.

Человек - это очень сложная система, имеющая своё типирование, но и требующая комплексного подхода в объяснении его поведения. У личности могут преобладать органические, личные или сверхличные (общественные) цели, мотивы или потребности. Характеризуя личность, обычно говорят об ее направленности. Так, доминировать могут «животные», конкретно личные или идейные интересы. Отношения человека представляют систему, образующуюся в результате его развития, воспитания и самовоспитания. Подобно тому, как объекты окружающей действительности имеют разную важность для человека, в системе его отношений имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определяющую роль играют отношения между людьми, в целом обусловленные структурой общества, т. е. лежащими в его основе общественно-производственными отношениями. Общественно-историческая обусловленность личности обнаруживается, прежде всего, в том, что в характеристике одних личностей самым важным являются общественные, а у других — личные интересы.

Первый план характеристики личности образуют ее доминирующие отношения. С вопросом о доминирующих отношениях связаны вопросы о том, для чего живет данный человек, что для него является смыслом жизни: руководят ли им социальный идеал блага или цели личного преуспевания, или человек вообще не ставит перед собой отдаленных задач и целей, еле справляясь с захлестывающими его повседневными заботами.

Хотя важнейшей, и не только философски, но этически, психологически, педагогически и житейски, проблеме счастья до сих пор уделяется мало внимания в научных исследованиях, она теснейшим образом связана с проблемой личности, ее целей, отношений и воспитания. Нельзя недооценивать и медицинскую сторону вопроса, так как болезнь или инвалидность вызывают реакцию личности (слабодушие, отчаяние, болезненное депрессивное состояние), крайним следствием которого может быть самоубийство. Другие болезненные формы выражают неудовлетворенность или конфликт с исходом в преступление или в реактивное невротическое состояние.

Вторая группа свойств охватывает психический уровень человека. Это не только уровень его желаний, но и уровень его достижений. Определить данный уровень — значит, ответить на вопросы: чего достиг человек, каковы его возможности, какой след он оставил в жизни общества, иначе говоря, каково историческое значение личности. Здесь опять-таки тесно соприкасаются психологический и социологический аспекты рассмотрения личности. Богатство личности определяется богатством ее опыта и неразрывно связано с ее сознательностью и самосознанием, под которым подразумевается способность личности правильно отражать действительность в настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее, правильно оценивать себя самого и свое место в действительности.

Уровень развития личности одновременно является уровнем развития ее функциональных возможностей, говоря языком психологических понятий, ее интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств. Сюда же относятся и такие еще мало изученные свойства, как сложность, тонкость, дифференцированность личности.

Аспекты общественного и культурного развития личности полностью не совпадают. Общественное развитие человека выражается той ролью, которую играют в его поведении общественные интересы по сравнению с личными. Культурный же уровень личности выражается соотношением идейных элементов индивидуального опыта и органических («витальных») импульсов поведения. Конечно, наиболее высокий уровень развития характеризуется сочетанием коллективизма с высокой культурой. Однако культурно развитый человек может быть индивидуалистом, а культурно не развитый — коллективистом. Культурное развитие первого, какого бы высокого уровня он ни достиг, неполноценно, ущербно, ибо недоразвиты общественные связи и мотивы поведения. Коллективизм второго оказывается стихийным, примитивным, ибо не сочетается с высоким культурным развитием, необходимым для обеспечения общественной сознательности человека. Ступени общественного и культурного развития отличаются различной ролью, которую на каждой из них играют для личности общественные и личные отношения.

Избирательная направленность отношений определяет и внешние и внутренние реакции личности. В социальном плане это полюса внешней социальности и внутренней отзывчивости личности к другим людям и требованиям коллектива. Уровень развития и избирательность отношений характеризуют содержание личности.

Третьим существенным компонентом является динамика реакций личности. Она соответствует тому, что в психологии называется темпераментом и с физиологической стороны освещено И. П. Павловым как тип высшей нервной деятельности.

Следует подчеркнуть, что:

  • темперамент проявляется во всех сторонах личности, в том числе в ее интеллектуальной и идейной жизни;
  • темперамент обнаруживается лишь в области активных отношений личности;
  • темперамент также может меняться под влиянием жизненных условий.

Отправляясь от типологии И. П. Павлова, не надо, однако, утрачивать собственно психологический аспект и забывать психологические факты. Первостепенное значение имеет, например, такой психологический факт как эмоциональность человека в ее разных проявлениях. Физиологически эти проявления объясняются динамикой корковых процессов (соотношением иррадиации и концентрации) и соотношением коры мозга и подкорковых областей (центральной ретикулярной формации), определяющих соматическую и эндокринную динамику организма.

Четвертый компонент характеристики личности — это взаимосвязь основных компонентов, или общая структура личности. Сюда относятся пропорциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, т. е. соотношение различных свойств психики или то, что по преимуществу называют характером.

Эта сторона важна для понимания таких волевых и моральных свойств, как устойчивость, настойчивость, выдержка, самообладание, отзывчивость, внимание к человеку, принципиальность, честность и противоположные им отрицательные качества. В названных свойствах, как в едином узле, связываются доминирующие отношения человека с уровнем его развития в целом, в отдельных сторонах и в динамике темперамента.

Это может быть показано на примере полярных свойств — коллективизма и индивидуализма. Во-первых, они выражают противоположные направления движущих сил человеческого поведения. Во-вторых, в общественно-историческом плане они выступают как разные уровни процесса развития от стихийного индивидуализма и коллективизма — к сознательному. Наконец, они суть особенности характера личности, проявляющиеся на каждом шагу ее жизни.

Единство в структуре личности, соотношение в ней идеального и материального, социального и индивидуального следует рассматривать в связи с ее историческим развитием. Человек формируется в социальной среде, и в ходе этого процесса у него вырабатываются такие способы действия, которые благоприятствуют возникновению и развитию сознательных психических свойств, преобразованию биологического социальным (когда социальное из внешних условий, воздействий, требований, образцов, знаний и впечатлений переходит во внутренние потребности, привычки, требования личности к себе и к окружающим). Индивидуальное постепенно, критически, не без борьбы, реорганизуется социальным и становится социальным, не утрачивая индивидуальности, но приобретая новый «социализированный» характер.

Несмотря на многообразие и изменение свойств личности, она в нормальных условиях остается единой. Это единство основывается на синтезе реакций и тенденций индивида, регулируемом его центральной нервной системой, на единстве его жизненного опыта. Личность многообразна в своем единстве, и различные люди, имея общие свойства, обладают как типичными, так и индивидуальными особенностями. Поэтому наряду с общими закономерностями развития личности важную теоретическую и практическую задачу представляет исследование психических особенностей человека. Делать это приходится и провизорам-работникам первого стола.

С позиций монистически материалистического и исторического понимания личности, человек есть сложное развивающееся единство физиологического и психического, биогенного и преобразующего его социогенного.

Движущей силой развития человека является нарастание и обогащение системы ее возможностей и потребностей (требований к жизни). Вместе с тем предъявляет ряд требований к человеку и предоставляет ему определенные возможности окружающая действительность. Жизнь создает меняющиеся условия (общественные требования и возможности), которые сталкиваются с имеющимися у человека потребностями и его внутренними возможностями и побуждают его к освоению нового и переделке самого себя, в результате чего у него возникают новые потребности и новые внутренние возможности. Личность, изменяясь, развивается, меняется и характер ее отношения к действительности. Вы общаетесь в аптеке с пациентами, между вами происходит взаимодействие (комплайнс). В процессе общения вы меняетесь — и провизоры, и пациенты, обогащаете друг друга новым. И чем выше уровень личностных качеств самого провизора, тем больше вас будут слушать, тянуться к вам ваши пациенты.

Можно подобрать лекарственные средства для коррекции поведения.

Корректоры поведения — экстракт родиолы розовой (золотой корень), масло фитокапс (масло энотеры — ослинника), содержащее полиненасыщенные жирные кислоты. Обратите внимание, после применения этих препаратов у человека стали заметными положительные сдвиги в восприятии мира, человек стал обращать свой взор на облака.

В психологии и психиатрии увеличивающаяся частота движения глазных яблок вверх считается положительным симптомом. Физиологи при этом отмечают, что это благотворно сказывается на деятельности вегетативной нервной системы.

Развитие способности к визуализации образов положительно воздействует на организм человека, например, рисование пейзажей — выдуманных и не выдуманных.

Человек вошел в аптеку, посмотрел на потолок в ней и ахнул, увидел там обои, на которых нарисованы небо с облаками и воскликнул: «Как же это здорово, я тоже хочу такое у себя дома!»

Удивляйте друг друга. Стены и потолок в аптеке можно украсить таким образом, что посетители будут приходить к вам чаще, смотреть, как на некое таинство природы, и общаться будут вежливо и уважительно.

Таким же или подобным воздействием на психику человека обладают и лекарственные травы. Например, Lycopus europaeus (зюзник еропейский) — трава зюзника. Она содержит холиноподобные вещества, сапонины, лидопин, смолы, следы алкалоидов. Экспериментально установлено, что препараты зюзника угнетают возбудимость сердечной мышцы. Их действие аналогично хинидину — алкалоиду, выделенному из коры хинного дерева. Некоторые исследователи отмечают эффективность зюзника при экстрасистолиях (нарушениях сердечного ритма), приступах сердцебиения, тиреотоксикозе. В народной медицине препараты растения используют как хорошее, успокаивающее, кровоостанавливающее и болеутоляющее средство при неврозах, истерии, бессоннице, головных болях, зобе, сердечной слабости, маточных кровотечениях, болях в области желудка. И на душе становится хорошо.

Необходимо учитывать психологический тип, биочасы конкретного человека. То, что поможет одному, другого может погубить. Конечно, все препараты нужно подбирать индивидуально под профили патологии конкретного человека. Но пациенту важно научиться расслабляться, научиться отпускать свои проблемы.

Повторяйте следующие мыслеформы: «Я легко отпускаю свои страхи и тревоги. Я легко отпускаю свои проблемы и навсегда расстаюсь с ними. Я воспринимаю любую неприятность как урок, который я должен пройти. Я понимаю суть урока и легко отпускаю негативные чувства, связанные с ним. Я с легким сердцем быстро анализирую и решаю стоящие предо мной жизненные задачи».

Учитесь не брать на себя чужие проблемы, не впускать их в свое сердце, но при этом и не отказывать в своей помощи другим. Помогать можно словом и делом, а не бесконечно, слушая одно и то же, чужие вздохи и причитания. Берегите себя. Но это не значит, что надо стать бессердечным человеком.

Есть над чем поразмыслить.

Не правда ли?






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика