Логотип журнала "Провизор"








"Америка, Америка - чудесная страна!"*
Другие статьи из раздела: Фармация за рубежом
Статья
№ 9`2014 Уникальность белорусской системы здравоохранения
№ 04'2011 АСПЕКТИ ФАРМАЦІЇ В ІТАЛІЇ
№ 19'2010 ВНЕАПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ ЛЕКАРСТВ: спорный вопрос в Польше и в России
№ 18'2010 Внесет ли 2010 год изменения в продажи фармацевтических товаров в Центральной Европе?
№ 13'2010 Фармацевтические рынки европейских соседей Украины: такие близкие и такие разные
№ 10'2010 БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОДВИЖЕНИЕ ЛЕКАРСТВ
№ 10'2010 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: учимся у соседей
№ 06'2010 Будущее официальной фитотерапии и фитофармакологии в России
№ 03'2010 Фармацевтический рынок России подвел итоги 2009 года
№ 03'2010 Организация работы медицинских представителей в США

«Америка, Америка — чудесная страна!»*

Н. П. Аржанов, г. Харьков

А у них в Америке, если верить русскоязычным СМИ и Интернету, перманентно не хватает фармацевтов. Справиться с «дефектурой» кадров не помогают ни неуклонный рост выпуска из высших учебных заведений США, ни повышение до весьма соблазнительного уровня размеров оплаты труда в аптеках. Прогнозы аналитиков и вовсе рисуют апокалиптические картины недалекой перспективы, когда нехватка специалистов, имеющих право отпускать американцам лекарственные средства (ЛС), станет исчисляться сотнями тысяч человек [1]:

«Выпускники фармацевтических колледжей и факультетов университетов США, в отличие от выпускников других американских вузов, не беспокоятся о трудоустройстве. Такие кадры нарасхват. Предложения поступают отовсюду, причем стартовая зарплата составляет не менее $80 тыс. в год. Причина — острая нехватка фармацевтов. Ситуация ухудшается, что ужесточает конкуренцию среди работодателей.

Дефицит фармацевтов на рынке труда вызван несколькими факторами. На ситуацию влияют изменения в политике страховых компаний и регулировании оборота ЛС, направленные на расширение доступа граждан к лекарствам. Немаловажными факторами являются старение населения, увеличение производства ЛС и, как следствие, количества выписываемых рецептов, выросшего за последние 10 лет с 2 млрд до 3,2 млрд. Аналитики прогнозируют дальнейшее ухудшение ситуации, связанное с расширением программы Medicare — федеральной программы медицинского страхования для населения старшего возраста и инвалидов.

Согласно отчету Американской ассоциации аптечных сетей, в которую входят 37 тыс. аптек, в июле 2005 г. незаполненными оказались около 5950 вакансий. У Американской ассоциации больничных фармацевтов в декабре 2004 г. незакрытыми остались 7,4 % вакантных должностей. По мнению специалистов, к 2020 г. число вакантных мест для фармацевтов достигнет 157 тыс.

Рынок труда в области фармацевтики огромен. Несмотря на то, что по всей стране открываются все новые фармацевтические колледжи и факультеты университетов (около 20 за последние 5 лет), ликвидация дефицита фармацевтов займет годы».

Для закрытия кадровой бреши американская фармация вынуждена вербовать персонал из смежной области — медицины [2]:

«В США медицинские сестры все чаще переходят на работу в фармацию, принимают решение получить второе, фармацевтическое, образование. Средний возраст учащихся, которые приходят получать специальность фармацевта, увеличивается, а это значит, что студенты, приходящие в фармколледжи, до этого работали в другой области и уже имеют иное, нефармацевтическое, образование. Многие из них — средний медицинский персонал.

Более привлекательной карьеру в фармации делают несколько факторов. Из-за нехватки фармработников заработки в этой отрасли возрастают. К тому же фармацевты сегодня требуются и в таких учреждениях, где необходим прямой контакт с пациентом: экстренные медицинские службы, больницы, хосписы, уход за пациентами на дому. Логично, если медсестра, уже имеющая квалификацию для непосредственного ухода за пациентом, выберет фармацию второй своей специальностью. Количество людей, желающих сделать карьеру именно в фармобласти, начало увеличиваться с 2001 г. До этого момента оно только уменьшалось».

Сегодня выпускаемый колледжами контингент фармацевтов достиг около 10 тыс. чел. в год; с начала 1970-х гг. он увеличился вдвое [3]:

«В 1971 г. в США насчитывалось 112500 фармацевтов. Из них 97200 чел. были заняты в розничных аптеках, 6700 – в больничных аптеках, 4500 – в оптовых и производственных предприятиях.

В 1973 г. в США имелось 72 высших фармацевтических учебных заведения; в 1972–1973 учебном году из них было выпущено 5070 специалистов: 4819 со степенью бакалавра фармации и 251 – доктора фармации.

Несмотря на то, что число фармацевтов в стране увеличивается из года в год, их не хватает. Это связано с ростом численности населения, расширением программ медицинского и лекарственного страхования, нерациональным использованием и распределением фармацевтических кадров.

Поэтому в печати впервые широко обсуждается вопрос об использовании в аптеках вспомогательного персонала. В 1970 г. было опубликовано сообщение Американского общества больничных фармацевтов, где отмечалось, что ввиду недостатка в фармацевтических кадрах необходимо передать вспомогательному персоналу часть обязанностей, не требующих принятия самостоятельных решений».

Выходит, нехватка кадров остро ощущалась и тогда. А если взглянуть еще дальше вглубь истории США, то и век назад мы увидим ту же картину, разве что причины дефицита рабочей силы в аптеках были другие:

«В Соединенных Штатах Северной Америки чувствуется сильный недостаток в аптечных служащих. Причины этого заключаются в неудовлетворительных материальных условиях, какими обставлена служба в американских аптеках: продолжительный рабочий день, ничтожное вознаграждение. К этому необходимо прибавить слабые надежды на дальнейшую карьеру вследствие установления более строгих требований для лиц, посвящающих себя фармацевтической профессии. Выходом из создавшегося для владельцев аптек тяжелого положения наиболее опытные из них считают повышение цен на лекарства: это даст возможность лучше обеспечивать служащих и тем привлечь желающих работать в аптеках» (Фармацевтический журнал, 1907, № 33).

Как известно, именно по этому пути и пошла Великая американская фармация [4]:

«Профессия фармацевта является одной из самых востребованных в США. Зарплата фармацевта сравнима с зарплатой врача, юриста, высококвалифицированного инженера и составляет $80– 120 тыс. в год, не считая дивидендов в виде опционов на акции, выплат по страховкам и других «бенефитов». На пенсию фармацевты уходят миллионерами. Высокая оплата труда американского фармацевта обусловлена тем, что ему отведена чрезвычайно важная роль в лечебном процессе. Общество видит в его лице «стража у ворот», через которые лекарство поступает к пациенту, признает значимость труда фармацевта и воздает за него по заслугам».

Но как там, за океаном, рынок фармацевтического труда ухитряется совместить столь высокий спрос на профессию с отставанием предложения рабочей силы?

Причина этого странного, внешне нелогичного противоречия, повидимому, состоит в том, что американцы сами не расположены «напрягать тыкву», и в США всегда больше делали ставку на покупку готовых интеллектуальных кадров за рубежом, чем на подготовку их у себя. В рамках логики импорта интеллекта все цитируемые нами русскоязычные тексты следует рассматривать как «завлекалочку» — PR-промоцию американских аптек как выгодного места для устройства фармацевтов постсоветских стран, а до того — для эмигрантов из Российской империи и даже из СССР: если кто успел забыть, в начале 1970-х гг. стартовала массовая эмиграция евреев из Союза, и многие в конечном счете устроились в «Америке — стране бесконечных возможностей и родине демократии, благодатной почве для процветания обладателей многомиллионных состояний; в стране, приютившей массы наших соотечественников; в месте, где за короткий период истории взлет и стабильность экономики стали реальностью и являются авторитетом для многих других стран» [5].

Авторы подобных статей сначала утверждают, что «иностранные фармацевты затребованы в США во многих штатах, особенно в Аляске, Калифорнии, Техасе и Вашингтоне», потом перечисляют, что необходимо сделать для проникновения в американский аптечный парадиз и во сколько это обойдется, после чего оптимистически заключают — «благополучное завершение указанных процедур гарантирует лицензирование вас как практикующего фармацевта в пределах конкретного штата и открывает возможности трудоустройства с многочисленными преимуществами, включающими страховки, бонусы и другие премии, начисляемые за хорошо выполняемую работу, что быстро покроет все ваши расходы» [5].

Что же это за процедуры? Если говорить о чисто фармацевтическом аспекте проблемы (не рассматривая легализацию в США и получение минимально допустимого балла по пресловутому языковому тесту TOEFL — Test of English as Foreign Language), то они сводятся к сдаче большого числа экзаменов с неудобопроизносимыми аббревиатурами, необходимых для получения лицензии, и к прохождению практики (интернатуры). Однако учиться всему заново, вопреки утверждению автора [4] («российскому провизору, пожелавшему работать в американской аптеке, пришлось бы пройти полный курс обучения в университете, в противном случае ему осталось бы претендовать лишь на должность техника, зарплата которого в 4–5 раз ниже зарплаты фармацевта»), все же не придется.

Постсоветского провизора, даже овладевшего англоязычной терминологией, неприятно удивит то, что все эти экзамены американцы проводят в форме компьютерных тестов (с машиной, увы, не договоришься). Мало того — в каждом штате надо получать лицензию заново [5]:

«Требования в разных штатах различные, поэтому желательно тщательно изучить требования штата, прежде чем обращаться к властям по поводу рассмотрения вашего заявления о лицензировании.

В целом процедура прохождения регистрации выглядит так: подача документов на рассмотрение фармацевтических властей штата; сдача оценочного экзамена FPGEE; прохождение интернатуры; сдача экзамена NAPLEX; сдача экзамена по юриспруденции и других экзаменов, назначаемых в каждом штате дополнительно; выдача лицензии на право практики в штате.

Для кандидатов, получивших образование вне США, требуется доказательство того, что их фармацевтическое образование является эквивалентным образованию вы-пускников аккредитованных фармацевтических школ США в объеме знаний, получаемых американскими бакалаврами. Для этого кандидаты должны пройти экзамен на эквивалентность FPGEE (Foriegn Pharmacy Graduate Equivalency Examination). Экзамен FPGEE является компьютерным тестом и включает 300 вопросов, из которых ответить нужно на 200 и набрать не менее 75 баллов. На прохождение теста выделяется 6 часов и 5 минут с 60-минутным перерывом на обед».

Претендент, успешно прошедший FPGEE (на это придется потратить минимум $340), может приступать к прохождению интернатуры — в разных штатах это от 1500 до 2100 часов (и $400). Затем идут уже собственно лицензионные экзамены, за которые придется выложить еще не менее $630 [5]:

«Длительность NAPLEX (North American Pharmacist Licensure Examination) — 4 часа и 15 минут с 10-минутным перерывом после первых двух часов. В результате экзамена вы должны набрать не менее 75 баллов, ответив не менее чем на 162 вопроса.

Экзамен по юриспруденции MPJE (Multi-State Pharmacist Licensing Exam) длительностью 2 часа охватывает такие знания: закон организаций, лицензионный закон, закон о лекарствах и др. действующие на момент сдачи экзамена. В результате этого экзамена вы также должны получить 75 баллов, ответив не менее чем на 77 вопросов.

Часто дополнительно назначается DSM (Desease State Management). Это тоже компьютерный экзамен, который проверяет знания по стандартам лечения пациентов с распространенными болезнями, такими как дислипидемия, диабет, астма и др.».

Американцы уже давно пресекли коррупционные тенденции, дальновидно изъяв оценку знаний из рук профессоров и доцентов учебных заведений, передав ее фармацевтическим управлениям штатов (State Board of Pharmacy) и ликвидировав устные экзамены. Это особенно поражало наших фармацевтов, приехавших за океан устраиваться. Впрочем, не меньше иммигранты удивлялись махровому бюрократизму, уже тогда процветавшему в хваленой «стране самой широкой свободы, отсутствия какой-либо регламентации и привилегий»:

«Экзамены для фармацевтов только письменные, устных нет. На фоне общего уклада американской жизни, при широко распространенной продажности и подкупности, в данном факте чувствуется вотум недоверия к устной проверке знания экзаменующихся и авторитетности экзаменаторов» [6].

«Чужестранца, особенно приехавшего из России, поражает та простота, незатейливость, которые присущи почти всем функциям общественной жизни в Америке. Человек, более или менее способный призадуматься над совершающимися перед его глазами явлениями, поневоле должен испытывать неприятное чувство самоунижения перед всем, что теперь для него так близко и понятно, раньше было так далеко и недостижимо. Недаром американцы называют чужестранцев, особенно русских, green — зеленый.

Кому из фармацевтов не известен порядок экзаменования у нас в России! Почти каждому приходится несколько раз в жизни подвергаться этому судейскому допросу! Сколько сил, сколько энергии и терпения тратится у каждого ожидающего своей очереди, иногда 4–5 часов в постоянном трепете и волнении, чтобы только подойти и ответить на 5, максимум 10 вопросов и тем решить судьбу экзамена. Кажется, что проще выбрать 10–15 вопросов из каждого предмета, охватывающих собою весь требуемый курс и предложить экзаменующемуся ответить на бумаге. Что может быть радикальнее и целесообразнее?

Устные экзамены существуют не только в России, но и во многих других странах. Но мы с радостью можем сообщить товарищам, что в Америке этот способ давно уже перестал существовать и уступил всецело свое место экзамену письменному. Пишущий эти строки только что подвергся экзамену при New York State Board of Pharmacy. State Board ничего общего с университетами не имеет. Все кандидаты на всевозможные степени или профессии должны для получения лицензии, то есть права практиковать, держать экзамен при соответствующем Board’e.

За экзамен платится $10, которые идут State Board’у и экзаменаторам. Экзамены проводятся ежемесячно, один день от 10 часов утра до 6 часов вечера, и все это время экзаменующийся занят. В последний раз нас собралось к экзамену человек 100. Зала представляет собою амфитеатр, и каждый экзаменующийся сидит в особом кресле, на виду у заседающих внизу за столом экзаменаторов, причем правая ручка кресла представляет собою узкую удлиненную доску, которая служит вместо столика.

Вопросов по каждому предмету предлагается обыкновенно 15; ответивший на все вопросы получает 100 – высший балл. Число предметов на экзамене — 4: Materia Medica с ботаникой и фармакогнозией, фармацевтическая химия, практическая фармация и токсикология. Materia Medica включает и Identification of Drugs (то есть определение разных медикаментов, которые предлагаются в обозначенных номерами склянках, и экзаменующийся должен написать соответствующие номерам названия), а практическая фармация — изготовление некоторых рецептов. Времени на каждый предмет дается 1,5–2 часа.

Обыкновенно результат сообщается через 2–3 недели. Выдержавший экзамен должен иметь среднем числом 75, а по каждому предмету — не меньше, чем 60 баллов.

Ниже мы даем полный перечень вопросов, извлеченный из журнала «The Medico-Pharmaceutical Critic and Guide», и пусть товарищи сами судят о степени специального образования американских фармацевтов. Нам кажется, что за исклю-чением нескольких вопросов, правильный ответ на которые требует знания некоторых особенностей американской фармакопеи, на все вопросы должны быть в состоянии ответить как американские, так и русские фармацевты.

К сожалению, канцелярский дух не чужд и американским учреждениям. Приходится констатировать печальный факт: несмотря на то, что New York State Board of Pharmacy — учреждение чисто фармацевтическое, поставленное блюсти интересы фармации в стране, правильную постановку аптечного дела, оно постоянно находится в антагонизме с фармацевтами.

Кандидат в фармацевты испытывает все нерасположение State Board’a с первых же шагов. Подача прошений обставлена всевозможными трудностями; особенно достается лицам с иностранным дипломом. Предъявляются такие странные требования, как, например, чтобы перевод диплома был удостоверен непременно американским консулом той страны, откуда этот диплом выдан. Хотя такое требование, как мы теперь узнали, незаконно, тем не менее мы бы посоветовали тем из товарищей, которые по воле судьбы принуждены будут ехать сюда, всегда переводить свои дипломы в России и удостоверять у консула США. Прошение, которые вы сами пишете, как и всякое вообще письменное заявление, должно быть удостоверено Notary Public» [7].

Поразительно, но многие детали экзаменов остались неизменными за минувшие 100 лет! Решившиеся уехать и в те времена старательно следовали рекомендации «заблаговременно изучить требования штата», где предполагали устроиться — писали письма в Америку [8]:

«Ввиду событий в России последнего времени и эмиграции многих близких, решив предпринять далекое переселение, я предварительно хотел узнать о положении аптечного дела в Северо-Американских Соединенных Штатах. На мое письменное обращение я получил 27 февраля от редактора фармацевтического журнала из НьюЙорка ответ следующего содержания:

«В ответ на Ваше письмо от 29 января имеем честь уведомить, что для ведения аптечного дела в Америке не требуется привилегий от правительства, но желающие осуществить свое право на открытие аптеки должны обладать соответствующим их познаниям в фармации дипломом (патентом) от фармацевтического ведомства того штата, где кандидат имеет в виду обосноваться. Имеющие ученые степени иностранных университетов, если только таковые университеты по своему научному значению соответствуют программе и требованиям американских колледжей, допускаются к испытанию наравне с американскими фармацевтами; правила, регулирующие этот вопрос в каждом штате существенно разнятся.

Что касается приобретения аптеки в Нью-Йорке, то это можно осуществить, располагая капиталом от 5 до 50 тыс. долларов. Бывают случаи и от 300 до 4000 долларов, но таковые аптеки оставляют желать лучшего в отношении местоположения, внешнего вида и достаточности помещения. Аренда за помещение в первом этаже, состоящее из 6–7 комнат, котируется от 1 до 30 тыс. долларов в месяц; за вторую из указанных цен можно устроиться в хорошем квартале Сити».

Не удовлетворившись ответом редактора, провизор Е. Гиллер из местечка Пушкино Московской губернии списался в марте-апреле того же года с секретариатом внутренних дел штата Нью-Йорк, откуда ему тоже ответили и прислали «карманное руководство, которое ознакомит с требованиями по вопросу о фармацевтической практике в Нью-Йорке». Дальнейшие переговоры по делу предложили продолжить «после личного представления подлинных документов или нотариально удостоверенных копий — свидетельства об окончании 5 классов русской гимназии или реального училища, а также провизорского диплома от российского университета».

Сдал ли Гиллер англоязычные тесты 100 лет назад — мы не знаем. Наверное, сдал — чего не вытерпишь, чтобы «устроиться в хорошем квартале Сити»!

Вот так у них боролись и борются с кадровым дефицитом. Может, подсобим?

ЛИТЕРАТУРА

1. Дугин И. В США острая нехватка фармацевтов // Фармперсонал. — 2006. — № 2 (www.pharmpersonal.ru/cgi-bin/cm/get_ doc.fpl?s_id=&doc_id=3020&skip_show_doc_ list=1).

2. Алексеева А. Медсестры идут в фармацию // Там же. — 2003. — № 13 (www. pharmpersonal.ru/cgi-bin/cm/get_doc.fpl?s_ id=&doc_id=2266&skip_show_doc_list=1).

3. Тенцова А. Н., Панченко Е. И., Янхонен Э. Н. Аптечное дело в капиталистических странах. — М.: Медицина, 1976. — 175 с.

4. Мирошник О. А. Стражи у ворот, или как в США ценят труд фармацевтов // Фармацевтический вестник. — 2005. — № 1 (www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya. pl?sid=9090).

5. Согоконь Л., Согоконь С. Лицензирование фармацевтов за рубежом // Провизор. — 2001. — № 9. (www.provisor. com.ua/archive/2001/N9/art_12.htm).

6. Гинзберг А. Положение аптечного и фармацевтического дела в СевероАмериканских Соединенных Штатах // Фармацевтический журнал. — 1911. — № 21. — С. 244–246.

7. Пурье А. Экзамены фармацевтов в Америке // Фармацевтический вестник. — 1904. — №№ 9–10. — С.135–137, 153–156.

8. Гиллер Е. Переселение фармацевтовевреев в Америку // Фармацевт. — 1906. — № 16. — С. 461–464.

* — продолжение; начало см. в № 24, 2007

(Окончание следует)

www.provisor.com.ua






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика