Логотип журнала "Провизор"








Клинические провизоры:
Другие статьи из раздела: Конференции
Статья
№ 09'2011 55-а науково-практична конференція
№ 07'2011 Специализированная фармацевтическая конференция АПТЕКА-2011
№ 06'2009 Антибиотикотерапия: рациональный выбор препаратов
№ 06'2009 "Обследуй себя и оставайся здоровой!"
№ 04'2009 Дополнительная иммунизация против кори и краснухи: нет повода для тревог
№ 03’2009 "Фармакоэкономика в Украине: состояние и перспективы развития",
№ 23-24’2008 Научно-практическая конференция "Провизор первого стола: острые проблемы и их решения"
№ 22’2008 Клиническая фармация сегодня
№ 21’2008 Маркетинг и логистика - две составляющие успешности фармбизнеса
№ 21’2008 Украинский фармацевтический форум: теория и практика, государство и рынок

Клинические провизоры:

вчера, сегодня, завтра

Специальность клинического провизора в Украине появилась недавно, но уже заняла прочные позиции на фармацевтическом рынке. Среди всего многообразия лекарственных средств важен рациональный выбор препаратов. Большую роль в этом играет профессиональная подготовка клинических провизоров. Поделиться своим опытом преподавания данной специальности приехали в г. Черновцы специалисты медико-фармацевтических вузов Харькова, Винницы, Львова, Тернополя, Днепропетровска. Именно здесь, на базе Буковинского государственного медицинского университета, 3–4 октября 2007 г. прошла Всеукраинская научно-практическая конференция «Подготовка клинических провизоров в Украине: опыт, проблемы и перспективы».

Во вступительном обращении Василий Павлович Пишак, чл.-корр. АПН Украины, проф., ректор БГМУ, отметил, что данная конференция сможет помочь преподавателям определить и разработать основные приоритетные направления для подготовки студентов. И хотя в развитии этой специальности делаются только первые шаги, непосредственные участники данного процесса должны гордиться тем, что являются «пионерами» клинической фармации.

Открыл конференцию Игорь Альбертович Зупанец, д. мед. н., проф., заслуженный деятель науки и техники Украины, заведующий кафедрой клинической фармации с фармацевтической опекой НФаУ, г. Харьков. Он отметил, что одно из ведущих мест в современной медицинской практике занимает проблема рационального применения лекарственных средств (ЛС).

Участники конференции

По данным литературы, 88 % врачебных назначений содержат одну или более ошибок, а 22 % — ошибки, которые потенциально опасны для здоровья пациента. В США от неправильного назначения ЛС в 2000 г. умерли 98 тыс. американцев, в 2006 г. — 195 тыс. Большинство ошибок было связано с нерациональным использованием лекарств. В Украине, к сожалению, такой статистики пока нет. Но с развитием семейной медицины она обязательно должна появиться.

По мнению Игоря Альбертовича, сотрудничество врача и провизора в условиях стационарных лечебно-профилактических учреждений крайне важно. Клинический провизор (КП) более подготовлен для обеспечения рациональной фармакотерапии и является незаменимым помощником врача в профилактике и определении побочного действия лекарств.

Поэтому как основа рационального использования фармацевтических препаратов и появляется наука — клиническая фармация (КФ), которая базируется на медико-биологических, химико-фармацевтических и фармакоэкономических аспектах. По данному направлению КП глубже изучают фундаментальные дисциплины (физиологию, патологическую физиологию с основами патоанатомии и др.), а также дисциплины, которые у провизоров общего профиля отсутствуют (основы медицинских знаний, клиническая фармакология, фармацевтическая опека и т. д.)

М. Ю. Коломоец, д. мед. н., проф., первый проректор, за-
ведующий кафедрой внутренней медицины, клинической
фармакологии и профессиональных болезней БГМУ

.Михаил Юрьевич Коломоец, д. мед. н., проф., первый проректор, заведующий кафедрой внутренней медицины, клинической фармакологии и профессиональных болезней БГМУ, выступил с докладом «Оптимизация учебного плана подготовки клинических провизоров. Особенности междисциплинарной интеграции профессионально-ориентированных дисциплин на до- и последипломном этапе в БГМУ». Подписание Украиной Болонской декларации, главным принципом которой является разработка единых, достаточно высоких и конкурентоспособных на рынке труда стандартов образования дало возможность интегрироваться в европейское образовательное пространство. Но для окончательного результата нужно еще многое сделать. Прежде всего, принять удобные градации дипломов, уровней и квалификаций, ввести двухуровневую структуру высшего образования (бакалавр, магистр).

Как констатирует Европейское общество по клинической фармации, на сегодняшний день в большинстве вузов Европы подготовка КП не осуществляется. А подготовка фармацевтов происходит по старой модели, которая основывается на изучении большого объема химических и фундаментальных химико-фармацевтических дисциплин. Только в некоторых университетах были внесены изменения в учебные планы.

В Украине в этом направлении сделано многое. С 1999 г. осуществляется подготовка специалистов, а с 2004 г. — магистров по специальности «клиническая фармация».

Идеологом и первопроходцем в подготовке КП является НФаУ. Именно учеными НФаУ, такими как В. П. Черных, И. А. Зупанец и др., были разработаны государственные стандарты образования, согласованные МЗ Украины и утвержденные Министерством образования и науки Украины.

Как отметил Михаил Юрьевич, при подготовке КП вузы сталкиваются с массой проблем, которые нужно решать на государственном уровне. До сих пор не утверждена Концепция развития фармацевтического образования в Украине, не решен вопрос перехода на двухуровневую структуру высшего фармобразования. Каждый университет пользуется временным собственным учебным планом. Отсутствуют отраслевые программы по многим учебным дисциплинам данной специальности. Также существуют проблемы с трудоустройством КП в аптечные учреждения. Поэтому, по словам первого проректора, необходимо внести серьезные изменения в учебные планы. БГМУ был разработан новый учебный план, об основных изменениях в котором и рассказал Михаил Юрьевич.

В завершение выступления он выразил надежду, что приобретенный коллективами вузов опыт, детальный анализ сложившейся ситуации, обсуждение предложений, рекомендаций, которые прозвучат на конференции, дадут возможность оптимизировать в Украине подготовку КП для более адекватного и профессионального удовлетворения спроса медико-фармацевтической отрасли Украины.

Виталий Иосифович Мамчур, д. мед. н., проф., проректор по научной работе, заведующий кафедрой фармакологии и клинической фармакологии Днепропетровской государственной медицинской академии, рассказал собравшимся об особенностях заочной формы обучения студентов по специальности «Клиническая фармация» в Днепропетровском регионе. Если до 1991 г. в области насчитывалось 400 аптек, то на сегодняшний день количество аптечных учреждений — уже около 2 тыс., среди которых 145 аптек коммунальной формы собственности. Общая численность фармацевтов составляет 531 человек, в том числе с высшим образованием — 274. По словам Виталия Иосифовича, Днепропетровский регион ощущает большую потребность в высококвалифицированных кадрах, поскольку общее число провизоров сокращается, многие уходят на пенсию.

С 2006 г. ДГМА начала осуществлять подготовку КП по заочной форме обучения (28 человек поступило в прошлом году и 75 – в этом).

Говоря о трудоустройстве выпускников данной специальности, Виталий Иосифович подчеркнул, что основным местом работы КП должно быть, прежде всего, лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ), потому что вопросы медикаментозного обеспечения ЛПУ не могут квалифицированно решаться без грамотной работы КП. Второе место работы — аптеки. Поскольку 60 % лечебной помощи осуществляется именно в аптеке, то провизором-первостольником, по мнению В. И. Мамчура, должен быть именно КП. Эти специалисты также могут работать в научно-исследовательских институтах медицинского и фармацевтического профиля, в сфере фармацевтического бизнеса.

Формируя учебный план для студентов заочного отделения, в ДГМА особое внимание уделяется дисциплинам клинического профиля. 27 кафедр академии являются клиническими базами Фармакологического комитета.

Особенностью заочной подготовки, по мнению докладчика, является обоснованное желание врачей получить высшее фармацевтическое образование, не отрываясь от непосредственного места работы. Отрицательным моментом такого обучения можно считать более низкий уровень подготовки по базовым фармацевтическим дисциплинам, который не всегда компенсируется опытом работы в сфере медицины или фармации. Продолжила конференцию Раиса Борисовна Косуба, д. мед. н., проф., заведующая кафедрой фармации БГМУ. Ее лекция касалась проблем фармакологического надзора (ФН) в Украине. Объем мирового фармацевтического рынка растет быстрыми темпами. Сегодня на нем насчитывается более 200 тыс. наименований ЛС. В Украине в обороте находится более 19 тыс. зарегистрированных лекарств. С позиций научной медицины, согласно требованиям ВОЗ ЛС должны быть эффективны, доступны и безопасны. Но любой препарат может вызвать побочные реакции. В мире летальность от побочных действий препаратов занимает пятое место.

В. И. Мамчур, И. А. Зупанец, Р. Б. Косуба

В 1996 г. в Украине был организован Центр побочного действия лекарственных средств в составе Фармакологического комитета МЗ Украины. В 1999 г. был организован отдел ФН в составе Государственного фармакологического Центра Министерства здравоохранения Украины.

Регулирование медицинского применения ЛС осуществляют две инстанции: Государственный фармакологический Центр МЗ Украины и Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств. Обе инстанции заинтересованы в выявлении опасных качеств ЛС.

Раиса Борисовна отметила, что на сегодняшний день процент субстандартных и фальсифицированных ЛС на рынке Украины может значительно превышать даже процент побочных реакций от качественных ЛС.

Основные проблемы ФН на современном уровне: отсутствие страховой медицины, недостаточная эффективность системы решения о побочных реакциях, недостаточная объективность процессов фармакологического надзора.

В заключение выступления Раиса Борисовна акцентировала внимание участников конференции на том, что ФН работает для того, чтобы принимать регламентирующие решения. Но при этом крайне необходимо совершенствовать как подготовку врачей, так и подготовку провизоров по вопросам ФН за побочным действием лекарств.

Опытом последипломной подготовки КП во Львовском национальном медицинском университете им. Данилы Галицкого поделилась Любовь Евгеньевна Зарума, к. фарм. н., доцент кафедры клинической фармации, фармакотерапии и медицинской стандартизации ЛНМУ им. Д. Галицкого. В прошлом году в университете был осуществлен первый выпуск интернов по специальности «Клиническая фармация». Основной целью последипломной подготовки в интернатуре является возможность применения приобретенных знаний и умений для будущей работы в ЛПУ и аптечных учреждениях для рационального использования ЛС. Поскольку эффект и безопасность ЛС влияют на рациональность фармакотерапии, требует оценки и корректность лекарственных назначений. Поэтому важным моментом, по мнению Любови Евгеньевны, является медицинское страхование, медицинская стандартизация, в частности, клинические протоколы. Второй стандартизованный документ рационального применения ЛС — формуляр. С развитием страховой медицины должна заработать и формулярная система. Тогда КП будет специалистом по рациональному клинико-фармацевтическому менеджменту.

Важным в интернатуре является формулирование системного подхода, комплексной подготовки в осуществлении основных заданий КП в лечебно-профилактических и аптечных учреждениях.

Программа интернатуры в ЛНМУ состоит из двух основных этапов: 1) стажировка в лечебно-профилактических, аптечных учреждениях, на фирмах, заводах-производителях ЛС; 2) очная часть, на протяжении которой КП-интерны углубляют знания и осваивают навыки клинико-фармацевтической помощи при лечении распространенных и социально значимых заболеваний.

Как отметила докладчик, в интернатуре подготовка специалистов осуществляется по единому принципу, который заключается в том, что в основу обучения положена лаконичная модель пациента. На втором месте стоят приоритетные задания, касающиеся уровня оказания медицинской помощи. В принципах подготовки КП как партнера врача преподаватели ЛДМУ видят его как руководителя процесса рациональной фармакотерапии. В подготовке интернатуры важны фармакоэкономические аспекты, фармацевтическая опека, потому что выбор рационального ЛС не может быть осуществлен, если не учитываются его эффективность и безопасность в каждой конкретной ситуации.

В интернатуре присутствует комплексность. В этот комплекс включаются клинико-фармацевтические дисциплины, все отношения базируются на данных доказательной медицины, единстве клинической методологии и уровне оказания медицинской помощи.

Как отметила Любовь Евгеньевна, в дальнейшем необходимо расширять должностные обязанности и возможности КП. Если он будет компетентным специалистом по клинико-фармацевтическому менеджменту со стандартизованным подходом к использованию ЛС, то тогда можно будет говорить о том, что подготовлен специалист, умеющий общаться при необходимости как со страховыми агентами, так и с правоохранительными органами.

Об особенностях организации учебного процесса при подготовке КП в Тернопольском государственном медицинском университете им. И. Я. Горбачевского рассказал Иван Николаевич Клищ, д. мед. н., проф., заведующий кафедрой клинической фармации ТГМУ. В мае этого года в ТГМУ прошла конференция «Интеграция клинического медицинского образования в европейское и американское образовательное пространство», на которой были определены основные концептуальные задания и подходы, позволяющие выпускникам интегрироваться в эти образовательные системы. По данным наработкам была создана концепция развития Тернопольского государственного медицинского университета, согласно которой подготовка студентов должна осуществляться по европейским стандартам.

Поэтому было решено, что учебное время более рационально можно использовать по системе «одного дня». Эта система подразумевает пребывание студентов на протяжении учебного дня только на одной базе. По словам Ивана Николаевича, преимуществом такого нововведения является то, что студенты целый день находятся на одной кафедре и могут выполнять большой объем практической работы, экономя при этом время. Кроме того, на кафедрах есть библиотеки, в которых каждый желающий может взять учебники и самостоятельно работать. Еще одно преимущество — сокращение длительности семестра (первый семестр заканчивается в конце октября, второй — в конце июня). К сожалению, в этой системе есть и свои недостатки. Нужно обработать большое количество материала (студентам бывает трудно, особенно по таким предметам, как химия, фармакология и др.). Лекции длятся час — это, с одной стороны, большой плюс, поскольку для лекций отведен специальный день. Но с другой стороны, лекторам пришлось перерабатывать лекции.

Среди особенностей системы «одного дня» Иван Николаевич назвал то, что студент получает одну оценку за день, которая ставится по результатам контроля — контрольной части занятия. Занятия в университете состоят из трех частей: практическая работа, ее семинарское обсуждение и контроль знаний. Для того чтобы качественно оценить уровень знаний, были разработаны специальные критерии. За каждую часть занятия студент получает оценку, затем все оценки суммируются, и выставляется уже единый суммарный бал за конкретное занятие. При этом те, кто не согласен с полученным результатом, могут опротестовать оценку.

Говоря о практических знаниях, докладчик отметил, что каждый первокурсник ТГМУ получает матрикул практических занятий, которые должен отработать на протяжении всего периода обучения. Если все навыки не будут отработаны, студент не будет допущен к экзаменам.

С докладом «Опыт преподавания клинической генетики и клинической биофармации в Винницком национальном медицинском университете им. М. И. Пирогова» выступила Ольга Александровна Яковлева, д. мед. н., проф., заведующая кафедрой клинической фармации и клинической фармакологии ВНМУ. Она напомнила присутствующим, что организм человека существует в результате взаимодействия генетических факторов и факторов внешней среды. И насколько успешным будет это взаимодействие, настолько успешна будет жизнь. В результате этого взаимодействия возникает целый ряд индивидуальных факторов. Поэтому лечить человека необходимо только с индивидуальной позиции. Исходя из этого, должен быть индивидуальный подход и в знаниях клинической фармакологии.

В своем выступлении Ольга Александровна подробно остановилась на темах, которые рассматриваются в курсе клинической генетики и клинической биофармации. К сожалению, в Украине нет ни учебников, ни четкой программы по этим дисциплинам. Поэтому совместными усилиями преподавательского состава кафедры были разработаны методические рекомендации, которые помогут углубить знания студентов.

По мнению О. А. Яковлевой, фармацевтическая опека — вершина знаний и умений клинического провизора, а клиническая генетика и клиническая биофармация подводят к этой вершине. Индивидуальность — это и есть основной подход к опеке: конкретно рекомендовать пациенту, в зависимости от его особенностей, препарат, который будет для него наиболее эффективен и безопасен.

По итогам конференции был проведен круглый стол, на котором участники обсудили вопросы первичной специализации КП в интернатуре, возникшие проблемы с трудоустройством КП. Также были рассмотрены и внесены изменения в учебный план по специальности «Клиническая фармация». Все наработки были переданы на согласование в НФаУ для их дальнейшего утверждения на государственном уровне.

Марина Колесник






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика