Логотип журнала "Провизор"








Розничный фармрынок Украины развивается высокими темпами
Другие статьи из раздела: Фармацевтический рынок
Статья
№ 20'2010 КАК УВЕЛИЧИТЬ ПРОДАЖИ В ВАШЕЙ АПТЕКЕ
№ 15'2010 Генерики будут доминировать на фармацевтическом рынке Центральной и Восточной Европы до 2011 года
№ 09'2010 Фармацевтический рынок Украины. ИТОГИ 2009 года
№ 06'2010 ВИВЧЕННЯ АСОРТИМЕНТНОЇ ТА ЦІНОВОЇ ПОЛІТИКИ ЩОДО ЗУБНИХ ПАСТ
№ 23'2009 Фармацевтический рынок Украины Итоги трех кварталов 2009 года
№ 20'2009 Качество обслуживания в аптеках. Что изменилось за год?
№ 18'2009 ФАРМирующееся будущее
№ 18'2009 ФАРМирующееся будущее
№ 17'2009 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК УКРАИНЫ. ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2009 г.
№ 17'2009 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК УКРАИНЫ. ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2009 г.

Розничный фармрынок Украины развивается высокими темпами

Обзор аптечного рынка Украины за последний год

По итогам 12-месячного периода с июля 2006 г. по июнь 2007 г. (MAT/2/2007, или сдвинутый год) объем розничного фармрынка Украины достиг 1,8 млрд долл. США в розничных ценах. Прирост розничного фармрынка по отношению к аналогичному периоду составил 18 % в долларах США. По сравнению с объемами рынков таких европейских стран, как Германия, Франция и Италия, объем розничного фармрынка Украины в десятки раз меньше, однако, темпы его прироста превышают общемировые тенденции розничных фармрынков.

Объем розничного фармрынка Украины в исследуемом периоде увеличился в стоимостном выражении; средняя цена условной упаковки препарата составила 1,7 долл. (рис. 1).

Анализ динамики объемов продаж в различных валютах отражает высокие темпы роста розничного фармрынка Украины в стоимостном выражении (рис. 2).

Средняя цена условной упаковки на розничном фармрынке Украины в долларах США постепенно растет, при этом ее величина является достаточно низкой по сравнению с Россией (1,7 долл. в Украине против 2,3 долл. за условную упаковку в России). В общем объеме продаж на розничном рынке Украины преобладают препараты по цене до 5 долл. (рис. 3), совокупная доля которых в период MAT / 2 / 2007 составила 68 %. В натуральном выражении доля продаж этих же препаратов очень высока и составляет 95 %. Таким образом, наибольшую долю в объеме продаж составляют недорогие лекарственные препараты по цене до 5 долл. Доля нижних ценовых сегментов (цена препарата до 5 долл.) постепенно сокращается вследствие роста средней цены условной упаковки. Темпы прироста средней цены условной упаковки в долларах США являются высокими и в исследуемом периоде составили 25 %.

По анатомо-терапевтическим группам (ATC-группам) 1-го уровня лидерами розничного рынка Украины являются препараты для лечения заболеваний пищеварительного тракта и обмена веществ (группа А) и препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы (С). Наибольшими приростами в стоимостном выражении характеризовались препараты для лечения заболеваний дыхательной системы (группа R), которые занимают существенную долю в общем объеме розничных продаж. В целом, препараты всех групп увеличили собственный объем продаж, значительно выросла и средняя цена упаковки в группах R, S и K (табл. 1). Как и на других развивающихся фармрынках стран СНГ, покупательские предпочтения смещаются в сторону более дорогих препаратов благодаря постепенному повышению доходов населения.

Лидерами по объему продаж за исследуемый период на розничном рынке Украины среди торговых марок являются препараты Кофол, Эссенциале и Актовегин. Интересно, что верхнюю строчку в рейтинге торговых марок занял аюрведический препарат против кашля Кофол (Чарак Фармасьютикал), а самой высокой популярностью среди различных форм выпуска Кофола в этом периоде пользовались леденцы. Надо отметить, что в исследуемый период препараты для лечения простуды и кашля стали самой востребованной группой, так как по итогам MAT / 2 / 2007 доля группы R05 в общем объеме продаж на розничном рынке Украины составила 7 % в стоимостном выражении. В рейтинге мы видим три торговые марки, относящиеся к группе R05 (Кофол, Лазолван, Колдрекс). Так как потребность в препаратах данной группы в исследуемом периоде была высока, а Кофол относится к средней ценовой категории и может использоваться как детьми, так и взрослыми, эти факторы позволили Кофолу занять лидирующую позицию в рейтинге торговых марок. Особенностью украинского розничного рынка является присутствие в ТОП–20 торговых марок значительной доли традиционных препаратов (Но-шпа, Энап) и препаратов, обычно лидирующих в госпитальном сегменте (Натрия хлорид). Заметен рост доли брендированных генериков, замещающих генериковые генерики (например, в группе МНН — амброксол), лидеры среди МНН в группе R05 – Лазолван, Муколван, Медокс — увеличили долю продаж, в то время как доля Амброксола, производимого многими отечественными производителями, сократилась с 32 до 20

Таблица 1 :: Рейтинг ATC-групп 1-го уровня по объемам продаж в стоимостном выражении на розничном фармрынке Украины по итогам сдвинутого года с июля 2006 по июнь 2007 г. (в розничных ценах)
Рейтинг в MAT/2/2007   АТС-группа Доля в общем объеме продаж MAT/2/2007, % Доля в общем объеме продаж MAT/2/2006, % Прирост средней цены упаковки в группе, %
1 A Пищеварительный тракт и обмен веществ 19,68 19,79 2
2 C Сердечно-сосудистая система 13,51 13,99 27
3 R Дыхательная система 13,26 12,12 36
4 N Нервная система 10,28 10,45 12
5 J Противомикробные препараты системные 8,69 8,69 20
6 M Костно-мышечная система 6,78 6,5 27
7 G Мочеполовая система и половые гормоны 6,57 6,5 24
8 D Дерматология 6,39 7,29 -1
9 V Прочие препараты 6,11 5,59 39
10 L Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы 2,08 2,32 7
11 B Кроветворение и кровь 1,76 1,9 16
12 S Препараты для лечения заболеваний органов чувств 1,73 1,6 38
13 K Госпитальные растворы 1,68 1,69 32
14 H Гормоны системные (исключая половые гормоны) 0,82 0,94 30
15 P Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты 0,59 0,56 32
16 T Диагностические препараты 0,07 0,08 -3

Источник: ЦМИ «Фармэксперт» — Мониторинг аптечных и больничных закупок ЛС в Украине

Таблица 2 :: ТОП 20 торговых марок по объемам продаж в стоимостном выражении на розничном фармрынке Украины по итогам МАТ/2/2007 (в розничных ценах)
Рейтинг в MAT/2/2007 Рейтинг в MAT/2/2006 Торговая марка Доля в общем объеме продаж MAT/2/2007, % Доля в общем объеме продаж MAT/2/2006, % Прирост объемов розничных продаж, %
1 5 Кофол 1,04 0,63 95
2 3 Эссенциале 0,93 0,92 19
3 2 Актовегин 0,92 0,93 17
4 1 Колларгол 0,91 1,71 -38
5 4 Цефтриаксон 0,71 0,7 20
6 7 Натрия хлорид 0,63 0,59 25
7 6 Милдронат 0,6 0,62 14
8 9 Витрум 0,58 0,57 21
9 13 Кетанов 0,56 0,5 33
10 11 Предуктал 0,55 0,54 20
11 10 Мезим форте 0,53 0,55 14
12 19 Лазолван 0,53 0,38 63
13 8 Но-шпа 0,53 0,59 6
14 17 Траумель 0,49 0,39 49
15 14 Аскорбиновая кислота 0,45 0,45 18
16 15 Энап 0,44 0,43 20
17 12 Фезам 0,42 0,52 -5
18 18 Колдрекс 0,4 0,39 23
19 28 Церебролизин 0,38 0,33 39
20 25 Виагра 0,37 0,35 27

Источник: ЦМИ «Фармэксперт» — Мониторинг аптечных и больничных закупок ЛС в Украине

Рис. 1 Динамика объема розничного фармрынка Украины в стоимостном выражении

Рис. 2 Динамика объема розничного фармрынка Украины в долларах, евро и гривнах

Рис. 3 Зависимость объема продаж препаратов от ценового сегмента на розничном фармрынке Украины

Прогноз: розничный рынок Украины находится на начальной стадии развития и по ряду причин является привлекательным для иностранных производителей. Реформы, проводимые в системе здравоохранения, экономический рост в стране, гармонизация законодательства в соответствии с европейскими стандартами благоприятствуют развитию фармацевтического рынка Украины. Ежегодный прирост объема продаж в розничном сегменте в долларах США составит около 15 % в розничных ценах (т. е. прирост MAT / 2 / 2008 к MAT / 2 / 2007 в %). Такое увеличение объемов розничного сектора в стоимостном выражении обусловлено применением более дорогостоящих препаратов и ростом благосостояния населения.

Галина Серова, аналитик, ЦМИ «Фармэксперт» (Москва, Россия)






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика