Логотип журнала "Провизор"








Витамины для школьника
Другие статьи из раздела: Фармакотерапия
Статья
№ 03'2013 Чем лечить кашель
№ 15'2011 Допустимо ли совместное использование триптанов и СИОЗС?
№ 12'2011 Герпес: иммунитет под прицелом «ползучей» эпидемии
№ 07'2011 Чем «раненое» сердце успокоить?
№ 06'2011 Некоторые аспекты применения современых противотревожных препаратов
№ 05'2011 НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНАЯ ДИСТОНИЯ - ЗАБОЛЕВАНИЕ МОЛОДЁЖИ
№ 05'2011 «Экстрагенитальная патология и беременность»
№ 04'2011 БЕРЕМЕННОСТЬ И ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
№ 03'2011 РОЛЬ ЭНТЕРОСОРБЦИИ В ЛЕЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПЕЧЕНИ
№ 03'2011 Принципы и проблемы использования опиоидов в лечении болевого синдрома

Витамины для школьника

В. А. Мороз, д. м. н., Национальный фармацевтический университет, Л. Г. Ланько, Харьковский медицинский университет

VITRUM
С наступлением учебного года наши маленькие граждане идут в школу. Родителям нужно знать, что это предполагает серьезное изменение режима дня ребенка, уровня его ответственности за поступки и характер физических и психических нагрузок. Это, по существу, является для него стрессовой ситуацией, которая в той или иной степени отражается на функционировании всех органов и систем. Даже несмотря на происходящую со временем адаптацию, эта ситуация сохраняется до самого выпуска из школы, а иногда, при намерении школьника поступить в вуз, только усугубляется. Для профилактики физиологических расстройств и укрепления адаптационных возможностей организма школьника многие специалисты рекомендуют прием поливитаминных комплексов [1–3].

Насколько важны витамины для школьника прямо сейчас, осенью? Особенно в условиях общепризнанного сезонного избытка витаминов в пище? Дополнительный прием витаминов связан со многими причинами. Во-первых, расчеты показывают, что даже самый сбалансированный и разнообразный пищевой рацион на 2500 килокалорий (что соответствует средним энергозатратам взрослого человека) по большинству витаминов дефицитен на 20–30 %. Так, по данным НИИ питания РАМН, у 80–90 % населения России, особенно у детей, обнаруживается дефицит витамина С, у 40–60 % снижены уровни витаминов А, В1, В2, В6, а у большинства выявлен дефицит минералов (железа, йода и др.). Сниженная обеспеченность витаминами у школьников наблюдается практически повсеместно. Обследования последних десяти лет, проводимые Украинской АМН, выявили в крови и моче у 20–90 % осмотренных детей дефицит аскорбиновой кислоты, витаминов А и Е — у 10–40 %, каротиноидов — у 85 %. Детей, обеспеченных всеми витаминами в достаточной мере, практически нет. А у большинства (до 70 %) наблюдается сочетанный дефицит трех и более витаминов, т. е. полигиповитаминозные состояния. Таким образом, недостаточное потребление витаминов является массовым и постоянно действующим фактором, оказывающим отрицательное воздействие на здоровье и развитие детей [2, 4].

Дефицит витаминов, особенно в условиях повышенных нагрузок учебного года (умственных и физических), приводит к ухудшению состояния здоровья ребенка. Недостаточное поступление того или иного витамина с пищей ведет к развитию витаминной недостаточности (гиповитаминозу или авитаминозу) вследствие нарушения биохимических процессов, зависящих от данного витамина. Повышенная утомляемость, слабость, снижение работоспособности могут быть следствием дефицита витаминов С, В1, В2, В12, А, Е; раздражительность и беспокойство — витаминов С, В1, В6, В12, РР и биотина, высокая восприимчивость к инфекциям — витаминов С и А, бессонница — витаминов В6 и РР. В большинстве случаев только обследование у врача может внести ясность в диагноз гиповитаминоза. Субнормальная обеспеченность витаминами создает базу для простудных заболеваний, ухудшения умственной деятельности (рассеянность, несобранность, уроки учатся долго и «со скрипом» и т. п.). Биоритмы организма с трудом перестраиваются на новый сезон.

Не надо забывать, что обмен веществ у детей более активный. Для подростков он определяется еще и возрастной гормональной перестройкой (11–15 лет). Поэтому физиологическая потребность в ряде витаминов у них больше, чем у взрослых. Упомянутые процессы не являются безболезненными и проявляются изменением поведения, лабильностью психики и — в большей или меньшей степени — выраженностью вегетативной дисфункции. Не стоит забывать и о том, что, к сожалению, современные дети и подростки все чаще проводят много времени перед компьютером или телевизором. А деткам надо больше физических движений и развивающих игр (подробнее тут: /detkamnado.com.ua ). В этом плане стоит обратить внимание на игровые конструкторы, т.к., происходит одновременно как умстенное развитие, так и физическое. В то же время, очень мало детей употребляют свежие фрукты и овощи и в основном питаются продуктами быстрого приготовления и нерегулярно. Bсе это отражается на работе большинства внутренних органов и систем. Так, при избыточно углеводном питании значительно повышается потребность в витаминах B1, B6 и C. Повышенное количество белка требует большего поступления В2, В6 и В12, а его недостаток нарушает усвоение B2, C и PP.

Витамины — это низкомолекулярные органические соединения, которые не синтезируются организмом человека, но играют чрезвычайно важную роль в его жизнедеятельности. Их поступление с пищей является абсолютным условием здоровья и нормальной жизнедеятельности (табл. 1). Витамины традиционно подразделяют на два класса в зависимости от растворимости в жирах или воде. Свойство витаминов растворяться в разных средах — важный фактор их физиологического действия. Недостаток или избыток первых, в отличие от вторых, устраняется сложнее. Большинство первых содержится практически исключительно в животной пище. В настоящее время известно 13 незаменимых пищевых веществ, которые, безусловно, являются витаминами (табл. 2). Большинство известных витаминов представлено не одним, а несколькими соединениями (витамерами), обладающими сходной биологической активностью. Витамины имеют буквенные обозначения, а витамеры принято обозначать терминами их химической природы.

Таблица :: 1 Суточная потребность в витаминах у разных возрастных групп детей и подростков

Категория

Возраст (годы)

А, МЕ

А, мкг

Е, мг

Д, МЕ

Д, мкг

К, мкг

С, мг

В1, мг

Дети 1–10 лет

6 и младше
7–10

1670
2335

500
700

7

400

2,5

20
30

45

0,9
1

Подростки-мальчики

11–14
15–18

3333

1000

10

400

2,5

45
65

50
60

1,3
1,5

Подростки-девочки

11–14
15–18

2667

800

8

400

2,5

45
55

50
60

1,1

Категория

Возраст (годы)

В2, мг

В5, мг

В6, мг

Вс, мг

В12, мкг

РР, мг

Н, мкг

Дети 1-10 лет

6 и младше
7–10

1,1
1,2

45

1,1
1,4

0,075
0,1

1
1,4

12; 7

25; 30

Подростки-мальчики

11–14
15–18

1,5
1,8

4–7

1,7
2

0,15
0,2

2

17; 20

30–100

Подростки-девочки

11–14
15–18

1,3

4–7

1,4
1,5

0,15
0,18

2

15

30–100


Таблица 2 :: Классификация, номенклатура витаминов и их специфические функции в организме человека

Витамин

Витамеры

Специфические функции

Водорастворимые

Витамин С

Аскорбиновая кислота, дегидроаскорбиновая кислота

Участвует в гидроксилировании пролина в процессе созревания коллагена

Тиамин
(витамин В1)

Тиамин

Кофермент ферментов углеводно-энергетического обмена

Рибофлавин
(витамин В2)

Рибофлавин

Образует простетические группы флавиновых оксидоредуктаз — ферментов энергетического, липидного, аминокислотного обмена

Пантотеновая кислота
(витамин В5)

Пантотеновая кислота

Участвует в процессах биосинтеза, окисления и других превращениях жирных кислот и стеринов (холестерина, стероидных гормонов), в процессах ацетилирования, синтезе ацетилхолина

Витамин В6

Пиридоксаль, пиридоксин, пиридоксамин

Кофермент большого числа ферментов азотистого обмена (трансами- наз, декарбоксилаз аминокислот) и ферментов, участвующих в обмене серосодержащих аминокислот, триптофана, синтезе гема

Витамин В12
(кобаламины)

Цианокобаламин, оксикобаламин

Участвует в синтезе метионина из гомоцистеина, в расщеплении жирных кислот и аминокислот с разветвленной цепью или нечетным числом атомов углерода

Ниацин
(витамин РР)

Никотиновая кислота, никотинамид

Первичный акцептор и донор электронов и протонов в окислительно-восстановительных реакциях, катализируемых различными дегидроге- назами

Фолат
(витамин Вс)

Фолиевая кислота, полиглютаматы фолиевой кислоты

Осуществляет перенос одноуглеродных фрагментов при биосинтезе пуриновых оснований, тимидина, метионина

Биотин
(витамин Н)

Биотин

Входит в состав карбоксилаз, осуществляющих начальный этап биосинтеза жирных кислот

Жирорастворимые

Витамин А

Ретинол, ретиналь, ретиноевая кислота, ретинола ацетат

Входит в состав зрительного пигмента родопсина, обеспечивающего восприятие света (превращение светового импульса в электрический); участвует в биосинтезе гликопротеидов

Витамин D (кальциферолы)

Эргокальциферол (витамин D2); холекальциферол (витамин D3)

Участвует в поддержании гомеостаза кальция в организме; усиливает всасывание кальция и фосфора в кишечнике и его мобилизацию из скелета; влияет на дифференцировку клеток эпителиальной и костной ткани, кроветворной и иммунной систем

Витамин Е (токоферолы)

α, β, g-, d-токоферолы

Выполняет роль биологического антиоксиданта: инактивирует свободнорадикальные формы кислорода, защищает липиды биологических мембран от перекисного окисления

Витамин К

Филлохинон (витамин К1); менахиноны (витамины К2); 2-метил-1, 4- нафтохинон (менадион, витамин К3)

Усиливает синтез протромбина, а также некоторых белков, участвующих в процессе свертывания крови, и костного белка остеокальцина


Развитию сниженной обеспеченности витаминами, в том числе у школьников, в настоящее время способствуют:

  • широкое использование в питании рафинированных продуктов (лишенных витаминов в процессе производства: хлеба тонкого помола, сахара, растительного масла и др.);
  • потеря витаминов при длительном или неправильном хранении. Например, после 3-х дней хранения продуктов в холодильнике теряется около 30 % витамина С. При комнатной температуре этот показатель составляет около 50 %;
  • высушивание, заморозка, пастеризация и другие современные технологии существенно снижают содержание витаминов в исходных продуктах, даже в тех, которые традиционно считаются источниками витаминов. Применяемые в настоящее время методы культивирования овощей и фруктов привели к тому, что количество витаминов А, В1, В2 и С во многих овощных культурах сократилось на 30 %. Например, витамин Е почти полностью исчез из салата «латук», горошка, яблок и петрушки;
  • потеря витаминов при неправильной кулинарной обработке продуктов. Например, при термической обработке теряется от 25 % до 90–100 % витаминов. Кроме того, витамины разрушаются на свету (витамин В2 очень активно, а витамин А боится ультрафиолета);
  • тенденция к учащению в домашнем питании замены свежих продуктов консервами. Известно, что в среднем 9 месяцев в году европейцы употребляют в пищу овощи, выращенные в теплицах, или после длительного хранения. Такие продукты имеют значительно более низкий уровень содержания витаминов по сравнению с овощами из открытого грунта.

Организм человека не способен запасать витамины на длительное время. Они должны поступать регулярно, в полном наборе и в зависимости от физиологической потребности. Вместе с тем приспособительные возможности человеческого организма достаточно велики, и в течение определенного времени дефицит витаминов практически не проявляется. При этом расходуются витамины, депонированные в органах и тканях, а также включаются компенсаторные механизмы обменного характера. К сожалению, у детей и подростков эти механизмы еще не полностью развиты [1, 4].

Современные условия диктуют необходимость дополнительной витаминизации для школьника. Одновременное поступление витаминов более физиологично, а их сочетание более эффективно по сравнению с раздельным или изолированным назначением каждого из них. Поэтому целесообразен прием поливитаминных комплексов. Современный поливитаминный комплекс содержит полный набор витаминов в количестве, сопоставимом с рекомендуемым возрастным суточным потреблением. Витамины, входящие в их состав, идентичны присутствующим в натуральных пищевых продуктах и по химической структуре, и по биологической активности. Посоветуйтесь с провизором в аптеке для более правильного подбора ребенку комплекса витаминов соответственно его возрасту.

Обследования показали, что у школьников, регулярно принимавших поливитаминные комплексы, содержание витаминов в плазме крови находится на оптимальном уровне. Прием поливитаминов снижает уровень заболеваемости и повышает работоспособность и сопротивляемость организма инфекциям, улучшает память и усвоение учебного материала [3–6].

Современная технология производства и постоянный контроль, осуществляемый фирмой-производителем и государственными органами надзора, гарантируют химическую чистоту препаратов и отсутствие в них вредных примесей (содержание основного вещества достигает 99 % и более). Поэтому прием препаратов во многих случаях оказывается более безопасным, чем использование природных пищевых продуктов, не лишенных различных добавок и аллергенов [6, 7].

Известно, что и существенный избыток некоторых витаминов является небезопасным для человека, вызывая состояния гипервитаминоза. Современные поливитаминные комплексы имеют в своем составе относительно низкие дозы витаминов, которые при правильном применении исключают развитие таких состояний. Профилактический прием поливитаминных препаратов существенно отличается от лечения гиповитаминозов, когда соответствующие витамины принимаются в дозах, в 3–5 раз превышающих физиологическую потребность организма. Эти действия проводятся только под наблюдением и согласно назначений врача, и именно к врачу и только к нему стоит обращаться в случаях, когда имеются подозрения или опасения такого рода.

Несомненно, общеоздоровительные мероприятия (пребывание на воздухе правильное составление распорядка дня школьника, лечение очагов хронической инфекции и др.) на фоне приема поливитаминных препаратов оказывают позитивное действие и не должны исключаться из комплекса профилактических мер.

( Л И Т Е Р А Т У Р А )

(1) Tanner S. M., Li Z., Perko J. D. et al. Hereditary juvenile cobalamin deficiency caused by mutations in the intrinsic factor gene / / Proc. Natl. Acad. Sci. USA. — V.102, № 11. — 2005. — P. 4130–4133.

(2) ОТС: ответственное самолечение / Под ред. И. А. Зупанца, И. С. Чекмана. — 4-е изд., перераб. и доп. — К.: Фармацевт-Практик, 2007. — 368 с.

(3) Bateman N. E., Uccellini D. A. Effect of Formulation on the Bioavailability of Riboflavin / / J Pharm. Pharmacol. — V. 36, № 4. — 1984. — P. 461.

(4) Медведева Н. А., Медведев О. С. Физиологические пути увеличения активности витаминов в организме человека / / Фармвестник. — № 35 (398), 2005.

(5) Middleton H. M. Uptake of riboflavin by rat intestinal mucosa in vitro / J Nutr. — V. 120, № 6. — 1990. — P.588–593.

(6) Ключников С. О., Болдырев В. Б. Витаминно-минеральные комплексы для детей. Назначено и что выбрано? / / Поликлиника. — № 1, 2007.

(7) Russell-Jones G. J., Alpers D. H. Vitamin B12 transporters / / Pharm. Biotechnol.— № 12, 1999. — P.493-520.







© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика