Логотип журнала "Провизор"








Тендерные закупки: игры без правил
Другие статьи из раздела: Проблема
Статья
№ 20`2013 КЕФИР ИЛИ ЙОГУРТ ?
№ 06'2013 Кто такой хороший ревматолог?
№ 06'2013 Боли в спине: куда обратиться за помощью?
№ 21’2008 Цены на лекарства: Харьковский регион
№ 18’2008 АПТЕЧНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ (аптеки Украины, стран СНГ и Балтии в зеркале интернета: происшествия, проблемы, ожидания)
№ 17’2008 Молчание ягнят
№ 13-14’2008 МЕДАЛЬ ЗА БОЙ, МЕДАЛЬ ЗА ТРУД
№ 12’2008 БИТВА ЗА СИЛИКОН
№ 10’2008 К ВОПРОСУ СТАНДАРТИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ ИММУНОГЛОБУЛИНОВ ДЛЯ ВНУТРИВЕННОГО ВВЕДЕНИЯ, ПОЛУЧЕННЫХ ИЗ ПЛАЗМЫ КРОВИ ЧЕЛОВЕКА
№ 05’2008 "ДЕРЖИ РЕЙДЕРА!"

Тендерные закупки: игры без правил

Исковые заявления, жалобы, скандалы, срывание торгов и изменения в законодательстве… Это далеко не полный перечень проблем, с которыми столкнулись лечебно-профилактические учреждения и медицинские научноисследовательские институты во время проведения тендерных закупок в этом году. Кому выгодно затягивать торги? Куда деваются многомиллионные суммы, которые платят участники тендеров? И почему больные, нуждающиеся в необходимых лекарственных средствах, должны страдать от грязных игр темных лошадок?

Тендерные торги в системе здравоохранения никогда не проходили идеально. Скандальные ситуации возникали довольно часто. В основном из-за того, что лекарственные препараты закупали по ценам, которые в десятки раз превышали среднерыночные. Или же лекарства далеко не соответствовали стандартам качества. Многие помнят и так называемые «инсулиновые конфликты», когда такой жизненно необходимый препарат люди получали с большим опозданием (www.uatenders. com / rubrics / news / medicine).

В этом году проведение закупок за государственные средства превзошли все ожидания. СМИ неоднократно заявляли о проблемах, возникающих во время проведения тендерных торгов. В начале марта этого года харьковской психиатрической больницей № 3 был проведен тендер на закупку продуктов питания. Один из участников торгов — предприятие «Укрпоставсбыт» — посчитал, что торги прошли с нарушениями, и подал иск в Хозяйственный суд Харьковской области. В итоге суд приостановил решение Тендерного комитета. Сложилась такая ситуация, когда 1260 пациентов больницы могли остаться без питания (www.kharkivoda.gov.ua / news).

В харьковской практике были конфликтные ситуации с закупками инсулинов отечественного производства и антигемофильного составляющего. Киевская общественная организация инвалидов, не принимая участия в торгах, опротестовала проведение тендера (www.city.kharkov. ua / news).

Еще один скандал разгорелся вокруг закупки лекарств для больных СПИДом за бюджетные средства. Министерством здравоохранения были закуплены некачественные лекарства индийского производства, которые обошлись Украине в 9 млн грн (www.podrobnosti.com. ua / news).

Самым ярким конфликтом стало недавнее заявление вице-президента Тендерной палаты Николая Товстановского о том, что в результате действий городских властей Харькова государству был нанесен ущерб в полмиллиарда гривен (в том числе коммунальными учреждениями здравоохранения были проведены торги с нарушением требований законодательства на 26,9 млн грн) (www.atn.kharkov.ua / news).

После вступления в силу 12 марта 2007 г. Закона Украины № 424-V «О внесении изменений в законодательные акты Украины по вопросам закупок товаров, работ и услуг за государственные средства» участники фармацевтического рынка, работающие в данном сегменте, столкнулись со множеством проблем. Теоретически законодательство должно было облегчить проведение тендеров, побороть коррупцию в сфере тендерных закупок, а также создать конкурентную атмосферу. Практически — торги стали проходить с большими сложностями, а условия, которые выдвинули перед участниками, оставляют желать лучшего.

У нового закона есть как сторонники, так и противники. Одни считают, что изменения должны упорядочить процедуру закупок. Другие уверены, что нововведения не что иное, как новый способ заработка «вышестоящих».

Мы попытались разобраться, с какими проблемами сталкиваются участники торгов и как повлияли изменения в законодательстве о тендерах на процедуру закупок. Лечебные учреждения, которые успели провести торги до принятия нового закона, практически никаких изменений не ощутили. Иначе обстоит дело у тех, кому пришлось действовать в рамках нового закона.

Наши собеседники, не первый год участвующие в тендерных торгах, рассказали о массе проблем, с которыми приходится сталкиваться ежедневно. Но больше половины отказались от публичных высказываний. Аргументировали свой отказ «нежеланием иметь лишние проблемы», потому как те, кто выступает против, сталкивается с огромными неприятностями. Если уж руководители ЛПУ и оптовых фирм боятся открыто говорить общественности, значит, проблема все-таки существует, причем действительно серьезная.

Одним из главных препятствий при проведении тендерных закупок, по словам опрошенных, стало ООО «Европейское консалтинговое агентство» (далее по тексту — агентство), которое является собственником электронного портала «Государственные закупки Украины». Как сказано на сайте агентства, цель проекта — предоставление полной и оперативной информации о ситуации на рынке Украины в сфере государственных закупок, а также услуг по организации, сопровождению и консультаций по правовым и практическим аспектам государственных закупок в Украине. По итогам совещания по усовершенствованию госзакупок, которое провел первый вицепремьер-министр Украины Николай Азаров, агентство пересмотрело политику формирования цен на собственные информационные услуги и приняло решение бесплатно предоставлять тендерную документацию участникам торгов (www. moz.gov.ua). Только вот воплотить в жизнь это положение оно пока не спешит. Участники торгов рассказывают о том, что им приходится платить не только за размещение объявления и тендерную документацию, но и за массу других услуг. При этом объявления часто не публикуются. А узнать об их наличии на сайте многие больницы не имеют возможности (пользование порталом — платное). К тому же фирма-победитель должна заплатить агентству 4 % от заключенной сделки за сопровождение договора. Какие деньги попадают на счета агентства (вернее, в карманы его собственников), можно только догадываться.

Как утверждают участники тендерных торгов, агентство стало своеобразным монополистом. Без соответствующей оплаты победителю не выдается сертификат, следовательно, больницы не получают лекарственные препараты. Для проведения повторных торгов всю процедуру нужно повторять. Получить необходимую информацию тоже довольно сложно, поскольку невозможно дозвониться. Городские номера часто меняются или же постоянно заняты. Стоимость звонка на мобильный телефон составляет от 4 до 10 грн / мин. Наши попытки получить у руководства агентства интересующую нас информацию, к сожалению, тоже не увенчались успехом.

Что касается изменений к закону, то среди негативных последствий участники называют увеличение количества тендерных предложений. На один лот их не может быть меньше трех (в предыдущей редакции — две). Этим, утверждают руководители оптовых фирм, фактически убивается конкурентная среда. Если раньше в тендере могли участвовать все желающие, то сейчас это могут себе позволить преимущественно крупные дистрибьюторы. Помимо оплаты за участие в торгах, фирмы должны быть внесены в каталог участников закупок, а с 1 сентября 2007 г. вводится еще и реестр участников процедур закупок, регистрация в котором составляет 7 тыс. грн. Не каждая фирма может позволить себе заплатить такую сумму при том, что успех не гарантирован.

Руководители фирм-поставщиков заявляют, что на сегодняшний день участвовать в тендерах не просто не выгодно, а убыточно. Для крупных фирм участие в тендерах является элементом имиджа, но если в ближайшем будущем ситуация не изменится в лучшую сторону, то и они уйдут из этого сегмента рынка, как это уже сделали многие мелкие фирмы.

Как сложилась ситуация с проведением тендерных торгов в Харьковском регионе? В какую сторону повлияли изменения в законодательстве? И есть ли какой-то рациональный выход из сложившегося положения? Вашему вниманию приводим мнения непосредственных участников тендерных торгов.

Елена Александровна Нечвидова — заместитель главного врача областного клинического онкологического диспансера по лечебной работе, г. Харьков

— В этом году тендерные закупки в онкологическом диспансере осуществлялись по старой нормативной базе. Поэтому особых проблем при проведении торгов у нас не было. С порталом работали нормально, с г. Киевом связь была налажена. Хотя, по отзывам фирм, с которыми мы сотрудничаем, в 2008 г. с проведением тендеров могут возникнуть проблемы. После принятия нового закона для фирм-участников были выдвинуты жесткие требования. В торгах в обязательном порядке должны участвовать не менее трех фирм. Это достаточно дорого. Поскольку по лоту выигрывает одна фирма, а платят все участники, многие отказываются участвовать в тендерах. Еще одна серьезная проблема, с которой сталкиваются лечебно-профилактические учреждения, — опротестование торгов. На мой взгляд, должны быть определены ограничения по срокам подачи исков и по перечню физических и юридических лиц, которые их подают, потому что сейчас кто угодно в любое время года может подать заявление в суд, причем абсолютно необоснованные. На этот период приостанавливается действие торгов, что в свою очередь парализует работу медицинских учреждений. Больные остаются без питания, медицинского обеспечения. Все это достаточно серьезно. Поэтому этот пункт в законодательной базе нужно изменить. А что касается самих тендерных торгов, то я считаю, что они должны быть. Тендеры упорядочивают расход бюджетных средств. Очень хорошо, когда нам не диктуют условия закупки лекарств, а есть возможность самим их выбирать.

Дмитрий Дмитриевич Полоз — главный врач 2-й городской клинической больницы, г. Харьков

— Во время проведения тендеров наша больница постоянно сталкивается с массой проблем. Мы не располагаем лишними средствами, а сейчас приходится за все платить: за тендерную документацию, сопровождение договора и т. д. Связаться с консалтинговым агентством очень сложно. В портале часто меняются люди, преемственности в их работе нет. На телефонные звонки часто никто не отвечает. Кроме того, ежегодно нужно обучать своих специалистов (5 человек), а это 500–600 грн за каждого участника без выделенного финансирования.

Еще одна проблема — недобросовестные фирмы, участвующие в тендерных заседаниях. Например, после проведения торгов завод «Индар» остался недоволен результатом проведенного тендера. Производитель счел, что инсулины, произведенные на его заводе, по своим качественным характеристикам не уступают зарубежным инсулинам, в частности, датским. В Тендерную палату Украины поступила жалоба. Наша больница является централизованным поставщиком инсулинов для всего города, а Тендерная палата до рассмотрения дела запретила нам закупать лекарственные препараты, которые необходимы больным. Была создана специальная комиссия из представителей областного и городского управлений здравоохранения, Института эндокринологии и др., которая пришла к выводу, что в мире нет методики, которая бы могла определить соответствие инсулинов данным стандартам качества. И лишь спустя три месяца мы получили заключение, которое признало результаты тендера правильными.

Для того чтобы лекарственные препараты покупались без наценок (за участие в проведении тендера фирмы перечисляют большие суммы, которые потом закладываются в стоимость лекарств), я думаю, в городе необходимо создать одну большую муниципальную аптеку, которая бы продавала препараты по государственным ценам. Кому сейчас нужны эти тендеры? Ведь кроме удорожания лекарственных средств, неприятностей, судебных исков, многомесячной волокиты они ничего положительного не несут.

Янина Эвальдовна Запорожченко — заместитель директора по экономическим вопросам Института микробиологии и иммунологии им. И. И. Мечникова АМН Украины, г. Харьков

— В этом году мы планировали провести тендерные закупки в конце весны — начале лета. Еще в апреле предоставили информацию ООО «Европейское консалтинговое агентство». Однако время торгов постоянно переносится, поскольку информация в системе Интернет до сих пор не опубликована. Состоятся торги или нет, пока неизвестно, так как для их осуществления необходимо получить более трех предложений, а в 2006 г. мы получили только одно. И если торги состоятся, еще не факт, что их признают действительными, потому как члены нашей тендерной комиссии изза нехватки бюджетного финансирования не могут пройти обучение. В середине прошлого года мы всем составом прошли обучение (небесплатное) по вопросам организации и осуществления процедур закупок, получили соответствующие документы (срок действия два года). В этом году согласно того же закона мы опять должны проходить повышение квалификации (стоимость около 10 тыс. грн в год). И так каждый год. Скоро Украинский университет финансов и права при Тендерной палате Украины станет таким же монополистом в области обучения и повышения квалификации, как и ООО «Европейское консалтинговое агентство» в области размещения информации.

Что касается закупки материалов для проведения научных работ, то торги по данному виду закупок мы не проводили ни в прошлом, ни в этом году. Это вызвано тем, что для выполнения научноисследовательских работ необходимо ежегодно закупать большой перечень материалов (химические реактивы, микробиологические препараты, лабораторные приспособления и т. д.). Он исчисляется сотнями наименований, основная часть которых, согласно Государственного классификатора продукции и услуг, входит в один предмет закупки, но в небольших количествах (все измеряется в граммах, миллиграммах и штуках). По мнению поставщиков, «использование нами процедур торгов принесет им больше волокиты, их доходы при этом не увеличатся». Поэтому многие фирмы отказываются с нами сотрудничать. К тому же не у всех поставщиков имеется в наличии весь перечень материалов, а мы вынуждены в ущерб себе заключать договоры с организациями, имеющими большинство материалов, которые нам необходимы.

Татьяна Анатольевна Чигрин — начальник отдела развития ООО «Фармацевтическая фирма «Аптека 95», г. Харьков

— Харьковская «Фармацевтическая фирма «Аптека 95» является одной из ведущих фирм Восточной Украины, которая поставляет лекарственные препараты, расходные материалы, аналитическое и лабораторное оборудование лечебным учреждениям. В прошлом году наша фирма вошла в число рекомендованных поставщиков ООН. В тендерных торгах мы участвуем более 10 лет. За это время особых проблем не возникало. Даже после принятия в марте этого года нового закона работа фирмы существенно не изменилась. Иногда, правда, возникали ситуации, когда были проведены все платежи, а работники Тендерной палаты Украины не могли найти платежные документы, поручения и т. д., что приводило к необоснованным задержкам по поставкам лекарств в лечебные учреждения. Это, на мой взгляд, связано, скорее, с недостаточной компетенцией этих сотрудников, многие из них не владеют нужной информацией, не хотят идти навстречу. Усложнилась ситуация и с каталогом, в котором участники размещаются. Конечно, это нововведение дается трудно, но сама задумка неплохая. Только вот механизм ее действия недостаточно отработан, что препятствует работе. Если упорядочить систему, создать в регионах филиалы Тендерной палаты, которые смогли бы решать вопросы в регионах, ситуация бы существенно улучшилась. Что касается изменений к закону, то я считаю их положительными, поскольку сейчас все станет более официально и правильно. Фирмам, которые вели нечестную игру, станет сложнее участвовать в тендерах. Реформирование самой системы тендерных закупок будет продолжаться в любом случае. В какую сторону это произойдет, предсказать сейчас пока сложно.

Алексей Сергеевич Томаш — директор ООО «Томаш», г. Харьков

— ООО «Томаш» является региональным подразделением компании «Фрам-М» (г. Донецк). В тендерных торгах мы принимаем участие уже четвертый год. Раньше условия участия в тендерах были намного проще: стоимость документации носила формальный характер, как следствие — было много участников. После внесения изменений в Закон Украины от 1.12.2006 г. № 424-V, целью которого является «создание конкурентной среды в сфере государственных закупок; предотвращение проявлений коррупции в этой сфере; обеспечение прозрачности процедур закупок, товаров, продуктов и услуг за государственные средства», участие в торгах усложнилось.

Финансовые затраты на участие в тендерных торгах выглядят следующим образом:

  • стоимость документации — от 700 грн (в зависимости от объема закупок);
  • тендерное обеспечение в виде банковской гарантии — от 700 грн (в зависимости от объема закупок);
  • услуги по заключению договора с участником-победителем — от 700 грн (в зависимости от размера закупок);
  • обеспечение выполнения договора в виде банковской гарантии — от 900 грн.

С 1 сентября 2007 г. этот перечень затрат пополнится еще одним пунктом — «Реестром участников процедур закупок». Регистрация в нем составляет 7 тыс. грн, ежемесячный взнос — 500 грн. В итоге объем затрат доходит до 8 % от предполагаемой суммы торгов. Следовательно, предложенные цены на товары и услуги будут дороже на 8 %. О какой экономии государственных средств можно говорить? Как вы думаете, много будет желающих потратить ощутимое количество денег за участие в торгах без 100 % гарантии успеха?

На сегодняшний день проведение тендеров — большая проблема. О ней знают, с ней сталкиваются, но почему-то боятся говорить публично. Вот и остается загадкой: то ли в Украине до сих пор остались стереотипы советского времени, когда за каждое «неправильное слово» расстреливали, то ли действительно «противники системы» сталкиваются с большими неприятностями. Пока же чиновники вносят, на их взгляд, необходимые поправки, а кто-то поправляет свое финансовое благосостояние, тысячи больных остаются без необходимых лекарств. Выход из сложившейся ситуации искать пока никто не хочет. И слабые попытки протестов единиц заканчиваются неудачей.

Вот и получается, что тендер попрежнему представляет собою игру, где правила диктует тот, у кого толще кошелек. Так, может, уже наконец-то пришло время изменить эти правила?!

Марина Колесник







© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика