Логотип журнала "Провизор"








Значимые тенденции в розничном звене фармацевтического рынка Украины
Другие статьи из раздела: Маркетинг
Статья
№ 04'2011 Что делать маленьким аптекам, или маркетинг высококонкурентного аптечного бизнеса
№ 10'2010 Первые шаги в открытии аптечного бизнеса, или "Аптека доктора Шаргородского"
№ 06'2010 Как повысить уровень продаж, или хитрая аптечная реклама
№ 05'2010 Планирование рекламной кампании, или Успех в бизнесе от А до Я
№ 02'2010 ГРАМОТНЫЙ МЕРЧАНДАЙЗИНГ - УСПЕХ АПТЕЧНОГО БИЗНЕСА
№ 01'2010 Антикризисный менеджмент в сфере PR-технологий фармацевтической компании
№ 24'2009 Организация работы с ключевыми клиентами, или Титаны фармацевтического бизнеса
№ 23'2009 Инновационный маркетинг - успех современного бизнеса
№ 20'2009 Как создать аптечный бренд
№ 19'2009 СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В УКРАИНЕ

Значимые тенденции в розничном звене фармацевтического рынка Украины

С. В. Жахалова, менеджер по проектам компании «КОМКОН Фарма-Украина»

Значимые тенденции в розничном звене фармацевтического рынка Украины
Прошедшая в Ялте 22–27 июня 2007 г. конференция «Фармацевтические рынки стран СНГ. Пути интеграции и гармонизации процессов », которая проводилась КСТгруп, продемонстрировала общность проблем, которые волнуют участников фармацевтических рынков всех стран постсоветского пространства. Хотя каждая страна идет по своему особому пути, структура фармацевтического рынка одинакова везде, а эффективность и зрелость любого рынка зависят от степени развития его инфраструктуры. На фармрынке инфраструктура — это взаимоотношения между субъектами рынка: производителями, дистрибьюторами, розницей. Развитость инфраструктуры, с одной стороны, обеспечивается темпами роста рынка, а с другой — развивающаяся инфраструктура стимулирует рост соответствующего рынка.

Фармацевтические рынки СНГ проходят сейчас период консолидации, и Украина также не является исключением. Данные исследований компании «КОМКОН ФармаУкраина» со всей очевидностью демонстрируют эту тенденцию как в розничном, так и в дистрибьюторском звеньях.

Почти половина аптечной розницы Украины состоит из аптек, другую половину делят между собой аптечные киоски и аптечные пункты (рис. 1).

Данные Госкомстата Украины на 1 января 2007 г.

Рисунок 1 : : Данные Госкомстата Украины на 1 января 2007 г.

В настоящее время наблюдается перераспределение внутри розничной инфраструктуры: растет количество аптек и уменьшается количество аптечных киосков. Общее количество реально работающих аптечных учреждений в Украине колеблется в районе 17–18 тыс. и в динамике изменяется незначительно (рис. 2).

Данные Госкомстата Украины на 1 января 2007 г.

Рисунок 2 : : Данные Госкомстата Украины на 1 января 2007 г.

Развитие фармацевтического рынка включает в себя и качественные изменения. Аптеки становятся все более высокотехнологичными предприятиями, улучшается их оснащенность. Увеличивается количество аптек с наличием компьютеров с выходом в Интернет, что, по-видимому, связано с необходимостью внедрения on-line-систем связи с дистрибьюторами. Все большее количество аптек внедряют системы электронного учета закупок и продаж, что упорядочивает и улучшает ежедневную практику менеджеров по закупкам (рис. 3).

Техническое оснащение аптек

Рисунок 3 : : Техническое оснащение аптек

Одной из ярких тенденций на всех фармацевтических рынках СНГ является объединение аптек в сети. В Украине доля сетевых аптек составляет в настоящий момент около 60 % (рис. 4).

Тип аптечного учреждения по форме собственности

Рисунок 4 : : Тип аптечного учреждения по форме собственности

Сокращается доля государственных аптек, но неравномерно в разрезе регионов. Пока что мы не видим в Украине национальных сетей такого масштаба, как в России. В основном украинские сети местные или региональные, есть несколько межрегиональных сетей.

Впрочем, некоторые российские операторы демонстрируют интерес к интеграции в украинскую аптечную розницу. Кроме того, растет интерес к фармацевтическому рынку со стороны рынка FMCG. Так как «КОМКОН Фарма-Украина» является не столько поставщиком данных, сколько консалтинговой компанией, к нам постоянно обращаются клиенты с просьбой всестороннего анализа фармрынка на предмет инвестиций. В первую очередь представителями успешного бизнеса с других рынков рассматриваются инвестиции в розничный сегмент.

Не секрет, что в зависимости от типа организации торговли поразному формируется ассортимент. Так, к примеру, в аптечных пунктах на территории ЛПУ ассортимент в основном состоит из рецептурных лекарственных средств, их доля составляет 43,6 % (в аптеках — 38,11 %). Что касается аптечных киосков, в ассортименте преобладают препараты безрецептурного отпуска. Доля таких препаратов в аптечных киосках достигает 46,4 %. Интересна структура ассортимента фарммаркетов — аптечных предприятий с открытой формой торговли, которые все больше получают распространение на территории Украины. В них наименьшую часть ассортиментного ряда составляют рецептурные препараты — около 20 %, доля же парафармацевтических товаров (лечебной косметики, товаров по уходу, гигиенической продукции) достигает 46 %, а иногда может значительно превышать половину всего ассортимента такой торговой точки (рис. 5).

Ассортимент в различных типах аптечных учреждений

Рисунок 5 : : Ассортимент в различных типах аптечных учреждений

Соответственно ассортименту товарооборот в различных типах торговых точек обеспечивается различными категориями товаров. Если в аптечном киоске и аптеке товарооборот обеспечивается в основном рецептурными лекарственными средствами, то в аптечном киоске 43,9 % товарооборота формируется за счет ОТС-препаратов (безрецептурных), а фарммаркет 50 % своего оборота получает за счет продажи парафармацевтических товаров (рис. 6).

Товарооборот в различных типах аптечных учреждений

Рисунок 6 : : Товарооборот в различных типах аптечных учреждений

Образование аптечных супермаркетов (фарммаркетов) является одним из самых передовых и перспективных направлений в аптечном бизнесе. Такой тип аптечной точки имеет ряд преимуществ перед классической «прилавочной» организацией торговли в аптеке.

Ниже приведены основные из этих преимуществ:

  • большие потоки покупателей;
  • удобство для покупателей;
  • возможность размещения консультантов в торговом зале;
  • использование классических маркетинговых подходов в организации пространства, приемов грамотного мерчандайзинга;
  • разгрузка «первостольника» при большом наплыве покупателей;
  • возможность формирования большого ассортимента.

В Украине количество аптечных учреждений с открытой формой торговли увеличивается с каждым годом (рис. 7).

Наличие отдела с открытой формой торговли в аптеках Украины

Рисунок 7 : : Наличие отдела с открытой формой торговли в аптеках Украины

Трудно отрицать, что большое значение имеет и число позиций в ассортименте. Конечно, аптеки это понимают. В последнее время уменьшается количество аптек с ассортиментом меньше 2 тыс. наименований и растет количество аптек с ассортиментом 2–3,5 тыс. позиций. Учитывая тот факт, что украинский фармацевтический рынок финансируется в основном за счет потребителей, будущее за аптеками, которые смогут предложить клиентам современный формат торговой точки, широкий разнообразный ассортимент, то есть высокий уровень сервиса. Кроме того, маркетологам придется разрабатывать все новые и новые формы привлечения покупателей — от единоразовых акций до масштабных программ лояльности, — которые требуют значительных затрат и постоянного контроля (рис. 8).

Широта ассортимента аптек

Рисунок 8 : : Широта ассортимента аптек

Фармацевты, которые отнесли свою аптеку в группу «Аптеки с объемом продаж значительно выше среднего уровня», отмечают, что ассортимент в их аптеке превышает 3 тыс. и даже 3,5 тыс. наименований (рис. 9).

Зависимость объема продаж аптеки от широты ассортимента

Рисунок 9 : : Зависимость объема продаж аптеки от широты ассортимента

Таким образом, уместно сравнить фармацевтический рынок Украины с человеческим организмом, регуляция многих функций которого происходит по типу обратной связи. Бурное развитие фармрынка, с одной стороны, стимулирует развитие розницы, а с другой — развитие розницы и приход инвесторов с других рынков стимулируют развитие фармацевтического рынка.

Статья подготовлена по материалам доклада на конференции «Фармацевтические рынки стран СНГ. Пути интеграции и гармонизации процессов».

Благодарим за помощь и любезно предоставленные данные нашего партнера — компанию SMDгруп, — исследования розничного аудита фармацевтического рынка Украины.







© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика