Логотип журнала "Провизор"








Гидрофобия. Соавторы победы

Гидрофобия. Соавторы победы*

Н. П. Аржанов, г. Харьков

*
начало в №11
продолжение в №13-14
продолжение в №15

Историческая справедливость требует вернуть имя доктора Л. А. Маровского, внесшего выдающийся вклад в победу Одессы, где впервые в Российской империи начали прививать людей против бешенства, в число соавторов этой победы — сверх канонических И. И. Мечникова, Н. Ф. Гамалеи и Я. Ю. Бардаха. Ведь без активной и заинтересованной поддержки Маровского — руководителя городского здравоохранения и вместе с тем главного эксперта одесской городской Думы по медицине — было бы немыслимо в столь короткий срок (менее полугода!), с одной стороны, получить разрешения всех государственных инстанций, включая столичные, на массовые и весьма рискованные испытания антирабической вакцины на людях, а с другой — выпросить финансирование для станции у прижимистых городских и губернских (Одесса входила в Херсонскую губернию) властей. Ключевая роль одесского врачебного инспектора в триумфе Южной Пальмиры становится особенно очевидной, если сравнить энергичные и умелые действия этого опытного администратора с индифферентным (а то и негативным) отношением к открытию пастеровских станций (ПС) его коллег по должности в других городах, также участвовавших в «гонке по-русски», — Маровскому пришлось защищать «первую в России и вторую в мире » еще до ее рождения от самых разнообразных нападок:

И тем не менее колоритная фигура Л. А. Маровского (рис.) выпала из общепринятой истории одесской ПС; в течение нескольких десятилетий его фамилия почти не упоминалась в литературе. Почему? Будь Людвиг Адольфович ярым реакционером и мракобесом, ненавистником передовой науки, социального прогресса и инородцев, это недоразумение еще можно было бы чем-то оправдать. Однако ничего подобного за ним не числилось; напротив — Маровский сам дважды становился жертвой реакционеров, сломавших его академическую карьеру, а 20 лет спустя — и административную.

Триумфальное открытие одесской ПС стало для доктора пирровой победой — спустя всего неделю после эпохального события, тот же «Одесский Вестник» сочувственно сообщил:

За что и по чьей инициативе уволили Маровского? Прямого ответа на этот вопрос доступные нам источники не дают, но первое, что приходит в голову (рost hoc — ergo, propter hoc) — инспектору отомстили за победу Одессы в «гонке по-русски». Ведь больше вроде бы не за что — исполняя свою должность с 1880 г., Людвиг Адольфович был в городе на хорошем счету; газеты то и дело хвалили энергичного чиновника:

Не было в претензии к Маровскому и городское начальство — ни генерал-губернатор Х. Х. Рооп, ни градоначальник П. А. Зеленой, ни тем более городской голова Г. Г. Маразли. А те мелкие прегрешения, за которые критиковали доктора коллеги по Думе, понятны и простительны — ведь и сегодня принято совмещать депутатский мандат с государственной должностью, чтобы побольше принести пользы Украине…

В общем, очевидно, что уволили инспектора не за такие мелочи и никак не по достижению предельного возраста (ему было 54 года). Доктор имел генеральский чин действительного статского советника и ряд высоких правительственных наград; убрать с должности чиновника такого ранга без формального повода могло лишь самое высокое начальство [1]:

Вероятно, так и случилось. Медицина Российской империи состояла в ведении МВД, которым руководил в те годы знаменитый граф Дмитрий Андреевич Толстой (1823–1889), получивший у современников красноречивые, а потому заслуживающие цитирования характеристики: «враг общественных свобод», «истребитель крамолы », «оплот реакции», «крайне правый, твердокаменный ультраконсерватор», «сторонник сильной власти и твердого курса», «злой гений русской земли», «мизантроп и человеконенавистник», «вызывавший наибольшую неприязнь общества» и даже (в тему!) «вскормленный слюной бешеной собаки»! Назначение Д. А. Толстого министром внутренних дел в мае 1882 г. — «это был вызов, брошенный всему, что думало и чувствовало, всему, что питало в себе какие-нибудь благородные помыслы и стремления», «перчатка, брошенная властью в лицо России».

Толстой усилил цензуру, закрыл ряд изданий «явно противуправительственного направления», организовал секретную полицию, затем разобрался с фрондирующими профессорами и студентами, введя новый Университетский устав 1884 г.

«Пресса яростно критиковала министра, что объяснялось его демонстративным презрением к общественному мнению». «Он ненавидел либеральные веяния, порицал самоуправление во всех его видах как не соответствующее условиям русской жизни и причинявшее у нас так много зла, выборные должности и т. д.».

Городское самоуправление (думы, управы), как и другие рассадники либеральной демагогии (земства, суды присяжных и проч.), сразу вошло в число приоритетных мишеней Д. А. Толстого. Правда, новое Городовое положение, максимально сократившее самостоятельность органов городского самоуправления путем подчинения их административной власти, удалось принять после смерти графа; при жизни ему приходилось расправляться с вредными элементами в думах и управах индивидуально, увольняя их и заменяя более покладистыми:

«Все вскоре поняли, что с графом Толстым шутить не полагается. Он имел, несомненно, руку тяжелую, которая больно била, когда он считал это нужным».

Поэт Евтушенко даже использовал в качестве эпиграфа в своем опусе «Казанский университет» (которым сегодня вряд ли гордится) толстовскую формулировку, постоянно встречавшуюся в рапортах министра царю: «Лицо, позволившее себе подобный поступок, не должно быть более терпимо на службе».

А поскольку именно одесские органы городского самоуправления породили «первую в России и вторую в мире» ПС, то логично предположить: министр, прямой начальник городского врачебного инспектора, вполне мог счесть активное участие последнего в сугубо либеральной акции «подобным поступком» и немедленно пустить в ход свою тяжелую руку.

Ее удар, как показывают последовавшие события, оказался для Маровского убийственным. Экс-инспектор, а теперь просто «вольнопрактикующий врач», больше не занимался проблемами ПС; он продолжал посещать заседания ООВ, однако не ввязывался в кипевшие там дискуссии об инфекционных болезнях, прививках и др. И неблагодарные потомки поспешили вычеркнуть Маровского из числа соавторов победы.

Тем более, что отставка стала для него болезнью, быстро сведшей его в могилу. 4 апреля 1892 г. «Одесские но вости» сообщили: «В Одессе умер Людвиг Адольфович Маровский, 62 лет, бывший прежде профессором в Харькове, а впоследствии врачебным инспектором в Одессе». В январе 1893 г. «наследники Л. А. Маровского передали на дела благотворительности 10 тыс. руб., на которые он предложил построить «Убежище для бесприютных и отбывших наказания». Строительство началось 14.03.1893 г.» [2].

Конечно, наша версия причины второй отставки Маровского, «отбывшего наказание» за первенство Одессы в гонке ПС, — лишь гипотеза. Однако, как представляется, в ее пользу говорит лучше документированная история первой, харьковской отставки, которая может служить хорошей моделью позднейших событий. Ведь эта история помогает реконструировать психологическую структуру личности Маровского — в 1860-е гг. молодого профессора, выступившего против несуразностей отечественного здравоохранения, против консерваторов и интриганов, доминировавших на медицинском факультете Харьковского университета: доктор наверняка сохранил кое-что из тех взглядов и темперамента даже 20 лет спустя.

Жизнеописание нашего героя логично начать с блестящего киевского периода его карьеры, ставшего трамплином для харьковского профессорства [1]:

( Л И Т Е Р А Т У Р А )

(1) Бiографическiй словарь профессоров и преподавателей Императорскаго университета св. Владимiра (1834–1884)/ Под ред. проф. В. С. Иконникова. — К., 1884. — 816 с.

(2) Одесса: 1794–1894. Изданiе городского общественнаго Управленiя к 100-лётiю города. — Одесса, 1895. — 836 с.







© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика