Логотип журнала "Провизор"








Фармацевтические рынки СНГ: перспективы и реалии

Фармацевтический сектор любой страны мира — сфера динамичного развития, во многом отражающая состояние здравоохранения и социального обеспечения граждан в стране. Но в каждой стране фармацевтический рынок имеет свои поведенческие особенности, многие из которых отражают политику государства в этой сфере. Обсуждению именно этих особенностей была посвящена прошедшая в г. Ялта с 22 по 27 июня 2007 года конференция «Фармацевтические рынки стран СНГ. Пути интеграции и гармонизации процессов». Конференция была организована российской компанией «КСТгруп». Партнерами организатора являлись: Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт», Россия; Comcon Pharma Ukraine и «Компания «ФАРМ-РОСТ», Украина.

Всем известно, что российская система здравоохранения подвергается сегодня серьезному реформированию, за которым внимательно наблюдают страны-соседи. Одной из наиболее известных и обсуждаемых реформ является программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). О работе ДЛО и ее задачах рассказал директор Департамента фармацевтической деятельности региональной информационной политики Минзравсоцразвития РФ Юрий Александрович Крестинский. Докладчик сформулировал значение программы следующим образом: «Это повышение доступности современных эффективных лекарств в рамках оказания амбулаторной медицинской помощи отдельным категориям граждан. Это снижение необоснованной дорогостоящей стационарной медпомощи. Это высвобождение дополнительных ресурсов для оказания медпомощи». По идеологии программа является государственной, но с точки зрения финансирования — это средства граждан. Звучит парадоксально, но далее участники конференции получили объяснение. С 2004 года государство взяло на себя столько обязательств по льготным категориям граждан, что сумма по этим обязательствам превышала бюджет РФ в 2 раза. В связи с этим и возник закон о манитизации льгот. Этот закон предусматривает добровольное направление гражданами средств на оплату социальных услуг, в том числе и ДЛО. В результате около 60% граждан направили заявления об изъятии своих средств, и т. о. в программе вместо 17 млн граждан участвует только 8 млн. Программа стартовала в 2005 году. По итогам 2006 года программа ДЛО заняла 23% фармацевтического рынка РФ. Сама программа существенно повлияла на инфраструктуру рынка и повысила его инвестиционную привлекательность. Если же говорить о лидерах-участниках ДЛО, то ими являются такие корпорации как ЯнсенСилаг (11,1%), Новартис (10,36%), Рош (9,34%). Торговые марки-лидеры – это Гливек (3,98%), Эпрекс (3,5%), Велкейд (3,1%). Всего же в программе участвует 28 дорогостоящих наименований, на которые приходится львиная доля потребления средств. С 2008 года ЛП для программы будут приобретаться на основе аукциона. Причем в список должны попадать наиболее дешевые из наиболее качественных ЛП. Торговая же надбавка будет формироваться в каждом регионе в абсолютном значении, а не в процентном отношении. Регион может выбрать поставщика: как дистрибьютора, так и аптечную сеть. Кроме всего вышесказанного Юрий Крестинский отметил, что в программе ДЛО российский производитель составляет всего 8%. Также он заметил, что те предприятия, которые на сегодняшний день не соответствуют GMP, должны быть закрыты в одностороннем порядке, но при этом необходимо стимулирование инноваций новых отечественных продуктов, повышать инвестиционную привлекательность отрасли, развивать ее сырьевую базу, подготавливать профессиональные кадры.

Следующий доклад «Совершенствование процедуры административных регламентов по экспертизе и регистрации лекарственных средств» представил вниманию собравшихся Александр Александрович Малин, уполномоченный по качеству Росздравнадзора. Его доклад был посвящен вопросам регистрации ЛП в России — теме, которая волнует очень многих производителей-импортеров. В начале своего выступления докладчик подчеркнул, что в 2004 году реформа Минздрава только началась и продолжается по сей день. Г-н Малин подчеркнул, что при прохождении процедуры регистрации ЛП у многих заказчиков возникают проблемы, но при этом проблемы эти анонимные, а для их решения необходима персонификация, которой сами заявители, по понятным причинам, боятся. Проблемой является конкретика исполнения тех или иных чиновничьих функций, на устранение которой сейчас направлено действие реформы. Не менее важно подчеркнуть то, что получаемое регистрационное удостоверение на ЛП и средство медицинского назначения является бессрочным. Подводя итог своего выступления, Александр Малин отметил, что исполнение большинства процедур, связанных с регистрацией ЛП, является крайне неудовлетворительным, но при этом прилагаются все усилия для того, чтобы ликвидировать эти проблемы. Кроме того, был сделан акцент на том, что административные регламенты могут и должны дорабатываться. Существуют рабочие группы, куда входят как представители исполняющей стороны, так и представители заказчиков, в обязанности которых входит корректировка этих документов. К концу лета группой будут собраны замечания по регламенту, имеющие нормативно-правовое обоснование, и внесены соответствующие изменения в документ.

О международных принципах регулирования лекарственного рынка рассказал в своем докладе эксперт ВОЗ Андрей Петрович Мешковский. Основным принципом европейского сообщества является гармонизация, но при этом она не подразумевает отгораживания стран ЕС от остального мирового сообщества. Он отметил, что основной тенденцией мирового фармацевтического рынка на сегодня является укрупнение предприятий за счет образования различного рода консорциумов. Эта же тенденция характерна и для рынков СНГ. Очень важный тезис, озвученный Андреем Петровичем, следует усвоить многим отечественным производителям: «Качество должно быть встроено в процессе производства, а не определяться по отношению к готовому продукту, и на этапе разработки должно поддерживаться». Эксперт ВОЗ особо подчеркнул, что для инспектирования предприятий в РФ подключаются общественные организации, что недопустимо ни в одной стране мира. По мнению специалиста, создаваемая экспертная система Росздравнадзора совершенно не соответствует мировому опыту, о чем специалистам этой области следует задуматься. С другой стороны — очень существенным положительным шагом со стороны РФ является присутствие ее представителей на заседаниях комитета европейской фармакопеи. Приятно было услышать из уст докладчика то, что в Украине начинает применяться система преквалификации (проверка надежности) производителей для поставки ЛП. Такая же система сейчас вводится в практику в странах ЕС.

Первым из аналитических докладов был представлен «Фармацевтический рынок России и стран СНГ», с которым выступил генеральный директор центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Николай Валерьевич Демидов. По данным проведенных исследований темпы роста фармрынка в 2006 году составили 30%, чего не наблюдается ни на каких иных рынках. По сравнению с темпами роста украинского и казахского фармрынков, российский находится впереди. При этом за период с 2005 года предложения на этом рынке опережали рост самого рынка. Это обусловлено запуском программы ДЛО, которая способствовала тому, что игрокам рынка было сложнее делать какие-либо прогнозы и они создавали некий запас продукции. С начала этого года эта тенденция переломилась, и будет наблюдаться сокращение запасов на складах компаний. На сегодняшний день подушное потребление лекарств (без учета ДЛО) составляет в РФ порядка 57 дол. США. За 2006 год базовая цена на ЛП выросла. На 26% вырос маржинальный доход дистрибьюторов и на 27,4% — в аптечной сети. Что же касается объемов потребления в упаковках, то здесь наблюдается сокращение рынка. По мнению экспертов, это происходит за счет «вымывания» дешевой продукции, которая закупалась ранее населением для запасов или потребления. При изучении доли рынка рецептурных препаратов было обнаружено, что таковые составляют около 65% (здесь немалую роль играет ДЛО). Причем доля эта должна еще вырасти, и это приблизит российский фармрынок к рынкам развитых стран. Печальная тенденция наблюдается в присутствии на рынке российских и зарубежных производителей: доля российских производителей ежегодно снижается, что не может не вызывать беспокойства. Что же касается лидеров этого рынка, то это корпорации Novartis и Sanofi-Aventis. Причем эти производители являются также лидерами рецептурного сектора (около 30%). В розничном секторе лидируют российские компании «Фармстандарт» и «Materia Medica». По прогнозам последующий рост рынка будет происходить за счет розничного сектора и составит около 23%.

Президиум

Президиум (слева — направо): Николай Демидов, Александр Ткачук, Галина Юганова, ставит около 23%.
Виктор Люкович, Олег Добранчук, Екатерина Бабичева

Исследования, связанные с оценкой фармрынка Украины, были представлены в докладах генерального директора компании «Comcon Pharma Ukraine» Александра Ивановича Ткачука и руководителя аналитической службы ООО «Морион» Олега Леонидовича Добранчука. Г-н Ткачук отметил в своем выступлении тот факт, что если раньше на дистрибьюторском рынке Украины было довольно много участников, то на сегодняшний день остались только крупные игроки, такие как Оптима-Фарм (55,1%), БаДМ (50,1%), ВВС (47,3%), Альба (44,9%), Артур-К (34,8%), Протек-Фарма (23,8%), Медфарком (23,2%), Фармэко (23,2%), Вента (21,1%), ФРА-М (19,6%). Он отметил, что темпы роста фармрынка Украины сопоставимы с темпами роста российского рынка. Сумма украинского рынка приближается на сегодня к 2 млрд долл США. Госпитальная часть составляет около 200 млн, что, конечно же, крайне мало для нашей страны. Развитие рынка идет в основном за счет коммерческого сектора. Что касается доли отечественных производителей на украинском фармрынке, то здесь наблюдается такая же неутешительная тенденция, как и в РФ: эта доля сокращается и по оценке различных источников составляет около 25-30% как в деньгах, так и в упаковках. Докладчик продемонстрировал данные, из которых следует, что 44,8% населения нашей страны выбирает самолечение, чего нет ни в одной стране. 20,2% граждан обращаются в поликлиники, 14,3% — вызывают врача на дом, 9,4% — консультируются с фармацевтом, 7,1% — обращаются в стационар и 1,5% населения обращаются к знахарям и целителям (эта цифра совпадает с иностранными показателями).

Тем не менее, практически 90% ЛП приобретается по назначению врача. 84,5% покупок совершается по рекомендации провизора, на 3-м месте (79,3%) идет стоимость препарата. При назначении ЛП больному 90% врачей руководствуются безопасностью препарата, что согласуется с европейской доктриной о безопасном лечения.

Г-н Добранчук представил вниманию участников конференции следующую информацию. На сегодняшний день наблюдается рост потребления продукции по средней цене (около 53%), а рост продаж дешевых товаров не наблюдается. О той же тенденции на российском фармрынке говорил г-н Демидов. Также наблюдается и рост продаж дорогих препаратов. По мнению докладчика, некоторый рост продаж дешевой продукции происходит лишь за счет инфляции. Цены же на средние и дорогие товары — дефлируют. Учитывая тот факт, что в 2006 году инфляция на украинском рынке отсутствовала, рост рынка происходил за счет увеличения его объемов. Рост цен наблюдался у отечественных производителей. По АТС классификации наблюдалось увеличение продаж препаратов группы «С» и группы «А». Рецептурных препаратов на рынке присутствует больше, чем препаратов ОТС, которые как раз подвержены инфляции. В тройку лидеров-импортеров входят компании Sanofi-Aventis, BerlinChemie, Novartis. Лидерами среди отечественных производителей являются Дарница и корпорация Артериум. За 2006 год прирост рынка в целом составил 22,4%. Причем в структуре продаж резко увеличилась доля косметических товаров и биологически активных добавок.

Директор

Директор "Компании "ФАРМ-РОСТ"
Игорь Вовкодав

Достаточно актуальным и востребованным для участников конференции был доклад руководителя «Компании «ФАРМ-РОСТ» Игоря Вовкодава «Новые технологии и комплексные решения в продвижении фармацевтической продукции». В своем выступлении докладчик рассказал присутствующим об особенности продвижения фармацевтической продукции и управления в эпоху непрерывных изменений, когда темпы роста рынка довольно высоки и мы вынуждены управлять Будущим. Мы не можем управлять прошлым — оно уже свершилось. Мы не можем управлять Настоящим — оно предопределено Прошлым. Мы управляем Сейчас для того, чтобы изменить что-то в Будущем. Но управление с точки зрения Будущего эффективно только тогда, когда мы можем спрогнозировать, предсказать последствия наших действий или бездействия. Чем дальше в будущее мы можем заглянуть, тем больше потенциальный выигрыш от использования возможностей, тем меньше риск.

«Компания «ФАРМ-РОСТ» выступила соорганизатором конференции со стороны Украины. Деятельность компании направлена на решение первоочередных задач фармацевтических компаний — увеличение объемов продаж препаратов.

Как мы видим из докладов участников, у фармрынков СНГ большое будущее. Этот активно живущий организм нуждается в постоянном движении и совершенствовании. В то же время он очень чуток к малейшим изменениям и не «устраивает перекуров» игрокам этого поля.

Еще при открытии конференции директор «КСТгруп», компании, специализирующейся на оказании информационно-образовательных услуг для специалистов фармацевтического рынка, Галина Федоровна Юганова подчеркнула необходимость ежегодного проведения подобных конференций, с чем вряд ли могут поспорить ее участники.

Мы с готовностью присоединяемся к этому пожеланию и выражаем благодарность организаторам и участникам этого мероприятия, которое позволило получить более широкое представление о фармрынках СНГ.

Ирина Волчик






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика