Логотип журнала "Провизор"








Аптечный рынок Украины по итогам 2006 года

Согласно данным «Розничного аудита ГЛС в Украине» ™, объем аптечного рынка ГЛС Украины в 2006 г. вырос на 31% по сравнению с 2005 г. и составил 1,27 млрд долл. в оптовых ценах и 1,58 млрд долл. США в розничных ценах (рис. 1). Средняя розничная цена выросла на 8% и достигла 1,19 долл. при средней аптечной наценке 24,5%. Показатель потребления лекарств на душу населения через аптечную сеть увеличился на 27% относительно аналогичного показателя 2005 г. и составил 33,79 долл. США в розничных ценах.

Соотношение сегментов рецептурных и безрецептурных препаратов в аптечных продажах страны в 2006 г. практически не изменилось, на их долю пришлось по половине объема аптечного рынка страны. Оригинальные и инновационные препараты аккумулировали 25,5% общего объема аптечных продаж, в то время как доля сегмента генериковых и традиционных препаратов составила 74,5% розничного рынка Украины. Иностранные производители увеличили свое присутствие на аптечном рынке Украины, их доля составила 70%, отечественные и российские производители аккумулируют 27% и 3% общего объема аптечных продаж соответственно. «Тройка» ведущих производителей по объему аптечных продаж осталась неизменной в 2006 г., однако темпы роста лидера — Sanofi-Aventis — были ниже, чем в среднем по рынку (+24%) (табл. 1). Единственным новым участником «десятки» стал отечественный производитель Борщаговский ХФЗ, увеличивший объем аптечных продаж на 34% по сравнению с 2005 г. В целом, доля украинских компаний в «десятке» выросла с 29% в 2005 г. до 37% в 2006 г. также благодаря высоким темпам роста участников прошлогоднего рейтинга: «Дарница» (+41%), «Артериум» (+47%) и «Фармак» (+46%). Компания Servier/Egis продемонстрировала максимальное увеличение аптечных продаж (+56%) среди всех компаний, вошедших в рейтинг. По итогам 2006 г. компания Gedeon Richter покинула «десятку». На долю компаний-членов AIPM приходится более 54% объема совокупных продаж «десятки».

Аптечный рынок Украины в 2006 г.

Рисунок : : Аптечный рынок Украины в 2006 г.

Таблица 1 Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г.
1 1 Sanofi-Aventis* 4,8 5
2 2 Berlin-Chemie / Menarini Pharma G.m.b.H.* 4 3,8
3 3 Дарница 3,5 3,3
4 6 Артериум 3,1 2,8
5 7 Фармак 3 2,7
6 4 Novartis** 3 3,1
7 8 Servier /Egis* 2,9 2,5
8 5 KRKA D.D. 2,7 2,9
9 9 GlaxoSmithKline* 2,5 2,4
10 11 Борщаговский ХФЗ 2,1 2
Итого     31,6 30,5


* Члены AIPM.

** С учетом Lek-Sandoz.

Список десяти ведущих торговых наименований по объему аптечных продаж представлен в таблице 2. Лидерство по-прежнему удерживают Эссенциале Н и Актовегин, прирост продаж которых составил 35%. За анализируемый период в список десяти ведущих торговых марок вошло два новых участника: Терафлекс и Фезам, увеличившие объемы аптечных продаж на 96% и 74%, соответственно. Существенный прирост продаж по сравнению с 2005 г. продемонстрировали препараты Виагра (+50%), Лазолван (+76%) и Кетанов (+70%), что позволило им увеличить свои доли на розничном рынке. Прирост объема продаж Цефтриаксона составил лишь 15%, и препарат переместился с 3-го места на 6-е по итогам 2006 г. Замедленные темпы роста торговых наименований Фестал (+7%) и Натрия хлорид (+21%) привели к потере в рейтинговых позициях, и препараты покинули «десятку».

Таблица 2 Десять ведущих торговых наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г.
1 1 Эссенциале Н 1,30 1,30
2 2 Актовегин 1,00 0,90
3 5 Виагра 0,90 0,80
4 6 Милдронат 0,80 0,80
5 4 Но-шпа 0,80 0,80
6 3 Цефтриаксон 0,70 0,80
7 9 Лазолван 0,70 0,50
8 8 Кетанов 0,70 0,50
9 16 терафлекс 0,60 0,40
10 12 Фезам 0,60 0,50
Итого     8,10 7,30

Таблица 3 Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г.
1 1 Поливитамин + мультиминерал 1,50 1,60
2 2 Фосфолипиды 1,40 1,30
3 3 Силденафил 1,30 1,30
4 4 Диклофенак 1,20 1,20
5 5 Амброксол 1,10 1,00
6 6 Панкреатин 0,90 1,00
7 7 Дротаверин 0,90 1,00
8 10 Триметилгидразиния пропионат 0,80 0,80
9 8 Цефтриаксон 0,80 0,90
10 16 Кеторолак 0,80 0,60
Итого     10,70 10,70

Семь лидирующих МНН и группировочных наименований сохранили свои позиции в 2006 г. (табл. 3). Изменения в «десятке» обусловлены изменениями в рейтинге торговых наименований: благодаря упомянутому увеличению аптечных продаж препарата Кетанов в список вошел кеторолак, поднявшийся с 16-й на 10-ю позицию; рост продаж Милдроната (+43%) обусловил улучшение рейтинговых позиций МНН триметилгидразиния пропионат; а низкие темпы роста Цефтриаксона привели к сокращению доли МНН цефтриаксон в общем объеме аптечных продаж и перемещению на 9-е место по итогам 2006 г. Занимавший в 2005 г. 9-ю позицию эналаприл покинул «десятку».

Таблица 4 Десять ведущих АТС-групп по объему аптечных продаж.

Место в рейтинге АТС-код МНН/группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г.
1 1 J01 Антибактериальные препараты для системного использования 7,40 8,00
2 2 N02 Анальгетики 6,10 5,90
3 3 A11 Витамины 4,70 4,70
4 4 R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля 4,20 3,90
5 5 M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты 4,00 3,60
6 6 C01 Препараты для лечения заболеваний сердца 3,70 3,60
7 7 A05 Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей 3,60 3,40
8 8 R01 Назальные препараты 2,90 2,90
9 12 A07 Противодиарейные препараты 2,80 2,50
10 11 N06 Психоаналептики 2,70 2,60
Итого       42,10 41,10

Позиции восьми ведущих АТСгрупп остались стабильными по итогам 2006 г., а в состав «десятки» вошли два новых участника: противодиарейные препараты и психоаналептики, увеличившие объем аптечных продаж на 43% и 38% соответственно. Следует отметить замедленный рост лидера рейтинга — группы антибактериальные препараты для системного использования (+21%), — доля которого заметно сократилась по сравнению с предыдущим анализируемым периодом. Несмотря на то что темпы роста АТС-групп психотропных препаратов и препаратов, влияющих на систему ренин-ангиотензин, были выше, чем в среднем по аптечному рынку (+32%), они покинули «десятку» по итогам 2006 г.

Заключение

Объем аптечного рынка Украины вырос на 27% и достиг 1,58 млрд долл. США в розничных ценах. Перестановки наблюдались во всех анализируемых рейтингах, однако наиболее выраженные изменения продемонстрировал список ведущих торговых марок. На фоне некоторого снижения присутствия отечественных производителей позиции лидирующих украинских компаний заметно укрепились в 2006 г.

По материалам AIPM-RMBC Market Bulletin






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика