Логотип журнала "Провизор"








Фармацевтическое образование: способ реализации социальных потребностей и обеспечение саморазвития

Образование стало определяющим фактором развития общества. Система образования призвана помочь молодежи адаптироваться к новому миру, отличающемуся от вчерашнего и требующему новых компетенций.

Валентин Петрович Черных

Валентин Петрович Черных

Система образования должна подготовить учащихся к жизни в глобализирующемся мире, в котором происходит не только хозяйственная интеграция стран, но и взаимопроникновение культур. Задачей современного образования является снижение чувствительности людей к проявлению индивидуализма и утилитаризма. Образование призвано помочь лучше понять культуру других народов, заложить в сознании потребность в мобильности, толерантности, постоянном самосовершенствовании. Таким образом, одной из основных задач образовательного процесса становится формирование личности будущего специалиста, его нравственных императивов и социальных качеств. Валентин Петрович Черных, чл.корр. НАНУ, д. ф. н., д. х. н., профессор, ректор Национального фармацевтического университета

Национальный фармацевтический университет (НФаУ) — старейшее высшее учебное заведение Украины с богатейшим опытом подготовки фармацевтических кадров, лидер и идеолог развития не только фармацевтического образования, но и всей фармацевтической отрасли Украины.

Сегодня НФаУ — высшее учебное заведение ІV уровня аккредитации, учебно-научно-производственный комплекс, где плодотворно работают 86 докторов наук, профессоров и более 400 кандидатов наук, доцентов.

Среди них — ученые и педагоги с мировым именем в области химии соединений и технологии лекарственных средств, фармакогнозии, фармакологии, организации экономики фармации: П. А. Безуглый, А. И. Березнякова. В. В. Болотов, И. Л. Дикий, С. М. Дроговоз, И. А. Зупанец, В. Н. Ковалев, С. Н. Коваленко, З. Н. Мнушко, А. С. Немченко, И. М. Перцев, А. И. Тихонов, В. М. Толочко, И. В. Украинец, Л. В. Яковлева и др. В университете работают 15 академиков и членов-корреспондентов Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук Украины, 14 заслуженных деятелей науки и техники Украины.

В структуре университета функционируют 11 факультетов, Институт повышения квалификации специалистов фармации, колледж Национального фармацевтического университета.

Подготовка специалистов фармации осуществляется по 6 направлениям и 17 специальностям. В вузе осуществляется преддипломная подготовка для иностранных граждан на подготовительном факультете, для граждан Украины — на подготовительных курсах.

Учащиеся колледжа НФаУ

Учащиеся колледжа НФаУ

За время работы университетом подготовлено свыше 40 тысяч провизоров, провизоров-косметологов, клинических провизоров, инженеров-технологов и 4 тыс. магистров фармации для 75 стран мира.

На сегодняшний день в университете обучаются более 17,5 тысяч студентов, из них около 1,1 тыс. из 20 зарубежных стран, что подтверждает его высокий международный рейтинг.

Полностью расшифрованные текстовые уроки Полиглот. Подсказки с правильным произношением. Сокращенное видео Полиглот без лишних слов. Генераторы фраз - для лучшего запоминания таблиц. Фильмы - для облегчения восприятия устной речи.

НФаУ обладает уникальным достоянием — около 200 преподавателей не только свободно владеют, но и преподают на иностранном языке. Это гордость и богатство нашей страны. Истоки этому положены еще в 1982 г., после моего первого посещения Швеции и знакомства с образовательной системой этой страны. Вероятно, там самые образованные специалисты: обучение длится 12 лет, преподавание ведется на 4 языках с последующей обязательной стажировкой на фармацевтических предприятиях в «иноговорящих» странах.

Проделана огромная работа. Вначале приходилось очень непросто. Кроме отсутствия специальной литературы, учебно-методических рекомендаций и пособий, проверенных временем обучающих технологий, приходилось преодолевать косность мышления и чиновников, и преподавателей, и студентов.

В настоящее время внутренняя мотивация у наших студентов к обучению на иностранных языках огромная. Очевидно, что интеграция в мировое фармацевтическое сообщество невозможна без базовых знаний, полученных на иностранных языках.

И это также очевидно, как невозможность отрицать развитие телевидения, видеоигр и Интернета, которые разрушили традиционное восприятие пространства и времени. Информация поступает постоянно и начинает господствовать над знаниями. Отсюда задачу обучения мы видим не столько в предоставлении информации, сколько в обучении способам ее получения и использования. Понимание этого принципиально изменило роль преподавателя и содержание его деятельности. Сегодня 186 книг и учебных пособий — наработка всех кафедр НФаУ — размещены на двух лазерных дисках. Мы не отказались от информации на бумажных носителях, но предоставили студентам выбор в способах ее получения.

Еще одним новшеством образования в нашем университете является возможность дистанционного обучения. Мы понимаем, что люди, работающие на производстве, не могут позволить себе «выпасть» из производственной жизни на долгий срок обучения или переобучения, поэтому мы предоставляем им возможность получения знаний без отрыва от производства. Организовываем на предприятиях соответствующие классы дистанционного обучения, где все желающие могут получить задания от преподавателей соответствующих кафедр университета. Далее они готовятся, работают с литературой, учебно-методическими пособиями, проходят тестирование, приезжают к нам, сдают зачеты, экзамены и т. д.

Также у студентов НФаУ есть уникальная возможность получить параллельно второе высшее образование медицинского, экономического направлений.

Выпускники университета аттестуются Министерством обороны Украины с присвоением звания лейтенанта медицинской службы запаса. Подготовка осуществляется на кафедре медицины катастроф и военной медицины.

После получения диплома можно продолжить обучение в вузе через систему последипломного образования в интернатуре, магистратуре, аспирантуре, докторантуре.

Мы активно внедряем в систему обучения Болонские процессы. Но делаем это очень аккуратно и стратегически выверено, сквозь призму 200-летних наработок в области обучения. Перейдя на модульную систему обучения, сохраняем лучшие традиции классического образования.

Тина Сулеймановна Прокопенко

Тина Сулеймановна Прокопенко

Тина Сулеймановна Прокопенко, к. ф. н., доцент, директор колледжа Национального фармацевтического университета

На сегодняшний день колледж НФаУ является единственным учебным заведением в Украине, осуществляющим подготовку младших специалистов для всей фармацевтической отрасли по трем специальностям: «фармация» (квалификация фармацевт), «производство фармацевтических препаратов» (техниктехнолог) и «аналитический контроль качества химических лекарственных соединений» (техник-лаборант).

Общий лицензионный объем на проведение образовательной деятельности в колледже составляет 500 человек на дневном отделении и 500 — на заочном.

Исходя из того, что на отечественном фармацевтическом рынке категорически не хватает младших специалистов, наши выпускники очень востребованы — практически все желающие работать по специальности после выпуска трудоустраиваются.

Для получения престижного базового образования в колледже Национального фармацевтического университета к нам на учебу съезжаются дети со всей Украины, в том числе из Одессы, Ровно, Житомира — из тех областей, где фармацевтическое образование также представлено очень сильно.

В связи с переходом украинской системы обучения на двухуровневую систему образования наш колледж уже два года готовит бакалавров.

Пока сложно ответить, насколько это правильно, ведь очевидно, что двух бакалавров, окончивших вуз и окончивших техникум или колледж соответствующего профиля, быть не может, и, безусловно, колледж «не дотягивает» по уровню общей подготовки до университетских выпускников. В колледже обучение на базе 11 классов проходит 3 года, а в учебных заведениях IV уровня аккредитации для получения диплома бакалавра обучение проводится 4 года.

Вместе с другими учебными заведениями в Украине мы стремимся к внедрению европейских стандартов процессов обучения в наших вузах. Это предполагает унификацию образования, внедрение современных прогрессивных методов и тем самым повышение общеобразовательного уровня наших выпускников на базе глубокой специализации. Переход к рейтинговой системе стимулирует студентов к самостоятельной работе и высокой мотивации обучения.

Особенностью обучения в колледже является соединение учебы и воспитания, которое обеспечивается комплексным подходом к этой проблеме и реализуется через работу педагогического коллектива и учебно-воспитательных комиссий.

Нас устраивает статус колледжа, но я считаю, что нужно увеличивать срок обучения младших специалистов в связи с возрастанием требований к качеству образования и увеличением объема информации. Хочется готовить таких выпускников, которые бы всегда были востребованы, и давать им такой набор знаний, который позволял бы говорить о них не только как о специалистах, но и как о высокообразованных, воспитанных людях.

Подготовка младших специалистов в колледже направлена на обеспечение социального заказа общества в соответствии с теми процессами, которые происходят в Украине, — воссоздания производственных сил и развития культуры общества.

Александр Фомич Пименов

Александр Фомич Пименов

Александр Фомич Пименов, д. ф. н., профессор, директор Института повышения квалификации специалистов фармации

Наш институт является одним из структурных подразделений НФаУ. Это высшее учебное заведение, которое полностью обеспечивает потребности в непрерывном последипломном образовании специалистовпрактиков фармацевтической отрасли Украины, начиная с их первичной специализации (интернатуры) и заканчивая подготовкой фармацевтических кадров высшего звена (магистратура, аспирантура, докторантура), а также профессорско-преподавательского состава.

За время работы института последипломную подготовку в его стенах прошли свыше 30 тыс. слушателей.

Институт располагает современной учебно-методической и материальной базой, высококвалифицированным профессорско-преподавательским коллективом, обеспечивающим проведение процесса на высоком уровне.

Институт повышения квалификации специалистов фармации сегодня — это 2 факультета (повышения квалификации и последипломного образования), 7 кафедр, 4 из которых являются опорными. В институте работают 48 преподавателей. Среди них 12 профессоров, 36 доцентов и кандидатов наук. Кроме основного штата к работе в институте привлекаются ведущие специалисты-практики здравоохранения, аптечной службы, контроля оборота лекарственных средств, производства, юристы, экономисты и др.

Студенты НФаУ

Студенты НФаУ

Главными направлениями деятельности является:

  • повышение квалификации специалистов высшего и среднего звена фармации, а также смежных отраслей;
  • организация и проведение последипломной специализации (интернатуры) выпускников фармацевтических вузов;
  • организация и проведение последипломной подготовки специалистов практической фармации;
  • повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, преподавателей, работников медицинских и фармацевтических учебных заведений I–IV уровней аккредитации.

Институт принимает на обучение на очную часть интернатуры, предаттестационные и тематические циклы специалистов из всех областей Украины.

Мы проводим обучение не только на своей базе, но и организуем выездные циклы.

Татьяна Владимировна Звягинцева

Татьяна Владимировна Звягинцева

Татьяна Владимировна Звягинцева, чл.-корр. РАЕ, д. м. н., профессор, заведующая кафедрой фармакологии и медицинской рецептуры Харьковского государственного медицинского университета

Фармакология как предмет преподавания и научная дисциплина всегда занимала одно из значительных мест в структуре современного медицинского образования в Украине. ведь медицина и фармация были и остаются двумя сторонами одной монеты — той самой, которой государство и пациенты оплачивают лечение, — и обречены делить эту монету между собой.

Наша кафедра еще в 1805 г. входила в состав медицинского факультета Харьковского университета им. В. Н. Каразина под названием «кафедра лекарственного веществословия, фармации и врачебной словесности». Поэтому обвинять врачей, как это часто бывает в последнее время, в некомпетентности относительно лекарств — как минимум некорректно. С давнего времени знание фармации давало врачам законное право занимать многие «фармацевтические» должности, в том числе возглавлять соответствующие кафедры.

В настоящее время наша кафедра называется кафедрой фармакологии и медицинской рецептуры, и это не случайно, т. к. выписывание лекарств всегда было прерогативой врача. Во всех развитых странах прием лекарств происходит только по назначению врача и выписанному рецепту. У нас же в стране широко применяется самолечение, проходит много дискуссий, пишутся книги по поводу «ответственного самолечения», хотя, на мой взгляд, самолечение по своей сути не может быть ответственным. Открытый доступ к лекарственным препаратам приводит к применению больным большого количества лекарств при отсутствии знаний об их взаимосвязи и действии каждого, что ведет к появлению большого количества побочных эффектов. Есть знания, которые даже к врачу приходят с опытом. Попытка заменить врача неправильна.

Помимо основного курса, с 1995 г. мы читаем студентам нашей кафедры два элективных курса: «фитотерапия» и «основы современной гомеопатии», — для которых преподавателями кафедры были составлены учебные рабочие программы, методические разработки практических занятий и тексты лекций. Студенты активно интересуются обоими курсами. На сегодняшний день и фитотерапия, и гомеопатия уже доказали свое право на существование. Не всегда эффект от применения гомеопатических препаратов объясним с точки зрения традиционных наук, но то, что это не шаманство, — очевидно. Гомеопатия признана во всем мире.

В нашем университете расположен единственный в Украине музей лекарственных препаратов и различных ингредиентов, из которых они состоят. Здесь (в этом единстве) прослеживается тесная связь фармакологии и фармации.

Сравнивать выпускников нашей кафедры и выпускников фармацевтических вузов некорректно. У нас несколько разные задачи, как в процессе обучения, так и в последующем применении знаний нашими выпускниками. Мы все-таки выпускаем врачей. И если фармацевт — это изготовитель лекарств, то врач отвечает за жизнь и здоровье пациента. Самым высоким уровнем профессионализма врача является его умение лечить по двум направлениям: этиологически — воздействуя на причину заболевания, и патогенетически — корректируя нарушенные болезнью механизмы и связи.

Сейчас часто приходят в аптеку к фармацевту за лекарством «от сердца», «от кашля», «от головной боли». А ведь это только симптомы, возможно, разных заболеваний, и они лишь свидетельствуют о нарушении связей в организме, и, не выяснив причину, не поставив грамотный диагноз — практически невозможно вылечить больного.

Наш девиз: «меньше лекарств и применение их только для восстановления нарушенных взаимосвязей в организме», — т. к. нет лекарств без побочных явлений.

Все годы непрерывного существования кафедры характеризовались становлением фармакологической науки в целом, развитием научно-педагогического направления в фармакологии и создании базы для отделения других профильных кафедр, имеющих отношение к лекарствам, в том числе и фармацевтических.

Татьяна Трофимова






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика