Логотип журнала "Провизор"








Регулирование цен на лекарственные препараты в Европе

И. В. Волчик, к. фарм. наук

Ценообразование на любом рынке является одним из определяющих моментов жизнеспособности этого рынка. Для фармацевтического рынка это еще и вопрос выживаемости потребителя и качества последующей жизни. Регулирование цен на лекарственные препараты (ЛП) становится одной из приоритетных задач рынка.

Что касается украинского рынка, то у нас не сформировано сегодня четкой законодательной базы, в соответствии с которой и происходит регулирование цен. Если взглянуть на эту проблему глазами обывателя, то можно заметить, что разница в цене на одну и ту же позицию может существенно колебаться.

Поскольку издаваемые на сегодняшний день в нашей стране подзаконные акты максимально приближены к законодательной базе ЕС, необходимо хотя бы в общих чертах ознакомиться с этой законодательной базой. Первоначально следует напомнить о существовании страховой медицины во всех этих странах и системы компенсации расходов на ЛП.

Разные страны ЕС по-разному строят систему регулирования цен на ЛП. Это зависит от приоритетов национальной политики: регулирование спроса на ЛП, приоритетов здравоохранения или промышленности. Прямой контроль цен подразумевает, как правило, договорные цены, твердый максимум цен, их снижение или замораживание. Другой подход подразумевает контроль уровня возмещения затрат через соглашения о снижении цен при увеличении объемов производства. Косвенный подход подразумевает регулирование прибылей или систему базовых цен (пределы возмещения затрат). Первый подход принят в Российской Федерации, где согласно Постановления Правительства № 782 от 09.11.2001 г. предельные отпускные цены на жизненно необходимые и важнейшие ЛП проходят государственную регистрацию для предприятий как розничной, так и оптовой торговли.

Метод прямого контроля цен

Максимальная цена зависит от ряда факторов: бюджетных ограничений, врачебных назначений, статистик потребления ЛП, значения фармацевтического производства в экономике страны. В большинстве стран ЕС установленная цена является рыночной, поскольку часто законодательство оговаривает, что препарат может продаваться только по одной цене. Прямой контроль цен отсутствует только в Германии и Великобритании. Ценообразование на новые патентованные средства в этих странах является свободным. Во многих странах ЕС широко распространено снижение и замораживание максимальных цен, часто в силу того, что при регулировании пытаются справиться с краткосрочными бюджетными трудностями.

Кроме того, прямой контроль цен должен их устанавливать на разумном и приемлемом уровне. Определить их можно либо путем переговоров, либо установить с помощью властей.

Также на ценообразование влияет сравнение с ценами на сходные продукты внутри страны либо на идентичные или сравнимые продукты в других странах. Цена на продукт не устанавливается «навсегда». Например, во Франции цену устанавливают изначально на 5 лет. Затем она меняется с учетом новых показаний к применению, объемов продаж, проблем с фармаконадзором. Для большинства стран характерно понижение цен, нежели их повышение.

Однако при том, что рост цен на ЛП может быть низким, уровень продаж может расти. Это может объясняться ростом потребления препаратов. Например, в Греции с 1994 г. по 2000 г. цены снизились на 17%, но число назначений увеличилось на 16%, расходы на ЛП увеличились на 204%. Количество и ассортимент препаратов определяются потребностями населения и вполне могут компенсировать затраты в других сферах здравоохранения.

Немаловажную роль при формировании цен на ЛП играет оценка экономической эффективности. Единственная страна, которая использует эту оценку, — Финляндия. В большинстве стран она служит для обоснования уровня цен и может показать, какова минимальная разница между себестоимостью и ценой для экономически целесообразных инноваций.

В Великобритании с 1957 г. в разных формах существует Программа регулирования цен на ЛП. Ограничивая прибыль, она косвенно влияет на цену патентованных средств, продаваемых Государственной службе здравоохранения (Department of Health, 1999). Программа является результатом договоренностей между Ассоциацией британской фармацевтической промышленности и Министерством здравоохранения, и каждые несколько лет пересматривается. Ее цель — по приемлемым ценам обеспечить Государственную службу здравоохранения ЛП и одновременно поощрять прибыльную фармацевтическую промышленность, способную разрабатывать конкурентоспособные новаторские препараты. Поскольку программа не содержит определения «приемлемой цены» на ЛП, это оставляет место для различных толкований со стороны промышленности, правительства и налогоплательщиков.

Компании, объем продаж которых Государственной службе здравоохранения превышает 25 млн фунтов, должны подавать ежегодный финансовый отчет, в котором указываются те продукты, объем продаж которых превысил 500 тыс. фунтов, и подробности о капитале, использованном каждой компанией при производстве этих ЛП. С помощью предоставленных данных оцениваются общие доходы компании от продаж Службе здравоохранения и просьбы о повышении цен. Компания может сама устанавливать цену на новые активные вещества при их появлении на рынке. Размер допустимой прибыли для компаний, подпадающих под эту схему, составляет 21% и измеряется как доходность капитала или доходность продаж (для тех компаний, у которых в Великобритании нет крупных капиталовложений). Если компания превысила установленную норму прибыли, она может сохранить до 40% свыше первоначально разрешенной нормы прибыли, если ни на что не повышала цены в текущем году. Если прибыли выше допустимых, компания должна снизить цены, выплатить избыток прибыли министерству здравоохранения или отложить либо ограничить ранее согласованный будущий подъем цен. На исследования и разработки может отводиться до 20% общих продаж Государственной службе здравоохранения; компаниям разрешены дополнительные 3% в зависимости от количества патентованных продуктов, проданных в Великобритании. Компании также отчисляют 6% от продаж Службе здравоохранения на рекламу.

Полагают, что Программа регулирования цен на ЛП способствует инвестициям, поддерживает стабильное и предсказуемое регулирующее окружение и позволяет иметь уровень расходов на исследования и разработки выше среднемирового (Mossialos, 1997). Недостатки ее сходны с недостатками других схем регулирования нормы прибыли: отсутствует заинтересованность в том, чтобы добиваться эффективности, поскольку увеличение затрат может быть компенсировано разрешенным повышением цен. Более того, поскольку норма прибыли рассчитывается в процентах от вложенного капитала, компания может чрезмерно увеличивать в капитал или искусственно вздуть свои основные активы.

Во многих странах существует система базовых цен. Она определяет твердые пределы возмещения затрат для продуктов, отнесенных к одной группе. Цель такой системы — ограничить возрастание расходов на ЛП, требуя от больных, чтобы они платили всю разницу между базовой ценой и ценой назначенного им препарата. Это должно повышать чувствительность больных и врачей к ценам и, возможно, приводить к тому, что больной переходит на тот препарат, который продается по базовой цене. Если это происходит, то цены на препараты, находящиеся в одной категории, обычно приближаются к базовой.

В ЕС система базовых цен приобрела популярность, поскольку может уменьшить различия в ценах между терапевтическими эквивалентами, повысив прозрачность рынка (Giuliani et al., 1998). В разных странах системы отличаются сферой действия, методами ценообразования и включением либо исключением патентованных средств. Система базовых цен применяется лишь в отношении продуктов, относящихся к одной категории и обладающих сходным механизмом действия, или приводящих к сходным результатам лечения. Однако за исключением непатентованных эквивалентов, такие классификации часто спорны (Rigter, 1994).

Даже там, где система базовых цен дала экономию расходов на ЛП — в Нидерландах (Lopez Casasnovas and Puig Junoy, 2000), Германии (Nink et al., 2001) и Италии (Donatini et al., 2001), — эффект, как правило, был недолгим.

Одно из объяснений — увеличение объема производства и рост цены препаратов, не охватываемых системой, сводит на нет любое обусловленное ею уменьшение расходов.

Поскольку чаще всего система базовых цен ориентирована на непатентованные препараты, где возможна ценовая конкуренция, ее главная задача — добиться чувствительности к ценам со стороны предложения; это важно для конкуренции и в конце концов снижает базовую цену. В Норвегии, как полагают, одной из причин, по которой система базовых цен не привела к ожидаемой экономии, было отсутствие стимулов, влияющих на спрос (ECON Centre for Economic Analysis, 2000); в результате Норвегия и Швеция отказались от этой системы, поскольку были недовольны ею. Несмотря на трудности с системой базовых цен во многих странах, практика продолжает расширяться; в 2003 г. Франция объявила, что введет систему базовых цен для непатентованных средств.

Итак, что же мы видим? А то, что механизмов регулирования цен на ЛП существует достаточно много, и все они, так или иначе, работают. Вопрос заключается в политике государства в области здравоохранения. Но ни одна из этих схем неприемлема пока для Украины, поскольку в государстве отсутствует налаженная надлежащим образом система регулирования в здравоохранении, т. е. страховая система. Но это не значит, что существующая в нашей стране система регулирования цен на ЛП абсолютно неприемлема. В том в виде, в котором она имеет место быть, она работает в данных условиях, но нуждается в переработке вместе с самой системой здравоохранения.

( Л И Т Е Р А Т У Р А )

(1) Пирмохамед М., Льюис Г. Фармакогенетика и фармакогеномика: влияние на разработку лекарственных средств и медицинскую помощь // Регулирование фармацевтического сектора в Европе: ради эффективности, качества и равенства. Серия публикаций европейской обсерватории по системе здравоохранения.— 2004.— С. 290–308.

(2) Постановление Правительства РФ № 782 от 09.11.2001 г. «О государственном регулировании цен на лекарственные средства».






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика