Логотип журнала "Провизор"








Проверки контролирующими органами

Закон о ГКРС не предусматривает срока административного обжалования действия и решения органов ГКРС по результатам рассмотрения замечаний

Предприятие составило возражение на акт ревизии органа ГКРС. В своем заключении орган ГКРС не принял аргументации, приведенной в возражении. Предприятие хочет обжаловать принятые решения в административном порядке. В какие сроки и к кому следует обращаться с жалобой?

В соответствии со ст. 13 Закона о ГКРС1 действия или бездеятельность служебных лиц государственной контрольно-ревизионной службы могут быть обжалованы в судебном или административном порядке. Хотя в указанной статье речь идет лишь об обжаловании действий или бездеятельности, считаем, что обжалованию подлежат и решения.

Нормы Закона о ГКРС не предусматривают срока административного обжалования действия (бездеятельности) и решения органов и должностных лиц ГКРС по результатам рассмотрения замечаний (возражений). Но целесообразно это делать в краткие сроки, пока соответствующие решения органа ГКРС не были претворены в жизнь (наложение административных взысканий, передача материалов правоохранительным органам и т. п.).

Зато ч. 2 ст. 13 Закона о ГКРС определяет срок, в течение которого руководитель соответствующего органа ГКРС должен рассмотреть жалобу и дать на нее ответ. И составляет этот срок один месяц с момента поступления жалобы в орган ГКРС.

Также приведенная статья закона отвечает на вопрос, куда же нужно направить жалобу. Так, согласно части первой этой статьи, «жалобы на действия служебных лиц в районах, городах, районах в городах и служебных лиц контрольно-ревизионных управлений рассматриваются и решаются начальниками этих управлений. Жалобы на действия служебных лиц ГлавКРУ и начальников контрольно-ревизионных управлений Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя рассматриваются и решаются начальником ГлавКРУ». Учитывая, что решения по результатам рассмотрения возражений подконтрольного субъекта принимают начальники органов ГКРС, обжаловать их нужно следующим образом: действия и решения начальников органов ГКРС на уровне города, района, района в городе (а это подразделения, отделы, группы ГКРС) обжалуются начальнику соответствующего областного, АРК, города Киева или Севастополя управления ГКРС, в то время как действия и решения начальника органа ГКРС областного уровня — начальнику ГлавКРУ.

Должностные лица ГКРС должны решать основные вопросы с руководителем предприятия, а при его отсутствии — с заместителем руководителя

С кем должны общаться должностные лица ГКРС, явившиеся для проведения контрольного мероприятия?

Документы, которые должны предъявить должностные лица ГКРС, предоставляются ими под расписку должностным лицам проверяемого субъекта. Один экземпляр направления вручается должностному лицу объекта контроля, а на втором это должностное лицо ставит свою подпись с указанием того, что один экземпляр им получен. Охранник не является должностным лицом предприятия. Также, как правило, не уполномочены решать вопрос о допуске должностных лиц ГКРС для проведения контрольного мероприятия начальники структурных подразделений предприятия (начальник охраны, начальник юридического отдела, главный бухгалтер), хотя они и являются должностными лицами. Должностные лица ГКРС должны решать такие вопросы с руководителем предприятия или заместителем руководителя при отсутствии последнего. Однако иногда случается, что руководство предприятия длительное время отсутствует, нередко умышленно. Законодательство не содержит однозначного ответа на вопрос, как поступать в этом случае. Но, учитывая обязанность руководителя обеспечить эффективное управление делами предприятия, учреждения, организации, именно ему стоит позаботиться о надлежащей организации системы взаимоотношений с контролирующими органами.

Направление на проверки оформляется в двух экземплярах на каждое должностное лицо ГКРС и на каждого специалиста, привлекаемого ГКРС

В случае прихода должностных лиц ГКРС на проверку какие могут быть нарушения с их стороны (документы и т. п.)?

Должностное лицо ГКРС (обычно их приходит несколько — ревизионной группой) может прийти без необходимых документов или с документами, составленными с нарушением установленных требований.

Следует помнить, что направление на проведение контрольного мероприятия должно соответствовать форме и содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 11 Закона о ГКРС и Приказом ГлавКРУ от 01.12.2004 г. № 322. В письме от 09.12.2004 г. № 12–14/547 ГлавКРУ перечислило необходимые реквизиты удостоверения:

  • номер и дата выдачи удостоверения;
  • название органа ГКРС, выдавшего удостоверение;
  • должность, фамилия, имя, отчество работника, осуществляющего контрольное мероприятие;
  • форма контрольного мероприятия;
  • тема контрольного мероприятия;
  • полное название объекта контроля;
  • период, подлежащий контролю;
  • основание (например, план работы);
  • срок действия удостоверения (т. е. дата завершения контрольного мероприятия).

Случается, что в направлении нет всех необходимых реквизитов и данных. Например, могут быть не указаны даты начала и окончания проведения ревизии. Любопытно то, что содержание типовой формы направления, утвержденной вышеупомянутым приказом ГлавКРУ, несколько не отвечает требованиям абз. 14 ст. 11 Закона о ГКРС. Это дает возможность не допустить должностное лицо ГКРС к проведению контрольного мероприятия по формальным основаниям.

Имейте в виду, что направление оформляется в двух экземплярах на каждое должностное лицо ГКРС и на каждого специалиста, привлекаемого ГКРС.

Если должностное лицо ГКРС приходит для проведения встречной проверки, оно должно иметь направление руководителя органа ГКРС, форма которого пока не утверждена, что также дает определенные возможности для манипуляции как со стороны ГКРС, так и со стороны должностных лиц объекта контроля.

В случае отказа в допуске на объект контроля должностные лица ГКРС могут обратиться в правоохранительные органы за содействием

Как будут вести себя должностные лица ГКРС, если им необоснованно откажут в допуске на объект контроля?

В этом случае должностные лица ГКРС могут обратиться в правоохранительные органы за содействием. В статье 14 Закона о ГКРС указано, что в случае недопуска работников ГКРС на территорию предприятия, учреждения, организации, отказа в предоставлении документов для ревизии и любого другого противоправного действия органы милиции по просьбе этих лиц обязаны немедленно принять соответствующие меры для прекращения такого противодействия, обеспечить нормальное проведение ревизии, охрану работников ГКРС, проверяемых документов и материалов, а также принять меры для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.

Должностные лица ГКРС могут составить акт о недопуске их на объект контроля. В этом случае ревизия не будет считаться проведенной, и ГКРС имеет право второй раз организовать и провести контрольное мероприятие, в частности в плановом порядке, в течение того же календарного года.

Кроме того, как определено в п. 2.9. Порядка взаимодействия между органами государственной контрольно-ревизионной службы и органами прокуратуры, внутренних дел и Службы безопасности Украины, утвержденного Приказом ГлавКРУ, МВД Украины, СБУ, Генеральной прокуратуры Украины от 19.10.2006 г. № 346/1025/685/53, органы ГКРС могут проводить внеплановые выездные ревизии по изъятым правоохранительными органами документам при следующих условиях:

предъявление должностным лицом службы руководителю объекта контроля или его заместителю под расписку направления на ревизию и копии решения суда о разрешении на проведение внеплановой ревизии;

представление правоохранительным органом к ревизии изъятых документов по местонахождению объекта контроля.

Органы ГКРС имеют право и обязаны осуществлять контрольные мероприятия на коммунальных предприятиях

Имеют ли право органы ГКРС осуществлять проверки на коммунальном предприятии, если такое предприятие никогда не получало средств из бюджетов и государственных фондов, не использовало государственное или коммунальное имущество, уставный фонд предприятия не сформирован, а основные фонды предприятие приобрело за свои собственные денежные средства?

Как определено в ст. 2 Закона о ГКРС главной задачей органов ГКРС является осуществление государственного финансового контроля за использованием и сохранностью государственных финансовых ресурсов, необоротных и других активов, правильностью определения потребности в бюджетных средствах и взятия обязательств, эффективным использованием денежных средств и имущества, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности в министерствах и других органах исполнительной власти, в государственных фондах, в бюджетных учреждениях и у субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, а также на предприятиях и в организациях, получающих (получавших в проверяемом периоде) средства из бюджетов всех уровней и государственных фондов или использующих (использовавших в проверяемом периоде) государственное или коммунальное имущество, выполнением местных бюджетов, разработкой предложений по устранению обнаруженных недостатков и нарушений и предупреждения их в дальнейшем.

В вопросе утверждается, что предприятие не использует коммунальное имущество, поскольку уставный фонд предприятия сформирован не был, а основные фонды предприятие приобрело за собственные средства. Но такую трактовку нельзя считать правильной. И вот почему.

Как указано в ст. 78 ХКУ2 (а это на сегодня — основной нормативноправовой акт, определяющий правовой статус субъектов хозяйствования), «коммунальное унитарное предприятие создается компетентным органом местного самоуправления в распорядительном порядке на базе обособленной части коммунальной собственности и входит в сферу его управления». В части 3 этой же статьи указано, что имущество коммунального унитарного предприятия находится в коммунальной собственности и закрепляется за таким предприятием на праве хозяйственного ведения (коммунальное коммерческое предприятие) или на праве оперативного управления (коммунальное некоммерческое предприятие). Таким образом, даже если в нарушение закона орган, к сфере управления которого относится предприятие, не сформировал его уставный фонд, все приобретенное или иным образом полученное предприятием имущество (даже за собственные средства) является коммунальной собственностью, а предприятие владеет таким имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. А значит, предприятие использует коммунальное имущество, что, согласно ст. 2 Закона о ГКРС, является признаком подконтрольности предприятия органам ГКРС.

Таким образом, органы ГКРС имеют право и обязаны осуществлять контрольные мероприятия на коммунальных предприятиях.

Органы ГНС имеют право осуществлять проверки правильности начисления налогов и сборов, имеющих отношение к зарплате

На нашем предприятии проводилась плановая налоговая проверка, во время которой налоговый инспектор зафиксировал нарушения при начислении заработной платы. Имеют ли право налоговые органы проверять начисление и выплату заработной платы работникам?

В соответствии с пунктами 1,2 ст. 11 Закона № 5093 органы ГНС в случаях, в пределах компетенции и в порядке, установленных законами Украины, имеют право осуществлять документальные невыездные проверки (на основании поданных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей) независимо от способа их подачи), а также плановые и внеплановые выездные проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), соблюдения валютного законодательства юридическими лицами, их филиалами, отделениями, другими обособленными подразделениями, не имеющими статуса юридического лица, а также физическими лицами, имеющими статус СПД или не имеющими такого статуса, на которых согласно законам Украины возложена обязанность удерживать и/или уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи), кроме НБУ и его учреждений; осуществлять контроль за соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) в установленном законом порядке; наличием свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий на осуществление видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом, а также торговых патентов.

В свою очередь, контроль за соблюдением на предприятии трудового законодательства осуществляет Госнадзортруда. То есть органы государственной налоговой службы имеют право осуществлять проверки правильного начисления налогов и сборов, имеющих отношение к заработной плате, а не порядка начисления заработной платы.

Дебет-кредит, 2007

(Л И Т Е Р А Т У Р А)

(1) Закон о ГКРС — Закон Украины от 26.01.93 г. № 2939 «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине».

(2) ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436.

(3) Закон № 509 — Закон Украины от 04.12.90 г. № 509 «О государственной налоговой службе в Украине».






© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика