Логотип журнала "Провизор"








Состояние фармацевтического рынка Украины в 2005 году.
Перспективы развития

По данным центра маркетинговых исследований компании «Фармэксперт», объем фармацевтического рынка Украины в 2005 г. возрос на 27% в сравнении с 2004 г.и составил в потребительских ценах 1771 млн. долл., в ценах дистрибьютора 1319 млн. долл., в ценах производителя 933 млн. долл. США (рис. 1). Потребление ЛС на душу населения в 2004 г. составляло 29 долл., в 2005 г. — 38, прогноз на 2006 г. — 45 долл. США (рис. 2). Количество зарегистрированных ЛС + форм выпуска в Украине в 2005 г. достигло 11350. В стоимостном выражении 80% рынка занимает розничный сегмент, инновационные препараты занимают 11% рынка, отечественные препараты составляют 30%, при этом украинские производители активно экспортируют продукцию. Соотношение ОТС и рецептурных препаратов 29,5:70,5% (рис. 3).
Рисунок 1. Объем фармацевтического рынка Украины в 2004–2005 гг.*

* Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт».



Рисунок 2. Потребление ЛС в Украине на душу населения в 2003–2006 гг.*

* Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт».
**Прогноз.



Рисунок 3. Параметры фармацевтического рынка Украины в 2005 г.*

* Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт».
**Украинские фармпредприятия активно экспортируют свою продукцию.

Доля импортных и отечественных ЛС в стоимостном выражении в различных сегментах фармацевтического рынка незначительно колеблется. В аптечном секторе доля импортных ЛС самая высокая — 72%, в госпитальном она составляет 62%. Среди рецептурных препаратов импортные занимают 71%, среди препаратов ОТС — 67% (рис. 4).

Рисунок 4. Доля импортных/отечественных ЛС на фармацевтическом рынке Украины в 2005 г.*

* Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт».

На российском фармацевтическом рынке украинские производители самую большую долю занимают в аптечном сегменте — 0,39%, в госпитальном сегменте их доля составляет 0,01%, в программе ДЛО (дополнительное лекарственное обеспечение) — 0,1%.

Самую значительную долю от продаж всех украинских производителей на российском рынке занимает «Дарница» — 16,1%, прирост продаж ее препаратов в 2005 г. составил 202,7%, второе место у «Фармака» — 14,6%, прирост составил 9,6%, Киевский витаминный завод на третьем месте с долей в 13,2%, прирост — 16,9%.

В рейтинге производителей первое и второе место, как и в 2004 г., сохранили Sanofi-Aventis с долей в 4,5% и приростом в14,6%, и «Дарница», доля которой составила 3,6%, а прирост 31,8%. Компания Berlin-Chemie/Menarini Group занимает долю в 3,6%, прирост составил 51%, она переместилась с пятого в 2004 г. на третье место в 2005 г. Четвертое место по-прежнему удерживает корпорация Novartis с долей рынка в 3,1% и приростом в 22,4%. Корпорация «Артериум» переместилась с третьего на пятое место. Ее доля рынка составляет 3%, прирост — 17,4%. Рывок совершила корпорация Servier (включая компанию Egis), прирост продаж которой составил 71,8%, что позволило компании подняться с двенадцатого места в 2004 на восьмое в 2005 г. и занять долю в 2,5%. Два других отечественных производители «Фармак» и Борщаговский ХФЗ тоже изменили свои позиции в сравнении с 2004 г. «Фармак» поднялся на одну ступеньку и занял девятое место, прирост продаж составил 33,3%, доля рынка — 2,3%, Борщаговский ХФЗ опустился с шестой на десятую позицию, с приростом в 10% и долей в 2,3% (рис. 5).
Рейтинг в 2005 г. Рейтинг в 2004 г. Корпорация Доля компании в 2005 г., % Прирост в 2005 г., %
11SANOFI-AVENTIS4,514,6
22ДАРНИЦА3,631,8
35BERLIN-CHEMIE/MENARINI GROUP3,651,0
44NOVARTIS3,122,4
53АРТЕРИУМ3,017,4
67GSK2,734,9
78KRKA2,644,0
812SERVIER2,571,8
910ФАРМАК2,333,3
106БОРЩАГОВСКИЙ ХФЗ2,310,0
119GEDEON RICHTER2,118,9
1211ЗДОРОВЬЕ 2,026,0
1314BIOLOGISCHE HEILMITTEL HEEL GMBH1,845,7
1413PFIZER1,519,4
1515BOEHRINGER INGELHEIM1,525,3
1617SAGMEL INC.1,453,3
1719NYCOMED1,463,1
1816ACTAVIS1,440,2
1921RATIOPHARM INTERNATIONAL1,238,0
2020SCHERING AG1,233,0

Рисунок 5. Рейтинг производителей на фармацевтическом рынке Украины в 2005г.*

* Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт».

В тройке лидеров в рейтинге зарубежных корпораций на фармацевтическом рынке Украины в 2005 году произошли небольшие перемещения: компания Novartis заняла третье место, уступив второе компании Berlin-Chemie/Menarini Group. В розничном сегменте рынка лидирует компания Sanofi-Aventis, в госпитальном сегменте лидерство у Novartis.

На розничном рынке рейтинг МНН возглавляет диклофенак, его доля в розничных продажах — 1,8%, прирост — 54,2%, панкреатин на втором месте — 1,5% доля продаж и 39,9% прирост в 2005 году, на третьем месте цефтриаксон, доля которого — 1,4%, прирост — 63,3%. На госпитальном рынке первый циклоспорин, доля которого 4,1%, с незначительным (0,4%) отрицательным показателем прироста в 2005 году, на втором месте — цефтриаксон с долей в 4,1%, приростом в 22%, на третьем месте натрия хлорид, прирост которого составил 22%, а занимаемая доля в продажах — 3,7%.

Среди брэндов в розничном сегменте лидирует эссенциале, доля которого — 0,9%, прирост — 14,5%, актовегин на втором месте, его доля такая же — 0,9%, прирост — 66,7%, на третьем месте цефтриаксон с долей в 0,8% и приростом в 65,6%. Самый высокий показатель прироста в розничном сегменте в 2005 г. был у предуктала — 88,7%, что переместило его с двадцатого на десятое место в рейтинге с долей в 0,5% (рис. 6).
Рейтинг в 2005 г. Рейтинг в 2004 г. Брэнд Доля брэнда в розничных продажах в 2005 г., % Прирост брэнда в розничных продажах в 2005 г., %
11ЭССЕНЦИАЛЕ0,914,5
23АКТОВЕГИН0,966,7
35ЦЕФТРИАКСОН0,865,6
44МИЛДРОНАТ0,735,8
52НО-ШПА0,715,1
611НАТРИЯ ХЛОРИД0,661,9
78МЕЗИМ ФОРТЕ0,638,4
87ВИТРУМ0,630,8
912КЕТАНОВ0,544,1
1020ПРЕДУКТАЛ0,588,7

Рисунок 6. Рейтинг брэндов на розничном рынке Украины в 2005 г.*

* Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт».

Лидерами розничного сегмента рынка Украины 2005 г. среди АТС3-групп препаратов являются ненаркотические анальгетики, занимающие 4% от общего объема продаж, нестероидные противоревматические препараты на втором месте — 3,1%, отхаркивающие препараты на третьем месте — 3%. В госпитальном сегменте первое место за цефалоспоринами — 6,2%, на втором антипсихотические препараты — 3,7%, периферические вазодилаторы на третьем месте — 3,6% от общего объема продаж (рис. 7).

Рисунок 7. АТС3-группы — лидеры розничного и госпитального рынка Украины в 2005 г.*

* Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт».

Рейтинг брэндов на госпитальном рынке возглавил сандиммун, который занимает 3% и имеет отрицательный прирост в 0,4%, второе место занял цефтриаксон, на третьем — натрия хлорид (рис. 8).
Рейтинг в 2005 г. Рейтинг в 2004 г. Брэнд Доля в госпитальных продажах в 2005 г., % Прирост в госпитальных продажах в 2005 г., %
11САНДИММУН3,0-0,4
24ЦЕФТРИАКСОН2,825,2
33НАТРИЯ ХЛОРИД2,716,7
48АКТОВЕГИН1,932,2
56ГЛЮКОЗА1,4-13,2
62ЦЕФАЗОЛИН1,3-47,9
713ФРАКСИПАРИН1,125,4
87АРДУАН1,0-31,0
95ЛИЗОФОРМИН1,0-51,8
1018МЕДАСЕПТ0,924,0

Рисунок 8. Рейтинг брэндов на госпитальном рынке Украины в 2005 г.*

* Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт».

В десятке ведущих импортеров первое место занимает ООО СП «Оптима-Фарм», доля которого составила 10,3%, второе место у ООО «Бадм», на третьем месте АТЗТ «Альба Украина». Самый высокий показатель прироста был у компании «Медфарком» — 129,4%, в результате чего она поднялась с десятой в 2004 на пятую в 2005 г. позицию рейтинга и заняла долю в импорте в 3,6% (рис. 9).
Рейтинг в 2005 г. Рейтинг в 2004 г. Импортер Доля в импорте в 2005 г., % Прирост в 2005 г., %
11ОПТИМА-ФАРМ СП ООО10,376,0
23БАДМ ООО8,4114,1
32АЛЬБА УКРАИНА АТЗТ7,686,8
45ВВС-ЛТД ООО3,983,6
510МЕДФАРКОМ3,6129,4
66АРТУР-К ООО3,048,4
711ФРА-М ООО2,780,4
84ФАЛБИ ООО2,720,8
97ОБЛАСТНАЯ АПТЕЧНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОАО2,648,1
108ФАРМАКО ООО2,447,1

Рисунок 9. Рейтинг импортеров на фармацевтическом рынке Украины в 2005 г.*

* Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт».

В 2005 г. снизилась доля низкостоимостных препаратов, и увеличилась доля препаратов со стоимостью упаковки от 10 до 20 долл. до 6,3%, в 2004 г. они занимали 4,7%. Доля препаратов стоимостью свыше 20 долл. тоже выросла с 2,9% в 2004 до 3,3 % в 2005 г. (рис. 10).
Рисунок 10. Ценовые сегменты на фармацевтическом рынке Украины по отношению к объемам продаж в 2003–2005 гг.

* Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт».

По регионам Украины самый низкий прирост в сегменте розничных продаж наблюдался в Киеве — 12,6%, самый высокий — в Донецкой области — 86,1%. Общий прирост розничного рынка составил 35,6% (рис. 11).
Рисунок 11. Доля города в общем объеме продаж розничного рынка Украины в 2005 г.*

* Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт».

По прогнозам центра маркетинговых исследований компании «Фармэксперт», в 2006 г. украинский фармацевтический рынок увеличится на 19% и достигнет показателя в 2107 млн. долл. США в ценах потребителя (рис. 12).
Рисунок 12. Прогноз развития украинского фармацевтического рынка до 2006 г.*

* Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт».

Ольга Бронникова





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика