Логотип журнала "Провизор"








Рынок вакцин против гриппа

Марк Белси, Бриджит де Лима, Алекс Павлоу, Джон Савопулос, Nature Reviews Drug Discovery

Каждый год гриппом заболевают по меньшей мере 10–20% населения Земли. Некоторым группам населения рекомендована вакцинация против гриппа: детям от 6 до 23 месяцев, людям старше 50 лет, лицам с повышенным риском осложнений при гриппе, а также тем, кто контактирует с пациентами из группы риска, и медработникам [1]. Тривалентная инактивированная гриппозная вакцина состоит из двух штаммов гриппа A, наиболее распространенных у людей (например, в сезон 2004–2005 гг. это были H1N1 и H3N2), и одного штамма гриппа B [2]. С недавних пор в США начали применять вакцину другого типа — живую ослабленную. Преимущества живой ослабленной вакцины состоят в том, что ее легче вводить пациентам и она вызывает более мощную иммунную реакцию, чем тривалентная инактивированная. Недостатками являются более высокая стоимость, необходимость хранения при температуре –15°C, а также тот факт, что безопасность вакцины у людей с ослабленным иммунитетом недостаточно изучена; кроме того, существует предубеждение против использования живых вакцин.

Факторы развития рынка

Фармацевтические компании все чаще считают выгодным вкладывать средства в производство вакцин. Наглядным примером может послужить недавнее приобретение Chiron компанией Novartis или покупка ID Biomedical компанией GlaxoSmithKline. По данным онлайновой аналитической компании Datamonitor, объем продаж вакцин крупнейших производителей в 2004 г. составил 9,9 млрд. долл. США, в то время как в 1999 г.— только 3,6 млрд., что демонстрирует стабильный среднегодовой рост в 29,3%. По прогнозам экспертов, к 2015 г. объем рынка вакцин может достичь 30–42 млрд. долл. США. Кроме того, у вакцин обычно долгий жизненный цикл, им не угрожает конкуренция со стороны генериков, результативность исследований высока, а рыночные затраты невелики, так как 90% вакцин реализуются по государственному заказу.

 

Рисунок 1. Объемы продаж и доля на рынке основных вакцин на основе куриных эмбрионов.

 

 

Из всех проданных в 2004 г. вакцин 14% составили вакцины против гриппа (1,3 млрд. долл. США). По прогнозам специалистов Datamonitor, объем продаж противогриппозных вакцин к 2010 г. может достичь 3,7 млрд. долл. США. Какие же вакцины обеспечивают среднегодовой рост объемов рынка в 19%? На рис. 2 представлены основные характеристики противогриппозных вакцин, которые позволяют сравнивать конкурирующие марки и оценивать их шансы на успех. Например, сравнительно малые объемы продаж вакцины FluMist в первый год объясняются тем, что производитель запросил слишком высокую цену (60–70 долл. при средней цене на Fluzone компании Sanofi–Pasteur 9,71 долл. США), пусть даже эта вакцина отличалась исключительной эффективностью и простотой введения. Неправильный расчет привел к неудачному старту препарата на рынке и к тому, что компания Wyeth прекратила партнерские отношения с MedImmune. В конце концов цену пришлось значительно снизить, и теперь она составляет 17,24 долл. США.

 

Рисунок 2. Оценка основных показателей для различных технологий производства вакцин

 

 

Важным фактором является также охват рынка США, крупнейшего в мире. В США ежегодно требуется 80–90 млн. вакцин против гриппа. С тех пор, как в результате дефицита вакцин в сезон 2004–2005 гг. компании GSK удалось добиться быстрого одобрения Fluarix, конкуренция на этом рынке становится все заметнее. Повышенный спрос не только определяет будущий объем рынка, но и задает направление развития технологий производства противогриппозных вакцин. Росту рынка будет способствовать также большое количество препаратов в разработке (рис. 3).

 

Рисунок 3. Предполагаемые даты выпуска в США новых вакцин против гриппа

 

 

Предотвращение пандемии

Глубинной причиной эпидемий является антигенная изменчивость штаммов вируса гриппа A и B, причем изменчивость штаммов гриппа A может привести к пандемии [3], если новый штамм легко передается от человека к человеку. По данным Всемирного банка, каждая эпидемия обходится примерно в 12 млрд. долл., а экономические потери при пандемии, которая охватывает 25–35% населения, оцениваются в 550 млрд. долл. CША [4].

В настоящее время все вакцины, представленные на рис. 1, производятся на основе куриных эмбрионов. У этой технологии имеется целый ряд недостатков: низкая производительность, отсутствие гибкости применения, ограниченная эффективность вакцин, — что делает ее практически бесполезной в ситуации пандемии. Кроме того, вряд ли можно использовать куриные эмбрионы для выращивания штаммов птичьего гриппа (например, H5N1) [5]. Одна из основных особенностей пандемии — непредсказуемость ее возникновения, степени тяжести и эффективности медицинского вмешательства. Именно поэтому в профилактике пандемий более важная роль отводится вакцинам на основе клеточных культур, которые можно производить быстрее и эффективность которых выше. Скорее всего, именно от вакцин этого типа зависит будущее рынка.

Рынок вакцин против гриппа привлекает все больше компаний, которые надеются получить прибыль благодаря стабильному росту рынка в период до 2010 г. Впрочем, попасть на этот рынок не так-то легко, а производство вакцин связано с определенным риском (примером чему может послужить история компании Chiron, утратившей государственную лицензию на производство вакцин в октябре 2004 г.). Появление вакцин на основе клеточных культур (на рис. 3 показаны разрабатываемые вакцины такого типа) наверняка изменит структуру рынка и повысит готовность фарминдустрии к пандемиям. В более отдаленном будущем, возможно, появятся универсальные вакцины, которые и будут преобладать на рынке.

Основные показатели на рынке вакцин против гриппа

Четырнадцать компаний-производителей обеспечивают 90% запаса вакцин против гриппа на мировом рынке. Доля основных вакцин в общем объеме продаж показана на рис. 1. В настоящее время производится 280–300 млн. тривалентных инактивированных вакцин в год, что покрывает потребности всего 14% населения. Это означает, что рынок не насыщен и может расширяться. Размещение на рынке новых вакцин будет способствовать росту объема рынка (рис. 3).

http://www.nature.com

Перевод Натальи Бродской

Литература

  1. Harper S. A. et al. Prevention and Control of Influenza [online], <http://www.cdc.gov/mmwr/preview/mmwrhtml/rr5306a1.htm> (2004).
  2. Stephenson I. & Nicholson K. G. Influenza: vaccination and treatment. Eur. Respir. J. 17, 1282–1293 (2001).
  3. Treanor J. Influenza vaccine — outmaneuvering antigenic shift and drift. N. Engl. J. Med. 350, 218–220 (2004).
  4. Brahmbhatt M. World Bank [online], <http://www.who.int/mediacentre/events/2005/World_Bank_Milan_Brahmbhattv2.pdf> (2005).
  5. Fedson D. S. Pandemic influenza and the global vaccine supply. Clin. Infect. Dis. 36, 1552–1561 (2003).




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика