Логотип журнала "Провизор"








Этические кодексы как одна из основ фармпомощи

В таких областях деятельности, как медицина и фармация, этика отношений как между специалистами и пациентами, так и между отдельными субъектами имеет множество особенностей. Соблюдение выработанных обществом морально-нравственных принципов может обеспечить использование современных достижений биологии, фармации, медицины и здравоохранения в целом на благо общества и человека. На основании рекомендаций международных организаций в каждой стране может быть создан свой собственный этический кодекс. В России такой кодекс уже есть. Об этом рассказывает председатель Научного общества фармацевтов Москвы, первый вице-президент отделения «Лекарственные средства и фармацевтическая деятельность» Международной академии информатизации в Генеральном консультативном статусе ООН, докт. фарм. наук, проф. Петр Вячеславович Лопатин.

Биоэтика и цели создания профессиональных кодексов

В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов — профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп.

Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны для профессий, где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы.

Цель создания профессиональных кодексов — регулирование отношений внутри профессионального сообщества в сложных этических ситуациях, формирование доверия к представителям данной профессии и повышение статуса профессионального сообщества в социуме.

Фармсообщества разных стран пришли к пониманию того, что необходимо свести в один документ все выработанные многолетней практикой правила профессионального поведения и этические нормы, а также заявить о принципах и ценностях, определяющих роль и ответственность фармацевта перед обществом. Так во многих странах появились этические кодексы фармацевтов. Одним из первых кодексов Нового времени стал Code of Ethics of the AphA, принятый в 1852 г. Американской фармацевтической ассоциацией.

В России вопросы этики и деонтологии в работе провизора серьезно начали обсуждаться в 1970-е гг. после проведения I Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии, однако единый документ, определяющий этические нормы и морально-нравственные принципы в работе провизора, не был принят до середины 90-х гг. В 1996 г. был принят Этический кодекс фармацевтического работника России.

Поскольку перед фармацевтами всего мира стоят схожие проблемы и их объединяют единые ценности, в 1997 г. мировой фармобщественностью в лице Международной фармацевтической федерации (FIP) был принят Codе of Ethics for Pharmacists, который может быть моделью для написания кодексов национальных фармобществ.

Структура этического кодекса

В последнее время сложилась модель этического кодекса, состоящего из двух частей: вступительной, или преамбулы, и принципов.

Вступительная часть раскрывает цели создания и принятия данного документа. К примеру, цель кодекса FIP состоит в декларации фундаментальных принципов профессии, основанных на моральных обязательствах и ценностях, которые могли бы стать руководством для фармацевтов в их отношениях с обществом. Цель создания Этического кодекса фармацевтического работника России определена как «совокупность этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармработника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи».

Вторая, главная, часть кодексов состоит из этических норм и морально-нравственных принципов деятельности фармацевтов и провизоров.

В Code of Ethics for Pharmacists FIP перечислены следующие принципы, нашедшие отражение во многих национальных этических кодексах, в т. ч. России (хотя российский кодекс был создан раньше, чем кодекс FIP):

  • основной обязанностью фармацевта является забота о благе каждого пациента. В соответствии с кодексом FIP из этого принципа вытекают обязательства: быть объективным; ставить здоровье и благополучие человека выше личных или коммерческих интересов (включая финансовые); способствовать праву человека на безопасное и эффективное лечение;
  • фармацевт проявляет одинаковое отношение ко всем пациентам; уважает право пациента на свободу выбора способа лечения (согласно кодексу FIP, если фармацевт вовлечен в процесс разработки планов лечения, он должен быть уверен, что это делается с ведома больного); уважает и защищает право пациента на конфиденциальность; сотрудничает с коллегами и другими специалистами и уважает их систему ценностей и профессиональные способности; в своих профессиональных взаимоотношениях проявляет честность и надежность; служит каждому человеку в отдельности и обществу в целом; поддерживает и постоянно развивает свои профессиональные знания и навыки; обязан обеспечить непрерывность оказания фармуслуг в случае возникновения рабочих споров, закрытия аптеки или конфликта на основе личных убеждений (в пояснении к 9-му принципу кодекса FIP говорится, что в подобных ситуациях фармацевт должен направить пациента к другому фармацевту, а в случае закрытия аптеки обеспечить пациентов информацией об аптеке, в которую переведены их записи, если таковые велись).

Кроме данных принципов, в этических кодексах каждой страны представлены и другие. Так, в российском этическом кодексе говорится, что фармработник должен постоянно совершенствовать свои специальные знания, умения, навыки, эрудицию и помнить, что «лекарство в руках знающего человека подобно бессмертию и жизни, а в руках невежды — подобно огню и мечу»; профессиональное чувство долга, нравственность предполагают умение критически оценивать себя, свою работу и др.

Корпоративные кодексы

С развитием рынка и появлением множества организаций, занимающихся фармбизнесом, стал актуальным вопрос создания корпоративных кодексов этики, которые определяют этику взаимоотношений внутри корпоративных фармсообществ, благодаря чему повышается конкурентоспособность, авторитет компании.

Превращение этики в определенное ограничение деятельности и в инструмент управления компанией осуществляется посредством создания этической программы, задача которой — установление этического процесса, направленного на внедрение этических стандартов во все операции и процедуры бизнеса. Элементами такой программы являются: кодексы поведения, или этические кодексы; этические тренинги и обучение; этические комитеты по этике; социальный/этический аудит.

Центральное место в этическом процессе занимает этический кодекс. Корпоративный кодекс обычно содержит общие принципы для профессии, разработанные общественностью, и свои собственные, отражающие принципы данной корпорации, правила поведения.

Этические кодексы определяют правила, которым должны следовать корпорация и ее работники, и включают этические ценности, принципы и правила.

Ценности характеризуют идеал, к которому стремится фирма совместно со своими партнерами: доверие, верность и преданность, уважение, стремление избегать конфликтов, а также инновации в команде, непрерывное улучшение работы и удовлетворение потребностей потребителей. Они определяют направление, в котором движется компания в реализации своих целей.

На основе принятых ценностей разрабатываются этические принципы — конкретные цели, к которым стремится фирма. Они должны применяться в повседневных управленческих решениях всеми членами организации и могут использоваться для регулирования поведения в области профессиональной деятельности; подотчетности; безопасности рабочего места; доверия в осуществлении рекламы; защиты внешних связей с акционерами, клиентами и общественностью; баланса между прозрачностью и открытостью и конфиденциальностью; связей с местным населением; участия в политической деятельности; запрещения преследований и дискриминации.

Правила поведения, опирающиеся на ценности и принципы, строго определяют, что можно и чего нельзя делать. Их исполнение обязательно для всех сотрудников фирмы и ее руководителей.

Кодекс корпоративной этики может выполнять три основные функции:

  • репутационную, которая заключается в формировании доверия к компании со стороны клиентов, поставщиков и т. д. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса;
  • управленческую, состоящую в регламентации поведения в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем регламентации приоритетов во взаимодействии с клиентами, поставщиками; определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях; указания на неприемлемые формы поведения;
  • развития корпоративной культуры. Кодекс передает ценности компании всем сотрудникам, ориентирует сотрудников на единые корпоративные цели.

Выделяют два варианта корпоративного этического кодекса:

  • декларативный — это только идеологическая часть кодекса без регламентации поведения сотрудников. В конкретных ситуациях сотрудники сами должны ориентироваться, как им себя вести, исходя из базовых этических норм. Однако в ряде случаев фармработникам трудно оценить этическую правомерность конкретного поступка, исходя из общих принципов. Чтобы данный кодекс действительно работал, компании прибегают к постоянной трансляции принципов через пение гимна, регулярное обсуждение и другие корпоративные ритуалы. Декларативный вариант решает в первую очередь задачи развития корпоративной культуры;
  • развернутый — содержит конкретную регламентацию поведения сотрудников. Обычно в такие кодексы включают следующие требования: соблюдать рекомендуемый стиль одежды; избегать употребления наркотиков; следовать распоряжениям вышестоящего руководителя и незамедлительно их выполнять; соблюдать конфиденциальность; не принимать подарки от заинтересованных лиц; соблюдать законы и законодательные акты; не использовать собственность организации в личных целях; не допускать дискриминации по признаку расы, возраста или сексуальной ориентации; сообщать о случаях незаконной или сомнительной деятельности сотрудников и др.

Чтобы этический кодекс сохранил актуальность и жизненную силу, а также соответствовал изменениям в законодательстве и экономике, его следует регулярно пересматривать и обновлять.

Для обеспечения поведения, предусмотренного этическим кодексом, разрабатываются соответствующие методы и процедуры, включающие должностные инструкции, формы (оценки деятельности, стандартные, финансовой отчетности), опросные листы и др. Организация может установить документальные процедуры для решения этических дилемм, например, разработать этический вопросник, помогающий коллективу или индивиду решить спорную с точки зрения этики ситуацию, связанную с его работой.

Чтобы этический кодекс не остался просто декларацией, корпорация должна:

  • признать важность и необходимость ведения бизнеса на основе моральных ценностей; приверженность этичному поведению должна быть безоговорочной и явной на всех уровнях, начиная с высших управляющих;
  • быть готовой к тому, что принятие этического кодекса может усилить внутреннюю критику ее деятельности и в связи с этим создать конструктивное отношение к критическим замечаниям;
  • быть готовой к росту внешней критики; необходимо выяснять мнение всех заинтересованных лиц;
  • признать плюралистическую природу общественной системы. Предприятие — компонент общества, и, утверждая этические нормы общения у себя, оно способствует их распространению и в окружающей социальной среде. Чем благополучнее этическая атмосфера в обществе, тем благоприятнее обстановка для бизнеса.

В целях повышения этичности сотрудников фирм используют следующие методы:

  • «карты этики» — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам;
  • комитеты по этике — одни организации создают постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики, почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня; другие не создают таких комитетов, но нанимают специалиста, так называемого адвоката по этике. Его задача — выработка суждения по этическим вопросам, связанным с деятельностью организации, а также выполнение функции «социальной совести» организации;
  • обучение этичному поведению — при этом работники знакомятся с этикой бизнеса, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть;
  • этическая экспертиза — представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации, который вызывает обеспокоенность высшего руководства, персонала или общественности и может повлиять на имидж и перспективы организации. Результат такой экспертизы — система предложений, направленных на улучшение морального климата и респектабельности организации, а также внесение коррективов в практику;
  • этическое консультирование — проводится, когда проблемы организации не могут быть решены силами самой организации (или в ней отсутствуют соответствующие структуры) из-за сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике бизнеса со стороны.

Российский опыт создания этического кодекса

В настоящее время Этический кодекс фармацевтического работника России, разработанный сотрудниками кафедры организации и экономики фармации ММА им. И. М. Сеченова, внедрен в учебный процесс по курсу «Биоэтика» и используется при преподавании биоэтики для студентов, обучающихся по специальности 060108 (040500) «Фармация».

В этом кодексе реализована концепция квалифицированной, доступной и своевременной фармпомощи. В преамбуле документа указано, что он имеет целью обеспечить переход России к правовому государству и рынку потребителя в сфере фармпомощи. Кодекс учитывает современное законодательство РФ, регулирующее деятельность в сфере здравоохранения, о защите прав потребителей и пациентов, рекламе, Гражданский кодекс РФ и другие российские нормативно-правовые акты, а также документы ООН, ВОЗ и документы, относящиеся к этическим аспектам фармбизнеса.

По материалам газеты «Фармацевтичсекий вестник»





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика