Логотип журнала "Провизор"








Потребительский потенциал Китая на фармацевтическом рынке

Ехун Чжан, Мажор Чжоу, World Pharmaceutical Frontiers

Еще немного, и фармацевтический рынок Китая с его стремительно развивающимся розничным сектором займет свое место среди ведущих фармрынков мира. Не последнюю роль в этом сыграли перемены в поведении потребителей.

Невероятные темпы роста розничного сектора фармрынка Китая затмили даже весьма заметные успехи традиционного больничного сектора. Анализ, проведенный недавно специалистами IMS, показывает, что тенденция почти наверняка сохранится и розничный сектор будет обгонять больничный по темпам роста примерно на 5%.

Существует множество факторов, объясняющих такое бурное развитие фармрынка Китая в последнее время. Несмотря на позитивные перемены в экономической ситуации, повышение уровня жизни и усилия правительства по обеспечению качественного и недорогого медицинского обслуживания, демографический кризис в Китае принимает угрожающие размеры. Меняется профиль заболеваемости. Не последнюю роль в развитии рынка играют правительственные меры, такие как реформа системы здравоохранения, внедрение принципов GMP и GSP (надлежащей практики производства и хранения лекарственных средств), разделение рецептурных и безрецептурных препаратов и т. п.

В то же время, продолжается процесс консолидации компаний на всех этапах цепи поставок лекарственных средств потребителю. В розничном фармацевтическом секторе эта консолидация приводит к вытеснению с рынка мелких, экономически нежизнеспособных фирм, что положительно сказывается на отрасли в целом. Кроме того, в розничной сфере работает все больше сертифицированных фармацевтов, и потребители испытывают большее доверие к приобретаемым препаратам.

Экономические и демографические факторы

Известно, что между доходом семьи и ее расходами на лекарственные препараты существует прямая зависимость. За период с 1992 г. средний доход на семейную единицу в Китае вырос в три раза, несмотря на высокий уровень безработицы. И хотя разрыв в финансовом положении города и деревни увеличился, доходы сельских жителей тоже выросли и продолжают расти, особенно в быстро развивающихся приморских регионах. По прогнозам специалистов, средний уровень семейного дохода увеличится еще в три раза за следующее десятилетие.

В то же время, необходимо учитывать и изменения демографической ситуации в Китае. В соответствии с коэффициентом фертильности 1,7 (в некоторых крупных городах — 1,0), численность населения в возрастной группе до 14 лет будет уменьшаться, а в группе 15–64 года — увеличиваться (рис. 1). Этот процесс повлияет не только на ситуацию на рынке труда, но и на спрос на качественное медицинское обслуживание.

 

Рисунок 1. Ожидаемые демографические изменения в Китае

Источник: IMS Health, IMS China

 

Тревогу вызывают также различия как в качестве, так и в доступности медицинского обслуживания в городах и сельской местности. Большинство населения Китая (около 780 млн. чел.) живет в деревнях и селах, где практически нет доступа к медицинским услугам. Расходы на больничные лекарственные препараты (как часть общих затрат на медицинское обслуживание) в Китае выше, чем в более развитых странах.

В сложившейся ситуации хорошая организация розничного сектора фармрынка является одной из ключевых стратегий в обеспечении качественного медицинского обслуживания.

Рост розничного сектора фармрынка в городах

Розничный сектор фармрынка Китая развивается очень быстро, но неравномерно: разные города находятся на разных стадиях развития (табл. 1).

 

Таблица 1. Рынок розничных лекарственных средств по городам

Город
Объем рынка, млн. долл. США
Доля города на рынке, %
Рост по сравнению с предыдущим годом, %
12 крупнейших городов
418
100,0
15,1
Шанхай
107
25,5
5,9
Пекин
74
17,8
15,4
Ухань
48
11,5
81,5
Гуанчжоу
43
10,4
25,0
Ченду
26
6,1
2,3
Наньцзин
24
5,8
8,0
Шеньчжень
19
4,5
11,6
Чунцинь
18
4,3
52,1
Ханьчжоу
17
4,1
–19,7
Шеньян
17
4,0
3,6
Циндао
14
3,3
30,0
Тяньцзин
11
2,6
–12,1

Источник: IMS Health, IMS China

 

В определенном смысле, Китай удобнее воспринимать как некий набор городов с индивидуальными характеристиками и темпами роста. Эти различия — одна из причин, по которым западные компании, открывающие свои филиалы и представительства в Китае, обычно ориентируются на конкретный город или регион.

Терапевтические категории безрецептурных ЛС

Средства против кашля лидируют в 12 крупнейших городах страны по объемам продаж; их доля на рынке в 2004 г. составила 23% (табл. 2).

 

Таблица 2. Ведущие категории препаратов розничной продажи

Категория
Объем продаж, млн. долл. США
Доля на рынке, %
Всего
418
100,0
Противокашлевые и противопростудные препараты
97
23,2
Поливитамины и препараты кальция
89
21,4
Дерматологические препараты
55
13,3
Средства для лечения нарушений в работе пищеварительного тракта
45
10,8
Средства от ожирения
44
10,5
Противовоспалительные средства местного действия
21
5,1
Жаропонижающие
и обезболивающие средства
18
4,3
Средства против голов­ной боли
18
4,2
Глазные капли
11
2,7
Средства для полости рта
7
1,6
Средства от геморроя
6
1,5
Противоаллергические препараты
4
1,0
Витамин E
1
0,2

Источник: IMS Health, IMS China

 

В то же время, из 13 ведущих терапевтических категорий на розничном фармрынке быстрее всего растут объемы продаж дерматологических препаратов, средств для лечения заболеваний ЖКТ, поливитаминов и препаратов кальция (рис. 2).

 

Рисунок 2. Ведущие терапевтические категории по росту объемов продаж ЛС (2004 г. по сравнению с 2003 г.)

A011 дерматологические препараты
A012 средства для лечения нарушений в работе пищеварительного тракта
A003 поливитамины и препараты кальция
A015 глазные капли
A026 средства от геморроя
A019 противовоспалительные средства местного действия
A002 жаропонижающие и обезболивающие средства
A020 средства для полости рта
A025 средства против головной боли
A001 противокашлевые и противопростудные препарты
A018 средства от ожирения
A013 противоаллергические прапарты
A021 витамин Е

Примечание: данные для 12 крупнейших городов по 13 ведущим терапевтическим категориям (исключая витамин С, средства против диареи и антигельминтные препараты)

Источник: IMS Health, IMS China

 

Ведущие производители и брэнды

Одна из отличительных черт розничного сектора — разнообразие компаний-производителей. В десятке ведущих производителей на рынке двенадцати крупнейших городов Китая первые места занимают международные фирмы, такие как Xian-Janssen, Squibb SH и Lederle SZ (табл. 3).

 

 Таблица 3. Ведущие производители препаратов розничной торговли

Рейтинг 2004
Компания
Доля на рынке, %
Рост по сравнению с предыдущим годом, %
1
Xian-Janssen
7,1
24,2
2
Squibb SH
5,2
14,8
3
Lederle SZ
5,2
26,4
4
Fuling FTY
3,7
7,0
5
SK&F TJ
3,3
18,8
6
Roche SH
2,7
74,9
7
SZ. Nanfang FTY
2,3
22,4
8
Nin Jiom
2,0
5,4
9
J&J SH
1,9
7,0
10
WX. Jiante
1,9
237,3

Источник: IMS Health, IMS China

 

Среди основных препаратов розничной продажи в двенадцати крупнейших городах присутствует много марок с международной известностью, таких как Daktarin, Centrum, Xenical и Motilium (табл. 4).

 

Таблица 4. Десятка ведущих препаратов розничной продажи

Рейтинг 2004
Препарат
Объем продаж, млн. долл. США
Доля на рынке, %
Рост по сравнению с предыдущим годом, %
1
Shanshui
12,5
3,0
4,7
2
Theragran Gold
11,0
2,7
24,0
3
Ninjiom
8,4
2,0
5,4
4
Daktarin (местного действия)
7,0
1,7
23,5
5
Centrum
6,6
1,6
6,6
6
Xenical
6,0
1,5
34,9
7
Motilium
6,4
1,5
19,0
8
Daktarin (гинекологический)
6,0
1,4
162,3
9
Contac New
5,4
1,3
24,5
10
Caltrate D600
5,0
1,3
35,6

Примечание: данные для 12 крупнейших городов по 13 ведущим терапевтическим категориям (исключая витамин C, средства против диареи и антигельминтные препараты).

Источник: IMS Health, IMS China

Безрецептурные препараты

Чтобы проанализировать поведение потребителей по отношению к безрецептурным препаратам, эксперты IMS оценивали осведомленность типичного потребителя-горожанина и его отношение к самолечению и к самостоятельному назначению лекарственных средств. Исследование показало, что информированность потребителей о лекарственных препаратах в значительной степени зависит от города проживания, возраста и уровня образования.

 

Рисунок 3. Информированность потребителей о безрецептурных препаратах в зависимости от уровня образования

Источник: IMS Health, IMS China

 

Несмотря на различие данных для разных городов, средний уровень информированности городских жителей о безрецептурных препаратах составил 45%, что почти на 13% больше, чем в предыдущем году. В зависимости от возрастной группы информированность варьируется от 40% в группе чуть старше 20 до 50% в группе 55–60 лет. Чем выше уровень образования потребителя, тем больше вероятность того, что он прибегнет к самолечению. Как показано на рис. 3, самый высокий уровень информированности (65%) — у потребителей с ученой степенью не ниже магистра, однако и у тех, чье образование ограничилось первыми курсами вуза, этот уровень достаточно высок (55%). Вообще, степень информированности потребителей впечатляет, ведь безрецептурные препараты — вещь для Китая сравнительно новая.

Важным фактором здорового образа жизни является потребление витаминов и минеральных добавок. В Китае большая часть населения покупает такие добавки, особенно препараты кальция. Тем не менее, и в этой области есть потенциал для роста: 60% городских жителей ни разу в жизни не приобретали витамины или минеральные добавки.

 

Таблица 5. Наиболее распространенные проблемы со здоровьем

Заболевание
%
Простуда без лихорадки
26,6
Головная боль
18,5
Боли в горле
17,0
Перхоть
16,1
Зубная боль
14,3
Дерматомикоз
13,4
Простуда с лихорадкой
12,4
Боли в суставах
12,1
Боли в животе
11,2
Дискомфорт в пищеварительном тракте
9,6
 

Источник: IMS Health, IMS China

 

Распространенные заболевания

Наиболее распространенные проблемы со здоровьем у жителей Китая — это простудные заболевания, головные боли и больное горло (табл. 5). В целом, в крупных городах люди болеют чаще.

Самолечение

Самолечение — одна из древних китайских традиций, что и подтвердило исследование: 78,4% городского населения ставят себе диагнозы и назначают лекарственные препараты самостоятельно на основании предыдущего опыта, и только 47% горожан вообще обращаются к врачу (рис. 4). Большинство потребителей в Китае занимается самолечением регулярно: в 2004 г. таких было 64% в крупнейших городах страны.

 

Рисунок 4. Методы диагностики заболеваний, предпочитаемые городским населением

Источник: IMS Health, IMS China

 

Интересно отношение китайских потребителей к западным лекарственным препаратам по сравнению со средствами традиционной китайской медицины. По данным опроса, при лечении распространенных заболеваний западные препараты превосходят традиционные средства по частоте применения (рис. 5) и сравнимы по эффективности с точки зрения потребителя (рис. 6).

 

Рисунок 5. Применение западных и традиционных китайских препаратов для лечения распространенных заболеваний

Источник: IMS Health, IMS China

 

Рисунок 6. Удовлетворенность пациентов результатами применения западных и китайских лекарственных препаратов

Источник: IMS Health, IMS China

 

В большинстве случаев пациенты предпочитают пользоваться западными препаратами, и при этом они одинаково довольны результатами лечения западными и традиционными средствами.

Источники информации

В Китае телевизионная реклама является одним из важнейших источников информации о лекарственных препаратах наряду с врачами и другими медицинскими работниками (рис. 7). Этот факт отлично известен распространителям безрецептурных препаратов. По мере того, как все больше препаратов приобретают статус безрецептурных и все больше потребителей предпочитают безрецептурные препараты рецептурным, розничный сектор фармрынка Китая растет все быстрее. Этому способствует и растущая осведомленность потребителей и их положительное отношение к самолечению.

 

Рисунок 7 Источники информации о здравоохранении

Источник: IMS Health, IMS China

 

Дальнейшее внедрение принципов GMP и GSP, а также высокий уровень конкуренции на фармацевтическом рынке Китая будут способствовать повышению качества работы производителей и дистрибьюторов лекарственных препаратов. Неудивительно, что уже сегодня китайские и иностранные компании включают в свои стратегические планы освоение розничного сектора фармрынка Китая со всеми его открывающимися возможностями.

www.worldpharmaceuticals.net

Перевод Натальи Бродской





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика