Логотип журнала "Провизор"








Концепция государственной политики в области применения наркотических лекарственных средств

Всеукраинский совет защиты прав и безопасности пациентов провел пресс-конференцию «Легальный оборот наркотиков в законодательных кандалах» при участии представителей МЗ Украины и медицинской общественности. Речь шла о необходимости решения проблемы оборота и применения наркотических и психотропных лекарственных средств на государственном уровне, прежде всего путем усовершенствования законодательства. Рекомендации экспертов Совета включены в «Проект концепции государственной политики Украины о наркотиках и алкоголе», зарегистрированный Верховной Радой Украины 6 декабря 2005 г. под № 8539).

Елена Алексеева, председатель комитета по контролю за наркотиками МЗ Украины, сообщила, что до сегодняшнего дня в Украине не существовало концепции государственной политики о наркотиках и алкоголе в части назначения их врачами, других, связанных с их использованием в лечебном процессе, вопросов. Существовала концепция государственной политики по борьбе с незаконным оборотом наркотических, психотропных средств и прекурсоров. Сегодня существуют два разных закона: один регламентирует легальный оборот этих средств, второй предусматривает методы борьбы с их нелегальным оборотом. При этом следует понимать, что речь идет о хозяйственной деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, не имеющих ничего общего с назначением, использованием и применением наркотических психотропных лекарственных средств (НПЛС), и осуществляют этот оборот не врач и пациент, а юридические лица — субъекты хозяйствования медицинского и фармацевтического рынков. Кроме того, не существует никаких законодательных ограничений на использование НПЛС, за исключением того, что эти средства должны быть назначены врачом, на них должен быть выписан рецепт (форма 3), на основании которого граждане Украины имеют право свободно приобрести наркотическое или психотропное средство в аптеке. Любой врач имеет право выписывать рецепт на любое ЛС, в том числе психотропное или наркотическое. Существуют определенные требования и ограничения к обороту НПЛС в лечебно-профилактических, аптечных учреждениях, имеющих своей целью воспрепятствовать утечке НПЛС в нелегальный оборот. А предложенная врачами концепция, которая должна обеспечить нормативно-правовое регулирование процессов профилактики наркомании, лечения, методики лечения, действительно нужна — считает Е. Алексеева.

На деле существует достаточно препятствий для получения рецепта на опиоидные анальгетики. Борьба с нелегальным, криминальным оборотом наркотиков вынудила Верховную Раду и правительство Украины принять целый ряд нормативных актов, которые значительно ограничили, а в некоторых случаях сделали совсем невозможным использование опиоидных анальгетиков. В первую очередь, пострадали онкологические больные, особенно на последней стадии заболевания, когда уровень боли увеличивается до максимума, и альтернативы таким опиоидным анальгетикам, как морфин, просто не существует. Врачи отказываются выписывать рецепты, поскольку использование наркотических анальгетиков настолько усложнено и зарегулировано, что проще отказать пациенту, чем выполнить все инструкции. Эксперты утверждают, что действующее украинское законодательство, регламентирующее легальный оборот наркотиков, в частности закон Украины «Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров», содержит целый ряд ограничений, значительно более строгих, чем рекомендации, установленные Конвенцией ООН «О наркотических средствах» (1961 г.). По этой причине пациенты не могут получить адекватную диагнозу медицинскую помощь — прежде всего это касается села, где нет возможности приобрести опиоидные анальгетики в аптеках или получить их (например, в виде инъекции) в фельдшерско-акушерских пунктах или амбулаториях, поскольку эти учреждения не имеют соответствующих лицензий и законодательно лишены права на осуществление такой деятельности. То же касается деятельности частных медицинских учреждений. Ни работники «Скорой медицинской помощи», ни психиатры и наркологи, практикующие в частных клиниках, не могут применять и назначать своим пациентам НПЛС. В связи с этим представители профессиональных врачебных объединений намерены защищать право врачей на осуществление своей профессиональной деятельности. Да и выписанный рецепт не так-то просто обменять на препарат: сделать это можно только в аптеке государственной или коммунальной формы собственности, которых осталось немного (во всей Автономной Республике Крым их только две).

В результате деятельность экспертной группы, в которую входили представители Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов, профессиональных медицинских общественных организаций, врачи, вылилась, в конкретные предложения в виде проекта Концепции.

Раздел проекта 1.3. Изготовление, государственные закупки, поставки, хранение и реализация наркотических препаратов звучит так:

«Усложненность доступа к НПЛС характеризуется не только вопросами, которые определяют медицинское назначение и применение, но и условия функционирования фармацевтического рынка, в части оборота наркотических препаратов. В первую очередь свою негативную роль играет несовершенная законодательная база, а также избыточная зарегулированность и чрезмерный контроль за изготовлением, поставкой, хранением и реализацией наркотических лекарственных средств». В связи с этим можно констатировать практически отсутствие производства и импорта новых, неинъекционных форм наркотических препаратов. Учитывая темпы распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа в Украине, такая ситуация недопустима. Кроме того, наличие на рынке неинъекционных форм НПЛС значительно упростило бы схему доступа больных к необходимому обезболиванию, а также условия реализации, хранения и применения.

Для улучшения доступа больных к НПЛС в сфере изготовления, государственных закупок, поставок, хранения и реализации НПЛС государство разрабатывает комплекс мероприятий, которые помогут создать благоприятные условия для развития рынка наркотических препаратов:

  • усовершенствование законодательной базы, которая регулирует изготовление, государственные закупки, поставки, хранение и реализацию НПЛС в направлении увеличения доступности для лечебных и научных целей, приведение ее в соответствие с требованиями Конституции Украины и международных договоров, ратифицированных Украиной;
  • создание благоприятных условий для развития рынка НПЛС, особенно это касается вопросов формирования государственного заказа на эти препараты согласно реальной медицинской потребности;
  • ежегодный научный анализ отечественных статистических данных об обороте и использовании наркотических препаратов;
  • централизованные закупки на основании научно обоснованной потребности;
  • расчет потребности в НПЛС производится с учетом принятых стандартов лечения, стандартов оказания паллиативной помощи на основании мирового опыта;
  • содействие развитию промышленного производства наркотических препаратов;
  • расширение ассортимента НПЛС в удобных лекарственных формах — таблетках, каплях, пластырях, свечах и т. д.; особое внимание уделяется увеличению объемов производства НПЛС отечественными предприятиями фармацевтической промышленности всех форм собственности.

Всеукраинский совет защиты прав и безопасности пациентов совместно с другими заинтересованными организациями готов войти в состав правительственной комиссии по работе над законодательством, регулирующим оборот и применение НПЛС.

Ольга Бронникова





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика