Логотип журнала "Провизор"








Грипп: прививки — мифы, легенды, сказания

Ю. В. Зеленин, поликлиника «Гомеопат», г. Харьков

В последнее время на рынке ежегодно появляются все новые вакцины от гриппа. Что это — попытка защитить от эпидемии человечество или точный рыночный расчет? Соблазн хорошего заработка (ведь от гриппа непременно надо защитить всех, от грудных младенцев до стариков, как здоровых, так и больных!) настолько велик, что противогриппозные прививочные компании приобретают невиданный доселе размах и интенсивность. Так, компания Wyeth, партнер компании Medimmun vaccines, производителя назальной вакцины-спрея «ФлюМист», вложила 100 млн. долл. США в трехлетнюю рекламную кампанию, призванную убедить врачей, что их продукция жизненно необходима для пациентов. Фирмы рассчитывали заработать на вакцине 1 млрд. долл. США ежегодно.

Информированное, осознанно-добровольное согласие на любое медицинское вмешательство — основа существующих требований, предъявляемых к охране здоровья человека и к правовым взаимоотношениям между гражданином и органами здравоохранения во всем мире. В частности, гражданам «не возбраняется знать», а медицинские работники обязаны информировать не только о помощи прививок, но и о возможных поствакцинальных осложнениях — «на языке, доступном гражданину». По этому принципу должна быть составлена информация в «листовке-вкладыше» к любому лекарственному средству, следовательно, и к вакцинам. Так что мы видим в действительности?

Почти 150 лет назад врачи указывали: «Оспопрививание должно быть для практических врачей делом чести. Простой укол настолько же заслуживает внимания врача, насколько другие хирургические операции». Забыты не только эти, но и многие другие заветы наших предшественников: не проводить прививок, если существует угроза вспышки или эпидемии инфекционных («заразных») болезней; не прививать детей в первые недели жизни, а также со «слабо развитым подкожно-жировым слоем». Сегодня иммунологи говорят, что прививка вакциной — сложнейшая иммунобиологическая операция, иммуномодуляция природных защитных сил ребенка. Нереально на глазок, путем осмотра, определить, нужно ли навязываемое протезирование иммунной системы и состоялась ли защита, если в ней была необходимость… Принцип «всех подряд» при использовании любого лекарственного средства не имеет права на существование.

Чтобы понять проблему, связанную с прививками от гриппа, обратимся к биологии. Сегодня популярна гипотеза, что хозяевами всех известных разновидностей вирусов гриппа являются водоплавающие птицы. Вирусы у них не только быстро не изменяются, но и находятся фактически в состоянии эволюционного застоя. Вспышки эпидемий — и у птиц, и у человека, и у низших млекопитающих — происходят только при передаче вирусов или даже отдельных генов от птиц млекопитающим, у которых они претерпевают мутации, дающие начало эпидемиям. Предполагается, что эпидемии «испанского» (1918–1920), «азиатского» (1957), «гонконгского» (1968) и «русского» (1977) гриппа были вызваны именно таким мутировавшим вирусом гриппа А. Так, «свиной» грипп 1970-х годов начался как инфекция свиней, заразившихся гриппом от птиц, а уже потом в эпидемический процесс был вовлечен человек. В свете этого имеет смысл исследовать вирусы свиней (а не птиц, как это принято сейчас), пытаясь предугадать, какого гриппа следует ждать.

Для рядового потребителя медицинских услуг искусственное выделение гриппа из числа иных простудных заболеваний представляет мало интереса, так как с точки зрения течения болезни большой разницы в том, какими именно вирусами (гриппа, парагриппа, аденовирусами, риновирусами и пр.) он заражается и заболевает, нет. Весьма похожие друг на друга симптомы простуды вызываются более чем 200 вирусами, причем 30–40% от этого числа приходится на риновирусы, от которых прививок не существует. Вирус гриппа можно обнаружить иммунофлюоресцентным методом, но на практике этим никто не занимается. Когда же привитые заболевают «чем-то простудным», то им объясняют, что они были спасены лишь от гриппа, причем от некоего специфического гриппа, а не от всех ОРВИ. При этом следует указать, что по данным иммунологов, после любой прививки резко снижается иммунитет (пациент входит в состояние иммунной болезни), продолжительность которой доходит до 4–6 месяцев. В свете этого, может, следует задуматься о современном состоянии детей. Что мы делаем с несформировавшимся иммунитетом детей в первые годы жизни с учетом всех прививок, которые они должны получить… Согласно опубликованной статистике, ежегодно грипп и его осложнения становятся причиной смерти 10–40 тыс. человек в США, из которых 80% — пожилые люди. Смерть пожилых людей, страдающих тяжелыми сопутствующими болезнями, всегда можно приписать тому, что выгодно упоминать в интересах рынка: гриппу, геомагнитным бурям, неправильному питанию, бедному чем-либо или, наоборот, содержащему что-либо в избытке.

Что же делает вакцинация? Н. В. Медуницын в монографии «Вакцинология» указывает: «Гриппозные вакцины индуцируют гуморальный иммунитет и очень слабо — клеточный. Иммунитет кратковременный, поэтому требуется ежегодная вакцинация. Основной причиной недостаточной эффективности противогриппозных вакцин является высокая изменчивость циркулирующего вируса гриппа, появление нового (или возврат старого) подтипа вируса. В связи с этим очень редко достигается соответствие вакцинного штамма эпидемическому». Запомним для себя слова «редко достигается соответствие». Высокая сероконверсия может не иметь ничего общего с уровнем реальной защиты от гриппа этого года, что, вероятно, и происходит в действительности. Очень хорошо это было подтверждено примером вспышки тяжелого гриппа (10% смертности) в одном из голландских домов престарелых. Были привиты две трети обитателей. Заболеваемость среди привитых составила 50%, среди непривитых — 48%. При изучении причин провала вакцины выяснилось, что у 41% привитых и у 36% непривитых были антитела к вирусу типа А, против которого и делалась прививка. Бесполезны прививки от гриппа и детям, что хорошо видно на примере Японии, где прививки начали делать с 1960 г., когда было привито 3 млн. школьников. В 1976 г. прививка была объявлена обязательной, и 17 млн. школьников всех возрастов регулярно ее получали. Заболеваемость гриппом возросла в 12 раз (с 5 заболевших до 60 на 100 тыс. чел.). С 1989 г. количество прививаемых школьников снизилось в три раза (с 60 до 20%), но заболеваемость гриппом при этом не возросла. Помимо неэффективности прививок они оказались далеко не безобидными, о чем мы поговорим позже.

Для профилактики гриппа используют как инактивированные, так и живые вакцины. Инактивированные вакцины в зависимости от характера иммунизирующего антигена делятся на: 1) цельновирионные; 2) субъединичные, содержащие только поверхностные антигены гемагглютинин и нейраминидазу; 3) фрагментированные из разрушенного вируса — сплит-вакцины. Поскольку на рынке постоянно появляются новые вакцины против гриппа, детально проанализировать их состав нет возможности. Поэтому предлагаю коротко рассмотреть основные компоненты вспомогательных веществ вакцин от гриппа. На сегодняшний день все вакцины имеют в своем составе тиомерсал (мертиолят) — вещество, в котором содержится 49,6% ртути.

Ртуть — одно из самых токсичных среди существующих в мире химических веществ. Используется в вакцинах и сыворотках в качестве консерванта (т. е. должна защищать биологические препараты от загрязнения микроорганизмами), находится в составе сложных солей (мертиолята — в странах СНГ, тиомерсала — в западных странах). В мертиоляте (аналог гранозана — протравителя семян) действующим началом является этилртуть. Такие соединения по требованиям медицинских организаций не применяют в медицине: это высокотоксичные соединения, они в отличие большинства других соединений липофильны, медленно выводятся из организма, поэтому могут накапливаться в нервной ткани… Особенно токсична ртуть для тканей мозга, почек и печени, приводит к нарушению деятельности сердца, нарушению белкового синтеза на ранних стадиях, вплоть до генетических нарушений. Заслуживает внимания и то, что ртутные соединения способны вызывать сенсибилизацию организма. Исследований, указывающих на безопасность присутствия ртути в составе вакцин, не существует.

И эти вакцины бестрепетно рекомендуются беременным в отсутствие каких-либо свидетельств в пользу безопасности такой процедуры и при наличии сведений об эмбриотоксичности ртути! Хотя по оценке западных специалистов опасности для беременных грипп (во всяком случае, при отсутствии не в меру интенсивного лечения), вероятно, не представляет. Так, в 1993–1994 гг. были изучены 1659 беременных в Ноттингеме, из которых, как выяснилось, 11% перенесли грипп. Авторы исследования заявили, что грипп во втором и третьем триместре беременности — явление вполне распространенное, и ни к трансплацентарной передаче вируса плоду, ни к образованию аутоантител не ведет, равно как и к каким-либо осложнениям беременности.

Также в составе вакцин содержится формальдегид, которым инактивируются вирусы.

Формальдегид (в своей жидкой фракции называемый формалином) является известным канцерогеном, аллергеном, обладает эмбриотоксическим действием. Используется в сельском хозяйстве в качестве гербицида и фунгицида, а также в качестве инсектицида. Проникновение формальдегида в пищеварительный тракт вызывает симптомы тяжелого отравления — сильные боли в животе, рвоту кровью, появление белка и крови в моче, поражение почек, результатом чего становится прекращение отделения мочи, ацидоз, головокружение, кома и смерть. Кратко об аллергических свойствах: отек Квинке, крапивница, ринопатия, астматические бронхиты, бронхиальная астма, аллергические гастриты, холецистоангиохолиты, колиты, изменения кожи в виде лихенизации, эритем, трещин, шелушения и др. Исследований, показывающих безопасность присутствия формальдегида в вакцинах, нет.

То, что формальдегид неспособен выполнять возложенные на него функции инактивации, выяснилось еще в 1950-х годах, когда немало людей пострадало от полиомиелитической вакцины Солка. Во взвеси, которую представляет собой вакцина, вирусы частично слипаются и покрываются белковым «мусором», прочность которого формалин в обычной своей концентрации только повышает. Попадая в организм, белковая оболочка разрушается, и вирусы выходят на свободу, начиная размножаться в теле привитого и приводя к болезни.

Информация по генетике, иммунологии, гигиеническим нормам и токсикологии однозначно подтверждает вредное влияние «допустимых» в вакцинах доз формалина и ртутьорганических соединений даже для взрослого организма, что уж говорить о детях, организм которых так хорошо все впитывает.

Все вакцины содержат взятые в разных пропорциях цельные штаммы или отдельные антигены — комбинация зависит от того, какой прогноз дала ВОЗ на этот год. Угадать же удается, как уже говорилось, «очень редко».

Вирусы выращивают на куриных эмбрионах, поэтому их введение не рекомендовано имеющим аллергию на яичный белок. Учитывая традиционную способность вакцин к сенсибелизации организма, можно предположить, что массовое применение этих вакцин значительно увеличивает число имеющих такую аллергию.

Так кого надо прививать? Ответ возьмем из рекомендаций американских медицинских врачей: детей (с 6 месяцев жизни) и пожилых (с 64 лет) — потому что они имеют риск осложнений по возрасту. Тех, кто курит, — безусловно, у них крайне высок риск осложнений. Родителей — чтобы не заразили детей. Детей — чтобы не заразили родителей и росли здоровыми. Врачей, медсестер, социальных работников и вообще всех, так или иначе работающих с людьми, — чтобы не заразились сами и не заразили других. Беременных, начиная со второго триместра, — чтобы не надо было от гриппа лечиться и тем самым вредить плоду (показательно, что на сроке до 14 недель прививка не рекомендована из-за возможности… случайного совпадения с выкидышем!). Путешественников — чтобы не подцепили и не импортировали инфекцию. Остающихся — чтобы могли работать спокойно и не импортировали инфекцию. И разумеется, в первую очередь совершенно необходимо прививать разнообразных больных, потому что уж они-то в первую очередь рискуют получить тяжелые осложнения гриппа.

Но какие осложнения прививок от гриппа мы знаем? Они известны и многочисленны. В одном проведенном в Канаде исследовании было показано, что у 89% привитых развились местные реакции (воспаление, покраснение, отек), а у 49% — системные (лихорадка, утомляемость, головная боль, насморк, воспаление шейных лимфоузлов, миалгии, боли в желудке, рвота, бессонница).

Возвращаясь к истории с японскими школьниками, хочется сказать, что в течение 1972–1979 гг. было подано 142 иска с требованиями компенсации нанесенного прививками ущерба. Из самых тяжелых последствий: 50 детей скончались, 35 получили тяжелую эпилепсию, а 65 стали отставать в развитии.

Интересно в этой связи вспомнить прививочную кампанию в США против «свиного» гриппа. Эпидемия началась из военного лагеря среди военнослужащих (кстати, «испанка» началась также среди военных, привитых от различных заразных болезней, а затем уже переместилась в «тылы»!!!), которых многократно прививали от различных болезней (из 12 заболевших один скончался), через 6 месяцев была изготовлена вакцина, выполнено 40 млн. прививок, в основном пожилым людям. Результатом стала эпидемия из сотен случаев синдрома Гийена-Барре — тяжелой и потенциально смертельной болезни — и других невротических осложнений, причем в 113 только документированных случаях прививка привела к смерти (страховые компании, далекие от научных тонкостей, раньше других разобравшиеся в ситуации, наотрез отказались страховать деятельность производителей вакцин, и эту обязанность взяло на себя государство, выплатив в итоге только компенсаций до 3 млрд. долл. США). С 1976 г. сообщения о случаях синдрома Гийена-Барре постоянно преследуют гриппопрививочные кампании. Недавно коллектив американских исследователей изучил базу данных Системы сообщений о побочных эффектах прививок (VAERS) на предмет связи синдрома Гийена-Барре с прививками против гриппа. Было зарегистрировано 382 случая в период с 1991 по 1999 гг. (это с учетом того, что по имеющимся оценкам, в Америке регистрируется от 1 до 10% случаев осложнений после прививок).

Кроме синдрома Гийена-Барре и энцефалитов, также описанных в качестве осложнений прививки против гриппа, можно найти указания и на развитие рассеянного склероза. На этом фоне такие осложнения, как невралгия тройничного нерва или межреберная невралгия, нистагм или диплопия, нарушения слуха или паралич мышц глаза выглядят совсем невинно.

Нужно упомянуть и весьма примечательный метаанализ данных научной литературы, проведенный коллективом авторов во главе с итальянским эпидемиологом д-ром Витторио Демичелли. Во-первых, он установил, что с точки зрения «выгоды, перевешивающей риск», можно всерьез рассматривать лишь инактивированные гриппозные вакцины — применение живых вакцин связано с их крайней неэффективностью и с совершенно неприемлемым риском тяжелых побочных реакций. Во-вторых, хотя вакцина и может вызывать образование антител у 70–90% привитых, максимум, на что она способна, — предупреждать грипп лишь в 24% клинических случаев. При этом следовало помнить, что в среднем от местных реакций страдают 69% привитых, от системных — 26%. В-третьих, антивирусные препараты, хотя и предотвращали грипп в 61–72% случаев, при уже имевшемся заболевании сокращали срок болезни лишь на один день. Кроме того, их применение также вызывало серьезные побочные реакции. Суммируя все это, авторы сделали следующий вывод: «Если оценивать вакцины исключительно с точки зрения их эффективности, то они безусловно являются самой предпочтительной формой профилактики гриппа у здоровых взрослых. Но если принимать во внимание их безопасность и качество жизни привитых, то они имеют такую низкую эффективность и такую высокую частоту обычных побочных реакций, что их применение становится нежелательным. Это верно даже тогда, когда грипп встречается часто, а побочных эффектов лекарственных средств мало. К такому же выводу мы пришли относительно антивирусных… препаратов даже при высокой заболеваемости гриппом. На основании этого мы заключаем, что наиболее экономически выгодной мерой является ничего не предпринимать». В подтверждение этого хочется отметить, что американский коллектив исследователей установил: «привитость» обходится на душу населения на 11,17 доллара дороже, чем «непривитость»!

Литература

  1. Коток А. Беспощадная иммунизация. — М.: Гомеопатическая медицина, 2004.
  2. Червонская г. П. Прививки: мифы и реальность. — М., 2004.
  3. Webster R. G. et al. Interspecies transmission of influenza viruses // Am J Respir Crit Care Med.— Oct. 1995.
  4. Медуницын Н. В. Вакцинология. — М., 1999.
  5. Demicheli V. et al. Prevention and Early Treatment of Influenza in Healthy Adults // Vaccine, 2000.
  6. Irving W. L. et al. Influenza virus infection in the second and third trimesters of pregnancy: a clinical and seroepidemiological study // BJOG.— Oct. 2000.
  7. Nichol K. L. et al. Effectiveness of influenza vaccine in the elderly // Gerontologi.— 1996.
  8. Adler N. MedImmune awaits the $1 billion mark and a new flu drug // The Business Gazette.— Feb. 7, 2003.
  9. Scheifele D. W. et al. Evaluation of Adverse Events after Influenza Vaccination in Hospital Personnel // Canadian Medical Association Journal.— 1990.
  10. Ehrengut W., Allerdist H. Uber neurologische Komplikationen nash der Influenzaschutzimpfung // Munch. Med. Wschr.— 1977.
  11. Woods C. A., Ellison G. W. Encephalopathy following Influenza Immunization // J Pediat.— 1964.
  12. Hennessen W. et al. Neurologische Affektionen nach Influenza-Impfung // Der Nervenarzt.— 1978.
  13. Beyer W. E. P. et al. Influenza-epidemie in een verpleeghuis door een virus dat niet in het vaccin was opgenomen // Ned Tijdschr Geneeskd.— 1993.
  14. Ямамото. Почему правительство Японии должно было прекратить обязательные прививки. Точка зрения педиатра // Матер. съезда «Должны ли быть прививки обязательными или свободными?». — Неаполь, 1997.





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика