|
Фармацевтические компании всех стран, объединяйтесь!Питер Янг, Pharmaceutical Executive За последние пять лет «ландшафт» фарминдустрии значительно изменился в результате многочисленных объединений компаний — сначала крупных, а сейчас все чаще мелких узкоспециализированных фирм. Повышенная активность в области слияний и приобретений неслучайна: она отражает растущее разочарование компаний в традиционных моделях ведения бизнеса в фарминдустрии. В 2004 г. количество сделок по слиянию и приобретению компаний продолжало увеличиваться: было заключено более 50 соглашений на общую сумму около 80 млрд. долл. США. В первой половине 2005 г. число сделок немного уменьшилось, однако окончательные итоги года еще предстоит подвести. Традиционно фармацевтические компании использовали внутренние ресурсы для создания и коммерциализации своей продукции. Новые препараты двигались к выпуску с умеренными шансами на успех и достигали рынка примерно за 10 лет. В большинстве случаев компания могла рассчитывать на 10 и даже более лет патентной защиты препарата после его коммерциализации. При разумных затратах на разработку и при правильной ценовой политике компания получала приличную прибыль, а объемы продаж стабильно росли. Причем все это относилось не только к препаратам-блокбастерам. Менее значительные разработки, которым никогда не удалось бы достичь статуса блокбастера, были такими же важными компонентами товарного ассортимента компании. Такое положение дел сохранялось до конца 90-х. Затем резко повысилась стоимость проведения исследований и разработок, и конвейер выпуска новых лекарственных средств сузился и удлинился. Гораздо меньше препаратов «дотягивали» до регистрации, а путь от возникновения идеи до регистрации препарата иногда занимал до 12 лет. Постепенно крупные компании начали отказываться от идеи самостоятельно изобретать все новые препараты, чтобы поддерживать прибыли на высоком уровне. Вместо этого они стали приобретать уже готовые разработки или новаторские идеи у других фирм.
Таблица 1. Десять крупнейших сделок первой половины 2005 г. по стоимости акционерного капитала
Таблица 2. Десять крупнейших сделок 2004 г. по стоимости акционерного капитала
Фармацевтические компании пытались исправить такое положение дел в индустрии. Однако, несмотря на появление новых источников пополнения производственного конвейера (биотехнологических компаний, университетских лабораторий и государственных исследовательских программ), а также новых технологий, стоимость разработки лекарственных препаратов невероятно возросла, а сроки вывода препарата на рынок увеличились. Кроме того, снизился процент успешных разработок крупных фармацевтических компаний. Если в период с 1996 по 1999 г. среднее количество одобренных в США новых молекулярных соединений (NME) составляло 39, то в 2000–2004 гг.— уже только 29. Чтобы противостоять этой тенденции, фармацевтические компании стали приобретать или инвестировать биотехнологические и биофармацевтические фирмы для пополнения собственного ассортимента. Приливы и отливы в океане слияний и приобретенийВ 1999 г. период вялой активности на рынке слияний и приобретений фармацевтических компаний закончился: было заключено несколько крупных соглашений, общая сумма сделок стремительно росла и в 2000 г. достигла рекордной цифры 238 млрд. долл. США. Впрочем, в 2001 г. эта сумма составила всего лишь 34 млрд. долл. США в результате 25 сделок. Не было заключено крупных договоров; можно отметить лишь объединения Bristol Myers — DuPont Pharmaceuticals, Johnson&Johnson — Alza Corp. и Abbott Laboratories — BASF Knoll Pharmaceuticals. В 2002 г. ситуация на рынке слияний и приобретений в денежном выражении выглядела еще хуже: 25,8 млрд. долл.; однако количество сделок выросло до 48. В 2003 г. снова наблюдался резкий подъем — 66 млрд. долл. США, причем основная часть этой суммы приходится на одну-единственную сделку из 37, заключенных в тот год, — приобретение Pharmacia компанией Pfizer за 60,1 млрд. долл. США. Заметную активность проявляли японские фармацевтические компании: они объединялись между собой и «продавались» иностранным фирмам. Количество сделок в США уменьшилось с 23 в 2003 г. до 19 в 2004 г. В Европе, напротив, число объединений компаний резко возросло: с 7 в 2003 г. до 25 в 2004 г. В Азии и других регионах мира ситуация оставалась неизменной, а точнее, неизменно вялой. В 2004 г. общий объем слияний и приобретений снова увеличился — до 77,5 млрд. долл. США, а их количество достигло рекордной цифры — 52. И снова большая часть суммы пришлась на одну крупную сделку — слияние Sanofi и Aventis, которое оценивается в 67,3 млрд. долл. США. В первой половине 2005 г. активность на рынке слияний и приобретений несколько снизилась: всего 15 сделок дороже 25 млн. долл. на общую сумму 18,8 млрд. долл. США (за тот же период 2004 г. было заключено 22 таких сделки на общую сумму 67,3 млрд. долл. США). Три сделки оценивались более чем в миллиард долларов, остальные были скромнее. Как и в предыдущие годы, окончательные результаты 2005 г. зависят от наличия хотя бы одной крупной сделки. За первую половину года ни одно соглашение о слиянии или приобретении не может сравниться с покупкой Pharmacia или объединением Sanofi и Aventis. Интересно, что на европейском рынке активность в области слияний и приобретений в первой половине 2005 г. упала по сравнению с предыдущим годом (4 сделки в 2005 г. против 11 за первые шесть месяцев 2004 г.), в то время как в США сделок было заключено больше (8 против 6). Впрочем, это вряд ли можно считать характерным показателем, так как в Европе продолжается реструктуризация фарминдустрии. Количество международных объединений компаний резко выросло: до 49% по сравнению с 5% в 2004 г. Каждая компания, большая или маленькая, разрабатывает свою стратегию выживания в новых условиях. Однако пока трудно предсказать, кто окажется победителем. Тенденция к объединению и глобализации сохраняется. А такие сделки, как Pfizer — Pharmacia или Sanofi — Aventis только добавляют азарта другим компаниям. Перевод Натальи Бродской
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|