Логотип журнала "Провизор"








Слияния компаний в фармацевтическом секторе: кто, с кем и зачем

Бесславное завершение сделки по приобретению компанией Johnson&Johnson производителя медицинского оборудования Guidant в январе 2006 г. ознаменовало собой конец эры мегаобъединений в фармации и в отрасли биотехнологического производства. Последняя крупная сделка в этой области — между Sanofi-Synthelabo и Aventis — состоялась в августе 2004 г.

Крупные объединения, несомненно, приводят к увеличению производственной и финансовой мощно­сти компании, что хорошо демон­стрируют примеры Pfizer (Pharmacia, Warner-Lambert), GlaxoSmithKline (Glaxo Wellcome, SmithKline Beecham) и Sanofi-Aventis. Однако, по мнению многих руководителей фармацевтических компаний, такие объединения не решают всех проблем, в част- ности, они не повышают продуктивность исследований. На самом деле эффективность работы подразделений исследований и разработок может даже снизиться на первых порах, пока происходит полный «переучет» проектов и расстановка приоритетов. Например, GSK, чтобы добиться производительности на уровне конкурирующих биотехнологических компаний, после объединения разбила подразделение исследований и разработок на несколько небольших групп, работающих по разным терапевтическим направлениям.

Впрочем, отсутствие мегасделок отнюдь не означает полное прекращение активности на рынке слияний и приобретений. Напротив, компании энергично объединяются, например, только за третью неделю марта этого года было объявлено о трех сделках, потенциальная стоимоть которых оценивается более чем в 20 млрд. долл. США:

  1. Merck KGaA, многопрофильная корпорация из Германии, сделала предложение более крупной (с точки зрения объемов продаж фармацевтической продукции) компании Schering AG. Последняя отклонила предложение, а через несколько дней приняла другое — на 16,3 млрд. евро от еще более крупной немецкой компании Bayer. Результатом этого объединения стала компания, которая вполне может превзойти Boehringer Ingelheim — крупнейшего фармацевтического производителя Германии на сегодня.
  2. Калифорнийская компания Watson приобрела за 1,9 млрд. долл. компанию Andrx из штата Флорида. Andrx специализируется на изготовлении систем доставки лекарственных препаратов и на трудных в производстве генериках. Компания, образовавшаяся в результате этой сделки, стала третьей по величине фирмой по производству генериков в США.
  3. Компания Actavis из Исландии, которая уже приобрела подразделение генериков Alpharma и компанию Amide, приняла участие в торгах за Pliva, крупнейшего производителя генериков Центральной и Восточной Европы.

Две последние сделки отражают одну из главных тенденций в фарминдустрии — консолидацию в генерическом секторе. Ниже описаны типы сделок, которые в последнее время приобретают все большую популярность.

Производители генериков

Несмотря на то, что объемы продаж генериков во всем мире неуклонно растут, нельзя отрицать тот факт, что генерические препараты — это низкоприбыльная продукция. Чтобы добиться успеха на рынке, производителям генериков необходимо выпускать большие объемы продукции, иметь возможность снижать цены, а главное — постоянно регистрировать новые препараты. Особенно ценными являются генерики, для которых компания может получить 180-дневный период исключительных прав на рынке, однако регистрация такого генерика может повлечь за собой оспаривание патента со стороны конкурентов, а значит, и значительные расходы на судебные тяжбы.

Последние несколько лет в этом секторе происходит бурная консолидация. Во-первых, идет борьба за лидерство. Некоторое время оно при­надлежало Sandoz (филиалу компании Novartis) — начиная с июля 2005 г., когда Sandoz приобрела немецкую компанию Hexal и ее американскую дочернюю фирму Eon Labs. В январе 2006 г. в результате приобретения американской фирмы Ivax за 7,4 млрд. долл. на первую позицию снова выдвинулась израильская компания Teva. Во-вторых, объединяются небольшие компании, иногда с целью географической экспансии (например, производители генериков из Индии покупают мелкие европейские и американские фирмы).

Сегодня хорошие шансы приобрести значительное влияние на рынке США есть у компаний Mylan (которая отказалась от слияния с King) и Barr — благодаря сделкам с компаниями Ivax, Watson и Andrx. Эксперты IMS предсказывают, что консолидация в этом секторе будет продолжаться, ведь слияния генериковых компаний почти всегда гарантируют повышенную отдачу от вложений капитала, отчасти благодаря мгновенной экономии за счет роста производства и сокращения административных расходов. Некоторые из недавних объединений:

  • Leciva + Slovakopharma (= Zentiva);
  • Par + Kali Labs;
  • Stada + Nizhpharm, Ciclum;
  • Glenmark + TASC Pharma;
  • Aurobindo + Able Labs (объединение еще не завершено);
  • Dr Reddy’s + Betapharm (объединение еще не завершено).

Биотехнологические компании

Биотехнологическим компаниям, основанным в 80-х — начале 90-х, до сих пор приходится бороться за выживание: проекты проваливаются, прошло время, благоприятное для первичного размещения акций, трудно привлечь капитал. Многие из них пытаются сэкономить на админи­стративных расходах и увеличить ассортимент продукции за счет слияний с другими компаниями. Некоторые, как, например, Acambis, проявляют интерес к слияниям как к средству освоения новых областей производства, другие заключают сделки с целью ускорить продвижение своих разработок на рынок. Крупные биотехнологические компании объединяются реже, чем мелкие; заметным исключением из этого правила стало слияние Biogen и Idec в 2003 г. Несколько свежих примеров объединений в отрасли биотехнологий:

  • MorphoSys + Biogenesis;
  • Antisoma + Aptamera;
  • GPC Biotech + Axxima;
  • IDM + Epimmune;
  • EpiCept + Maxim;
  • EntreMed + Miikana.

Специализированные компании

Поскольку на рынке средств первичного медицинского обслуживания доминируют крупные фирмы, компании меньшего размера сосредоточиваются на специфических областях. На специализированных фарм- рынках мелкие компании перекупают у крупных их старые разработки, жизненный цикл которых подходит к концу, либо создают новые лекар­ственные формы, меняя способ доставки препарата к месту действия. Некоторые компании, специализирующиеся на биотехнологиях, тоже пошли по этому пути, скупая препараты, уже вышедшие на рынок и способные принести мгновенную прибыль, чтобы за счет этой прибыли финансировать новые разработки.

Недавние слияния специализированных компаний:

  • Bradley + Bioglan;
  • QLT + Atrix;
  • Protein Design Labs + ESP Pharma;
  • Jazz + Orphan Medical;
  • MGI Pharma + Guilford;
  • OSI + Eyetech.

Японские компании

В Японии юридические формальности делают объединения компаний практически невозможными. Многие сделки отменяются на довольно поздних этапах. Однако по мере проникновения западных компаний на рынок этой страны японским производителям фармацевтической продукции приходится искать новые пути получения прибыли. Успех сопутствует крупным компаниям, например, Takeda, и поэтому в последнее время местные компании в Японии принялись объединяться между собой. Некоторые из этих объединений:

  • Kowa + Nikken Chemicals;
  • Yamanouchi + Fujisawa (= Astellas);
  • Nichiiko + Nippon Galen;
  • Daiichi + Sankyo;
  • Dainippon + Sumitomo Pharma;
  • Teikoku Hormone + Grelan (= Aska Pharma).

По мнению экспертов IMS, западные компании больше не будут приобретать японские фирмы, хотя многе из западных фирм сочли разумным полностью взять под свой контроль дочерние компании бывших СП (как в случае Merck&Co и Banyu). Кроме того, международные корпорации по-прежнему стремятся увеличивать свое присутствие на втором по величине фармрынке в мире.

Большинство специалистов считают исключением из правил приобретение компанией Roche 50,1% акций Chugai в 2002 г. Гораздо чаще происходит наоборот: японские фирмы расширяют географию своих операций за счет приобретения американских и европейских компаний. Например:

  • Kyorin + ActivX Biosciences (США);
  • Takeda + Syrrx (США);
  • Sosei + Arakis (Великобритания).

Крупные и мелкие компании

Один из самых распространенных типов объединения компаний: крупная фирма приобретает мелкую с целью заполнить пробелы в ассортименте продукции или в арсенале технологий. Некоторые из таких объединений начинаются со сделок по приобретению лицензий, другие просто эти сделки заменяют:

  • J&J: OraPharma, 3D Pharma, Scios, Transform, Peninsula;
  • Pfizer: Esperion, Angiosyn, Idun, Bioren, Vicuron;
  • Genyzme: SangStat, Ilex Oncology, Verigen, Bone Care International;
  • GSK: Corixa, ID Biomedical;
  • Amgen: Tularik, Abgenix (объединение еще не завершено);
  • AstraZeneca: KuDOS (объединение еще не завершено).

Кроме того, крупные фирмы в последнее время пересматривают свой ассортимент и все чаще стремятся пополнить его безрецептурными препаратами, для чего приобретают мелкие фирмы, специализирующиеся именно на выпуске препаратов, отпускаемых без рецепта. В начале 2006 г. компания Pfizer объявила о своих планах по «стратегическому развитию» отдела «потребительских» препаратов. Непосредственно перед тем Reckitt Benckiser приобрела Boots Healthcare International, Bayer — подразделение безрецептурных препаратов Roche, а Novartis — североамериканское подразделение потребительской продукции BMS.

Скорее всего, останутся популярными сделки, направленные на расширение географии деятельности крупных компаний, а в отдельных странах будут продолжаться объединения местных производителей с целью укрепления позиций на рынке.

Судя по объявлениям о предстоящих сделках в 2006 г., консолидация фармацевтической отрасли не замедляется. Serono ищет покупателя, SkyePharma получила предложение о слиянии, Altana ищет партнера, а Novartis выкупает оставшиеся 58% своего американского филиала Chiron, тем самым пролагая себе дорогу на рынок вакцин. Другие компании, такие как Pfizer и Amgen, тоже продолжают поиск выгодных сделок. Ходят упорные слухи о новых мегаобъединениях с участием таких гигантов, как AstraZeneca, GSK, Merck&Co, Novartis, Schering-Plough и Wyeth, но даже если эти слухи не подтвердятся, финансистам фармацевтического сектора отдыхать не придется.

Перевод Натальи Бродской www.open.imshealth.com





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика