Логотип журнала "Провизор"








Стратегия развития фармацевтического образования в Украине

Национальное совещание по вопросам стратегии развития высшего профессионального образования в здравоохранении Украины с участием экспертов ВОЗ и Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО) прошло в Киеве в начале декабря. Предметом обсуждения на совещании стала Концепция реформы медицинского образования в Украине. Документ четко определяет цели реформирования медицинского образования как соответствие требованиям практического здравоохранения, повышение качества подготовки медицинских кадров путем внедрения эффективной системы организации учебного процесса, а также гармонизацию отечественного медицинского образования с требованиями Евросоюза.

Иан Бейтс, профессор Школы фармации Лондонского университета, сделал обзор фармацевтического образования в Европе. По его мнению, учебные заведения должны сформулировать требования к специалистам, которых они готовят. Направленность услуг фармацевтической опеки непосредственно на пациентов подкреплена широкими научными исследованиями, а это в свою очередь выдвигает определенные требования к учебным планам как вузов, так и к системам последипломного образования, дистанционного обучения, курсов Ешко. Вузы должны подготовить фармацевтов, компетентных, квалифицированных, умеющих адаптироваться к постоянно изменяющейся обстановке, способных к непрерывному обучению. То есть основная цель учебного заведения — постоянный профессиональный рост (CPD) и обучение в течение всей жизни (LLL). Учебный план постоянно расширяется и углубляется. Нынешние экзамены вряд ли смогли бы успешно сдать специалисты, получившие диплом 10–15 лет назад, так как существенно вырос объем научных знаний.

Учебный план по специальности «фармация» переполнен, несмотря на это есть необходимость включения в программу новых предметов. Все это ведет к поверхностному подходу в преподавании дисциплин.

По мнению профессора Бейтса, сегодня недостаточно определена компетенция практического работника, происходит разделение профессионального развития и академических достижений. В ближайшем будущем планируется переоценка понятия «компетенция» в контексте высшего образования. Главное — дать возможность студентам управлять своим обучением, создать «карты знаний», которые сделают границы дисциплин ненужными.

Хотя дискуссия вокруг Болонского процесса не утихает в Европе, профессор Бейтс считает, что Болонский процесс — благо для всего высшего образования Европы.

Валентин Петрович Черных, ректор Национального фармацевтического университета, изложил структуру, достижения, стратегию, перспективы и проблемы развития фармацевтического образования в Украине.

В фармацевтической отрасли Украины сейчас работает 350 тыс. человек. В аптечной сети 28,8% работающих с высшим фармацевтическим образованием и 35% специалистов со средним специальным образованием. В химико-фармацевтической промышленности всего лишь 1–3% работников имеют высшее фармацевтическое образование. В Великобритании, Франции, Японии считают: на производстве количество специалистов с высшим образованием должно составлять 90%, что обеспечит эффективность в 1400%. НФаУ ставит перед собой задачу добиться того, чтобы в нашей фармацевтической промышленности было не менее 60% специалистов с высшим специальным образованием. Если 15 лет тому назад в Украине было 3 фармацевтических факультета (Фармацевтический институт в Харькове и фармацевтические факультеты в Запорожье и во Львове, при этом 80% выпускников оставались после окончания в этих городах), то сейчас в Украине 17 факультетов в ведении МЗ Украины и 3 — у Министерства образования и науки Украины.

Цель образования новых фармацевтических факультетов — закрепление кадров в регионах и повышение образовательного уровня региональной фармации. На сегодняшний день в Украине более 16 тыс. студентов обучаются по специальностям направления «фармация». Ежегодно в отрасль вливается 2 тыс. специалистов.

Количество фармацевтических факультетов и специальностей в Украине сопоставимо с показателями развитых стран, где в среднем, на один фармацевтический факультет приходится 3,2 млн. населения (в Украине 2,4 млн. чел.). По данным ВОЗ (2004 г.) в развитых странах на 10 тыс. населения приходится 6–17 фармацевтов и 17–60 врачей (4:1), в России — 0,7 фармацевтов и 42 врача (1:59); в Украине — 3,7 фармацевтов и 29 врачей (8:1). Если в Украине это соотношение только в два раза ниже, чем в развитых странах, то в России наблюдается острая нехватка фармацевтических кадров, которую украинские вузы готовы восполнить, взяв на себя подготовку фармацевтических кадров для России.

После распада Советского Союза Украина оказалась перед необходимостью создания новых специальностей, необходимых для фармацевтической промышленности. В НФаУ в 1992 г. была открыта специальность «технология фармацевтических препаратов», в 1997 г. — «технология парфюмерно-косметических средств», в 1998 г. — «клиническая фармация, в 1999 г. — «промышленная биотехнология», в 2005 г. — «экобиотехнология, биотехнология БАВ» и «административный менеджмент», а в 2005–2010 гг. появятся еще 5 специальностей. Присоединение Украины к Болонскому процессу совсем не пугает НФаУ, который уже фактически готов к переходу. Главный принцип, которым следует руководствоваться на пути к интеграции в европейское образовательное пространство, — разработка единых, достаточно высоких и конкурентоспособных на рынке труда стандартов образования. При этом необходимо не слепое копирование, а продуманное применение опыта других стран.

НФаУ — базовый вуз по координации работ по реализации Болонской декларации на фармацевтических факультетах Украины, основные направления работы которого состоят в следующем:

  • разработка Концепции реформирования фармацевтического образования, гармонизация содержания фармацевтического образования соответственно требованиям Болонской декларации;
  • внедрение кредитно-модульной системы организации учебного процесса ECTS с 2005 г. (бакалавр — 180– 240 кредитов, магистр — 240–360 кредитов), а также разработка на ее основе новых учебных планов и программ подготовки специалистов;
  • создание современных учебников и учебных пособий, тестовых заданий, компьютерных, контролирующих, диагностических программ (что на сегодняшний день действительно является проблемой);
  • внедрение двухступенчатой структуры высшего фармацевтического образования (бакалавр и магистр), а также реформа последипломного образования: реализация Концепции непрерывного образования.

Сравнительный анализ содержания учебных планов по специальности «фармация» показывает, что хотя в Украине количество дисциплин уменьшилось с 45 до 39, их число все равно больше, чем, например, в Канаде или в США. Уменьшение количества дисциплин в Украине до уровня этих стран требует перехода на самостоятельную работу, а это дорогостоящий процесс, к которому вузы пока что не готовы.

Аудиторная работа в учебных планах по специальности «фармация» составляет 28 часов, в то время как в Канаде 12–15, в Великобритании 16–19, в Германии 20–22. Планируется в ближайшем будущем обеспечить качество самостоятельной работы студентов и довести нагрузку до 22 часов в неделю. Дисциплины гармонизированы с европейскими. В новом учебном плане вместо аптечной технологии, технологии лекарств промышленного производства и технологии лекарственных косметических средств ввели дисциплину «фармацевтическая технология». Элективные дисциплины из учебных планов вузов Европы (Германии, Франции, Великобритании) введены в учебный план НФаУ. Проанализировав модели обучения в Европе и Америке, НФаУ определил канадскую модель как оптимальную. Что касается существующих вариантов обучения в рамках Болонской декларации, то вариант, при котором 3 года готовят бакалавров + 2 года магистратура + 1 год интернатуры, по мнению В. П. Черныха, неприемлем, поскольку в таком случае училища, техникумы и колледжи наводнят Украину эрзац-специалистами, если со стороны МЗ Украины и МОН Украины не будет осуществляться жесточайший контроль за выдачей лицензий. Второй вариант, при котором подготовка бакалавра длится 4 года + 1 год магистратуры + 1 год интернатуры (причем, необходимо разделить магистра-практика и магистра-теоретика, для которого предусмотрены 4 года обучения на бакалавра + 2 года собственно магистратуры), мало чем отличается от сегодняшней подготовки фармацевтов в Украине, составляющей 5 лет + 1 год интернатуры и для специалистов, и для магистров. Что касается выпускников училищ и колледжей, которые после двухлетнего обучения получают квалификацию младшего специалиста, продолжают обучение в вузе — четыре года, после чего становятся специалистами, пройдя обучение в интернатуре в течение одного года.

При преходе на Болонскую систему подготовка бакалавра будет длиться 4 года, магистра-практика — 4 года (бакалавр) + 1 год магистратуры + 1 год интернатуры, или 4 года (бакалавр) + 1,5 года магистратуры + 0,5 года интернатуры — итого 6 лет. Для магистра-теоретика — 4 года (бакалавр) + 2 года магистратуры, причем для работы в практической фармации достаточно одного года интернатуры. Эта схема обучения не требует дополнительных затрат. Для колледжей стоит предусмотреть 3 года обучения + год в университете + год магистратуры + год интернатуры. Бакалавр, подготовленный в колледже (училище) сможет работать только фармацевтом.

Дискуссионными остаются вопросы терминологии.

Квалификации в Европе сегодня выглядят таким образом: Германия — аптекарь, помощник аптекаря, фармацевт; Польша — фармацевт-техник, фармацевт; Словения — фармацевтический техник, фармацевт; Норвегия — фармацевт; Финляндия — фармацевт, провизор. В Украине — фармацевт, провизор, магистр фармации; в России — фармацевт-провизор; в Казахстане — ассистент фармацевта, фармацевт общей практики, фармацевт.

В Украине: бакалавр — фармацевт, магистр — провизор, в России наоборот: бакалавр — провизор, магистр — фармацевт. Чтобы говорить на одном языке, необходимо унифицировать терминологию хотя бы в постсоветском пространстве.

Очень разнообразно и обширно международное партнерство университета. Повышение мобильности студентов и преподавательского персонала для взаимного обогащения европейским опытом — одно из важнейших заданий университета на современном этапе.

В Украине обучаются 30 тыс. иностранных студентов из 110 стран: из 28 стран Европы, 40 стран Азии, 30 стран Африки и 12 стран Латинской Америки.

В НФаУ обучаются более тысячи студентов из 39 стран мира. Послеследипломное образование в Украине осуществляется в четырех центрах: Национальный фармацевтический университет, Запорожский государственный медицинский университет, Львовский национальный медицинский университет и Киевская медицинская академия последипломного образования. Существует более 60 программ с продолжительностью подготовки от 72 до 312 часов. Ежегодно повышают квалификацию в Украине 16700 специалистов фармации. Разработаны главные направления усовершенствования системы последипломного образования.

На сегодняшний день в фармацевтическом образовании Украины осуществлены:

  • переход на двухуровневую подготовку фармацевтических кадров;
  • внедрение кредитно-модульной организации учебного процесса;
  • разработка новых учебных планов в кредитах ECTS и доведение учебной нагрузки до 60 кредитов в год и 360 кредитов в течение 6 лет обучения для студентов фармацевтических факультетов;
  • структурирование программ учебных дисциплин в кредитах и модулях, проведение итогового контроля по завершении изучения модуля или блока модулей без расхода бюджетного времени на проведение экзаменационных сессий;
  • введение рейтинговой многобалльной системы оценивания знаний студентов и конвертация ее в национальной и европейской системе с сентября 2005 г.;
  • согласование названий и принципов преподавания основного блока дисциплин учебного плана с дисциплинами стран ЕС и мира;
  • создание современных учебников и учебных пособий, тестовых заданий, компьютерных обучающих, контролирующих и диагностических программ.

В планах на 2005–2010 гг. приоритетом в интеграции с европейской образовательной системой остается сохранение традиций и опыта отечественного фармацевтического образования. Главные направления деятельности:

  • продолжение работы по реализации Концепции развития высшего фармацевтического образования Украины в соответствии с принципами Болонского процесса;
  • координация деятельности фармацевтических факультетов;
  • заключение межуниверситетских соглашений НФаУ с высшими фармацевтическими и медицинскими учебными заведениями Европы;
  • разработка и внедрение единой системы подготовки фармацевтических кадров в вузах СНГ;
  • адаптация и гармонизация с вузами Европы сроков подготовки, содержания учебных планов, программ, квалификаций;
  • стажировка преподавателей, аспирантов на фармацевтических факультетах вузов Европы;
  • совместные научные исследования с зарубежными вузами;
  • обмен студентами.

Дискуссия участников совещания обнажила самые болевые вопросы украинского фармацевтического образования: подготовка бакалавров в средних специальных учебных заведениях, специализация в вузах, подготовка специалистов на факультетах с заочной формой обучения.

Как известно, в Европе нет степени бакалавра в фармации, только магистр. Нет также и специализации с первого курса. Есть одна специальность — «фармация», а специализация начинается с третьего курса по трем специальностям: аптечная, клиническая и промышленная фармация.

Участники совещания не пытались определить, какая из систем образования лучше. Каждая страна имеет свои национальные, экономические и другие особенности, исходя из которых и сложилась ее система образования. Страны ЕС в 2005 г. приняли директиву по признанию квалификаций специалистов в области здравоохранения, включая специалистов в области фармации. Согласно директивам ЕС, подготовка по специальности «фармация» должна составлять не менее пяти лет. Директивы ЕС не дают никаких общих рекомендаций относительно систем последипломного образования, потому что каждая страна ЕС и всего европейского региона создала свой, не согласованный с другими странами, перечень специальностей. Есть общий подход к подготовке в области фармации, абсолютное большинство стран называют специалиста фармацевтом. На совещаниях, проходящих с участием экспертов ВОЗ, вопросы терминологии неоднократно обсуждались, и многие пришли к выводу, что специалист в области фармации должен называться фармацевтом, а не провизором.

Но, какими бы индивидуальными ни были подходы разных стран, гармонизация необходима, хотя бы в пределах двадцати пяти стран ЕС.

Ольга Бронникова





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика