Логотип журнала "Провизор"








Буковель определяет сегодняшний день и будущее фармации

На несколько дней, в период с 12 по 16 декабря, Буковель (Ивано-Франковская область) — один из известнейших горнолыжных курортов Украины — стал местом сбора отечественной фармацевтической общественности. В эти дни там проходило совещание-семинар «Сегодняшний день и будущее фармации» при участии представителей властных структур, генеральных директоров областных, городских объединений, предприятий «Фармация», руководителей департаментов и начальников управлений, заведующих аптек, начальников служб и менеджеров ведущих предприятий, работающих на фармацевтическом рынке Украины. Организатором мероприятия выступило ГАК «Ліки України».

В приветственном слове председатель правления ГАК «Ліки України» Л. В. Титенко предложила рассмотреть широкий спектр вопросов фармации. Она осветила отдельные проблемы фармацевтического рынка Украины и пути их решения. Одной из главных задач, стоящих сегодня перед экономикой Украины, Лариса Васильевна назвала дебюрократизацию, то есть разработку механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики. Для этого, в соответствии с Указом Президента от 01.06.2005 г. № 901/2005 «О некоторых мерах по обеспечению осуществления государственной регуляторной политики», в сфере разработки и реализации государственной политики привлекается общественность: создаются комитеты, организации, движения общественного контроля, ассоциации, альянсы и т. д. В задачи административной реформы также включена передача некоторых функций государства саморегулирующимся организациям, чтобы «разгрузить» его от тех вопросов, которые не требуют его непосредственного участия, и возможно сохранение только функции контроля. Но передать эти вопросы непосредственно в руки бизнеса невозможно, поэтому ставится вопрос о постепенной передаче их саморегулирующимся организациям. Что же такое саморегулирование? В общепринятом понимании — это самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской деятельности, целью которой является разработка и установление норм и стандартов, а также контроль за исполнением этих норм и законодательства в целом. Т. е. саморегулирующиеся организации должны стать промежуточным звеном между государством и рынком. Профессиональные ассоциации также можно считать саморегулирующимися организациями, но при исполнении ими определенных функций:

  • разработка и установление системы норм и стандартов деловой практики;
  • мониторинг исполнения этих норм и стандартов;
  • контроль и разработка системы штрафных санкций;
  • несудебная процедура разрешения споров, конфликтов, как внутри организации, так и между саморегулирующей организацией и потребителями.

Мировой опыт предусматривает такие виды саморегулирования: делегированное (государство может передать функцию лицензирования отдельных видов деятельности), добровольное (предприятия и организации отрасли договариваются между собой и устанавливают правила работы на рынке), а также смешанный тип.

Применительно к фармацевтической отрасли, которая с 90-х годов стремительно развивается, можно отметить, что государство не успевает в полном объеме отслеживать развитие фармацевтического рынка и издавать законодательные акты, способствующие его наиболее гармоничному движению вперед. Поэтому отставание государственного регулирования может быть компенсировано за счет зрелости операторов рынка, которые объединятся в саморегулирующиеся организации.

Заведующая кафедрой организации экономики фармации НФаУ, профессор А. С. Немченко в своем выступлении «Проблемы ценообразования и доступности лекарственных средств в ракурсе реформирования здравоохранения и фармации» отметила основные тенденции, наблюдаемые в смене приоритетов на фармацевтическом рынке Украины. Если еще в конце ХХ в. существовали приоритеты здравоохранения по отношению к фармации, и решение текущих проблем фармации и здравоохранения шло преимущественно параллельными путями — то уже сейчас наблюдается установление их равноправного положения, формируется единый подход в решении проблем фармации и здравоохранения. С приходом нового столетия в отношении ценообразования также произошли существенные изменения. Всего несколько лет назад цена на лекарственный препарат являлась категорией неизменной и приоритетной. Теперь же она определяется необходимостью получения определенного фармакотерапевтического эффекта и формируется с учетом вложенных в его разработку инвестиций. Немаловажно, что в настоящее время ценообразование не регулируется со стороны государства, а устанавливается конкурентным образом производителями.

Далее А. С. Немченко дала краткую характеристику регулируемых перечней лекарственных средств и остановилась на вопросах принятия Дорожной карты системы здравоохранения (фармацевтического сектора) Украины. В частности, в краткосрочной перспективе (2005–2006 гг.) этого документа предлагается уменьшение стоимости основных лекарственных средств для населения Украины и внедрение системы компенсации. Кроме того, заложено уменьшение стоимости закупки лекарственных средств, определенных государственными целевыми программами, а также закупаемых за бюджетные деньги. По мнению А. С. Немченко, реализовать эту программу возможно, придерживаясь основных принципов ценообразования: обоснованности, прозрачности, гласности в формировании системы оптовых и розничных цен на лекарства. Приоритетными направлениями совершенствования ценообразования на лекарственные средства Алла Семеновна назвала:

  • проведение систематического мониторинга оптовых цен производителей (таможенной стоимости), оптово-отпускных цен оптовых и розничных цен, а также показателей доступности лекарств;
  • создание регистрации оптовых цен производителей (таможенной стоимости), ведение Государственного реестра оптовых цен производителей;
  • нормативно-правовое определение понятия оптовая цена производителя (доработать Постановление КМ Украины от 16.11.2001 г. № 1499);
  • формирование информационной базы данных отечественных и мировых цен производителей основных лекарственных средств;
  • разработка эффективного социально-экономического механизма регулирования системы цен, внедрение ценовой политики единых розничных цен на основные лекарственные средства.

На практическом примере А. С. Немченко показала, что на уровень розничных цен на лекарства влияют, в первую очередь, цены производителя. Государственное регулирование только торговых наценок не сможет сделать цены обоснованными, а лекарства доступными.

Вопросам легального оборота наркотических средств и психотропных веществ было посвящено выступление начальника Управления контроля за деятельностью субъектов хозяйствования в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров Комитета по контролю за наркотиками В. В. Таринского. Так, по его утверждению, единственным специально уполномоченным компетентным органом в сфере контроля оборота в Украине наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров является представляемый им комитет. Комитетом разработан и в скором времени будет предложен к широкому обсуждению фармацевтической общественности проект Приказа Государственного комитета предпринимательства и Министерства здравоохранения Украины «О внесении изменений и дополнений в Лицензионные условия проведения хозяйственной деятельности по разработке, производству, изготовлению, сохранности, перевозке, приобретению, передаче, ввозу, вывозу, отпуску, уничтожению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров». Проект этого нормативного акта предложен во исполнение Постановления Кабинета Министров Украины от 18 августа 2005 г. № 750, в соответствии с которым функции по лицензированию деятельности субъектов хозяйствования в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров переходят от Государственной службы к Комитету по контролю за наркотиками. Цели проекта:

  • нормирование деятельности субъектов хозяйствования в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • определение адекватного и структурированного перечня лицензионных требований к субъектам хозяйствования;
  • совершенствование государственного регулирования государственной фармацевтической опеки;
  • создание прозрачных и благоприятных условий для проведения субъектами хозяйствования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

«Взаимодействие Государственной инспекции по контролю качества лекар­ственных средств с субъектами хозяй­ственной деятельности в рамках обеспечения качества медицинских препаратов на фармацевтическом рынке Украины» — так назывался доклад и. о. начальника отдела Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств Н. В. Гуцал. «Система обеспечения качества лекарственных средств на фармацевтическом рынке Украины состоит из государственных органов и ведомственного контроля, т. е. института уполномоченных лиц субъектов предпринимательской деятельности. Основным аспектом деятельности Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств Министерства здравоохранения Украины как раз и является контроль за следованием субъектами хозяйствования нормам и требованиям действующего законодательства в области качества лекарственных средств». Далее Н. В. Гуцал коротко ознакомила присутствующих с результатами работы инспекции в этом направлении за 9 месяцев 2005 г. По данным статистики, на сегодняшний день в Украине функционирует 5160 субъектов хозяйствования, в состав которых входят:

  • 8905 аптек;
  • 5282 аптечных пунктов;
  • 6705 аптечных киосков;
  • 1064 аптечных складов;
  • 7898 лечебно-профилактических учреждений.

Территориальными Государственными инспекциями по контролю качества в областях Украины, АР Крым, в городах Киев и Севастополь за 9 месяцев 2005 г. охвачено проверками 4114 субъектов хозяйствования, что составляет около 80% всех зарегистрированных. Среди нарушений, выявленных во время проверок, 33,6% составляют нарушения нормативных условий хранения лекарственных средств, 14,5% — несоответствие сооружений, помещений и оборудования установленным требованиям, 14,7% — несоблюдение санитарно-гигиеническим нормам и 12,4% — выявленные в обороте запрещенные к реализации в Украине лекарственные средства. Еще одним важным направлением деятельности Государственной инспекции, в значительной мере зависящего от взаимодействия со всеми субъектами фармацевтического рынка, является выявление и исключение из оборота некачественных, незарегистрированных и фальсифицированных лекарственных средств. Для точного и правильного понимания самого понятия фальсифицированных лекарственных средств ему было дано четкое определение: «лекарственные средства, которые умышленно неправильно промаркированы относительно идентичности и названия производителя». Фальсифицированными могут быть оригинальные и генерические препараты, содержащие ингредиенты в соответствующем или в несоответствующем составе, без действующих веществ, с недостаточным их количеством или в поддельной упаковке. В выступлении Н. В. Гуцал прозвучала серьезная озабоченность тем, что анализ ситуации с фальсифицированными лекарственными средствами в результате проводимых проверок свидетельствует о наличии определенных негативных тенденций. К особенностям фальсификации ряда препаратов относится то, что контрафакт­ная продукция выявлена в виде мягких лекарственных форм с использованием туб в качестве первичной упаковки, не определен состав лекарственных средств или занижено количество дей­ствующих веществ, однако маркировка соответствует оригинальному препарату, номера серий совпадают с оригинальными. Поэтому, для того чтобы пресечь попадание в аптечную сеть некачественных и фальсифицированных лекарств, необходимо придерживаться требований Инструкции о порядке контроля качества лекарственных средств во время оптовой и розничной торговли (Приказ МЗ Украины от 30 октября 2001 г. № 436).

Правовому регулированию процедуры государственной регистрации (перерегистрации) лекарственных средств в Украине было посвящено выступление сотрудника департамента регистрации и экспертизы лекарственных средств Государственного фармакологического центра Министерства здравоохранения Украины В. В. Коляды.

Заместитель генерального директора Черниговского областного коммунального предприятия «Ліки України» Т. Н. Зименко осветила проблемы неэффективного использования аптечной сети коммунальной собственности. Об основных тенденциях фармацевтического рынка Луганщины рассказал генеральный директор Луганского ОКП «Фармации» О. П. Гудзенко.

Кроме того, состоялось несколько выступлений-презентаций. В частности, начальник службы дистрибьюции и отгрузки лекарственных средств Е. Д. Масалова и начальник розничного отдела О. М. Радковская представили корпорацию «Артериум»: философию, политику и препараты корпорации. «Дюрогезик (фентанил ТТС) — новое лекарственное средство для обезболивания» — так назывался доклад менеджера по работе с ключевыми клиентами фирма «Янссен-Силаг» И. И. Городецкого. Состоялась презентация индийской фирмы «Rusan Pharma», зарегистрированной в Украине. Представитель фирмы «Rusan Pharma» О. М. Золотарев и директор фирмы «Pharmacare LTD» Ананд Пракаш рассказали о рецептурной и безрецептурной группах лекарственных средств производства компаний.

 




 

Несколько дней плодотворной работы пролетели незаметно. Кроме прослушивания докладов и вступлений, все присутствующие имели возможность подискутировать и пообщаться в неформальной обстановке. Однако все разговоры, так или иначе, возвращались к обсуждению проблем отечественной фармацевтической отрасли. Причем не только ее нынешнего состояния, но и попыткам спрогнозировать грядущее реформирование. В таких беседах находились неразрешимые, на первый взгляд, пути более эффективного использования аптечной сети коммунальной собственности.

И еще одно. Хочется верить, что настойчивые призывы председателя правления ГАК «Ліки України» Л. В. Титенко объединяться в саморегулирующие организации и выносить возникающие проблемы на широкое обсуждение фармацевтической общественности найдут отклик у всех участников совещания.

Татьяна Трофимова





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика