Логотип журнала "Провизор"








Перспективы развития мирового и европейского рынков витаминов и минералов

Наш организм нуждается в витаминах на протяжении всей своей жизни. В весенний период такая потребность обостряется. Осведомленность людей о пользе и необходимости потребления витаминов, особенно в комплексе с минералами, растет. Поэтому все мы проявляем интерес к этой теме, прежде всего, как потребители. Повышенный интерес потребителей витаминов и минералов имеет определенное влияние и на развитие рынка этих препаратов. Интересные факты о современном состоянии рынка витаминно-минеральных комплексов в мире, о тенденциях и перспективах его развития в Украине представила на конгрессе «Лекарства и жизнь» Моника Рефлак, главный продакт-менеджер по витаминным препаратам компании КРКА.

В общем объеме мирового фармацевтического рынка ОТС-препаратов витаминно-минеральным комплексам принадлежит 28%, что составляет 15426 млн долл., индекс роста этого сегмента составляет 102. Анализ индексов роста за последнее время дает возможность прогнозировать развитие рынка. По прогнозам к 2007 году объем продаж в этом сегменте на мировом глобальном рынке возрастет до 18195 млн долл., (индекс роста 118), к 2012 г. — до 21948 млн долл. (индекс роста — 143). Внутри самой категории витаминно-минеральных комплексов рынок сегментируется таким образом: динамично развивается сегмент минералов; его доля составляет 16%, индекс роста — 108; сегмент витаминно-минеральных комплексов несколько отстает в росте, его индекс — 106, при этом занимает 19%, сегмент просто витаминов стабилен, его индекс — 100, доля — 18% (рис. 1).

 

Рисунок 1. Сегментирование мирового рынка ОТС-препаратов

 

Подобная динамика продаж характеризует в основном рынки развитых стран. Есть основания считать, что эта тенденция сохранится, индекс роста будет достаточно высок, но не настолько высоким, каким он будет в Восточной Европе. В США и Западной Европе деятельность по выведению новых препаратов в этом сегменте пока не очень активна. Более чем 95% рекламных кампаний по продвижению новых препаратов провалились. Причина этого — в доверии потребителей широко известным торговым маркам, представленным на рынке. Что касается характеристик современного мирового рынка витаминов в целом, то прежде всего обращает на себя внимание глобализация, которая коснулась многих сфер экономики. Так, тенденции, наметившиеся сегодня, показывают, что выход на витаминный рынок новых игроков становится все более и более затруднительным. С одной стороны, это связано с прочно устоявшимся имиджем нескольких крупных производителей витаминов, имеющих высокий уровень доверия у потребителей. Рынок витаминов перенасыщен, и выведение новых торговых марок требует значительных капиталовложений. С другой стороны, реклама необходимости витаминотерапии порой строится на страхе перед возможными негативными последствиями отказа от приема витаминов, что неизменно влечет за собой снижение доверия к такой рекламе в целом.

Рост продаж витаминно-минеральных комплексов в Западной Европе замедлился, несмотря на то, что пробиотики, витаминно-минеральные препараты и препараты для активных людей старшего возраста (старше 50 лет) по-прежнему хорошо продаются. В отношении витаминов и поливитаминов наблюдается спад, так как потребители отдают предпочтение витаминно-минеральным комплексам. Растущая осведомленность женщин об остеопорозе стимулирует продажу препаратов кальция.

Объемы продаж категории витаминно-минеральных комплексов на рынке ОТС-препаратов Центральной и Восточной Европы занимают долю в 25% (на 3% ниже, чем в мире), индекс роста составляет — 107 (на глобальном мировом рынке только 102). Это говорит о высоком потенциале развития рынка. Можно предположить, что развитие рынка будет достаточно быстрым, и в ближайшее время он достигнет показателей мирового рынка (на 3%). Сегодня рынок Восточной Европы развивается намного динамичней, чем западный. Существуют определенные трудности в регуляторной сфере, особенно для тех стран, которые в 2004 году стали членами ЕС. Их присоединение является основной причиной реформы регистрационного регламента (регуляторных правил). Мультинациональные корпорации быстро и агрессивно проникают и фрагментируют эти рынки, поэтому проблемы возникнут в основном у мелких производителей, которые будут вынуждены в сжатые сроки переоборудовать производство в соответствии со стандартами GMP. Правительства этих стран играют решающую роль в развитии рынка ОТС-препаратов и культуры самолечения. Цены на товары местных производителей значительно ниже цен импортированных препаратов. Для рынков Центральной и Восточной Европы характерно, что генерики под уже зарекомендовавшей себя торговой маркой имеют большое влияние и доминируют во многих категориях. Аптечные сети становятся сильнее, процент их продаж значительно растет. Растет также и частота слияний и поглощений одних компаний другими. Производители стран Восточной Европы обязаны в ближайшем будущем привести производство в соответствие со стандартами GMP. Выпуск на рынок новых витаминно-минеральных препаратов (брендов) требует больших капиталовложений. Все это актуально и для Украины.

Расходы на покупку витаминно-минеральных комплексов в Украине в год на душу населения составляют 0,4 долл. По этому паказателю Украина уступает не только европейским странам, но и ряду стран СНГ — России и Беларуси (рис. 2). Едва ли возможно, чтобы продажи в ближайшее время выросли до уровня Германии (9,87 долл.) и Франции (6,18 долл.), но вполне вероятно, что они вырастут до 3 долл. в год. Объем продаж витаминно-минеральных комплексов в Румынии, Чехии, Польше, Болгарии значительно увеличивается, в странах Балтии тоже будет наблюдаться рост, но не такой динамичный, в Украине в 2004 году продажи составили 15,10 млн долл., прогноз на 2005 год — 13,70 млн долл., 2006 год — 15,10 млн долл., 2007 год — 15,50 млн долл. Для сравнения: в России в 2004 году — 200,00 млн долл., в 2005 году — 193,00, в 2006 — 230,00, в 2007 — 250,00.

 

Рисунок 2. Расходы на покупку витаминно-минеральных комплексов в Европейских странах

 

Восточная Европа имеет наибольший потенциал роста продаж, но необходимо повысить осведомленность общественности о важности потребления витаминов и минералов, поскольку этот рынок сегментируется в зависимости от субъективных потребностей. В информированности потребителей важная роль принадлежит врачам и фармацевтам. Доверие потребителей к известным брендам укрепляется и имеет на этом рынке большое значение.

Ольга Бронникова





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика