Логотип журнала "Провизор"








Правовая защита интеллектуальной собственности в Украине

ІІ Профессиональная конференция «Защита права промышленной собственности» прошла в Киеве 10 ноября. Организатором конференции выступила компания Conference House. Для предприятий фармацевтической отрасли проблема защиты интеллектуальной собственности стоит особенно остро в связи с высокими затратами на разработку лекарственных препаратов и агрессивностью конкурентной среды. Ведущие специалисты в области охраны прав на интеллектуальную собственность поделились своим опытом с участниками конференции.

Максим Коваль, патентный поверенный, патентное бюро «Коваль и Партнеры», в докладе «Особенности международной регистрации знаков для товаров и услуг (торговых марок)» рассмотрел все возможные виды регистрации торговых марок.

Закрепить свое лидерство в процессе продвижения товаров не только в своей стране, но и за рубежом возможно только одним способом — закрепив соответствующим образом свою торговую марку в стране сбыта продукции или услуг. Различные государства предлагают различные требования к процедуре регистрации и поддержания товарных знаков в силе.

Национальная торговая марка предлагает защиту, ограниченную рынком одной страны; Единая торговая марка Сообщества предлагает защиту для всего рынка в пределах Европейского союза; Международная торговая марка (Мадридское соглашение и Мадридский протокол) удовлетворяет специфические потребности тех, кто желает получить защиту в странах и вне Европейского экономического сообщества. При этом эти типы регистрации торговой марки не являются взаимоисключающими.

Каждая из этих процедур имеет недостатки и преимущества. Регистрация знака согласно национальной процедуре является самым простым средством защитить свой знак за рубежом. Подача заявки на регистрацию товарного знака

в национальные ведомства требует перевода заявки на официальный язык государства, выплаты гонораров патентным поверенным и уплаты пошлины в каждом из государств в соответствии с конкретными требованиями законодательства каждой страны. Украинские заявители имеют право подавать свои заявки без обязательного представления интересов патентными поверенными только в Российской Федерации и Беларуси. При этой процедуре заявитель может пользоваться правом приоритета Парижской конвенции, т. е. в течение полугода после подачи заявки в любой из стран этой конвенции расширить ее с сохранением конвенционного приоритета на любое количество стран-участниц конвенции.

В рамках Парижской конвенции 14 апреля 1891 года было подписано Мадридское соглашение о Международной регистрации знаков, которое вступило в силу в 1892 году. В 2005 году количество стран-участниц соглашения достигло семидесяти восьми. Срок действия зарегистрированного в Международном бюро знака составляет 10 или 20 лет с возможностью неоднократного его продления на 10 или 20 лет.

Международная регистрация знаков путем подачи заявки по Мадридскому соглашению экономически намного выгоднее, чем подача отдельных заявок по национальной процедуре. Основная пошлина за подачу заявки по Мадридскому соглашению составляет 653 швейцарских франка и дополнительная пошлина за указание одной страны — 73 швейцарских франка (470 евро).

В 1989 году был принят договор, озаглавленный как «Протокол Мадридского соглашения о Международной регистрации торговых марок». В его основу лег измененный текст соглашения от 1891 года. В документ внесены следующие изменения:

  • международная регистрация может основываться как на национальной регистрации, так и на национальной заявке (заявка по месту жительства);
  • предельный срок, в течение которого страна может отказать в предоставлении охраны международному знаку продлен до 18 месяцев; если отказано в международной регистрации, то международная заявка может быть превращена в национальную с сохранением приоритета;
  • могут взыскиваться международные пошлины; английский язык признается официальным.

Согласно Мадридскому соглашению, все документы подаются на французском языке, а оплата пошлин производится в швейцарских франках.

В 1996 году была создана новая система охраны торговых марок на общеевропейском уровне, получившая название Единой торговой марки Европейского сообщества. Органом регистрации Единой торговой марки Европейского сообщества является Офис по гармонизации на внутреннем рынке (The office for Harmonization in the Internal Market — ОНІМ), расположенный в испанском городе Аликанте.

Главные преимущества регистрации Единой торговой марки Европейского сообщества заключаются в том, что она дает унитарную и исключительную защиту. Единый порядок регистрации обеспечивает надежную защиту во всем Европейском союзе. Привлекательны также упрощенные процедуры регистрации. Стоимость регистрации европейской торговой марки достаточно высока и составляет не менее 3700–4000 евро.

Торговая марка, заявленная на регистрацию, должна обладать всеми необходимыми признаками на всей территории ЕС. Ее единый характер делает невозможной регистрацию, если причины для отказа в регистрации существуют хотя бы в одном из государств, входящих в ЕС.

По состоянию на 30.09.2005 г. «фармацевтические, ветеринарные препараты, детское питание, материалы для стоматологии и протезирования и т. д.» — товары и услуги, относящиеся к 5 классу МКТУ, занимают первое место в регистрации для Украины по процедуре Мадридского соглашения и протокола и восьмое место по процедуре ТМС.

Юрий Радзиевский, начальник юридического отдела компании «Юнимилк Украина» в своем докладе «Способы защиты права собственности на торговые марки (знаки для товаров и услуг)» изложил превентивные способы защиты права на торговую марку до и после факта нарушения.

Основанием для предоставления правовой охраны торговых марок в Украине является государственная регистрация. Результатом государственной регистрации является выдача охранного документа.

В Украине этим документом является свидетельство на знак для товаров и услуг. Распространить правовую охрану своей торговой марки на все виды товаров и услуг, не ограничиваясь перечнем, для которых марка была зарегистрирована, можно, придав торговой марке статус «общеизвестной». Но далеко не каждая торговая марка может получить такой статус и, соответственно, такую правовую защиту.

В случае нарушения права на торговую марку первый шаг — это обращение к нарушителю с требованием прекратить нарушение прав владельца торговой марки. К сожалению, на практике правообладатели часто не задумываются о том, что в действиях нарушителей их прав злой умысел может попросту отсутствовать, и такие действия осуществляются просто по причине неосведомленности о существовании прав у других на используемые обозначения. Обращаясь в суд для защиты права на торговую марку, заявитель, как правило, стремится не наказать нарушителей, а, прежде всего, возместить нанесенный материальный и моральный ущерб.

Административные способы защиты права на торговую марку заключаются в обращении в соответствующие компетентные государственные органы (несудебные)

с заявлением о нарушении прав на торговую марку. Возможно также обращение с заявлением о незаконном использовании торговой марки в органы Антимонопольного комитета Украины. При использовании этого способа защиты в обязательном порядке должно быть выдержано условие относительно наличия конкуренции между заявителем и нарушителем.

Диана Портная, партнер Международной патентно-юридической фирмы «ДиЛ Консалт», изложила «Альтернативные способы урегулирования конфликтов, связанных с неправомерным использованием торговых марок». По статистике, разрешение споров в сфере интеллектуальной собственности путем мировых соглашений в США достигает 95%, в Европе — 85%, в Украине этот показатель составляет менее 30%. По ее мнению, необходимо исходить из того, что суд — это последнее место, в котором желали бы оказаться противники. Поэтому необходимо выбрать иной способ урегулирования.

В частности, метод медиации. Медиация — это процесс, где третья сторона, нейтральный посредник, один или несколько, помогает в разрешении спора двум или более сторонам. Роль медиатора — облегчить общение сторон, помочь сфокусировать внимание на реальных причинах спора, помочь генерировать и определять креативные варианты решения спора.

Вопросам правовой охраны торговой марки в Интернете посвятил свое выступление Юрий Лазуренко, начальник юридического отдела фирмы «Чернявский и Партнеры». Эффективность правовой охраны интеллектуальной собственности в Интернете зависит от нескольких факторов. Это, прежде всего, нормативно-правовая база, регулирующая правоотношения в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности. Во-вторых, соответствующая инфраструктура как государственных, так и общественных учреждений. И, конечно же, действенный правовой механизм защиты интеллектуальной собственности.

Ирина Кожарская, первый заместитель директора по вопросам экспертизы, Украинский институт промышленной собственности «Укрпатент», изложила «Некоторые практические вопросы о признании знака хорошо известным в Украине Апелляционной палатой Госдепартамента». Согласно

с Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (в редакции Закона Украины от 22.05.2003), охрана прав на хорошо известный знак в Украине осуществляется согласно со статьей 6 bis Парижской конвенции. Знак может быть признан хорошо известным в Украине как в судебном, так и в административном порядке, а именно Апелляционной палатой — коллегиальным органом Министерства образования и науки Украины. Что касается решений Апелляционной палаты, то оно может быть опротестовано в судебном порядке. Сегодня Апелляционной палатой хорошо известными в Украине признаны двенадцать знаков, среди которых названия лекарственных препаратов: «Корвалол», «Аспирин», «Aspirin», «Аспірин», «Но-шпа».

Представители фармацевтических фирм, присутствовавшие на конференции, поделились с нами своими проблемами.

Владимир Мощич, менеджер по регуляторным и медицинским вопросам компании Sanofi-Aventis: «В своей практике мы постоянно сталкиваемся с необходимостью защиты торговой марки наших продуктов, их патентной защиты в Украине.

Компания Sanofi-Aventis — брэндовая компания, занимающаяся разработкой и созданием новых инновационных лекарственных препаратов. Общеизвестный факт, что создание нового препарата на сегодняшний день — это длительный процесс продолжительностью до 10 лет, требующий финансовых затрат, исчисляемых сотнями миллионов долларов. То есть интеллектуальная собственность компании-разработчика, будь то конечный продукт — действующее вещество или способ его получения, имеют очень высокую стоимость, что диктует необходимость различных методов защиты.

Это и защита торговой марки, и патентная защита как в стране-производителе, так в частности и в Украине, где работает представительство компании Sanofi-Aventis.

Западные фармацевтические компании патентуют свою продукцию, в первую очередь, в Европе и в США, т. е. в странах, где коммерческая активность и интерес фармацевтических компаний самые высокие. Широкому кругу читателей известна ситуация с защитой компанией «Байер» торговой марки «Аспирин», препарата со 100-летней историей. Это лишь один пример, однако в фармацевтической отрасли подобных примеров множество. В последнее время с ростом фармацевтического рынка Украины, с увеличением присутствия и активности ведущих фармацевтических компаний — производителей оригинальных препаратов в Украине, все более актуальным становится вопрос защиты их интеллектуальной собственности и в Украине.

Представительство компании Sanofi-Aventis в Украине проводит работу с компетентными организациями по подготовке и подаче заявок на патентную защиту действующего вещества и способа его получения, а также торговых марок брэндов.

На корпоративном уровне нашей компании эти вопросы являются приоритетными. На практике осуществляется защита интеллектуальной собственности компании по основным направлениям, а также обеспечивается курирование оригинального фармацевтического продукта во время его жизненного цикла. Это не только получение патента и защита торговой марки, но и комплексное обеспечение параметров качества продукта, начиная от его создания и до этапа снятия с продаж.

На сегодняшней конференции представляют интерес вопросы организации и ведения защиты торговых марок, законодательной базы в Украине. Опыт в этом направлении юридических компаний, патентных поверенных в Украине, и поиск возможного сотрудничества в вопросах защиты интеллектуальной собственности компании Sanofi-Aventis в Украине способствовали нашему решению участвовать в работе конференции».

Виктор Романюк, заместитель председателя правления ЗАО «Индар»: «Завод занимается активным внедрением новых форм лекарственных средств, поэтому изучение всех тонкостей регистрации торговых марок является актуальным. Очень интересно знать, как сегодня в Украине регулируется рынок интеллектуальной собственности, — в этом интерес к конференции. Завод имеет опыт отстаивания своих прав на интеллектуальную собственность, к счастью, пока что все вопросы удавалось урегулировать путем переговоров».

Ольга Бронникова





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика