Логотип журнала "Провизор"








Аудит фарминдустрии: 2004 год в таблицах

По материалам статьи Trombetta Bill. 2005 Industry Audit/Pharmaceutical Executive, 1 сент. 2005 г.

Традиционно фарминдустрия считается элитной областью с точки зрения получения сверхприбылей. Однако, если внимательно посмотреть на цифры, становится очевидно, что фармацевтический сектор понемногу сбрасывает обороты. Показатели роста объема фармацевтического рынка постепенно снижаются: в 2004 г. совокупный объем рынка составил 550 млрд. долл., что на 7% больше, чем в 2003 г., в то время как рост объема рынка с 2002 по 2003 г. составлял 9%. Объем продаж лекарственных препаратов в США в 2004 г. достиг 235,4 млрд. долл., что на 8,3% больше, чем в 2003 г., а рост объема рынка по сравнению с 2002 г. составил 11,5% (по последним данным IMS Health, на долю США приходится 46% объема мирового фармацевтического рынка).

В рейтинге журнала Fortune фармацевтическая отрасль заняла 28 место из 42 по росту годового дохода. Для фарминдустрии этот показатель составил 7%, в то время как средний рост годового дохода по всем отраслям промышленности — 10,3%. Положение с прибыльностью отрасли еще хуже: фарминдустрия заняла лишь 40 место из 42, так как ее прибыльность не только не увеличилась, но и снизилась на 5,2%. При этом средний показатель роста прибылей по всем отраслям составил 20,3%.

Таблица 1. Рейтинг компаний

1 Amgen 902
1 Genentech 902
3 Forest 808
4 Johnson&Johnson 765
5 Novartis 708
6 Pfizer 703
7 Abbott 699
8 Merck 649
9 Lilly 623
10 GlaxoSmithKline 589
11 AstraZeneca 566
12 Biogen 555
13 Wyeth 549
14 Bristol-Myers Squibb 537
15 Schering-Plough 391
16 Sanofi-Aventis 315

Таблица 2. Годовой доход от продажи фармацевтической продукции, млрд. долл.*

1 Pfizer 46,13
2 GlaxoSmithKline 31,38
3 Sanofi-Aventis 30,92
4 Johnson&Johnson 22,13
5 Merck 21,49
6 AstraZeneca 21,43
7 Novartis 18,50
8 Bristol-Myers Squibb 15,48
9 Wyeth 13,96
10 Abbott 13,76
11 Lilly 13,06
12 Amgen 10,60
13 Schering-Plough 6,42
14 Genentech 3,75
15 Forest 2,65
16 Biogen 1,49
   

* Включены только продажи рецептурных препаратов и вакцин; безрецептурные препараты, диагностические средства, лекарственные средства для животных и медицинское оборудование не учитываются.

Таблица 3. Расходы на исследования и разработки, млрд. долл.

1 Pfizer 7,68
2 GlaxoSmithKline 5,47
3 Johnson&Johnson 5,20
4 Novartis 4,21
5 Merck 4,01
6 AstraZeneca 3,86
7 Sanofi-Aventis 3,51
8 Lilly 2,69
9 Bristol-Myers Squibb 2,50
10 Wyeth 2,46
11 Amgen 2,03
12 Abbott 1,70
13 Schering-Plough 1,61
14 Genentech 0,95
15 Biogen 0,69
16 Forest 0,29

Таблица 4. Соотношение расходов на исследования и разработки и объемов продаж*

1 Biogen 31,1%
2 Genentech 20,6%
3 Schering-Plough 19,4%
3 Lilly 19,4%
5 Amgen 19,1%
6 AstraZeneca 17,6%
7 Merck 17,5%
8 Novartis 14,9%
9 Pfizer 14,6%
10 Wyeth 14,1%
11 GlaxoSmithKline 13,9%
12 Bristol-Myers Squibb 12,9%
13 Sanofi-Aventis 11,3%
14 Johnson&Johnson 11,0%
15 Forest 9,2%
16 Abbott 8,6%
   

* Этот показатель получен путем деления сумм, затрачиваемых компаниями на исследования, на объем продаж, и демонстрирует заинтересованность компаний в дальнейших разработках.

Таблица 5. Уровень роста по сравнению с 2003 г.

1 Biogen 225,6%
2 Genentech 39,4%
3 Amgen 34,7%
4 Forest 20,7%
5 Pfizer 17,4%
6 AstraZeneca 15,1%
7 Abbott 14,0%
8 Novartis 13,4%
9 Johnson&Johnson 13,0%
10 Lilly 10,5%
11 Wyeth 9,8%
12 Bristol-Myers Squibb 3,9%
13 GlaxoSmithKline 2,5%
14 Merck 2,1%
15 Schering-Plough -0,7%
  Sanofi-Aventis

Таблица 6. Соотношение прибыли и объема продаж

1 Forest 26,2%
2 Merck 25,3%
3 Amgen 22,3%
4 Pfizer 21,6%
5 Novartis 20,5%
6 GlaxoSmithKline 19,6%
7 Johnson&Johnson 18,0%
8 AstraZeneca 17,4%
9 Abbott 16,4%
10 Genentech 16,3%
11 Lilly 13,0%
12 Bristol-Myers Squibb 12,3%
13 Wyeth 7,1%
14 Biogen 1,1%
  Schering-Plough
  Sanofi-Aventis

Таблица 7. Доля дохода от продаж новой продукции в общем годовом доходе*

1 Forest 42%
2 Amgen 40%
3 Schering-Plough 36%
4 AstraZeneca 29%
5 Wyeth 19%
6 Novartis 17%
7 Genentech 15%
8 Abbott 12%
9 GlaxoSmithKline 10%
10 Lilly 9%
10 Pfizer 9%
12 Sanofi-Aventis 7%
12 Merck 7%
12 Bristol-Myers Squibb 7%
15 Johnson&Johnson 3%
16 Biogen 0%

Таблица 8. Средний объем продаж на одного сотрудника компании, долл.

1 Amgen 821705
2 Forest 623053
3 Genentech 601622
4 Biogen 518416
5 Pfizer 456522
6 Bristol-Myers Squibb 450698
7 Johnson&Johnson 430391
8 GlaxoSmithKline 392162
9 Merck 364105
10 Novartis 353241
11 AstraZeneca 343125
12 Wyeth 338515
13 Abbott 325083
14 Sanofi-Aventis 320617
15 Lilly 312360
16 Schering-Plough 271213

* Включены препараты, одобренные в 2000–2004 г., с объемом продаж не менее 300 млн. долл. в 2004 г.

   

 

Эксперты журнала Pharmaceutical Executive провели ставший уже ежегодным анализ эффективности работы крупных фармацевтических компаний. Анализ осуществлялся на основании финансовых отчетов компаний, а также данных других авторитетных источников, таких как: периодические издания Fortune, Forbes, BusinessWeek, In Vivo, базы данных Yahoo!, Finance.com и другие.

Задача исследования — сравнение результативности деятельности крупных многопрофильных компаний фармацевтического сектора. Сравнение проводится по пятнадцати параметрам, каждому из которых присвоен индекс важности от 3 (не очень важный) до 7 (исключительно важный). По каждому из параметров был составлен обратный рейтинг компаний (лучшая компания стоит в рейтинге последней, чтобы ее порядковый номер был большим). Окончательное количество баллов было получено путем суммирования всех номеров компании в рейтинге, помноженных на индекс важности параметра.

Посмотрим на некоторые интересные параметры.

Абсолютные показатели, такие как годовой доход от продажи фармацевтической продукции и расходы на исследования и разработки, в комментариях не нуждаются и не могут объективно характеризовать результативность компаний: понятно, что крупные фирмы имеют больший оборот и вкладывают больше средств в новые разработки. Гораздо интереснее взглянуть на относительные, т. е. приведенные к универсальному виду, показатели.

Соотношение расходов на исследования и разработки и объемов продаж. Неудивительно, что три из пяти первых мест достались биотехнологическим компаниям: большую часть дохода они направляют на новые исследования. Впечатляют показатели фармацевтических гигантов Schering-Plough и Lilly: они тратят на новые разработки более 19% от общего объема продаж.

Уровень роста компаний. Чрезвычайно важный показатель. Отсутствие роста — это смерть компании. Наилучший вариант — рост внутренний, естественный, а не за счет приобретения других компаний. Впрочем, даже слияния и приобретения осуществляются по разным причинам: некоторые компании стремятся таким образом номинально увеличить свои доходы и объемы продаж, другие делают это по стратегическим соображениям (как в случае приобретения компанией Johnson&Johnson фирм Alza и Centocor).

Доля дохода от продаж новой продукции в общем годовом доходе. Доля дохода от продаж препаратов, которые находятся на рынке не более пяти лет, в общем годовом доходе — очень существенный показатель. В настоящем анализе учитывались препараты, одобренные в период с 2000 по 2004 гг., объем продаж которых составил не менее 300 млн. долл. в 2004 г. Первое место досталось компании Forest, хотя ее успех основан всего на одном препарате Lexapro, лицензия на который, к тому же, была приобретена у Lundbeck.

Средний объем продаж на одного сотрудника компании. Этот параметр отражает общую производительность труда сотрудников компании. И снова три места в первой пятерке достались биотехнологическим фирмам.

Парад победителей

Впервые за четыре года в соревновании оказалось два победителя: первое место поделили между собой Amgen и Genentech. Третье и четвертое достались компаниям Forest и Johnson&Johnson.

Несмотря на то, что Genentech и Amgen набрали одинаковое количество баллов в окончательном рейтинге, это очень разные компании. Настоящим триумфатором можно считать Genentech — это компания с большим потенциалом. На сегодня Amgen обходит ее по объему продаж и некоторым другим показателям, однако, что касается прогнозов на будущее, для Amgen все выглядит не так уж радужно. В активе компании сейчас всего два достойных препарата: Epogen (эритропоэтин α) и Neuopgen (филгастрим), — а также их вариации. Но это старые препараты, а создать новый блокбастер компании пока не удается. Ей даже пришлось приобрести компанию Immunex в надежде на то, что блокбастер последней Enbrel поможет решить проблему. В то же время специалисты Genentech продолжают плодотворно работать.

Johnson&Johnson снова в первой четверке. Уже более ста лет эта компания показывает стабильно высокие результаты. Сегодня J&J славится тем, что ее продукция уже ближе не к товарам, а к области услуг: компании отлично удается объединять лекарственные препараты, диагностические средства и аппаратуру «в одном флаконе».

Forest не блещет разнообразием, не тратит сумасшедшие деньги на рекламу и не может похвастаться выдающимися научными достижениями. Тем не менее, деятельность компании организована и направлена очень грамотно, что и приносит свои плоды — третье место в рейтинге.

Разнообразие этих компаний говорит о том, что в фарминдустрии есть множество путей к успеху, однако его основа — правильное управление и эффективная организация труда. Этот урок предстоит усвоить тем, кто не дотянул до высоких стандартов в 2004 г.,— им есть, над чем работать.

Перевод Натальи Бродской





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика