Логотип журнала "Провизор"








От Приказа № 117 до Приказа № 360 — будут ли изменения к лучшему?

19 июля 2005 года МЗ Украины издало Приказ № 360 «Об утверждении Правил выписывания рецептов и требований-заказов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, Порядка отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения из аптек и их структурных подразделений, Инструкции о порядке хранения, учета и уничтожения рецептурных бланков и требований-заказов». «Никто не ограничивает продажу лекарств, но этот процесс должен быть нормированным… Мы отстаиваем интересы пациента», — заверил всех присутствующих на пресс-конференции, проведенной МЗ в связи с введением Приказа № 360, министр здравоохранения Николай Полищук (Провизор № 16). Так ли это и разделяют ли официальную точку зрения издателей приказа специалисты отрасли — те, кому после 20 октября (срок введения Приказа № 360 в действие) придется столкнуться с ним на практике?

А. С. Немченко, заведующая кафедрой ОЭФ НфаУ (Харьков)

Безусловно, во многом Приказ № 360 — это шаг вперед. Считаю, принятый приказ своевременно вышел, он нужен всем участникам фармацевтического рынка. Но уже сейчас документ требует внесения изменений и серьезной доработки многих положений. Это касается и предметно-количественного отпуска, и журналов учета, и рецептурных бланков. Можно предположить, что внедрение его в практику будет очень болезненным, прежде всего, потому что врачи не готовы к выписыванию рецептов, начиная с формального признака — отсутствия бланков — и заканчивая неумением врачей выписывать рецепты. Рецепт должен выполнять все функции — и медицинскую прежде всего. Врач обращается к фармацевту не устно, а через рецепт, и любая ошибка в нем чревата негативными последствиями для больного. У будущих специалистов, которые сейчас еще учатся в медицинских, фармацевтических высших учреждениях, думаю, таких проблем не будет — они обучатся выписыванию рецептов. А вот действующие врачи с вступлением Приказа № 360 будут испытывать большие трудности при выписывании рецептов. И проблему эту необходимо решать на государственном уровне, потому что это не проблема какого-то одного региона — это проблема всей Украины.

Это один вопрос, а главный заключается в том, что Приказ № 360 косвенно вошел в правовое противоречие с Законом Украины «О лекарственных средствах». Нормы закона регулируют на государственном уровне безрецептурный отпуск, а Приказ № 360 — рецептурный. Получается, что в этой части приказ Министерства здравоохранения не согласован с законом, который по отношению к подзаконному акту имеет высшую юридическую силу.

Думаю, многих «нестыковок» можно было бы избежать, если бы присутствовал неформальный подход к участию фармацевтической и медицинской общественности, профессиональных ассоциаций к подготовке документа, были собраны и учтены все предложения и замечания к нему. Несоблюдение этой процедуры привело к тем огромным трудностям, с которыми уже столкнулись и врачи, и фармацевты в первые дни после опубликования приказа, даже еще не вступившего в полную силу.

Практические работники, специалисты фармацевтической отрасли должны продумать и внести свои замечания и предложения на VI съезде фармацевтов, который состоится накануне вступления приказа в силу. А пока у всех практических работников вопросов возникает гораздо больше, чем ответов.

Б. П. Громовик, доцент каф. ОЭФ ОГМУ (Одесса)

Бесспорно, Приказ МЗ Украины от 19.07.2005 г. № 360 больше соответствует современным реалиям, чем его предшественник (Приказ № 117 от 30 июня 1994 г.). Тем не менее, содержание нового нормативного документа и порядок его внедрения имеют, по моему мнению, некоторые недостатки.

Во-первых, отдельные положения нового приказа:

  • не согласовываются с действующим Приказом № 356 от 18 декабря 1997 г.;
  • усложняют для врачей процесс выписывания рецептов вследствие замены значительно более простой формы рецептурного бланка № 1 формой № 2, состоящей из корешка и собственно рецепта;
  • лишают провизоров права корректировать ошибочное выписывание врачами завышенных высших разовых доз (одноразовый прием), что при уменьшении числа аптек, имеющих право на изготовление лекарств (до 15%), вызовет недовольство среди больных;
  • не гарантируют защиту прав потребителей от целенаправленного выписывания им более дорогих аналогов рецептурных лекарственных средств и др.

Этого можно было бы избежать, если бы рабочая группа не спешила с утверждением Приказа № 360, а вынесла окончательную редакцию на еще одно обсуждение. Способствовать этому могла бы и профессиональная рецензия приказа, независимая от разработчиков, экспертного совета из числа ведущих научных работников и практиков — организаторов здравоохранения и фармацевтической службы, необходимость создания которой нами обоснована еще в 1997 г. (Еженедельник «Аптека», № 34).

Во-вторых, неквалифицированная работа с общественностью по разъяснению положений приказа на фоне быстрого его вступления в силу привела к социальному возмущению среди определенных категорий населения, в частности, к ажиотажному спросу на лекарства. Следует отметить, что эти отрицательные тенденции нашли поддержку отдельных политических сил.

Этого можно было избежать путем отсрочки вступления в силу приказа. Примером может служить Приказ № 590 от 1 декабря 2004 г., который должен был вступить в действие через полгода после его утверждения (а не через три месяца, как Приказ № 360), отсрочен до 1 января 2009 г. Большую роль может сыграть и проведение грамотной разъяснительной работы. Эта работа должна осуществляться не только путем выступлений членов правительства в электронных СМИ, а и распространением информационных писем для населения, а также для медицинской и фармацевтической общественности, где бы необходимость внедрения данного приказа обосновывалась с приведением конкретных примеров, в т. ч. в сравнении с Приказом № 117.

В конце концов, кто мешал соответствующим государственным контролирующим органам требовать выполнения Приказа № 117? И не станет ли ажиотаж вокруг Приказа № 360 очередной акцией, и через определенный (достаточно непродолжительный) период времени не будет ли его ожидать судьба Приказов № 344 от 7 июня 2004 г. и № 626 от 15 декабря 2004 г. и Постановления Кабинета Министров Украины от 17.11.2004 г. № 1570? Следует отметить, что утверждение положений упомянутого постановления в предложенном варианте внесет очередные (!!!) изменения в правила игры на фармацевтическом рынке и может вызвать его монополизацию, в частности, оптового сегмента, и социальное напряжение среди участников предпринимательской деятельности в фармации. Кроме того, выходу рецензированного Приказа № 360 предшествовало общественное обсуждение на протяжении полугода трех его проектов, которые кардинально отличались друг от друга. Все сказанное выше характеризует отсутствие прогнозируемой стратегии, преемственности и согласованности в соответствующих государственных органах и субъектах фармацевтического предпринимательства в правовом обеспечении отрасли.

С. В. Сур, заместитель главного государственного инспектора по контролю качества ЛС (Киев)

Существуют различные аспекты фармацевтического рынка, в частности, доступность ЛС, для нас особенно актуальной является экономическая доступность, а в большинстве развитых стран, хотя это актуально и для нас, и проблема рационального использования ЛС. Если рассматривать Приказ МЗ Украины № 360 с точки зрения рациональности использования ЛС, он является весьма актуальным и поможет предотвратить бесконтрольное использование потребителями рецептурных лекарственных препаратов, поскольку проблема самолечения действительно существует. В этом плане приказ является шагом к цивилизованному обращению ЛС и имеет положительное значение.

Приказ № 360 более адаптирован к современным условиям, чем Приказ № 117. Несколько упрощена процедура выписывания рецептов.

Но при введении в действие любого решения существуют организационные сложности, в данном случае они касаются контроля за выполнением приказа. Понятно, что без надлежащей системы подготовки достаточно сложно будет его выполнить. Т. е. для выполнения этого приказа нужно провести огромную работу и на уровне центра, и на уровне регионов. Проблемы, которые нужно решить, можно разбить на несколько групп. Первое — это выписывание врачами рецептов. Для того, чтобы они могли их выписывать, должно быть достаточное количество бланков рецептов и одной, и другой формы, налажена их бесперебойная поставка, контроль над их использованием, семинары по подготовке врачей, возможно, в первую очередь семинары для руководителей медицинских учреждений, специалистов уровня здравотделов, которые в своем регионе будут в дальнейшем проводить семинары для врачей, объяснять нюансы выполнения приказа.

В связи с тем, что в правилах отпуска рецептов указано, что рецепты, оформленные не в соответствии с этими правилами, считаются недействительными и погашаются штампом, необходимо провести очень серьезную работу с врачами по обучению их правильному выписыванию рецептов. Не секрет, что нужно потратить довольно много времени, чтобы попасть к врачу, и если пациент получит у врача неправильно оформленный рецепт, который аптека не примет, это будет дополнительный стресс для человека. Поэтому выписывание рецептов нужно организовать так, чтобы снять возможные проблемы. Каким образом рецептурные бланки будут поставляться в лечебные учреждения, из текста приказа не совсем ясно. Говорится о том, что это будет происходить через управления здравоохранения, а это бюджетные организации, расходы на выполнение приказа должны быть предусмотрены в бюджете. В приказе записано, что рецепты должны заполняться разборчиво шариковой или чернильной ручкой. Желательно дать разъяснения, можно ли использовать компьютер? Возникает вопрос о системе мотивации врачей, чтобы они выписывали рецепты. В приказе сказано, что контроль осуществляет МЗ Украины, но это очень расплывчатая формулировка, которая требует уточнения. Наиболее вероятно, что контроль будет возложен на какие-то территориальные медицинские структуры или управления здравоохранения, или какие-то другие структуры, которые реально могут это сделать.

Правила выписывания рецептов в приказе прописаны достаточно тщательно, с указанием доз психотропных и наркотических веществ, с латинскими аббревиатурами, которые, к сожалению, содержат в себе до десяти ошибок (вместо q буква g и прочее). Это необходимо отредактировать, поскольку введено обязательное требование выписывать рецепты на латинском языке, а неправильно выписанный рецепт аптека не принимает. Есть определенное разночтение: в приложениях говорится, что на обороте рецепта надпись должна быть на украинском языке, а в тексте приказа сформулировано, что на украинском языке или на языке межнационального общения. Это тоже требует редакции.

Что касается запрета отпуска рецептурных препаратов в аптечных киосках, я считаю этот шаг разумным. Поскольку в аптечных киосках часто работают специалисты со средним фармацевтическим образованием, а фельдшерам и акушеркам — работникам ФАПов — тоже разрешается выписывать рецепты, то лучше, чтобы провизор, специалист с высшим образованием, осуществлял контроль при отпуске ЛС по этим рецептам.

Как вести себя фармацевту в случае, если больной пришел за рецептурным препаратом или с неправильно оформленным рецептом. С одной стороны, отказав больному в отпуске препарата, фармацевт выполнил требования приказа, но тут есть риск для здоровья больного, потому что бывают ситуации, когда нужно срочно принять решение и помочь, например, в случае дорожно-транспортного происшествия, в других случаях, когда необходимо оказать первую помощь. В приказе не предусмотрено, каким должно быть поведение фармацевта в таких экстраординарных случаях.

Безусловно, с введением в действие приказа уменьшится количество реализации рецептурных препаратов, что затронет коммерческие интересы и производителей, и аптечных учреждений. У работников аптечных учреждений в связи с этим возникнет определенный конфликт интересов. Введение в действие приказа может вызвать эмоциональную реакцию со стороны потребителей, привыкших покупать ЛС без рецепта. Несмотря на то, что шаг по введению в действие приказа правильный, если возникнут проблемы в порядке организации выписывания рецептов, то пациент окажется между двух огней: с одной стороны — неправильно выписанный рецепт или невозможность его получить, с другой стороны — недоступность необходимого ЛС без рецепта.

Первостольники тоже окажутся в непростой ситуации в первое время, поэтому необходимо провести подготовку персонала к работе в новых условиях.

За невыполнение приказа аптечные учреждения могут быть лишены лицензии. Согласно приказа, контролировать его выполнение имеют право Госслужба и Госинспекция. Что касается Госслужбы, то в ее положении есть пункты, которые дают ей полномочия контролировать отпуск рецептурных препаратов, но Госслужба имеет ограниченное число сотрудников, которым будет очень сложно отследить ситуацию в регионах. Такую возможность имеет Госинспекция, но в ее Положении не записаны эти полномочия и при нынешнем своем статусе она не может выполнять этот контроль. Поэтому, чтобы заработал механизм контроля со стороны Госинспекции, скорее всего, необходимо вносить изменения в ее Положение. Идея уточнить функции Госинспекции звучала и раньше. Предлагается назвать ее не Госинспекцией по контролю качества ЛС, а по контролю ЛС и дать ей определенные функции, которые при создании регуляторных органов в 90-х годах выпали из поля зрения и долгие годы никем не осуществлялись.

Если подытожить сказанное, приказ очень актуален и важен, и в плане рационального использования ЛС это большой шаг вперед, для организации выполнения которого требуются определенные усилия и, пусть незначительные, финансовые затраты. Очень важно дать больному возможность получить грамотно выписанный рецепт у врача без лишних затрат времени. В отношении пациентов необходима большая просветительская работа, которая уже ведется СМИ, но нужно быть готовыми к тому, что потребуется длительное время. Фармацевты могут оказаться в наиболее сложной ситуации, если не удастся после введения в действие приказа наладить быстрое и четкое выписывание рецептов, поскольку они окажутся под давлением и потребителей, и своих бизнес-интересов. Поэтому необходимо достаточно серьезно готовиться к нововведению.

Л. В. Бондарева, начальник Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств в Харьковской области (Харьков)

Приветствую выход этого приказа. Он был нужен, как глоток свежей воды, хотя его нельзя назвать панацеей — это возвращение к хорошо забытому старому. На протяжении последних десяти лет мы сталкивались с полным безобразием в назначении и отпуске лекарственных препаратов. Я уже 34 года работаю на службе контроля. Два года назад нашей службой был проведен мониторинг отпуска препаратов по рецептам в нескольких крупных аптеках города. Выяснилось, что всего 10% посетителей имеют на руках рецепт, остальные — нет! Причем, эти оставшиеся 90% (без рецепта), в лучшем случае, приносят с собой амбулаторную карту из поликлиники, где врачом описано заболевание и написано назначение. В худшем случае, произносят название лекарства, запомнившееся на слух, или подают провизору назначение, написанное корявым почерком на каком-то обрывке бумаги. Ни штампа лечебного учреждения, ни печати, ни подписи врача! Отсюда никакой ответственности врача за возможно неправильное назначение. Заложниками нарушения приказа остаются фармацевтические работники.

Провизор выполняет две роли. Во-первых, он исполнитель приказа, а во-вторых, он не может нарушить законодательство о здравоохранении — он обязан оказать пациенту и доврачебную медицинскую помощь, и лекарственную. Это означает, что в случае необходимости провизор может произвести замену одного препарата на другой, но только по согласованию с лечащим врачом. Как это сделать на практике, не обременяя больного человека лишними поездками и очередями, — до сих пор не понятно.

Сегодня вышел Приказ № 360, который касается лечебных учреждений всех форм собственности. На мой взгляд, очень короткий срок введения его в действие. Для изучения и правильного применения приказа на практике и врачам, и провизорам нужно больше времени. Предприятия государственной и коммунальной форм собственности уже готовы его выполнять, вернее, они и сегодня его выполняют. Остальные — нет. У частных врачей нет ни бланков, ни специальных журналов учета.

Кроме того, некоторые положения приказа сложны для практического исполнения. Возьмем, к примеру, таблицу пересчета максимально допустимой дозы разового отпуска лекарственных препаратов, в состав которых входят психотропные или наркотические вещества. Для того чтобы выписать такой рецепт, участковому врачу, у которого на приеме бывает по 20, 30 и 50 пациентов, необходимо особое внимание и дополнительное время. Кто-то не будет вести эту кропотливую работу, половина врачей побоится взять на себя ответственность за возможную ошибку.

В общем, приказ и нужный, и своевременный, но его отдельные положения требуют конкретизации и доработки. Необходимо определить ответственность за неисполнение приказа, разработать и прописать механизм выполнения и контроля над его соблюдением. А органу, осуществляющему контроль, предоставить соответствующие полномочия.

А. И. Мельник, директор отдела безрецептурных препаратов компании IHCC, представляющей интересы Янссен-Силаг в Украине (Киев)

Первый комментарий относительно Приказа № 360 — этого следовало ожидать. Сам термин «рецептурный препарат» предусматривает его отпуск в аптеке только по рецепту. То, к чему все привыкли — бесконтрольность отпуска, — должно остаться в истории перехода от СССР к европейскому государству.

Посмотрим на ситуацию стратегически.

С профессиональной (медицинской) точки зрения — в основе данного нормативного акта лежит забота о пациенте. Вред от бесконтрольного отпуска наркотических (психотропных), сильнодействующих препаратов очевиден. Но не стоит забывать и о других, более «безопасных» препаратах. Например, бесконтрольное использование антибиотиков способствует образованию антибиотикоустойчивых штаммов микроорганизмов. Еще один пример — это лекарственное взаимодействие при одновременном приеме нескольких лекарственных средств, не говоря уже о «казусах» приема пациентом двух-трех препаратов одного и того же состава (действующее вещество) под разными торговыми названиями.

Анализируя дальнейшее развитие событий с точки зрения влияния на фармацевтический рынок после вступления приказа в силу, стоит ожидать замедления роста сегмента рецептурных препаратов. Безусловно, этот «побочный эффект» будет иметь «обратимый» характер. После периода адаптации всех участников рынка к новым условиям ситуация стабилизируется.

Если абстрагироваться еще больше, то с введением новых правил рецептурный сегмент фармацевтического рынка будет как «на ладони».

С помощью рецептов можно будет отследить и проанализировать всю необходимую количественную информацию с достаточно высокой степенью достоверности.

На уровне тактики — «реанимирование» контроля над реализацией рецептурных лекарственных средств — может вызвать ряд сложностей.

С точки зрения рядового потребителя возникают закономерные вопросы: «Насколько реально достояться до врача для выписки соответствующего рецепта при нормативной продолжительности приема участкового терапевта в 10 минут? Придется ли пациентам с хроническими заболеваниями, которые должны постоянно принимать определенные препараты, периодически посещать врача, выстаивая многочасовые очереди? Что делать пациентам, живущим в сельской местности, которым необходимо добираться до ближайшего медицинского учреждения несколько часов?»

Врач также ощутит изменения в своей работе. То, что пациентов на приеме станет больше, также очевидно. Вопрос в том, просчитывались ли возможные потоки пациентов на одного врача и в состоянии ли среднестатистический врач принять всех нуждающихся?

Известно, что отсутствие санкций делает любой закон «неработающим». В связи с этим — достаточно ли полномочий и ресурсов у контролирующих органов?

Подобных тактических (но жизненно важных) вопросов можно ставить еще достаточно много.

По моему мнению, можно было бы избежать «накала страстей» в случае привлечения к обсуждению на этапе подготовки данного приказа более широкого круга экспертов с целью моделирования ситуации, просчета возможных рисков и подготовки плана внедрения для каждой категории специалистов, вовлеченных в данный процесс. Это и сейчас сделать не поздно...

Е. Э. Заика, глава представительства «Nycomed» в Украине и Молдове (Киев)

Глобально, в долгосрочной перспективе это абсолютно правильный шаг. Учитывая сегодняшнюю практику, когда без рецепта можно купить и антибиотики, и онкопрепараты, и инфузионные растворы — решение правильное. Другое дело, насколько врачи и аптеки готовы к такому решению. Нужно учитывать отсутствие у врачей рецептурных бланков, врачи потеряли навыки выписывания рецептов, которые необходимо восстановить. В советские времена врачи стационаров вообще не выписывали рецептов, и больной лечился теми ЛС, которые там были, и они там действительно были. Сейчас перечень препаратов в стационарах недостаточен, и врачам стационаров тоже придется выписывать рецепты. То есть для того, чтобы приказ заработал, нужно подготовить серьезную базу. А в долгосрочной перспективе введение приказа приведет к положительным результатам. Во-первых, повысится самооценка врачей, их роль в лечебном процессе, повысится социальная оценка, возрастет важность врача для пациента. Да, вначале будет трудно всем: уменьшатся объемы продаж любой компании-производителя, которая имеет большую часть препаратов в рецептурном сегменте. Но уменьшатся также случаи приема ЛС не по назначению и связанные с этим осложнения. Наша компания выпускает ряд препаратов, требующих специального холодового или светового режима хранения, который невозможно обеспечить в аптечных пунктах и киосках. В результате, если больной принял препарат, который хранился с нарушениями предписанного режима, и у него возникли побочные явления, то свои претензии он предъявляет компании-производителю, а не аптечному пункту, который не в состоянии обеспечить необходимый режим хранения, и не соседке, посоветовавшей принять препарат. На совещании внутри компании, мы оценили решение в целом, как положительное. Но остается вопрос: готово ли медицинское сообщество, есть ли база для введения приказа в действие?

Н. Е. Фесенко, главный провизор сети аптек «Мед-сервис» (Днепропетровск)

Приказ МОЗ Украины № 360 уже вызвал большой социальный резонанс.

Люди, приходящие в аптеки, спрашивают: «Правда ли, что теперь лекарства будут только по рецепту?»

Хронические больные, принимающие длительные, а то и пожизненные курсы лечения, стараются, исходя из своих финансовых возможностей, приобрести медикаменты впрок. После сообщения в средствах массовой информации о предстоящем усилении контроля над оборотом лекарственных средств и изделий медицинского назначения домашние аптечки стали спешным порядком пополняться бинтами, зеленкой и цитрамоном. Провизоры и фармацевты, безусловно, будут соблюдать правила рецептурного отпуска и даже готовы принять на себя сложную задачу разъяснения посетителям аптек, почему для приобретения антибиотиков, гормональных контрацептивов, сильнодействующих препаратов и т. д. непременно нужен рецепт.

Но остаются неурегулированными некоторые важные практические вопросы. Например, куда работник аптеки должен направить больного, отказывая ему в отпуске лекарства из-за неверно оформленного рецепта? Или если выписано незарегистрированное в Украине лекарственное средство? Обратно в поликлинику, дождаться времени приема, своей очереди, попросить того же доктора исправить ошибки?! А как быть с приобретением целых списков медикаментов, вручаемых пациентам в больницах? Ведь зачастую эти лекарственные препараты нужны срочно, а выписывание врачами стационаров рецептов весьма проблематично.

Почему люди приходят за консультациями, касающимися их собственного здоровья или здоровья их близких в аптеку, минуя поликлинику? Почему даже те, кто побывал на приеме у врача, приносят в аптеку не рецепт, а список назначенных им препаратов на простом листике бумаги без указания фамилии врача?

Одно лишь ограничение отпуска из аптек рецептурных препаратов без усиления ответственности медицинских работников за качество оказания медицинской помощи и собственно назначение лекарственных препаратов напоминает борьбу с ветром путем ограничения амплитуды раскачивания веток на деревьях.

Работники аптек сети «Мед-сервис» с пониманием относятся к необходимости наведения порядка в ситуации, сложившейся в Украине с применением препаратов, которые должны назначаться медицинскими работниками. Однако решение этой непростой проблемы должно быть комплексным и поэтапным, с обязательным учетом необходимости обеспечения выполнения всеми учреждениями здравоохранения своей самой главной функции — охраны здоровья людей.

Н. И. Шиманская, заместитель главного врача по медицинской работе поликлиники № 2 Соломенского района г. Киева

До недавнего времени в нашей стране лечением пациентов занимались больше фармацевты, чем врачи. При обращении покупателей в аптеках рекомендовались и продавались препараты подороже, «неходовые», и вообще в своих советах продавцы основывались на своем уровне медицинских знаний.

Конечно, с вступлением в действие приказа значительно возрастет нагрузка на врачей и медицинских сестер, но зато пациенты окажутся в выигрыше — лечение станет более скоординированным и грамотным.

Есть в приказе и не совсем продуманные на сегодняшний день пункты, к примеру, выписка льготных препаратов сроком до трех месяцев не согласуется с существующим на сегодняшний день помесячным финансированием.

А. А. Ковальская, врач-эндокринолог поликлиники семейного врача «Русановка»

Возрастающая нагрузка на медицинских работников, возможно, потребует расширения штата среднего медицинского персонала. Да, нужно выполнять и существующие приказы, например, согласно Приказу ГУОЗ № 120, для эндокринологического кабинета необходимо выделение дополнительной ставки медицинской сестры, что зачастую не выполняется.

М. В. Олейник, канд. мед. наук, Ассоциация семейных врачей г. Киева

Позитивные последствия — уменьшится частота самолечения в разных его вариантах: использование ненужных препаратов, неадекватное дозирование и сроки применения, нерациональное сочетание препаратов различных фармакотерапевтических групп. Как следствие, очевидно, необходимо ожидать уменьшения частоты возникновения побочных действий препаратов, случаев непереносимости.

Улучшится контроль со стороны врачей в вопросах оценки клинической эффективности назначенного лечения: пациент будет вынужден через некоторое время обратиться за повторным рецептом, таким образом, хоть и принудительно, но не будет предоставлен самому себе.

Негативные — возрастет время на «бумажную работу», дополнительно не оплачиваемое; возможно, вырастут очереди в поликлиниках.


В данной статье мы попытались предоставить слово всем участникам процесса обращения лекарств. Оценки документа весьма противоречивые. Но во всех комментариях звучит обеспокоенность слишком малым сроком, отведенным для введения приказа в действие, и непродуманностью отдельных его положений. В настоящее время группа экспертов готовит предложения по усовершенствованию Приказа № 360, которые будут представлены фармацевтической общественности на VI съезде фармацевтов Украины.

Материал подготовили: Ольга Бронникова, Татьяна Трофимова, Владимир Кривенок, Наталья Фесенко





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика