Логотип журнала "Провизор"






Престижно ли сегодня работать в аптеке?
Перспективы профессии

Наталья Фесенко, главный провизор сети аптек Мед-сервис, г. Днепропетровск

Профессия провизора и фармацевта за последние 10–15 лет значительно изменилась. Связано это с теми преобразованиями, которые произошли в отечественной системе здравоохранения в целом и в фармацевтической отрасли в частности. Тем более значимы эти изменения, если принять во внимание приверженность аптечного дела к соблюдению классических, проверенных временем профессиональных канонов и правил.

В системе здравоохранения советского образца аптеке отводилась вспомогательная роль по обеспечению населения и лечебных учреждений медикаментами и изделиями медицинского назначения. Однако быть провизором, фармацевтом, а особенно занимать должность заведующего аптекой считалось весьма престижным. Работа в аптеке была уважаемой профессией, привлекала комфортными условиями труда, наличием некоторых льгот по продолжительности рабочего дня и сроку выхода на пенсию.

В аптеках, изготавливающих лекарства, выполнение служебных обязанностей большей части работников не предполагало прямого контакта с посетителями, покупателями, больными. В то же время причастность к изготовлению лекарств была связана с применением особых знаний и навыков, что способствовало повышению профессионального самосознания работников аптеки. Существовала традиционная профессиональная иерархия провизоров и фармацевтов, связанная со степенью ответственности. Немалую долю престижности работы в аптеке прибавляла и возможность доступа к дефицитным медикаментам.

В настоящее время аптека признается полноценным учреждением системы здравоохранения, разнообразные исследования и опросы показывают растущее доверие населения к рекомендациям провизоров и фармацевтов, аптечных работников называют ключевыми фигурами фармацевтического бизнеса.

Почему же реальной престижности у профессии аптечного работника значительно поубавилось? В чем причина того, что перспективные молодые специалисты рассматривают работу в аптеке как проходную ступеньку для того, чтобы в скором будущем претендовать на более высокооплачиваемую работу медицинского представителя, сотрудника оптовой фармацевтической фирмы?

В современной аптеке большинство сотрудников заняты отпуском готовых лекарственных средств непосредственно покупателям, при этом практически отсутствует различие между специалистами с высшим и со средним специальным образованием в выполняемой ими работе.

Перечень профессиональных требований к работнику аптеки «обогатился» физической выносливостью, поскольку продолжительность рабочей смены нередко составляет 10–12 часов, а иногда и полностью сутки. Чтобы работать в условиях постоянного психологического прессинга, который создается с противоположной стороны прилавка усилиями покупателей и медицинских представителей, провизорам и фармацевтам необходимо обладать значительной психологической устойчивостью.

Косвенным, но очень красноречивым признаком снижения статуса аптечного работника в общественном мнении до восприятия его просто как продавца лекарств, является уровень заработной платы. У работников аптек, даже при имеющемся во многих регионах недостатке специалистов с фармацевтическим образованием, зарплата практически такая же, как у продавцов в супермаркетах.

Справедливо ли это?

К сожалению, одой из причин недостаточно высокой оплаты труда аптечных работников является несоответствие общего уровня квалификации провизоров и фармацевтов возросшим запросам посетителей аптек и требованиям работодателей.

Аптеки сейчас выполняют социальную функцию оказания доступной медицинской помощи населению и содействия профилактике заболеваний, разделив эту миссию с практической медициной. В то же время провизоры и фармацевты имеют очень ограниченный объем знаний по клинической фармакологии и фармакотерапии, медицинской этике и деонтологии. Основы психологии общения с посетителями более или менее успешно осваиваются сотрудниками аптек самостоятельно, с приобретением профессионального опыта.

Вопрос же применения методик техники продаж в аптеке для довольно большой части провизоров и фармацевтов, особенно старшего поколения, вообще является спорным, не говоря уже о владении и успешном их применении в повседневной работе.

Некоторые аптеки, осознав необходимость предоставления своим посетителям возможности не только приобрести лекарственные препараты, но и получить грамотную консультацию по вопросам лечения и профилактики заболеваний, вводят в свой штат врача-консультанта. Однако попытки провизоров и фармацевтов переложить часть своих профессиональных обязанностей на приходящего доктора не дают желаемого повышения уровня сервиса для покупателей и зачастую приводят к новым проблемам. Основной недостаток присутствия в аптеке врача-консультанта даже не в том, что действительно грамотный, квалифицированный, опытный специалист, умеющий найти индивидуальный подход к пациентам, вряд ли согласится вести прием больных за аптечным прилавком. Провизоры и фармацевты, оставляя себе только лишь торговую функцию, ставят под сомнение собственную компетентность в консультировании посетителей аптеки по вопросам применения лекарств, тем самым несознательно понижая свой статус как специалистов в области здравоохранения.

Где же выход из сложившейся ситуации?

Необходимо реальное, значительное повышение квалификации провизоров и фармацевтов, работающих в аптеках. Пока разрабатываются, согласовываются и утверждаются изменения в программах подготовки и последипломного обучения фармацевтов и провизоров в фармацевтических учебных заведениях, аптекам уже сейчас необходимо соответствовать современным требованиям к ним и как к учреждениям здравоохранения, и как к приносящим доход торговым точкам. Крупные аптечные сети, имеющие в своем распоряжении значительные кадровые, материальные и интеллектуальные ресурсы, создают собственные корпоративные программы профессионального обучения сотрудников аптек. В процессе подготовки занятий используются материалы специализированных медицинских и фармацевтических изданий, разнообразных справочников, информация из Интернета, обобщается успешный профессиональный опыт. Наибольшее внимание уделяется практической направленности обучения, освоению навыков, способствующих повышению качества обслуживания и консультирования посетителей аптек. Поскольку в динамично развивающихся аптечных сетях особенно важно достичь ощутимых устойчивых результатов обучения специалистов в оптимальные сроки, занятия проводятся специально обученными бизнес-тренерами с применением современных интенсивных методик (тренинги, ролевые игры, мастер-классы, коучинг).

Провизорам и фармацевтам независимо от места работы (крупная аптечная сеть, городская или сельская аптека) необходимо осознать прежде всего свою личную ответственность за собственную компетентность. Сотрудники аптек, так же как и врачи, преподаватели, на протяжении всего периода своей профессиональной деятельности должны постоянно совершенствовать свои навыки, пополнять знания актуальной и объективной медицинской и фармацевтической информацией, чтобы обеспечить высокий уровень качества своей работы.

Украинским аптекам предстоит внедрить Международные стандарты надлежащей аптечной практики (Good Pharmacy Practice), в соответствии с которыми современная аптека берет на себя такие функции, как пропаганда здорового образа жизни и профилактика заболеваний, влияние на рациональное применение рецептурных лекарственных средств, оказание консультативной помощи населению по грамотному самолечению. Это подразумевает принятие провизорами и фармацевтами своей доли ответственности за результаты лечения наряду с другими работниками здравоохранения и самими пациентами.

Таким образом, для того чтобы профессия аптечного работника была уважаема и престижна, достойно оплачивалась, провизорам и фармацевтам нужно значительно повысить свой профессиональный уровень в соответствии с современными требованиями: быть компетентными специалистами в области здравоохранения.





© Провизор 1998–2014











AdEasy


Крем от морщин
Возможен ли эффект? →
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ




Яндекс.Метрика