Логотип журнала "Провизор"








Новости фарминдустрии: плохие и… совсем плохие

Что пишет американская пресса о проблемах фармацевтической промышленности

Стивен Порт, Джордж Силлап, Pharmaceutical Executive

Ответственные работники фарминдустрии недовольны тем, как представлена фармацевтическая промышленность в средствах массовой информации. Они недоумевают, почему отрасль, дающая возможность людям жить дольше и лучше, так часто выглядит воплощением зла в изображении масс медиа. Эти претензии можно было бы считать беспочвенными, но анализ газетных публикаций, предпринятый специалистами Университета св. Иосифа (США) показал, что чаще всего журналисты действительно негативно воспринимают позицию официальных представителей фарминдустрии по тем или иным этическим вопросам.

Исследователи внимательно изучили публикации по наиболее актуальным проблемам фармацевтической отрасли за 12 месяцев (с 1 октября 2003 г. по 30 сентября 2004 г.) в пяти американских газетах с наибольшим тиражом (USA Today, Wall Street Journal, New York Times, Los Angeles Times и Washington Post). Учитывались только материалы на первой полосе и редакционные статьи (как показатель важности проблемы). Исследователей интересовали следующие вопросы:

  • Какие этические и юридические проблемы возникали внутри фарминдустрии, и как эти проблемы освещались в прессе?
  • Насколько перечень проблем, обсуждаемых в печати, совпадает со списком приоритетных проблем, составляемым PhRMA (Ассоциацией фармацевтических разработчиков и фармацевтических производителей США)?
  • Поддерживается или критикуется в статьях официальная позиция фарминдустрии?
  • Как часто в статьях на актуальные темы отражается эта позиция?

В анализ не были включены статьи, в которых обсуждались проблемы, не вызывающие противоречий (например, статья о фальсификации лекарств в развивающихся странах была исключена из анализа, так как вряд ли кто-то мог высказаться в поддержку фальсификации — то есть позиции сторон по этому вопросу в любом случае совпадают).

Всего были проанализированы 105 статей. Сначала классифицировалась эмоциональная окраска заголовка: позитивная, негативная или нейтральная по отношению к фарминдустрии. Так, например, заголовок «Когда фармацевтические компании скрывают информацию» (New York Times, 6 июня 2004 г.) был однозначно классифицирован как негативный, а вот «Приобретение препаратов в Канаде не снижает расходы на лекарства» был отнесен к позитивным.

 

Рисунок 1. Освещение в прессе проблем, широко обсуждаемых внутри фарминдустрии

Обсуждаемые проблемы Статьи на первой полосе [N=57] Редакционные статьи [N=48] Всего [N=105*]
Ценовая политика 14

21


35



Обнародование данных исследований и требования к отчетности 14

14

28


Импортирование и обратный импорт лекарств 10
14

24


Генерики 5
4
9
Рыночные ограничения 8
1
9
Интеллектуальная собственность 3
4
7
Одобрение FDA 1
4
5
Производственные ограничения 0 0 0
Проблемы научных исследований 0 0 0
Другое 15

2
17

* В некоторых статьях (23) затронуты несколько проблем одновременно.

На следующем этапе анализа выделялись проблемы, затронутые в статье. Эти проблемы были распределены по девяти основным темам, обозначенным на официальном сайте PhRMA. Была введена категория «Другое», в которую вошли вопросы, освещаемые в газетах, но не представленные в списке PhRMA. В двадцати трех статьях были затронуты две или более проблемы одновременно; все эти проблемы были распределены по соответствующим категориям.

 
Рисунок 2. Количество статей, посвященных этическим и юридическим проблемам фарминдустрии, в наиболее популярных американских изданиях за 2004 г.

 

Тексты статей также классифицировались в зависимости от выраженной в них позиции по отношению к фарминдустрии: позитивной, негативной или нейтральной. Так, например, статьи, в которых высказывались мнения в пользу обратного импорта лекарств из Канады, чему официальная фарминдустрия сопротивляется, были отнесены к негативным. В то же время, статьи, в которых приводились сомнения по поводу безопасности импортируемых препаратов, были классифицированы как позитивные с точки зрения фарминдустрии.

Кроме того, исследователей интересовало, приводится ли в статье мнение другой стороны. При любом упоминании противоположного мнения статью относили к материалам с «двусторонним» освещением проблемы, при отсутствии такого упоминания статья считалась «односторонней».

Актуальные проблемы

Анализ печатных изданий ясно продемонстрировал преимущественно критическое отношение прессы к официальной позиции фарминдустрии по тем или иным вопросам. Примерно 70% опубликованных материалов поддерживали противоположное мнение. Чаще всего эти материалы были посвящены ценовой политике, обнародованию важной информации о лекарствах (в частности, данных клинических испытаний и информации о побочных явлениях) и проблеме обратного импорта.

Ценовая политика. Цены на лекарственные препараты оказались доминирующей темой: 68 упоминаний в 105 статьях (64,8%). В большинстве статей обсуждались такие способы снижения цен на лекарства, как расширение производства генериков и поощрение импорта. В основном, эти статьи были отнесены к негативным по принятой классификации. Лишь в одной редакционной статье в Washington Post автор высказывался против жесткого контроля цен — то есть в пользу фарминдустрии.

Обнародование информации. Эта тема оказалась второй по популярности в печати. Статьи на эту тему появились на первых полосах газет в связи с применением антидепрессантов детьми и подростками. Вот один из заголовков в Washington Post, отражающий общее отношение прессы к данной проблеме: «Производители лекарств предпочитают хранить молчание: компании нарушают закон об обязательной регистрации клинических испытаний». В ряде статей обсуждалась необходимость создания централизованного государственного реестра клинических испытаний. В ответ на это предложение в USA Today была опубликована статья президента PhRMA Алана Холмера, который утверждал, что доступ к информации уже стал лучше, а центр регистрации данных клинических испытаний обязательно будет создан. Наряду с этим в одной из статей Washington Post было высказано опасение, что требование публиковать все результаты испытаний может привести к тому, что компании будут от некоторых испытаний вообще отказываться.

Проблемы импорта и обратного импорта. Третьей по популярности темой стал обратный импорт лекарственных препаратов (в частности, из Канады). В основном, в материалах на эту тему обсуждались преимущества обратного импорта с точки зрения снижения затрат конечного потребителя на рецептурные препараты. Авторы почти всех статей высказывались в поддержку легализации обратного импорта и приводили статистику (10 млн. граждан США ежегодно ввозят лекарства из Канады, еще 2 млн. препаратов присылаются по почте из Таиланда, Индии, Южной Африки и других стран, и еще какое-то количество лекарств попадает в США через канадские Интернет-аптеки). Опасения по поводу безопасности импортируемых препаратов чаще всего назывались «крайне преувеличенными». В то же время в USA Today была опубликована статья, призывающая запретить обратный импорт и предлагающая альтернативные способы регулирования цен, например, поощрение оптовых закупок, увеличение количества генериков, создание веб-сайтов со сравнительными таблицами цен на лекарства и т. п.

Другие вопросы, обсуждаемые PhRMA. На этом интересы официальной фарминдустрии и прессы разошлись. Только три из девяти проблем, обозначенных PhRMA как наиболее актуальные: цены, доступность информации и обратный импорт лекарств, — достаточно широко освещались в печати. Еще четыре темы — генерики, рыночные ограничения, интеллектуальная собственность и регистрация препаратов в FDA — так или иначе затрагивались в публикациях. Две оставшиеся — производственные ограничения и проблемы научных исследований — вообще остались без внимания.

15 статей были посвящены этическим и юридическим вопросам, не включенным в список приоритетных проблем PhRMA. В трех из них обсуждалась проблема фальсификации препаратов и продажа подделок через Интернет. Остальным вопросам было посвящено по две статьи: проблемы национальных институтов здравоохранения; преимущества экспериментальных клинических испытаний, предшествующих полномасштабным клиническим исследованиям; попытки страховых компаний сократить список препаратов, подлежащих компенсационным выплатам; программы помощи развивающимся странам в лечении СПИДа.

Заголовки и тексты

Газетные заголовки играют чрезвычайно важную роль в формировании общественного мнения, и очень часто заголовки оказываются единственным, что человек читает в газете или что он надолго запоминает. Анализ печати показал, что большинство газетных заголовков выражает позицию, противоположную официальному мнению фарминдустрии: 57,1% были классифицированы как негативные, 18,1% — как позитивные и 24,8% — как нейтральные.

 

Рисунок 3. Анализ содержания

 

В целом, тон заголовков был менее негативным, чем само содержание статей. Интересно, что позитивных и негативных статей оказалось больше, чем явно позитивных или негативных заголовков (20% против 18,1% негативных и 69,5% против 57,1% позитивных). Это означает, что заголовки чаще несут в себе нейтральную (обобщающую) информацию.

Несмотря на то, что большая часть заголовков и текстов статей не поддерживает официальную позицию фарминдустрии, эта позиция в большинстве случаев была отражена в статьях: 77,7% материалов содержали обе точки зрения на обсуждаемую проблему.

Выводы и рекомендации

Результаты данного исследования должны заставить тех, от кого зависит репутация фарминдустрии, задуматься и сделать соответствующие выводы.

Ответственность за предоставление информации. В этой области фармацевтическим компаниям следует занять более активную позицию: все данные всех исследований должны быть легко доступны врачам и пациентам. Кроме всего прочего, это поможет сократить сроки регистрации препаратов, ведь если компания не скрывает информацию, FDA не придется организовывать дополнительные расследования.

Приоритетность задач. Из девяти проблем, обозначенных PhRMA как наиболее актуальные, только три нашли отражение в печати: ценовая политика, доступность информации и обратный импорт лекарственных средств. Остальные шесть в газетах практически не упоминались. С другой стороны, в прессе обсуждались проблемы, не попавшие в зону особого внимания PhRMA, например, фальсификация препаратов, экспериментальные клинические испытания, ограничения страховых компенсаций, программы помощи развивающимся странам и т. д.

Результаты данного исследования говорят о том, что фарминдустрии следовало бы уделять больше внимания вопросам, действительно вызывающим интерес общественности, и пересмотреть приоритеты в решении актуальных проблем. С другой стороны, необходимо привлекать внимание прессы к тем фактам, которые свидетельствуют в пользу фарминдустрии и ее вклада в улучшение медицинского обслуживания пациентов.

Возможно, одной из причин того, что репутация фарминдустрии значительно испортилась в последнее время, является неумение донести свою позицию до общественности и сделать так, чтобы эта позиция не воспринималась негативно. Представителям фарминдустрии следует более активно общаться с прессой, что, безусловно, поможет ей достичь взаимопонимания со всеми заинтересованными группами населения.

http://www.pharmexec.com

Перевод Натальи Тышецкой





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика