Логотип журнала "Провизор"








Лечебный комплайенс гинеколога и пациентки

М. В. Майоров, женская консультация городской поликлиники № 5 г. Харькова

…Первое условие для победы над болезнью есть знание ее причин и удаление последних

Р. Ф. Краффт Эбинг, 1885

В повседневной практической деятельности врача любой специальности огромное значение имеет комплайенс. Английское слово compliance, означающее «согласие, уступчивость, податливость», в медицинском понимании также означает готовность, желание, внутренний долг (обязанность) пациента выполнять назначения врача [2].

Этот же термин может означать общего уровня взаимопонимания между эскулапом и болящим: положительный (достаточный) либо недостаточный, а то и вообще — отрицательный (см. врезку).

Учитывая определенную специфику нашей специальности, вопросам оптимального взаимопонимания гинеколога с пациенткой следует уделять особое внимание. Это особенно важно при назначении медикаментозного лечения. Не рекомендуется ограничиваться примитивным: «по таблетке три раза в день» или «как написано в инструкции».

 

«Доктор, мне продолжать принимать прописанное лекарство?» — спросила пациентка у гинеколога.— «Продолжайте» — ответил врач, но тут же осекся: «Позвольте, как это «принимать»? Ведь я же назначил свечи с ихтиолом. Вы их что, глотаете??!!» Как ни странно, ответ был утвердительным… [6]

 

По мнению В. Павлюка («Медицина світу», декабрь 2000 г.), «ошибки в приеме медикаментов и побочные действия лекарств в значительной мере могут быть следствием того, что пациент неспособен прочитать и понять письменные и устные инструкции».

Больные очень редко сознаются, что имеют проблемы с чтением или пониманием информации, полученной от медиков. Проведенные в США «Национальные исследования грамотности взрослого населения» (1993) выявили, что среди различных подгрупп пациентов, в среднем, 20–31 % не способны правильно понять, на когда именно запланирован следующий визит к врачу, 10–33 % — не могут усвоить инструкцию о правильной подготовке к проведению рентгеноскопии желудочно-кишечного тракта, 21–23 % — не способны прочесть инструкцию к препарату и оценить показания обычного термометра, а 24–58 % — не понимают, что значит принимать лекарство натощак! Исследование, проведенное в одной из американских аптек, показало, что 12 % из 500 назначений пациенты поняли неправильно.

В системе здравоохранения проблема не ограничивается только тем, что пациенты должны прочесть напечатанный материал или услышать произнесенную врачом информацию. От них требуется, чтобы они уразумели, осознали, удержали в памяти и применили эту информацию в жизни, изменяя при необходимости свое поведение, вредные привычки, уклад жизни и т. д. Эта способность может быть на несколько порядков ниже, чем способность просто прочесть материал.

Малограмотность считается (в определенной мере) фактически скрытой инвалидностью. Однако люди с минимальным уровнем грамотности иногда могут быть весьма красноречивы, а многие из них достаточно хорошо приспособились к своей проблеме, имея явную склонность переоценивать свои возможности («я так давно болею, что в медицине разбираюсь не хуже любого врача»).

Проявлением такого сочетания низкого интеллекта и завышенной самооценки нередко бывает так называемая «вопиющая безграмотность» или «агрессивное невежество» (чаще всего не только в вопросах, касающихся здравоохранения…). К сожалению, это является достаточно распространенным феноменом не только «у них за бугром». Например, одна моя пациентка на рекомендацию «необходимо предварительно помочиться», ответила вполне невинным вопросом: «Чем именно помочиться?»

«Одним из первых требований является время и терпение, как со стороны врача, так и со стороны пациента». [3]. «С женщинами надо больше говорить!» — настоятельно рекомендует многоуважаемый учитель нескольких поколений харьковских гинекологов, академик Валентин Иванович Грищенко. Беседа с больной должна строиться по принципу максимальной доступности и понятности. Необходимо сконцентрироваться на нескольких наиболее существенных моментах, повторяя их и подчеркивая, что «это очень важно для здоровья». Недаром эксперты-психологи считают, что в этих случаях «чем меньше, тем больше», и рекомендуют говорить с пациентами на уровне, понятном 12-летнему ребенку, и в таком темпе, чтобы вас успевали понимать.

Полноценному комплайенсу способствует не только понимание со стороны больного, но и вдумчивое отношение самого доктора ко всем аспектам лечебно-диагностического процесса.

По мнению Р. Ф. Краффт-Эбинга (1885), высказанному 120 лет назад, но и в наше время ни в коей мере не потерявшему актуальности, «…врач всегда должен иметь в виду, что ясное проявление каждой болезни, находящейся перед его глазами, есть нечто неведомое и новое для него, поэтому обязан это проявление рассматривать самым точным и верным образом, если хочет быть истинным и основательным врачом; поэтому он никогда не должен руководствоваться догадками вместо верного наблюдения или смотреть на какой-нибудь случай болезни, как на известный в целом и в частности, предварительно не исследовав его обстоятельно… Мы никогда не должны заменять предположениями наблюдения и никогда не рассматривать болезнь как уже известную».

Назначая пациентке лекарственный препарат, нужно убедиться, что она хорошо усвоила три важнейшие вещи:

  1. Зачем (с какой целью) назначен этот препарат.
  2. Как именно (сколько раз в день, до или после еды, каким методом — внутрь, наружно, ректально, вагинально и т. д.) она будет применять это лекарство.
  3. Что и когда следует ожидать, принимая этот препарат. Это особенно важно, когда результаты лечения проявятся через определенное время. Реальные прогнозы помогут избежать разочарования и преждевременного прекрашения лечения («Exitus acta probat» — «действие поверяется результатом». Из Овидия, лат.).

Не лишними будут упоминания о совместимости различных препаратов, возможности приема алкоголя, вождения автомашины, работы с движущимися и потенциально опасными механизмами, режиме половой жизни, необходимости контрацепции и т. д.

Также весьма полезной будет информация об ориентировочной стоимости тех или иных лекарств, чтобы избежать:

а) повторного визита со словами «я не могу голодать, чтобы принимать назначенное мне лечение»;

б) поисков другого врача, чьи назначения будут не столь разорительными для семейного бюджета [5].

Следует отметить, что среди множества причин не слишком плодотворного контакта пациента и врача определенную роль играет отсутствие законодательно закрепленных обязанностей каждого гражданина относительно сохранения собственного здоровья [4]. Пациент должен быть не безучастным объектом медицинских мероприятий, а равноправным, деятельным и уважающим себя и своих партнеров участником борьбы за собственное здоровье.

Достижение максимально положительного комплайенса требует первостепенного внимания, ибо от этого всецело зависит конечный результат наших профессиональных усилий. Воистину: «Artes serviunt vitae, sapientia imperat» — «знание служит жизни, мудрость ею правит», лат.).

Литература

  1. Ганеман С. Органон врачебного искусства.— М.— 1998.
  2. Короткий В. М., Колосович І. В. Лікувальний комплаєнс: поняття, проблема та шляхи її вирішення // Мистецтво лікування.— 2004.— № 8.— С. 74–79.
  3. Краффт Эбинг Р. Ф. О здоровых и больных нервах. Общие принципы лечения нервнобольных.— М.— 1885.
  4. Майоров М. В. Заметки гинеколога// Время.— 2005.— № 26, 10 марта.— С. 2.
  5. Майоров М. В. Заметки занудливого эскулапа // Новости медицины и фармации.— 2005, февраль.— № 4.— С. 27.
  6. Майоров М. В. Интеллект пациента и… результаты лечения, новости медицины и фармации.— 2004, декабрь. № 19–20.— С. 24.
  7. Майоров М. В. Фармопека: применение гормональных контрацептивов// Провизор. 2004, ноябрь. № 22. С. 18–21.
  8. Майоров М. В. Больной, врач, провизор: триумвират союзников или треугольник конфликтов?// Советы врача.— 2004.— № 9–10.— С. 12–13.
  9. Майоров М. В. Ошибки медикаментозной терапии в амбулаторной гинекологии// Репродуктивное здоровье женщины. 2004.— № 3.— С. 19–20.
  10. Майоров М. В. Врач, сестра, больной: гармония лечения, Медична газета.— 2003, жовтень.— № 19.— С. 4.
  11. Майоров М. В. Предрассудки до 16 … и ниже// Микстура. —2002, сентябрь.— С. 12–14.
  12. Майоров М. В. Записки женского доктора// Микстура.—2003.— № № 2,3,5,9.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика