|
Развитие и специализация фармацевтической науки на примере организации и экономики фармацииБ. Л. Парновский, О. Н. Залиская, Львовский национальный медицинский университет им. Данила Галицкого Организация и экономика фармации (ОЭФ) представляет сформированную самостоятельную научную дисциплину, предмет и методы ее исследований были определены Б. Л. Парновским и Л. Ф. Смирновой в 1988 году [10]. Предмет исследований ОЭФ включает, в частности, процесс лекарственного обеспечения, информирование о лекарственных средствах, систему аптечного производства и контроля качества лекарств, потребность в лекарственных средствах, финансовую деятельность аптечных учреждений. Соответственно, объектами исследований являются аптечные учреждения, фармацевтическая документация (рецепты, статистическая отчетность, данные о потреблении лекарств), источники информации о лекарственных средствах, фармацевтические кадры и т. д. Также были выработаны понятия (измерители) и установлен ряд присущих данному предмету закономерностей. В процессе развития ОЭФ в 6080 гг. ХХ столетия установлен ряд закономерностей, свойственных объектам и предметам этой дисциплины, зависимость рентабельности аптек от величины и структуры товарооборота, зависимость между показателями заболеваемости и потребления лекарственных средств, отображаемую в ряде случаев с помощью серьезного математического аппарата. ОЭФ на этапе своего становления использовала в основном методы других наук статистических, экономических, социальных и т.д. Общеизвестно, что адаптация к фармацевтическим объектам (субстанции, лекарственные формы) методологии физико-математических, химических, биологических и других классических наук ускоряет развитие фармацевтических наук. Аналогично для ОЭФ плодотворным было использование теории управления, информатики, системного подхода и анализа, программно-целевого моделирования. Интенсификация развития ОЭФ в конце ХХ начале ХХІ века, как и для других отраслей наук, связана с интеграцией или дифференциацией исследований в «пограничных» и смежных с ОЭФ областях. Существенный стимул для этого появление проблемных вопросов научно-практического характера. В частности, в конце 90-х годов, в связи с тенденцией ВОЗ к привлечению фармацевтов к участию в лечении больных, их профессиональной ориентации не только на лекарственные средства как предмет труда, но и на больного (пациента) возникло новое «пограничное» направление фармацевтическая опека, имеющая в прикладном плане следующие направления: правовое, организационное и информационное обеспечение. Теоретические вопросы создания правового и организационного обеспечения фармацевтической опеки, безусловно, являются прерогативой ОЭФ. Переход экономики Украины к рыночным отношениям стимулировал маркетинговые исследования. При этом анализ фармацевтического рынка базируется как на общих методах маркетинга, так и на «фармацевтических» подходах, учитывающих, что лекарственное средство хоть и является товаром, но имеет определенные специфические свойства, поскольку используется для профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Поэтому фармацевтический маркетинг ориентируется на принципы фармацевтической опеки и уже только после этого может использовать приемы мерчандайзинга и другие общеторговые методы повышения реализации лекарств. Аналогично общие методы менеджмента на основании результатов научных исследований по ОЭФ трансформируются в систему приемов фармацевтического менеджмента, обеспечивающего в первую очередь стратегическое управление оптимальным обеспечением ресурсов лекарственных средств, фармацевтического кадрового потенциала. Изложенные выше направления развития и специализации исследований в области ОЭФ подтверждаются результатами краткого анализа проблематики докторских диссертаций, защищенных в Украине по данной дисциплине. Б. Л. Парновский (1978), разработав ряд информационных языков и поисковых систем, ввел в фармацевтическую теорию и практику методы информатики [9]. С. С. Хмелевской (1987) были интегрированы принципы геронтологии, организационные и технологические подходы для оптимизации обеспечения гериатрических больных [15]. В. М. Толочко (1988) на основе системного подхода обосновал методологию и программу развития стратегического управления лекарственной помощью населению [13]. Д. С. Волох (1990) впервые разработал теоретические и практические основы управления производством и обеспечением лекарственными средствами на основе отраслевой и международной интеграции [1]. З. Н. Мнушко (1990) впервые использовала маркетинговые методы анализа на примере средств для лечения пульмонологических больных для оптимизации их лекарственного обеспечения, при этом она предложила математический аппарат построения многофакторной модели потребности в этих препаратах [6]. Н. С. Пономаренко (1990) успешно решена социально значимая проблема создания системы последипломного обучения провизоров [11]. А. С. Немченко (1992) решила теоретико-практическую проблему перехода аптечной системы Украины на рыночные механизмы с акцентированием вопроса ценообразования на лекарственных средствах [7]. В. А. Загорий (2002) разработал научно-практические вопросы развития фармацевтических производств в условиях рынка на основе многофакторного анализа [3]. О. В. Посылкина (2003) обосновала систему финансового обеспечения инновационно-инвестиционного развития фармацевтического производства [12]. Возможности интеграции усилий смежных наук в «пограничных» областях демонстрируют диссертационные работы А. П. Гудзенко и М. Л. Сятыни (2004), где синтезированы методологии ОЭФ и современной технологии лекарств [2, 14]. В условиях ограниченного финансирования здравоохранения даже в экономически развитых странах, стремительного роста арсенала лекарственных средств и медицинских услуг при условии создания теории доказательной медицины появилась объективная необходимость в новой научной дисциплине «фармакоэкономика», методология создания и внедрения которой в Украине обоснована в диссертации О. Н. Залиской [4]. Фармакоэкономика самая молодая фармацевтическая дисциплина, в которой накоплена определенная совокупность знаний, создана собственная методология. Фармакоэкономика изучает в сравнительном плане соотношение между затратами и эффективностью, безопасностью, качеством жизни при альтернативных схемах лечения (профилактики) заболевания. При этом главная цель определить медицинскую технологию с оптимальным коэффициентом «затратыэффективность» или «затратыпольза» для рационального использования финансов здравоохранения и большего удовлетворения потребностей населения в фармакотерапии. При этом фармакоэкономика базируется на экономических оценках, используемых в современной «экономике благополучия», цель которой достижение большинством населения материальных благ при разумном вмешательстве государства в рыночную экономику. Поставим риторический вопрос: можно ли считать фармакоэкономику самостоятельной наукой?
Согласно определению J. F. Mauskopf, доктора наук из Северной Каролины, США (2001), «фармакоэкономика это измерение и представление сравнительных данных о результатах лечения, характеризирующих последствия использования новых лекарственных средств для их внедрения в практику» [16]. Согласно профессору Йоркского университета (Великобритания) M. Drummond (2001) «фармакоэкономика / экономика здоровья (англ. «рharmaco-economics / health economy») это экономическая оценка медицинской помощи, когда измеряют и сравнивают результаты лечения (Outcomes) и затраты (Cost), интерпретируют их при принятии решений: на уровне государства для рационального использования ресурсов для обеспечения здоровья населения страны; при создании рекомендаций для фармацевтических производителей для внедрения и реализации эффективных, безопасных лекарств; на местном уровне для больниц, практикующих врачей; больных с целью обеспечения рациональной фармакотерапии [17]. Необходимо подчеркнуть, что при поиске по ключевому слову «фармакоэкономика» (англ. «pharmacoeconomics») в Национальной библиотеке медицины США (NLM) нами получена информация о 1608 источниках, содержащих фармакоэкономическую информацию. Необходимо внести ясность относительно фармаэкономики, место и роль которой представлена в статье, опубликованной в журнале «Провизор» (№ 212004). При использовании нами поискового слова «pharmaeconomics» в Национальной библиотеке медицины США и MEDLINE не получены релевантные результаты (ответ свидетельствовал об их полном отсутствии)! Следует отметить, что слово «фармаэкономика» используется только московскими авторами в одноименной монографии «Фармаэкономика» [5]. Эти авторы предлагают свое определение: «фармаэкономика дисциплина, оперирующая экономическими и финансовыми категориями в процессе поиска, открытия, создания, разработки, производства, маркетинга и реализации лекарственных средств»[5]. Из этого следует, что фармаэкономика сокращенный вариант от «фармацевтическая экономика, экономика фармации», которая использует экономические методы для оценки стоимости разработки, внедрения, продвижения и реализации лекарственного средства. То есть главным предметом исследований является товар (хоть и вынужденного спроса), имеющий специфические особенности своего открытия, разработки, производства (в частности, требования Надлежащей практики клинической, лабораторной, производственной, дистрибьюторской и т. д.) и реализации отпуска по рецепту. При этом главная цель фармацевтической экономики достижение показателей прибыли (рентабельности), начиная от фармацевтических производителей до аптечного учреждения. Мы считаем использование термина «фармаэкономика», отсутствующего в мировой терминологии, нецелесообразным. Также необходимо конкретизировать относительно периодических изданий: в мире существует два англоязычных издания по фармакоэкономике: газета «Фармакоэкономика и результаты лечения, еженедельные новости» (PharmacoEconomics & Outcomes News Weekly) и международный журнал «Фармакоэкономика» (PharmacoEconomics), публикующий результаты мировых фармакоэкономических исследований. Необходимо подчеркнуть, что по экономике фармации в мире существуют следующие издания: «Журнал о фармацевтических финансах, экономике и политике» (Journal of Pharmaceutical Finance, Economics & Policy), «Журнал о фармацевтическом маркетинге и управлении» (Journal of Pharmaceutical Marketing & Management), публикующие результаты экономических оценок фармацевтической работы аптечных учреждений и фарминдустрии. Таким образом, ОЭФ, пройдя период становления на основании общенаучной методологии и создания методических подходов, адаптированных к своему предмету и объектам исследований, успешно развивается путем специализации. Можно констатировать, что для решения проблемных вопросов в «пограничных» областях отпочковались современные комплексные дисциплины «менеджмент и маркетинг в фармации» и «фармакоэкономика». Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||||||
|