Логотип журнала "Провизор"








Американская аптека: взгляд со стороны

Городская аптека

Типичная американская аптека имеет общую площадь около — 100 кв. м. Большую часть аптеки занимает зал для посетителей, где в свободном доступе находятся полки с безрецептурными лекарствами и сопутствующими товарами: игрушками, сувенирами, поздравительными открытками и т. п. Рецептурные лекарства размещаются всего на нескольких полках, расположенных за отгороженным прилавком рабочим местом фармацевта. Запасы безрецептурных лекарственных средств, хранящихся на полках в зале, составляют 50–60 тыс. долл., но редко кто ходит в аптеку специально за безрецептурными препаратами, так как их можно приобрести в любом супермаркете. Доля безрецептурных продаж не превышает 10%. Основной доход аптека получает от продаж рецептурных лекарств. В среднюю аптеку ежедневно поступает 100 рецептов, а дневная выручка составляет около 3000 долларов. В крупные аптеки, зачастую входящие в структуру аптечных сетей, проступает около 600 рецептов ежедневно.

Сердце аптеки — ее компьютерная система. Данные о каждом пациенте, пришедшем в аптеку с рецептом, вносятся в компьютер. В течение нескольких секунд при помощи модемной связи по номеру страховки, указанному в рецепте, устанавливается связь со страховой компанией и выясняется сумма, которая должна быть оплачена самим пациентом. При наличии страховки пациент оплачивает около 15% стоимости лекарства. Однако если он принимает много препаратов (более 4-х наименований ежемесячно), то часть из них он оплачивает полностью. Разные виды страховки предполагают разные варианты оплаты рецептурных лекарств. В компьютере о каждом пациенте-покупателе содержатся сведения о том, какие препараты он приобретал ранее и какие принимает в настоящее время, на основании чего выдается заключение о предполагаемом взаимодействии с вновь выписанными лекарствами. Компьютер выдает инструкцию о  выписанном средстве и печатает специальную этикетку с наименованием лекарства, именем пациента, врача и т.п., приклеиваемую на индивидуальный контейнер, в который кладутся таблетки, предназначенные для пациента. Рецептурные лекарства поступают в аптеку в упаковках по 100–1000 таблеток и затем отпускаются поштучно в строгом соответствии с прописанным врачом количеством. При помощи компьютера ведется учет проданных лекарств для страховых компаний и инстанций, контролирующих рецептурные продажи, проводится подсчет количества препаратов, проданных по предписаниям различных врачей, проводится маркетинговый анализ и др.

Главной особенностью американской аптеки является отсутствие в ней запасов рецептурных лекарственных средств. Необходимые препараты вносятся в ежедневную заявку и в конце рабочего дня по модемной связи направляются дистрибьютору, который в обязательном порядке выполняет ее на следующий день. Таким образом, пациент получает рецептурные лекарства днем позже.

На безрецептурные лекарственные средства розничная торговая наценка не лимитирована, на рецептурные, которые оплачиваются преимущественно страховыми компаниями, она формально составляет 5%+3 долл. относительно оптовой цены фирмы-дистрибьютора. Для аптек этой наценки недостаточно, поэтому фирма-дистрибьютор в прайс-листе указывает две цены: «нормальную» и с оптовой скидкой. Поскольку наценка производится с нормальной цены, аптека может получить необходимую для своей рентабельности прибыль от продаж рецептурных средств. В среднем розничная наценка составляет 25–30%. Расчет с фирмой-поставщиком аптека осуществляет два раза в месяц, примерно с таким же интервалом аптека получает деньги от страховых компаний. Необходимый для функционирования средней аптеки оборотный капитал составляет не менее 100 тыс. долл.

Штат небольшой аптеки состоит из одного фармацевта и 2–3 технических работников. Фармацевт обязан находиться в аптеке на протяжении всего рабочего дня, так как он несет личную ответственность за правильный отпуск лекарств и внесение нужной информации в компьютер. В обязанности фармацевта входит отвечать на все интересующие покупателя вопросы относительно прописанных средств и по возможности оценивать риск нежелательных взаимодействий принимаемых пациентом медикаментов. Это неудивительно, поскольку пациенты приобретают лекарства в одной аптеке, и, как было сказано, на каждого из них в компьютере имеется свой файл. Работа фармацевта довольно напряженная, так как ему приходится внимательно выслушивать и консультировать покупателей, в том числе и по телефону, причем делать это не формально, а с выражением искреннего участия и озабоченности по поводу каждого обращения. Это накладывает определённые обязательства на сотрудников аптеки в плане отличного владения английским языком. Если вы чувствуете неуверенность в этом вопросе, то вы можете подтянуться, пройдя интенсивные курсы английского языка в Москве. Стоит ещё также отметить, что фармацевт в американской аптеке в течение всего дня работает с компьютером, фасует таблетки в индивидуальные контейнеры, составляет ежедневную заявку на медикаменты и делает многое другое.

Оклад фармацевта составляет 4 тыс. долл. в месяц, технических работников — 2 тыс. долл. в месяц. Если фармацевт является собственником аптеки, то сумму, равную окладу, он получает в качестве прибыли. Многие фармацевты для увеличения своих доходов выполняют дополнительные медицинские услуги: прививки против гриппа (20 долл. за прививку), биохимические анализы (например, определение уровня холестерина), дают консультации по диетическому питанию и др.

Все городские аптеки, работающие с населением,— частные. Они могут принадлежать независимым фармацевтам, аптечным сетям, фирмам нефармацевтического профиля (например, торговой компании Wal-Mart, специализирующейся на продаже товаров по сниженным ценам), частным клиникам. В городе Литл-Рок на 600 тыс. человек населения приходится около 100 городских аптек. Аптечный бизнес не самый прибыльный, но относительно стабильный. В последние годы независимые фармацевты испытывают сильную конкуренцию со стороны аптечных сетей. Часто аптечные сети принадлежат розничным фирмам, торгующим продуктами питания, которые организуют аптеки (больше похожие на наши аптечные пункты) в принадлежащих им супермаркетах. Аптечные сети, благодаря закупкам крупных партий, способны устанавливать более низкие цены на лекарства, что привлекает многих покупателей. В ответ на это независимые фармацевты противопоставляют более качественное обслуживание: дополнительное информационное обеспечение, осуществляют парафармацевтический сервис (прививки и анализы), предлагают большой выбор специальных пищевых добавок и др. В результате у независимых фармацевтов формируется постоянный «семейный» круг покупателей.

Внутрибольничная аптека

Внутрибольничная аптека — это мощное фармацевтическое предприятие. Приведем несколько цифр, отражающих деятельность внутрибольничной аптеки Университетского госпиталя штата Арканзас, являющего самым крупным государственным лечебным учреждением штата. Госпиталь имеет 400 коек и рассчитан на госпитализацию 30 тыс. пациентов ежегодно. Внутрибольничная аптека один раз в год получает от госпиталя беспроцентный кредит в размере 12 млн долл., который в течение года погашается путем поставки госпиталю лекарств. В аптеку ежедневно поступает препаратов на сумму 30–40 тыс. долл. Наценка на лекарства во внутрибольничной аптеке зависит от их цены. При цене до 20 долл. за единицу продукции наценка составляет 5 долл., при цене 21–40 долл.— 10 долл., при цене 41–60 долл.— 15 долл., при цене от 61 долл. и выше — 20 долл. В среднем наценка составляет около 25%. Прибыль от поставленной продукции за год составляет 3 млн долл. Эти деньги идут на зарплату 85 сотрудникам аптеки и производственные нужды. При необходимости неизрасходованная часть прибыли может быть передана госпиталю.

Возможности врачей в назначении лекарственных средств практически не ограничены: если необходимо, они могут выписать и на следующий день получить любое зарегистрированное в США лекарство. Между тем все назначения контролируются и делаются в пределах разумного. Стоимость лекарственного обеспечения одного госпитализированного больного составляет в среднем 500 долл., наиболее дорогой вид лечения — трансплантация костного мозга — требует лекарств на сумму 125–150 тыс. долл.

Пациент за свой счет оплачивает 10–15% от полной стоимости лечения, остальное оплачивает страховая компания. Если у пациента нет страховки, то государство может оплатить лечение, но предварительно для подтверждения неплатежеспособности больного будет произведена ревизия его фактических доходов и всех накоплений.

В госпитале для лечения чаще используются относительно дешевые генерики. Сомнений относительно их качества у врачей не возникает, поскольку все они американского производства и соответствуют требованиям FDA и GMP.

Лекарства внутрибольничная аптека закупает у фирм-дистрибьюторов, реже — у производителей. Закупочные цены контролируются специальным медицинским советом, который на основании договоров с фирмами-производителями устанавливает допустимый максимум закупочных оптовых цен у их дистрибьюторов. Фирмы-производители вынуждены идти на этот шаг, поскольку при выборе закупаемых медикаментов их продукция получает предпочтение. Нередко у дистрибьюторов оптовые цены оказываются выше, чем максимально допустимые договорные для конкретного госпиталя. В этом случае дистрибьютор отпускает медикаменты по договорной цене, а производитель за счет своих средств компенсирует дистрибьютору убытки. Это является своеобразной платой за приоритетную поставку лекарств в госпиталь. Часто лекарства закупаются на основании тендеров, при проведении которых основными критериями отбора поставщиков являются репутация компании, качество продукции и стаж ее работы на рынке.

По материалам «Медицинской газеты»





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика