Логотип журнала "Провизор"








Система фармаконадзора в Украине: требования цивилизованного фармацевтического рынка

М. Л. Шараева
Государственный фармакологический центр МЗ Украины, г. Киев

С целью реализации права граждан на здравоохранение государство должно обеспечивать эффективность, безопасность, качество и доступность необходимых лекарств, препятствовать причинению вреда здоровью пациентов вследствие применения лекарственных средств (ЛС) по медицинским показаниям. Приоритетными аспектами политики ВОЗ относительно ЛС являются:

  • установление стандартов, определение правил и направлений деятельности фармацевтической отрасли;
  • внедрение эффективного регулирования ЛС и контроль их качества;
  • информационная поддержка и обеспечение фармацевтического регулирования.

Основной акцент в регулировании контроля качества ЛС необходимо делать на усовершенствовании системы регистрации, сертификации и организации жесткого государственного надзора и контроля за соблюдением норм и правил, действующих в сфере обращения лекарств. После распада СССР Украину захлестнул поток ЛС, практически неизвестных врачам и фармацевтам. Снизилось почти до минимума количество продаж лекарств по рецептам, рекомендации врачей часто игнорируются пациентами, попадающими под влияние некорректной рекламы; при этом повышается риск негативного воздействия препарата. Невозможность быстрого внедрения международных стандартов на большинстве отечественных фармацевтических производств, их недостаточная конкурентоспособность по сравнению с иностранными компаниями, а также появление фальсифицированных лекарств оказывают существенное влияние на ситуацию с безопасным применением ЛС в стране. Поэтому в настоящее время одной из первоочередных задач государственной политики в фармацевтической отрасли является проблема контроля за безопасным медицинским применением лекарственных средств. Выявление неблагоприятных свойств ЛС на пострегистрационном этапе осуществляют регуляторные структуры МЗ — Государственный фармакологический центр (ГФЦ) и Государственная инспекция по контролю качества ЛС (ГИ). Усилия ГФЦ и ГИ, направленные на борьбу с производством и распространением некачественных ЛС, и составляют государственный приоритет.

Во исполнение утвержденной стратегии интеграции Украины в Европейское Сообщество (ЕС), предусматривающей осуществление мероприятий по гармонизации систем стандартизации и сертификации продукции со стандартами и требованиями ЕС, в нашей стране проводится разработка системы контроля наиболее приемлемым и цивилизованным путем — путем обеспечения качества, т. е. эффективности и безопасности ЛС.

Основными направлениями деятельности на национальном уровне ВОЗ предусматривает:

  • осуществление мероприятий и внедрение регуляторных решений на основании научно обоснованных методов для внедрения фармпроизводителями;
  • усиление мер по улучшению обеспечения контроля качества ЛС;
  • распространение информации о качестве и безопасности ЛС среди медицинских работников;
  • централизованное регулирование ЛС, рациональное назначение и применение, мониторирование побочного действия (ПД) ЛС.

ЛС — это товар, который, несомненно, влияет на здоровье, поэтому вопрос управления качеством имеет для данного вида продукции первоочередное значение. Успешное продвижение возможно только при наличии общего системного подхода, обеспечивающего возможность регулирования процессов, формирующих качество ЛС на всех этапах его жизненного цикла: от поиска, разработки, испытания, закупки сырья для производства до непосредственного лечения конкретного пациента. При таком подходе понятие качества возникает как интегральная характеристика, а система, разработанная в развитых странах для производства и реализации разных видов продукции, в том числе и ЛС, получила название Total Quality Management (TQM). Совокупность и последовательность действий определяет «обеспечение качества» и используется как инструмент управления всеми факторами, влияющими на качество ЛС. В соответствии с правилами ВОЗ для обеспечения качества необходимо внедрение не только GMP (Надлежащая производственная практика) и GLP (Надлежащая лабораторная практика), но и GСР (Надлежащая клиническая практика), GDP (Надлежащая дистрибьюторская практика), GPP (Надлежащая аптечная практика).

С целью предотвращения осложнений при медицинском применении ЛС необходимо внедрение в производство новых, более качественных и безопасных ЛС и создание действенной системы контроля за безопасностью ЛС, т. е. фармакологического надзора. По определению ВОЗ, фармаконадзор — это научное направление в разделе клинической фармакологии, касающееся выявления, оценки, изучения механизмов развития и предупреждения побочных эффектов или других проблем, связанных с ЛС [1].

Разработка алгоритмов действий и стандартов в отношении подозреваемого ПД ЛС, по данным постоянно обновляемой информации, составляет главную задачу фармаконадзора. Этапность задач фармаконадзора такова:

  • стадия регистрации — детальное описание безопасности ЛС, которое производитель хочет выпустить на рынок (стадия внедрения);
  • ранняя постмаркетинговая стадия — оценка риска при медицинском применении (в определенные сроки);
  • постоянно действующий надзор — накопление и обмен информацией (при перерегистрации).

В 2002 году Украина, третьей в СНГ, стала 68 полноправной страной — членом Программы ВОЗ по мониторингу ЛС и теперь направляет свои сообщения в мировую базу данных. Основным методом выявления нежелательного действия препаратов в Украине является метод спонтанных сообщений о подозреваемом ПД ЛС. За последние 25 лет этот метод является главным источником информации в фармаконадзоре. База данных ГФЦ МЗ Украины на сегодняшний день содержит более 4500 спонтанных сообщений о подозреваемом ПД ЛС при применении более чем 1000 торговых наименований препаратов. Главная роль спонтанных сообщений состоит в формировании сигнала для принятия регуляторных решений. Нами получено положительное решение Центра ВОЗ в Упсале (Швеция) относительно первого вклада Украины в формирование сигнала — информация о случае серьезного ПД: синдрома Стивенс—Джонсона на мидекамицин (Макропен, КРКА).

Информацию о подозреваемом ПД ЛС в мире предоставляют врачи всех специальностей (но лишь 5% активно участвуют) [1], фармацевты [4, 5], производители [6], пациенты [2], общественные и международные организации.

В Украине, согласно Закону «О лекарственных средствах» и соответствующим приказам МЗ, в информировании о ПД ЛС задействованы врачи, руководители лечебно-профилактических учреждений, главные специалисты (штатные и внештатные главные терапевты), производители ЛС или их представители.

Очень важно для производителей эффективное управление потоком информации как решающим фактором успешного продвижения лекарства непосредственно к потребителю. В связи с тем, что реклама ряда ЛС является неполной, а инструкции по применению не всегда содержат детальную и понятную для потребителя информацию, основной гарантией эффективного и безопасного лечения является подробная консультация врача и фармацевта.

Внедрение системы фармаконадзора — постоянного мониторинга и бдительности относительно качества и безопасности ЛС — закономерное требование времени. Невозможно не признать обоснованность этого: во-первых, фармпроизводители должны нести ответственность за свой продукт, во-вторых, это принципиальное этическое требование медицинской практики и доказательной медицины, в-третьих, ЛС — это специфический продукт потребления, от которого зависит здоровье больного человека. Начиная с 90-х годов производители оригинальных ЛС, по данным собственной службы фармаконадзора, добровольно изымают препараты, у которых соотношение польза/риск смещается в сторону риска. Это произошло в отношении таких известных препаратов, как церивастатин (Bayer), мибефрадил (Roche). Также фармацевтические компании (Gedeon Richter, GlaxoSmithKline) вносят поправки в инструкции по применению ЛС на основании рекомендаций регуляторных структур, учитывая данные широкомасштабных исследований и сигнальной информации из соответствующих организаций мира.

Во всем мире определяющим является предоставление информации о своей собственной продукции самим производителем. Руководители, заинтересованные в конкурентоспособности своих предприятий, заботящиеся об имидже своей продукции, должны сознавать необходимость создания наряду с системой качества системы фармаконадзора — наблюдения за возникновением, развитием ПД ЛС с целью их предупреждения. В соответствии с международными нормативно-правовыми требованиями производителям также необходимо предоставлять при регистрации препаратов информацию о ПД ЛС из стран, где они уже выведены на рынок.

Обеспечение высоких стандартов производства — гарантия уверенности в качестве лекарств. Фарминдустрия и государственные регуляторные органы стараются гарантировать высокое качество ЛС, а система выборочного контроля качества препаратов на рынке зарекомендовала себя как эффективное противодействие злоупотреблениям. Если во всем мире ответственность за качество ЛС несет фармацевтическая индустрия, в Украине главный груз ответственности на первых порах взял на себя ГФЦ МЗ Украины, который в соответствии с международными требованиями и с учетом специфики отечественного рынка разработал особую вертикальную систему информирования: от врача и руководителя лечебно-профилактического учреждения до регулирующих органов с привлечением статистической отчетности о подозреваемом ПД ЛС. Эта кропотливая и настойчивая работа уже начала приносить определенные результаты, следующим шагом должна стать разработка этого направления деятельности производителями. В издании ГФЦ и ГИ перевода ІХ тома Директивы 2001/83/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС «Фармацевтический сектор: фармаконадзор за лекарственными препаратами для человека» с замечаниями относительно особенностей национальной системы контроля безопасности ЛС в Украине [3] основное место отводится повышению уровня требований в соответствии с современными международными нормами. Этот процесс должен быть четко осознан руководителями предприятий: без собственной налаженной системы фармаконадзора ЛС на современном этапе невозможны цивилизованные взаимоотношения между всеми заинтересованными сторонами процесса обеспечения населения ЛС. Производитель обязан осуществлять мониторинг своей продукции. Ведение современной маркетинговой политики в разных регионах, проведение фармакоэпидемиологического и фармакоэкономического анализа, анкетирования и имеет целью внедрение действенной и результативной политики взаимодействия в фармаконадзоре. Таким образом, происходит не только перераспределение обязанностей, но и целевая ориентация на производителя, постепенно рычаги ответственности возлагаются на того, кто имеет непосредственное отношение к безопасности ЛС.

Анализ карт спонтанных сообщений может выявить ЛС, которые чаще других отмечаются в возникновении ПД. Однако от отечественных производителей на сегодняшний день вообще не поступало никакой информации о ПД ЛС собственного производства. При анализе базы данных за период с 01.03.2002 г. по 01.11.2002 г. выяснено, что из 229 препаратов отечественного производства, рекомендованных к перерегистрации в Украине, производители предоставили письма о невыявлении ПД с просьбой подтвердить эту информацию только в 20 случаях. На 181 препарат заявители подали в ГФЦ запрос о предоставлении им такой информации. Это свидетельствует о том, что пока ни один представитель отечественных производителей не интересуется проблемой осложнений лекарственной терапии, а также о том, что нет заинтересованности в создании собственных структур по контролю за безопасностью своей продукции при ее медицинском применении. Так, при наличии почти сотни отечественных производителей ЛС, которые охватывают до 40% фармацевтического рынка, в течение 2002–2003 гг. в Украине было зафиксировано 210 случаев серьезного ПД ЛС. Это вдвое превышает количество подобных осложнений на препараты иностранного производства (105). Среди системных проявлений преобладали аллергические реакции, при этом «пальму первенства» среди подозреваемых ЛС составляют инфузионные растворы (реополиглюкин — 14, неогемодезы — 9), анестетики (лидокаин — 14, тиопентал натрия — 5), антибиотики — 25.

Отечественные производители, не имея источников получения надлежащей современной информации, всю ответственность за создание системы фармаконадзора и мониторирования ПД ЛС перекладывают на государственные регулирующие органы. Анализировать случаи подозреваемого ПД ЛС — долгая и кропотливая работа. Поэтому информация, которую хотят получать производители от регуляторных органов, должна иметь свое ценовое (стоимостное) выражение. Некоторые фармацевтические компании обращаются в ГФЦ с просьбой определить соотношение «преимущество—риск» при применении препаратов того или иного производителя, в связи с этим разрабатывается механизм предоставления заинтересованным сторонам сравнительной информации о случаях ПД ЛС конкурентов, производящим генерические препараты.

Сегодня ГФЦ в сотрудничестве с ГИ создает базу данных отечественных и иностранных производителей/владельцев регистрационного свидетельства и разрабатывает «Паспорт заявителя», где будут учтены сведения не только об имеющейся продукции производителя, но и информация о качестве и безопасности всех зарегистрированных форм ЛС. Это предусматривает более жесткий контроль при перерегистрации ЛС в Украине и пересмотр взаимоотношений между действующими сторонами: производителями, врачами, государственными регуляторными органами и потребителями, — и будет способствовать поддержке добросовестного производителя и предотвращению приобретения некачественных ЛС. Эти прагматические принципы взаимоотношений и расчетов за предоставление оценки и информации экспертами и регулирующими органами вводятся для того, чтобы приучать производителей к выполнению существующих требований надлежащей практики. При этом используется имеющаяся информация и документация о ЛС (базы данных ВОЗ, ADRIOT, Internet, Medline, библиографические данные, ссылки на индивидуальные случаи) и другие источники информации (взаимообмен с партнерами системы Vigimed, MedDRA, специальные реестры токсичности и т. п.). Проведение систематической работы с врачами, взаимодействие с регуляторными органами в решении спорных вопросов дает возможность партнерам сохранять конфиденциальность. Предоставление качественной информации и экспертных оценок является достаточно затратным механизмом, в котором участвуют специалисты-профессионалы, при этом необходимо:

  • проводить подготовку и переподготовку соответствующих кадров;
  • разрабатывать унифицированный перечень услуг по предоставлению информации;
  • предоставлять научно-экспертные заключения и аналитические справки;
  • проводить оценку обобщенных данных исследований производителей и их проектов;
  • организовывать научно-практические конференции, семинары с участием ГФЦ МЗ Украины.

Таким образом, предоставление производителю информации по безопасности и качеству продукции на начальных этапах должно проводиться под контролем и при взаимодействии государственных структур МЗ Украины — ГФЦ и ГИ — с учетом изменений в экономической сфере и в процессе интеграции Украины в ЕС.

В Украине уже сделаны первые шаги, а именно — принята соответствующая законодательная база. Кроме того, при подготовке кадров — врачей и фармацевтов на пред- и последипломной подготовке — должно уделяться больше внимания необходимым правовым и медицинским знаниям не только на этапах клинических испытаний, но и при широком медицинском назначении ЛС.

Фармацевтический рынок Украины довольно разнообразен. Если строить цивилизованные отношения в рыночных условиях, правила должны быть одинаковыми для всех участников — отечественных и зарубежных, ведь должны создаваться благоприятные условия как для производства, так и для постоянного контроля согласно международным требованиям. Лекарства — социально значимый товар, потому они не могут попасть на фармацевтический рынок, если не определена процедура контроля качества и безопасности, о чем должны заботиться производители ЛС вместе с государственными регулирующими органами. Больше ценить здоровье и внимательно относиться к ЛС надо учить и производителей, и врачей, и фармацевтов, и пациентов.

Литература

  1. The Importance of Pharmacovigilance. Safety Monitoring of medicinal products. WHO, 2002.
  2. Improving ADR reporting// the Lancet-2002. Vol.360, n9344, p.1435/
  3. Фармацевтический сектор: фармаконадзор за лекарственными препаратами для человека.— Киев: Морион, 2003.— 216 с.
  4. Шараева М. Л. Роль клинического фармацевта в системе фармакологического надзора // Провизор.— 2002.— № 24–20.— С. 7–9.
  5. Ямамото Н. // Фармацевт. журн.— 2002.— № 2.
  6. www.fda.gov/cder/reports/rtn/2002/rtn2002–3.htm




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика