Логотип журнала "Провизор"








Розничный аудит ГЛС в Украине — на фармрынок выходит новый игрок

В рамках Международного фармацевтического конгресса «Ліки та життя» компания RMBC (группа компаний «Ремедиум1») представила новый проект «Розничный аудит ГЛС в Украине». Цель данного проекта — предоставление объективных данных о розничных продажах лекарственных препаратов в Украине.

Методологию проекта и данные розничных продаж по Украине через аптеки за три квартала 2003 г. представила исполнительный директор RMBC (Россия) Мария Денисова.

Работу по проекту «Розничный аудит ГЛС в Украине» компания RMBC начала в 2003 г. Методология исследования аналогична уже зарекомендовавшей себя в России — проект «Розничный аудит ГЛС в РФ» осуществляется с 2000 года.

Розничный аудит — это панельное исследование, основанное на ежемесячном мониторинге приходных накладных аптечных предприятий. Панель формируется методом стратифицированной (сформированной с учетом различий между аптеками) случайной выборки, которая в наибольшей степени отражает действующую аптечную структуру и не меняется в ходе исследования.

На первом этапе аптеки делятся на несколько классов по типу, форме собственности, расположению и др. параметрам. Аптеки в одном и том же классе оказываются достаточно похожими по выбранному признаку. На втором этапе производится случайный выбор аптек внутри каждого класса («страта» или «кластера»).

По сравнению со случайной выборкой такая процедура гарантирует большую репрезентативност — представление всех признаков и с той же частотой, что и генеральная совокупность (минимодель генеральной совокупности).

Важной характеристикой данной выборки является ее рандомизированность, т.е. отбор таким образом, что каждое аптечное учреждение имеет равные шансы попасть в нее.

Таким образом, выборка является репрезентативной, рандомизированной и стратифицированной, что является гарантией получения достоверных данных.

В дальнейшем результаты распространяются на весь сегмент рынка посредством экстраполяции.

После формирования базы данных следует математическая обработка информации.

На всех этапах реализации проекта — формирование панели, проверка исходных данных, контроль введенных данных, проверка после экстраполяции, оценка адекватности модели — присутствует внутренний контроль качества. В октябре-ноябре 2002 г. качество работы RMBC было подтверждено аудитом, проведенным компанией Deloitte & Touche.

В 2003 г. панель Украины представлена 1286 аптечными учреждениями из 25 областей — 7% от общего количества аптечных учреждений по состоянию на 01.01.2003 г., в тех же пропорциях и с той же частотой признаков. По оценкам RMBC эта панель позволяет с 95% вероятностью получать 10–15% погрешность данных по всей Украине в 2003 г.

Первичный сбор информации о розничных продажах в Украине проводится региональными представителями компании в 24 областях Украины и АР Крым путем регулярного учета приходных накладных аптек. Бумажные и электронные копии документов поступают в информационный центр, где сортируются и направляются в Отдел обработки баз данных. Все накладные сохраняются.

После формирования базы данных следует математическая обработка информации.

По результатам 2003 г. получены данные розничного аудита ГЛС по Украине. С 2004 г. готовится к выпуску «Розничный аудит ГЛС» по Украине в целом и отдельные отчеты по 24 областям и АР Крым.

Сбор и первичная обработка информации происходит в Украине, а дальнейшая обработка и проверка происходит в центральном офисе — в Москве. В российском офисе работает более 70 чел., в Украине — 30. Участникам презентации была представлена генеральный директор компании RMBC Украина Виктория Преснякова.

Информация по проекту «Розничный аудит ГЛС в Украине» включает в себя:

  • объемы продаж в стоимостном выражении (в розничных и закупочных ценах аптек);
  • объемы продаж в упаковках;
  • средние оптовые и розничные цены.

Важнейшей характеристикой исследований является то, что объем рынка определяется на основании изучения потребления ГЛС (того, что поступило в аптечные учреждения).

 

Торговые наименования — лидеры аптечных продаж в I–III кв. 2003 г.

УКРАИНА РОССИЯ
Эссенциале Н Но-шпа
Цефазолин Энап
Актовегин Боярышника настойка
Но-шпа Кавинтон
Цефтриаксон Виагра
Натрия хлорид Эссенциале Н
Милдронат Мезим форте
Каптопресс Актовегин
Фестал Эналаприл
Анальгин Капотен
Пирацетам Арифон
Виагра Фестал
Мезим форте Супрастин
Кетанов Церебролизин
Диклофенак Аскорбиновая кислота (витамин С)
Корвалол Пенталгин-ICN
Эналаприл Диклофенак
Бисептол Ламизил
Ранитидин ТераФлю от гриппа и простуды
Вигор Фервекс

Источник: данные RMBC

 

Анализируя рейтинг ведущих компаний-производителей, следует отметить, что в Украине по результатам трех кварталов 2003 г. 50 ведущих производителей заняли больше половины аптечного рынка Украины, первые пять — 14%.

В отличие от России, в первую десятку лидеров в Украине входят 4 украинских производителя, их доля составляет 9,4% объема продаж десятки. Ведущие позиции занимает фармацевтическая фирма «Дарница». В то время как в России только один отечественный производитель входит в десятку лидеров.

Доли десяти ведущих торговых наименований в объеме аптечных продаж практически одинаковы и составляют в России — 7,7%, в Украине — 7,99%.

Первые три лидирующие АТС-группы по объемам розничных продаж совпадают с Россией: J01 — антибактериальные препараты для системного применения, N02 — анальгетики, A11— витамины.

По результатам исследования компании RMBC объем рынка аптечных продаж в Украине за 9 мес. 2003 г. составил 695 млн долл., за 12 месяцев — 950 млн долл. в розничных, или соответственно 520 млн долл. и 710 млн долл. в оптовых ценах.

Среднедушевое потребление лекарственных препаратов в Украине за три квартала составило 16,5 долл., за год — около 20 долл. Средняя стоимость одной упаковки — 0,66 долл.

В России объем рынка аптечных продаж за первые три квартала 2003 г. составил 2,4 млрд долл. (за год — 3,4 млрд долл.) в ценах конечного потребления, в оптовых ценах — 1,9 млрд долл. Это на 15% выше, чем за аналогичный период 2002 г.

 

Ведущие компании-производители, данные аптечных продаж в I–III кв. 2003 г.

УКРАИНА РОССИЯ
«Дарница», фармацевтическая фирма, ЗАО Aventis
Aventis Gedeon Richter Ltd.
Berlin-Chemie/Menarini Pharma G. m. b. H. Berlin-Chemie/Menarini Pharma G. m. b.H.
Sanofi-Synthelabo KRKA
Gedeon Richter Ltd. Sanofi-Synthelabo
KRKA Pfizer International Inc. (включая Pharmacia N. V./S. A.)
Киевмедпрепарат, АО Novartis
Фармак, АО Servier Pharmaceuticals
GlaxoSmithKline GlaxoSmithKline
Борщаговский ХФЗ ICN Pharmaceuticals (российские заводы)
Pfizer International Inc. (включая Pharmacia N. V./S. A.) Nycomed
«Здоровье», фармацевтическая компания Lek d.d.
Lek d.d. Pliva d.d.
Balkanpharma Egis
Boehringer Ingelheim Bristol-Myers Squibb
Pliva d.d. Dr. Reddy’s Laboratories
Biologische Heilmittel Heel HmbH F. Hoffmann-La Roche Ltd.
Bristol-Myers Squibb Boehringer Ingelheim
Ranbaxy Laboratories Ltd. Janssen-Cilag AG
Nycomed Solvay Pharma

Источник: данные RMBC

 

Средняя торговая надбавка в аптечной сети России за первые три квартала составила 27%. Среднедушевое потребление за год — 27 долл.

О возможностях проекта «Розничный аудит ГЛС в Украине» рассказала Марина Михайлова, руководитель отдела по работе с клиентами RMBC (Россия). Отчеты программы «Розничный аудит ГЛС в Украине» позволяют пользователям получать следующую информацию:

  • конкурентный анализ;
  • определение объема соответствующего сегмента рынка (в натуральном и денежном выражении);
  • определение доли производителя в соответствующем сегменте рынка;
  • прослеживание доли производителя в соответствующем сегменте рынка;
  • прослеживание динамики собственных продаж пользователя и конкурентных продаж поквартально;
  • сравнительная ценовая характеристика конкурентных продуктов;
  • управление импортными поставками на основе анализа полученных данных;
  • выявление сегментов с малой конкурентной активностью;
  • оценка перспектив роста сегмента в товарном и денежном выражении.

Данные по проекту предоставляются в электронном виде в течение 6 недель после окончания квартала.

В завершение презентации компания RMBC выразила уверенность, что сотрудничество с фармацевтическими компаниями, работающими в Украине, будет взаимовыгодным и плодотворным.

Подготовила Мирослава Закотей

1 Группа компаний «РЕМЕДИУМ» — объединение компаний, специализирующихся на оказании издательских, информационных, маркетинговых и консалтинговых услуг в области фармации; представлена на российском рынке с 1996 года. Является собственником брэндов: «Ремедиум», «Российские аптеки», «RMBC», «Клифар», «GRP», сайтов remedium.ru и drugreg.ru. RMBC — компания, работающая в области маркетинга, консалтинга, аналитики и информационных технологий на фармацевтическом рынке.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика