Логотип журнала "Провизор"








Итоги гомеопатии к началу нового века

У истоков гомеопатии Харьковской губернии был врач-гомеопат Евфрат Яковлевич Дюков. В 1891 году с коллегами он учредил «Общество последователей гомеопатии города Харькова». В него входили не только врачи, но и видные деятели города. При содействии Общества Харьковским городским управлением и Городской думой были выделены средства на открытие в 1894 году «Лечебницы Харьковского общества последователей гомеопатии», заведующим которой стал Е. Я. Дюков. Кроме того, в городе существовало две гомеопатические аптеки, которые обслуживали не только Харьковскую губернию, но и высылали домашние аптечки по всей России (в аптечки обязательно входил «Краткий гомеопатический лечебник» под редакцией Дюкова). Его перу принадлежат такие труды, как: «Что такое гомеопатия?», «За и против гомеопатии» (отчет о работе гомеопатической лечебницы), «О необходимости изменения принятой системы образования и воспитания медиков», «Гомеопатия как вопрос земско-общественной медицины», «Чума и ее лечение», «В чем причина лекарственных отравлений?», «Гомеопатия в аллопатии», «Об индивидуализации лечения», «Что такое электрогомеопатия?» и многие др., а также переводы классиков гомеопатии — E. Nash «Очерки клинической фармакологии» и J. Clark «Справочник гомеопата». На этом его издательская деятельность не заканчивается… Он был редактором ежемесячного журнала «Вестник гомеопатической медицины», который издавался в Харькове, Одессе, Хороле, Сумах и пользовался огромным спросом у врачей-гомеопатов всей России. Также в Харькове издавались и другие журналы: «Гомеопатический вестник», «Врач-гомеопат», «Гомеопатия и государство».

Все вышеизложенное говорит о высоком интересе к гомеопатии в Харькове на рубеже XIX-XX вв. и огромном влиянии врачей-гомеопатов на события в медицинском мире того периода. Хочется представить вашему вниманию одну из статей Е. Я. Дюкова, опубликованную в первом номере «Вестника гомеопатической медицины» за 1901 год…

Нынешним годом началось новое, двадцатое по счету, столетие, в  котором, и быть может в ближайших сроках его, по всей видимости, суждено будет разрешиться тому недоразумению среди медиков, которое разделяет их на два враждующих лагеря — гомеопатов и аллопатов. Недоразумение это возникло век назад, вместе с началом существования гомеопатии, или учения Ганемана, что болезни следует лечить по так называемому «закону подобия», по принципу similia similibus, подобное подобным, или средствами, имеющими свойство действовать на организм подобно болезни.

Причина указанного враждебного разлада, разделившего врачебный мир на два лагеря, так много и так сильно враждовавших между собою все столетие и не могущих протянуть спокойно друг другу руку еще до сих пор, лежит, в общих чертах, в том, что врачи в течение веков привыкли держаться совершенно противоположного принципа лечения — лечить болезни путем противодействия им, путем contraria contrariis, противное противным, т. е. такими средствами, которые, по предположению врача, должны действовать на организм противоположно болезни, должны обезвредить и уничтожить в нем ту причину, которою болезнь была вызвана. Таким образом, разлад во врачебном мире возник на почве противоречия новых воззрений, иных точек зрения, и установившейся традиции, вошедшей, так сказать, в плоть и кровь врачей привычке лечить болезни по известной системе, общепринятой испокон веков. Кроме того, такому разладу нового со старым было из чего возникнуть: оба лечебных направления,— новое, гомеопатическое, и старое, названное аллопатическим,— по существу своих исходных воззрений представляют огромную разницу. Господствовавшая система лечения болезней по принципу contraria contrariis, т. е. противодействующими средствами, очевидо, вытекает из предположения, что внутренняя болезнь может быть прекращена и уничтожена простым внешним противодействием ей со стороны врача, что врач может поставить извне преграду для развития болезни в организме, может ее ослабить, уничтожить с помощью того или иного средства, назначенного больному, противодействующего, по соображениям врача, причинам или сущности болезни. Пример такого извне противодействующего, аллопатического лечения болезней по принципу contraria contrariis представляется противомикробный, антисептический, способ лечения, когда различного рода инфекционные, вызываемые заразными началами, болезни — дифтерит, тиф, холера и проч.— лечатся средствами, убивающими, по предположениям врачей, болезнетворные микробы в организме больного,— карболкой, сулемой, салицилом и т. п. Примерами же такого извне противодействующего лечения будут: аллопатическое лечение лихорадочных, т. е. с повышенной температурой, болезней жаропонижающими средствами — холодными ваннами, хинином, антипирином; болезней невралгических — болеутоляющими, наркотическими; поносов — крепительными и вяжущими; запоров — слабительными и проч.

Основатель гомеопатии, или системы лечения подобно действующими средствами, Ганеман систему извне противодействующего лечения внутренних болезней находил неправильной и не заключающей в себе действительно разумного медицинского пособия. Он говорил: «Врачу надлежит не воевать с болезнью, а лечить больного, помогать ему». Врач, добивающийся во что бы то ни стало осилить болезнь противодействием своих мероприятий, совершенно не признает того, что организм не бездушный механизм, относящийся безразлично к болезнь возбуждающей причине или к внешнему воздействию на него врача. Организм — это живой механизм, самоуправляющийся по особым законам, сам сопротивляющийся вызывающим болезнь причинам, сам от них защищающийся, сам себя врачующий и могущий излечить. Это, во-первых. Во-вторых, такой врач упускает из вида, что его познания медицинской науки об устройстве человеческого организма и механике его внутренней жизнедеятельности настолько еще несовершенны (и, быть может, далекими от совершенства будут пребывать всегда), что вмешательство в эту жизненную самоврачующуюся механику со всякими внешними противодействиями, основанными на соображениях, кажущихся врачу разумными, рациональными, легко может вместо пользы причинить больному вред. Поэтому, говорит Ганеман, врач, во избежание подобного невольного вреда, должен, не мудрствуя лукаво, всегда соотносить свои врачебные мероприятия с мероприятиями врача-природы, должен назначать больному такие средства, которые способны действовать на больной организм рука об руку с его целебными усилиями: подобно тому, как сам организм борется со своей болезнью, т.  е. назначать средства лечения по правилу similia similibus.

В общем, идея гомеопатической системы лечения болезней сводится к поддержанию внутреннего противодействия самого организма, тогда как в основе аллопатической системы лежит стремление осилить болезнь прямым и непосредственным, помимо всякого деятельного участия жизненной механики организма, противодействием извне самой болезни.

Такова коренная разница между аллопатией и гомеопатией. Этой разницей всецело определяются все существенные особенности этих систем, а именно: способы изучения свойств лекарственных веществ, принятые у гомеопатов и аллопатов, правила клинического выбора и назначения тех или иных средств лечения, определение их дозировки и проч., а также роль врача в лечении больного.

Вопрос, который из указанных путей лечения — аллопатический или гомеопатический — вернее и разумнее для достижения основной цели врача — скорейшего излечения болезни,— понятно, очень далек был от положительного решения в ту или иную сторону в момент обнародования Ганеманом своей системы, т. е. столетие назад, когда одна система лечения, новая, только вступала в жизнь и не имела достаточного жизненного опыта, а другая, традиционная, была в апогее своего развития и применения. Но с тех пор прошло много времени, накопилось уже достаточно данных, чтобы сделать более или менее верное заключение.

Уже сам факт благополучного существования гомеопатии целое столетие в атмосфере сплошного предубеждения, крайнего недоброжелательства, стеснения и преследования говорит о жизненности этого лечебного направления. Но этого, конечно, мало. За это время в господствующей медицине успели зародиться и сойти со сцены целый ряд прославляемых в свое время лечебных методов, способов и средств. Гомеопатия не пребывала в состоянии зачаточного прозябания; напротив, она с каждым днем получала все большее и большее распространение, проникала во все страны, приобретала многочисленных последователей среди пациентов и врачей старой школы, которые посвящали затем всю свою жизнь разработке и развитию нового учения. С другой стороны, мы видим, что сама аллопатическая медицина за время существования гомеопатии претерпела значительные изменения, причем насколько эти изменения отдалили современную медицину аллопатов от аллопатической медицины времен Ганемана, настолько же они приблизили ее к принципам Ганемановской гомеопатической системы. В процессе этого видоизменения немало прямого влияния и самой гомеопатии, что признается представителями аллопатической медицины.

Так, признают, что гомеопатия заставила врачей обратить внимание на возможность естественного исцеления болезней, на диету и упорядоченное питание, на образ жизни, режим больных. Именно этому врачи-аллопаты приписывают, в основном, все положительные результаты гомеопатического лечения, так как действие гомеопатических лекарств они отвергают и приравнивают его к нулю… Бесспорно, благодаря гомеопатии были упразднены из медицинского арсенала такие крайне насильственные аллопатические способы лечения, как массовые кровопускания, заволоки, нарывные пластыри, систематические рвотные и слабительные и т. п. Все эти истязающие меры и способы аллопатической медицины во время возникновения гомеопатии считались самыми «научными». А когда Ганеман начал доказывать обратное, т. е. всю ненаучность, вред, жестокость и неразумность указанных способов лечения, то аллопаты, в свою очередь, предложенную самим Ганеманом систему гомеопатического лечения объявили «проповедью невежества и отрицанием науки». Таково первоначальное происхождение этого тенденциозного определения гомеопатии, которое и доныне не сходит со страниц медицинских газет. В настоящее время оно может считаться нелепым анахронизмом, недоразумением, так как, во-первых, вышеуказанные способы лечения аллопатической медицины, из-за которых старые аллопаты не могли признать гомеопатию и вели ожесточенную войну с Ганеманом, уже давно сошли со сцены и никем из современных врачей-аллопатов не признаются «научными»; во-вторых, потому что лечебные приемы и способы современной аллопатии, по существу своему, начинают уже явно приближаться к приемам и способам гомеопатии. Гомеопатизация современной аллопатической медицины не может подлежать уже ни сомнению, ни отрицанию, при том по всем главнейшим пунктам гомеопатической системы лечения: во-первых, в отношении самого принципа гомеопатического лечения, т. е. лечения средствами, действующими подобно болезни; во-вторых, в отношении более умеренной лекарственной дозировки; в-третьих, в отношении способа изучения свойств лекарственных веществ на здоровом человеке — способа, указанного Ганеманом.

Мы не будем останавливаться подробно на изложении доказательств. Скажем только вкратце, что гомеопатизация аллопатической медицины в отношении основного принципа гомеопатического лечения similia similibus видна из современного «прививочного» направления аллопатической медицины, сущность которого сводится к предупреждению и лечению различных болезней — оспы, чахотки, дифтерита, тифа и проч.— прививками «лимф», «антитоксинов» и «сывороток», представляющих собою не что иное, как разведенные или ослабленные яды, от которых эти болезни и возникают. О том, насколько внимание современной господствующей медицины поглощено такой бессознательной гомеопатией, может засвидетельствовать даже обитатель любого захолустья, достаточно уже привыкший видеть свою «медицину» с прививочными шпринцовками, ланцетами и иглами в руках… Правда, есть аллопаты, которые прививочную гомеопатию не желают признавать за гомеопатию, но имеются также, помимо простой логики и здравого смысла, еще и авторитетные аллопаты в лице, например проф. Эйхвальда, которые доказывают, что Ганеман идею гомеопатии позаимствовал у Дженнера, родоначальника оспопрививания, чем, хотя такое уверение в позаимствовании не может быть признано исторической истиной, только лишний раз доказывается факт признания и самими аллопатами принципиального тождества с гомеопатией прививочного направления в аллопатической медицине, разрабатываемого, с легкой руки Дженнера, стараниями и усердием его последователей, знаменитых прививочников последнего времени — Пастера, Коха, Беринга, Ру, Мечникова и многих других.

Подготовил Ю. В. Зеленин, директор поликлиники «Гомеопат»





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика